Научная статья на тему 'Методические аспекты использования мультимедиа на уроках информатики'

Методические аспекты использования мультимедиа на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА СРЕДСТВА / MULTIMEDIA TOOLS / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / PRESENTATION / АУДИО ФАЙЛЫ / AUDIO FILES / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ / METHODS OF TEACHING COMPUTER STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садулаева Б.С.

В статье рассмотрены выявленные методические особенности работы со средствами мультимедиа разработаны требования и правила работы с тем или иным видом мультимедиа средств, требования к построению мультимедийного урока; созданы условия для интерактивного взаимодействия учащихся, разработаны технологические карты урока, наглядные средства, применяемых в школе. Умение создавать и использовать мультимедиа в учебной и профессиональной деятельности стало ведущим условием организации эффективной деятельности преподавателя на уроке. Применение мультимедиа средств на уроке требует определенной организации соответствующего этапа урока и соблюдения образовательных условий работы. Автором обобщены требования к мультимедиа средствам и возможности их использования в образовательных целях в школе, а также выделены особенности использования мультимедиа на уроках информатики в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE METHODICAL ASPECTS OF USING THE MULTIMEDIA ON LESSONS OF COMPUTER STUDIES

In the course of work, methodological features of working with multimedia tools are revealed, i.e. the requirements and rules of work with this or that kind of multimedia means, the requirements to construction a multimedia lesson. Conditions for interactive communication of students are created, technological lesson cards are developed, the paper discusses what visual aids are used in schools. An ability to create and use multimedia in teaching and professional activities became the leading condition for effective activity of the teacher in the classroom. The application of multimedia in the classroom tools requires some appropriate phase of the lesson and fulfilling of principles of the educational environment. The author summarizes the requirements for multimedia means and ways to use them for educational purposes in schools. The paper also highlights features of media usage on lessons of Computer Studies in secondary schools.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты использования мультимедиа на уроках информатики»

Библиографический список

1. Садулаева Б.С., Мурадова П.Р Информационно-образовательная среда как фактор повышения эффективности управления учебными заведениями. Общество: социология, психология, педагогика. Краснодар, 2016; 2: 125 - 127.

2. Интернет технологии в образовании. Учебно-методическое пособие. Тамбов, 2002.

3. Садулаева Б.С. О проектировании информационно-образовательной среды вуза. Инновационная наука. 2016; 4-2: 191 - 194.

4. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу. Информатика и образование. 2000; 8.

5. Пустобаев В.П. Теория и технология использования средств формализации для информационного моделирования учебного материала. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.

References

1. Sadulaeva B.S., Muradova P.R. Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak faktor povysheniya 'effektivnosti upravleniya uchebnymi zavedeniyami. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. Krasnodar, 2016; 2: 125 - 127.

2. Internet tehnologii v obrazovanii. Uchebno-metodicheskoe posobie. Tambov, 2002.

3. Sadulaeva B.S. O proektirovanii informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Innovacionnaya nauka. 2016; 4-2: 191 - 194.

4. Matros D.Sh. Vnedrenie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v shkolu. Informatika i obrazovanie. 2000; 8.

5. Pustobaev V.P. Teoriya i tehnologiya ispol'zovaniya sredstv formalizacii dlya informacionnogo modelirovaniya uchebnogo materiala. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 10.04.17

УДК 37.02

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: sadulaeva@mail.ru

ABOUT THE METHODICAL ASPECTS OF USING THE MULTIMEDIA ON LESSONS OF COMPUTER STUDIES. In the course of work, methodological features of working with multimedia tools are revealed, i.e. the requirements and rules of work with this or that kind of multimedia means, the requirements to construction a multimedia lesson. Conditions for interactive communication of students are created, technological lesson cards are developed, the paper discusses what visual aids are used in schools. An ability to create and use multimedia in teaching and professional activities became the leading condition for effective activity of the teacher in the classroom. The application of multimedia in the classroom tools requires some appropriate phase of the lesson and fulfilling of principles of the educational environment. The author summarizes the requirements for multimedia means and ways to use them for educational purposes in schools. The paper also highlights features of media usage on lessons of Computer Studies in secondary schools.

Key words: multimedia tools, presentation, audio files, methods of teaching computer studies.

Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный,

E-mail: sadulaeva@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

В статье рассмотрены выявленные методические особенности работы со средствами мультимедиа - разработаны требования и правила работы с тем или иным видом мультимедиа средств, требования к построению мультимедийного урока; созданы условия для интерактивного взаимодействия учащихся, разработаны технологические карты урока, наглядные средства, применяемых в школе. Умение создавать и использовать мультимедиа в учебной и профессиональной деятельности стало ведущим условием организации эффективной деятельности преподавателя на уроке. Применение мультимедиа средств на уроке требует определенной организации соответствующего этапа урока и соблюдения образовательных условий работы. Автором обобщены требования к мультимедиа средствам и возможности их использования в образовательных целях в школе, а также выделены особенности использования мультимедиа на уроках информатики в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: мультимедиа средства, презентация, аудио файлы, методика обучения информатике.

Мультимедиа средства есть совокупность аппаратных и программных средств, позволяющие представить информацию в виде, обеспечивающим его восприятие информации одновременно несколькими органами чувств. Приведём некоторые определения понятия «мультимедиа».

В энциклопедическом словаре для начинающих, В.А. Поспелов в Энциклопедическом словаре для начинающих пишет: «Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление (текст, графика, рисунок, звук, анимация, видео и т. п.) и/или существующей на различных носителях (магнитные и оптические диски, аудио- и видеоленты и т. д.)».

В учебном курсе «Персональный компьютер» авторы С.В. Глушаков и И.В. Мельников пишут: - «Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь». [1]

В своей работе [2] М. Кирмайер даёт следующее определение: «Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию».

В работе «Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс» Б.А. Бента встречаем следующее определение: «Мультимедиа следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей, обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических процессов, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению, как образовательных целей обучения, так и целей развития» [3].

Урок информатики и ИКТ по своему определению предполагает максимальное использование информационно-коммуникационных средств, технологий и мультимедиа, поэтому выделение методических особенностей представляется очень тонким делом.

При составлении презентации необходимо придерживаться правил:

- учитывать психолого-возрастные особенности учащихся;

- строго придерживаться поставленным целям и результатам обучения;

- выбирать адекватную учебному материалу цветовую гамму оформления слайдов;

- не перегружать слайд текстовой информацией;

- выделять надписи и заголовки шрифтом;

- на слайде выделять предложения, определения, слова, термины, для записей в тетради, озвучивать их во время демонстрации презентации;

- рассчитать размер букв, цифр, знаков, их контрастность с учетом визуального обзора их с последних рядов парт;

- использовать спокойный, «неядовитый» цвет фона, букв, линий, не вызывающий раздражение и утомление глаз;

- чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле;

- не перегружать слайды зрительной информацией;

- на просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2 - 3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради;

- настраивать спокойное звуковое сопровождение слайдов [4].

Применение мультимедиа средств на уроке требует определенной организации соответствующего этапа урока и соблюдения образовательных условий работы.

Необходимо предварительно подготовить учащихся к просмотру. Видео фильм может быть представлен в виде полного фильма или курса, представленного по частям, хрестоматии; фрагментов, кино, видеофильмов, отбор содержания фильма происходит как по образовательным целям, так и по воспитательным.

Умение создавать и использовать мультимедиа в учебной и профессиональной деятельности стало ведущим условием организации эффективной деятельности преподавателя на уроке, поэтому члены информационно-коммуникационного общества, которое находится в стадии становления, должны владеть средствами мультимедиа.

В связи с чем, при обучении дисциплины «Информатика» в школьном курсе в разделе «Информационно-коммуникационные технологии» теме «Мультимедиа» уделяется достаточно много времени, чтобы учащиеся сформировали компетенции в данной области знаний.

Материал 1. Основные задачи данного материала - знакомство с программой PowerPoint.

Изучение содержания курса, планирование видов и объемов работ.

Демонстрация: электронная презентация «Объектно-ориентированное программирование» с вставкой звуковых и видео файлов.

Материал 2. Вставка и воспроизведение звуков.

Рассмотреть вставку звуков из:

- звук из файла;

- звук из коллекции картинок;

- вставка музыки с внешнего носителя;

- вставка музыки из сети Интернет.

В данном материале рассмотрено воспроизведение звуков в режиме Показа слайдов. Используем функцию - изменение настройки воспроизведения в режиме Показа слайдов.

Режим установки длительности Показа слайдов. Используем время отображения слайдов и настройку длительности при предварительном показе слайдов.

Материал 3. Запись сопровождения речи

Рассмотрены вопросы: запись звукового комментария на отдельном слайде и его удаление из слайда. Записать речевое сопровождение в процессе презентации?

Материал 4. Вставка видеоклипов в презентацию.

Изучение вопросов вставки видеоклипов в презентацию и их воспроизведение. Воспроизведение клипов в режиме показа слайдов. Изменение параметров настройки воспроизведения видеоклипа.

Материал 5. Изучение вопросов вставки видеоклипа в качестве объекта.

Вставка видеофрагмента как объект или гиперссылка. Вставка видеофрагмента из Интернета.

Материал 6. Создание презентации, демонстрируемой без участия учащегося. Режим настройки автоматического показа слайдов и сохранение презентации.

Материал 7. Повторение

Повторение и закрепление изученного материала курса, подготовка проекта. Планируется 2 часа для рассмотрения дополнительных вопросов.

Материал 8. Защита мини-проекта. [4]

Школьники в программе Microsoft PowerPoint создают профессионально оформленные законченные презентации.

Проектная деятельность является в настоящее время достаточно часто используемым методом обучения. Само название говорит за себя - данный метод входит в личностно-деятельную парадигму обучения и направлена на развитие исследовательских и творчески способностей обучающихся.

Таблица 1

1. Ф.И.О.учителя: 2. Класс: Дата: Предмет 3. Тема урока: 4. Тип урока 5. Цель урока:

Этап работы Форма, методы и средства работы Задания Планируемые результаты

Предметные Метапред-метн.

1. Предъявления средства - электронная презентация и мультфильм

мультимедиа - электронная презентация с использованием интерактивной доски - электронная презентация с использованием аудио средств - электронная презентация + видео урок

2. Обсуждение работы - рассказ - беседа - объяснение - работа с книгой - демонстрация - игра - дискуссия - игра (игра-путешествие) - обсуждение

3. Первичное закрепление - выполнение устных заданий - выполнение практических заданий - выполнение графических заданий

4. Подведение итогов - выполнение учебно-трудовых заданий - беседа - обсуждение - игра

5. Рефлексия - рефлексия эмоционального состояния - рефлексия учебной деятельности - рефлексия содержания учебного материла

Технологическая карта мультимедийного урока

Метод проектов представляет собой эффективную интеграцию теоретических знаний с их практическим приложением в решении проблемных задач окружающей действительности, используемой в совместной деятельности обучающихся [5].

Объяснительно-иллюстративные и личностно-ориентиро-ванные технологии способствуют процессу самоопределения учащихся.

Основная проблема изучения данного материала - ограниченность во времени.

В ходе изучения темы работы в Microsoft Power Point возможен выбор учащимися материала любого школьного предмета, его обработка, создание презентации и демонстрация данной презентации на соответствующем уроке своим одноклассникам.

Рассмотрим характеристику средств мультимедиа и их возможностей. Технологии мультимедиа включают в себя технические средства и компьютерные презентации.

Технические средства - это средства ввода, вывода аудио и видео информации и носители информации.

Компьютерные презентации - это программные средства создания презентаций, средства демонстрации презентаций, а также включают содержание и структуру презентации.

Структура технологической карты включает:

- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

- цель освоения учебного содержания;

- планируемые результаты (личностные, предметные, ме-тапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

- метапредметные связи и организацию пространства;

- основные понятия темы;

- технологию изучения указанной темы;

- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе.

Вторая особенность: в процессе подготовки к урокам разработаны и структурированы требования, на основе которых сформулированы правила по использованию мультимедиа на уроках информатики, с учетом санитарно-гигиенических норм, возрастных особенностей и специфики психологического воздействия средств мультимедиа школьников, эстетические и организационно-методические особенности использования рассматриваемых видов наглядности.

Образец технологической карты, представляющей первую методическую особенность использования мультимедиа в учебном процессе представлен в таблице 1.

Третья методическая особенность раскрывается посредством подбора интерактивных заданий со средствами мультимедиа, учитывая форму проведения урока.

Таким образом, изучены требования к мультимедиа средствам и возможности их использования в образовательных целях в школе, а также выделены особенности использования мультимедиа на уроках информатики в общеобразовательной школе.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. Начальная школа. 2015.

2. Кирмайер М. Мультимедиа. Санкт-Петербург: BHV-Санкт-Петербург, 1999.

3. Бент Б.А. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. Авторизованный пер. с англ. Москва: «Обучение-Сервис», 2015.

4. Мантуленко В.В. Мультимедиа в современном образовании. Актуальные проблемы воспитания и образования: межвузовский сборник научных статей. Выпуск 6. Под редакцией М.Д. Горячева. Самара: Издательство «Самарский университет», 2014.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Москва, 2013.

References

1. Zaharova N.I. Vnedrenie informacionnyh tehnologij v uchebnyj process. Nachal'naya shkola. 2015.

2. Kirmajer M. Multimedia. Sankt-Peterburg: BHV-Sankt-Peterburg, 1999.

3. Bent B.A. Multimedia v obrazovanii: specializirovannyj uchebnyj kurs. Avtorizovannyj per. s angl. Moskva: «Obuchenie-Servis», 2015.

4. Mantulenko V.V. Mul'timedia v sovremennom obrazovanii. Aktual'nye problemy vospitaniya i obrazovaniya: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh statej. Vypusk 6. Pod redakciej M.D. Goryacheva. Samara: Izdatel'stvo «Samarskij universitet», 2014.

5. Davydov V.V. Problemy razvivayuschego obucheniya. Moskva, 2013.

Статья поступила в редакцию 10.04.17

УДК 378

Stepanskaya T.M., Doctor of Art Criticism, Professor, member of the Union of Artists of Russia, Head of Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: stm@art.asu.ru

Naumova V.I., Doctor of Art Criticism, Professor, Head of Department of Architecture and Design, East Kazakhstan State Technical University of D. Serikbayev (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan), E-mail: stm@art.asu.ru

TRADITIONS AND THE PRESENT TIME. The authors investigate a problem of relationship of traditions and the present time. The researchers defend a view, according to which traditions and continuity is a phenomena that doesn't exclude the uniqueness of cultural heritage of regions, but are the keepers and sources of revival of the spirituality, which is so necessary for the modern society. The work observes views of modern philosophers, culturologists, art critics on such phenomena as "globalization", "tradition", "civilization". It is noted that now Russia actively assimilates values of the western culture. The work states the need to store values of the traditional culture. The research considers traditions as both samples and stereotypes - ethnic, local, regional and others - with reference to the Altai cities and settlements.

Key words: tradition, social relays, globalization, folklore, region.

Т.М. Степанская, д-р иск., проф., член Союза художников России, зав. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru В.И. Наумова, д-р иск., проф., зав. каф. архитектуры и дизайна Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск (Казахстан), E-mail: stm@art.asu.ru

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье актуализируется проблема взаимоотношений традиций и современности, авторы отстаивают взгляд на традицию и преемственность как на явления, не исключающие уникальности культурного наследия регионов, но являющимися хранителями и источниками возрождения духовности, столь необходимой современному обществу. Анализируются взгляды современных философов, культурологов, искусствоведов на такие явления как «глобализация», «традиция», «цивилиза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.