38
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
таких ошибок:
Замены - “прышки” - “прыжки”, “шубы” - “шубке”, “земе” - “зиме”
пропуски - “бикие” - “бойкие” вставки - “мороз” - “морозо”, “спасая” - “спасает” ошибки, связанные с несоблюдением графики и орфографии. Первая группа ошибок относится к нарушению фонетического принципа русского письма (пишу, как слышу) и может быть проиллюстрирована следующими примерами: вместо “трудно различать” -“трудна различить”, вместо “его” - “ево” и т.п. Другие ошибки, того же класса связаны с несоблюдением орфографических правил. К такого рода ошибкам относятся: отсутствие обозначения на письме мягкости специальным знаком (вьюга - вюга), орфогафически неправильная передача конечного звонкого или глухого согласного: “врах” вместо “враг” .
По полученным результатам можно сделать вывод о том, что в письменных работах учеников 3 класса имеется существенное количество ошибок, которые принято считать специфическими.
Некоторые типы специфических ошибок являются наиболее распространенными в данной группе испытуемых: замены, пропуски букв, неправильное употребление смягчений, смешение звонких согласных с глухими.
Анализ результатов позволил сделать следующие выводы:
Нарушения письменной речи проявляются в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой. То есть ряд функций неречевого характера
(процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухомоторных координаций) либо задержаны в своем развитии, либо имеют искаженное развитие. Таким образом, дисграфия есть одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, в одних случаях, речевое развитие ребенка, в других -формирование ряда важных неречевых процессов и функций в ходе онтогенетического развития, либо включающего сочетание тех и других факторов.
Своеобразие развития определенного процента младших школьников не в полной мере учитывается методикой начального обучения. Это выражается в отсутствии целенаправленной взаимосвязи частных методик, в таких например, равно важных для всех учебных предметов вопросах, как формирование пространственных и временных ориентировок, а также в недостаточной разработанности системы обучения графическим навыкам.
Таким образом, мы надеемся, что подробное изучение школьников, страдающих нарушениями письменной речи при нормальном интеллекте, слухе, зрении, без выраженных аффективных расстройств дополнят имеющиеся данные относительно особенностей учебной деятельности детей младшего школьного возраста с дисграфией, а также относительно выбора направления коррекционного воздействия и в общем подходе к проблеме.
Список литературы:
•Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно-методическое пособие. - СПб. Изд-во «Союз», 2004. - 224 с.
•И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 1997 - 256 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ MICROSOFT POWER POINT В КУРСЕ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ
Зайреденова Алина Тарасовна
магистр биологии, учитель биологии ГБОУАО «Школа-интернат №7», г. Астрахани.
Ключевые слова: познавательный интерес, презентация Microsoft PowerPoint.
Keywords: cognitive interest, the presentation of Microsoft PowerPoint.
ВВЕДЕНИЕ.
Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего - наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока уже знакома из курса прошлого года, из средств массовой информации и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Интерес к уроку могут стимулировать различные аспекты его содержания, но и для их восприятия важно возбудить эмоциональную сторону интереса [4].
С этой целью учителя используют произведения искусства, стихи, музыку, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к учебной теме, к уроку, которые создают определенный эмоциональный настрой учащихся. Познавательная деятельность в процессе изучения биологии включает, во-первых, усвоение учащимися биологических знаний, умений и навыков, и, во-вторых, развитие их умственных способностей и познавательных интересов. Для того чтобы усвоение биологических знаний, формирование и развитие умений и навыков шло более плодотворно, необходимо использовать различные педагогические средства, стимулирующие их развитие. Презентация, как средство обучения, существенно влияет на умственное развитие учащихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности [1, 3]. INTRODUCTION.
What is the content of the lesson is of interest to him? First of all - the presence of novelty in the learning material. Often the topic of the lesson is already familiar from the course of last year, the media and, therefore, the material seems a well-known and uninteresting, it is treated superficially. Interest in the lesson can stimulate various aspects of its content, but also for their perception
39
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
of the emotional side, it is important to excite interest. [4] To this end, teachers use a work of art, poetry, music, colorful illustrations, living objects, epigraphs to the training topic, the lesson that create a certain emotional students.
Cognition in studying biology involves, first, the assimilation of the students of biological knowledge, skills, and, secondly, the development of their mental faculties and cognitive interests. To the assimilation of biological knowledge, the formation and development of skills went more productively, you must use a variety of pedagogical tools to encourage their development. The presentation as a learning tool, a significant impact on the mental development of the students, but not directly, but in the implementation of cognitive activity [1, 3].
Цель: проанализировать потенциал Microsoft PowerPoint как средства создания презентаций для повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии;
Методы исследования. Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе был использован комплекс методов:
1. Теоретические: анализ психолого-
педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретико-методический анализ исследуемой проблемы, разработка методических основ ее реализации в обучении биологии;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа,
изготовление мультимедийных презентаций для проведения педагогического эксперимента и анализ результатов работы с ними.
Конструирование урока с использованием презентации, направленного на развитие интереса, требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока. Существует ряд вариантов использования Microsoft PowerPoint в работе с учащимися:
1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах. Например, при изучении вида и его характеристик, можно использовать флеш-анимацию, которая может быть применена как для ознакомления с материалом, так и для его проверки. Учитель действует по схеме:
• демонстрирует анимацию с функцией «спрятать
все»;
• просит учеников, используя определения понятий и подсказки анимации микропопуляция, экологической и географической популяции, ареал вида, указать каким цветом на слайде они обозначены. При необходимости учитель исправляет и корректирует школьников;
• учитель дает задание перенести изображение из презентации в тетрадь и сделать подписи к нему [2, 3].
Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование опытов, построение географических карт.), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски. Например, при изучении фотосинтеза в курсе общая биология так же можно использовать динамическую модель, которая будет управляться учителем - курсором, он последовательно откроет всю картинку. При объяснении того, как из молекулы воды и углекислого газа на свету образуются органические вещества, учитель обращается к знаниям, которые ученики получили ранее, при изучении курса ботаники, он использует наводящие вопросы и подсказки флеш-анимации [2].
По ходу работы учащиеся могут строить свои интеллект-карты, закрепляя полученный материал и в
дальнейшем используя его при подготовке домашнего задания
Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:
- подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада;
- создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследований в рамках деятельности по проекту.
4. Совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение доказательств теории Ч. Дарвина после просмотра видеофрагмента из презентации к уроку).
5. Корректировка и тестирование знаний:
- проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или школьной медиатеке, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;
- работа с тестирующими системами и тренажерами,
- создание контрольно-измерительных материалов средствами PowerPoint в занимательной форме.
Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она бала разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление. Разнообразие видов учебной работы на уроке достигается путем комбинирования и вариативного сочетания разных методов и приемов обучения, разных средств наглядности и форм работы (индивидуальной, коллективной, групповой, фронтальной), а также с помощью варьирования структуры урока и использования новых интересных форм работы [3].
Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает её особенно привлекательной и наглядной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели (молекулы, строение атома, типы взаимоотношений между живыми организмами и окружающей средой, цепи питания), процессы (механизмы реакций, механика дыхания, глаз как оптический прибор и т.д.).
На первых этапах изучения биохимических понятий в курсе «Общая биология» ученики испытывают трудность в представлении пространственного строения молекул белка, ДНК, РНК, нуклеотидов и т.д. Рисунки в учебнике -плоские, двумерные. Пространственный образ приходится додумывать, воображать. В случае использования мультимедиа любой объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной форме на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами.
Использование презентаций на уроках биологии позволяет сделать преподавание содержательнее,интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Большую роль в усвоении понятий, умений и навыков играет личный познавательный опыт ученика, появлению и развитию которого способствуют практические мультимедийные работы. Мультимедийная практическая работа так же может
40
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
быть реализована в компьютерном классе каждый ученик за отдельным компьютером, или группами по два человека за компьютером. Подобные мультимедийные практические работы позволяют моделировать естественные условия, ставить биологические эксперименты, выяснять природные закономерности, опыты, которые являются дорогостоящими или затратными по времени.
Особенно большой интерес вызывает у учащихся мультимедийная экскурсия. Созданная мультимедийным путем виртуальная природная среда создавала эффект присутствия. Поэтому такое знакомство с природным объектом можно назвать виртуальной экскурсией. От простой демонстрации видеофильма по той же теме виртуальная экскурсия отличается интерактивностью, т.е. возможностью самого ученика самостоятельно действовать в созданной природе. Интерактивный видеоролик отличается от обычного тем, что его можно в любую секунду остановить и получить учебную информацию, необходимую для выполнения заданий. Учащийся, управляя курсором, может приближать различные объекты, поворачивать вокруг оси,
т.е. в соответствии с его действиями меняется картинка на экране [2,3].
Еще одним из примеров организации работы с мультимедиа является электронный конспект лекций. Такой конспект позволяет совместить слайд-шоу текстового и графического сопровождения с компьютерной анимацией. При этом технические возможности компьютерной техники совмещаются с живым общением лектора с аудиторией. Презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие и запоминание представленного материала.
На слайдах представлены тема лекции, основные положения, краткий текстовый комментарий, необходимые рисунки, картинки, формулы, уравнения реакций, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке.
В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещают контрольные вопросы. Их учитель предлагает по завершении лекции. Если учащиеся не могут ответить на какой-либо вопрос, то учитель, используя специальную управляющую кнопку с гиперссылкой, возвращает тот слайд, где есть сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется повторение материала, оказавшегося трудным для школьников [2].
Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, причем одну из самых, сейчас распространенных программ
PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и учащиеся с удовольствием просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий [3].
Выводы. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что презентация в Microsoft Power Point является одним из доступных и результативных аудиовизуальных средств обучения. Мультимедийная презентация предполагает совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока, усиление мотивации учения, улучшение качества обучения и воспитания, повышение уровня подготовки учащихся как по предмету, так и в области современных информационных технологий.
Уроки с использованием мультимедийных презентаций позволяют учащимся лучше усвоить базовые знания по предмету, систематизировать освоенные знания, сформировать мотивацию к учению в целом, оказать учебнометодическую помощь учащимся при самостоятельной работе с учебным материалом. Применение мультимедийной презентации принципиально не изменяет структуры урока и может использоваться на всех этапах урока.
Использование приложения Microsoft PowerPoint может повысить темп и плотность урока, увеличить эффективность работы учителя.
Раздел общей биологии в силу своей специфичности - главной формой обучения является лекция - нуждается в применении средств наглядности и образном представлении информации. Использование лекций-презентаций в процессе преподавания позволяет легче переводить учебную дидактическую информацию в долговременную память, способствуя ее прочному усвоению, повышает интерес школьников к изучению дисциплины.
Список литературы:
1. Морозова. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. / Н.Г. Морозова - М.: Знание.- 1979. -136с.
2. Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. - 2002. - №2. - 30-34с.
3. Подшивалина В.Н. Биология и информатика: интегрированные уроки // Биология в школе. -1998. №6 - С. 34.
4. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина - М.: Педагогика. -2007. - 352-358 с.