Научная статья на тему 'Теоретические основы применения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе'

Теоретические основы применения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / COMPUTERIZATION / PROCESS OF TECHNOLOGIZING / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко Ю. В.

В статье раскрываются основы применения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе в современных условиях. Рассматривается динамика прогресса информационных технологий в современном обществе, которая выдвигает необходимость изменения учебного процесса в общеобразовательной школе, а именно разработку новых технологий, внедрение более эффективных методов и средств обучения. В настоящее время, одним из таких средств обучения является мультимедиа. Эффективность использования мультимедиа как дидактического средства при формировании учебной деятельности зависит от построения системы уроков музыки, содержащих в той или иной форме мультимедиа в соответствии с моделью освоения учащимися учебной деятельности. В статье выявляются специфические качества мультимедийных ресурсов. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование мультимедийных технологий в процессе обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе является эффективным средством достижения дидактических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASICS OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN MUSIC CLASS AT GENERAL EDUCATION SCHOOL

The paper discloses what the basis of using multimedia technologies in lessons of music at a modern regular school is. The author considers progress of information technologies in modern society that causes some changes in pedagogical process organized at a general education school, especially the development of new educational technologies, implementation more effective educational methods and tools; at the present days, one of them is multimedia devices. The utilization efficiency of multimedia as an instructional method of forming of a student's learning activity depends on structure of music classes that content elements of multimedia according with a selected educational process model. The paper names some differences of multimedia resources from non-multimedia ones. The adduced information led the author to conclude that using multimedia technologies during lessons of music at a general educational school is an effective way to a teacher to reach purpose of training.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы применения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе»

в досуговой деятельности проверяет (самодиагностирует) свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя.

Довольно большое количество разнообразных видов и форм досуга, специально инструментованных и организованных могут выполнять функцию диагностических методов (игры, интеллектуальные развлечения, конкурсы и соревнования, спортивные упражнения и тесты и др.), дающих достаточно реалистическую информацию об учащихся.

Функция формирования социальной активности самодеятельности. Основа досуга - социальная, духовная, творческая активность личности. Сам досуг создается избыточностью поведения, которая выражается в потребности, в самоощущении что-то узнать, чему-то научиться, с кем-то поделиться. Но избыточность поведение может быть ориентирована только на самого себя как самоидентификация, как самоощущение себя личностью, со своими личными координатами - интересами, потребностями, это и есть ориентация на свою активность, но и сопричастность с другими.

Функция коммуникативного общения и межнациональные коммуникации. Очевидно, общение следует рассматривать и как основной энергетический источник развития. В общении нуждаются все, независимо от уровня его развития. Досуг - деятельность коммуникативная, она вводит обучающихся в реальный контекст сложных человеческих отношений и переживаний.

Любая досуговая общность, объединение (кратковременное и долговременное) - коллектив, выступающий применительно к каждому члену общего досуга как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. В досуговой деятельности, сходятся быстро, и любой участник (даже с ОВЗ) интегрирует опыт, полученный от всех партнеров. Вступая в досуговую общность, школьник берёт на себя ряд моральных обязательств, которые заложены в содержании досуговой деятельности и отражаются в характере общения. Это общение включает в себя специфические формы поведения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимопонимание и способность самому принимать решения, уступки и эмоциональную контрастность.

Развлекательная функция досуга. Объективно - это одна из основных функций досуга. Развлечь - означает, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление индивида к каким-либо потребностям, опосредованно приобретенным индивидуальным опытом; развлечь - это, во-вторых, организовать проведение веселого, приятного времени (времяпрепровождение), в-третьих, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, завладеть чьими-то чувствами, мыслями, вывести индивида на

Библиографический список

занятия, которая способны захватить его целиком. Поскольку влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, развлекательная функция досуга связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизация личности, реализация уровней ее притязаний.

Досуг способствует яркости ощущения пространства времени и территории жизни, он стимулирует вкусы, «запахи» материальности мира, звуки и созвучия, даже невнятицы слов, их «блаженность и бессмысленность» (Б. Пастернак).

Функция педагогической поддержки. Поддержка обучающихся - основа гуманистического воспитания. Сам по себе духовно богатый, разнообразный досуг является действенным средством в педагогической поддержки. Поддержка - это нахождение адекватных каждому школьнику способов помощи в решении его проблем.

Педагогическая поддержка в сфере досуга складывается из следующего:

- индивидуальное педагогическое консультирование при включении в досуговую деятельность;

- самовключение в досуг, воодушевление на досуговую деятельность (прямое и косвенное);

- обеспечение учащихся ролями, соответствующими их возможностям, интересам, задачи индивидуальной работы;

- одобрение ребенка, оценка его успехов, поощрение отличившихся;

- создание условий безопасности в сфере досуга, психологического комфорта, посредничество в конкурсных досугах;

- выявление причин затруднений в общении, взаимодействие партнеров по совместному досугу на итоговых обсуждениях результата досуговой деятельности;

- вывод учащихся, помощь в процессе способов самостоятельного решения собственных проблем.

Исходя из этого, предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, цели, возможности и пути преодоления проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, общении, образе жизни.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что организованный досуг с учетом выделенных развивающих и воспитательных возможностей может выступать в качестве одной из организационных форм работы с обучающимися с ОВЗ, и обеспечивающей их специальной (коррекционной) поддержкой, направленной на удовлетворение их особых образовательных потребностей.

1. Дюмазедье Ж. Планирование досуга и культурное развитие. Образование взрослых и досуг в современной Европе. Прага: «Обрис», 1966: 86 - 92.

2. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности Проблемы дефектологии. Москва, 1995: 28 - 32.

3. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность. Москва: МГУКИ, 2004.

4. Ариарский М.А. Прикладная культурология. Санкт-Петербург: Эго, 2001.

References

1. Dyumazed'e Zh. Planirovanie dosuga i kul'turnoe razvitie. Obrazovanie vzroslyh i dosug v sovremennoj Evrope. Praga: «Obris», 1966: 86 - 92.

2. Vygotskij L.S. K psihologii i pedagogike detskoj defektivnosti Problemy defektologii. Moskva, 1995: 28 - 32.

3. Kiseleva T.G. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva: MGUKI, 2004.

4. Ariarskij M.A. Prikladnaya kul'turologiya. Sankt-Peterburg: 'Ego, 2001.

Статья поступила в редакцию 25.03.18

УДК 372.8:78:004.032.6

Denisenko Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

THEORETICAL BASICS OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN MUSIC CLASS AT GENERAL EDUCATION SCHOOL. The paper discloses what the basis of using multimedia technologies in lessons of music at a modern regular school is. The author considers progress of information technologies in modern society that causes some changes in pedagogical process organized at a general education school, especially the development of new educational technologies, implementation more effective educational methods and tools; at the present days, one of them is multimedia devices. The utilization efficiency of multimedia as an instructional method of forming of a student's learning activity depends on structure of music classes that content elements of multimedia according with a selected educational process model. The paper names some differences of multimedia resources from non-multimedia ones. The adduced information led the author to conclude that using multimedia technologies during lessons of music at a general educational school is an effective way to a teacher to reach purpose of training.

Key words: multimedia technologies, multimedia, education, computerization, process of technologizing.

Ю.В. Денисенко, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье раскрываются основы применения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе в современных условиях. Рассматривается динамика прогресса информационных технологий в современном обществе, которая выдвигает необходимость изменения учебного процесса в общеобразовательной школе, а именно - разработку новых технологий, внедрение более эффективных методов и средств обучения. В настоящее время, одним из таких средств обучения является мультимедиа. Эффективность использования мультимедиа как дидактического средства при формировании учебной деятельности зависит от построения системы уроков музыки, содержащих в той или иной форме мультимедиа в соответствии с моделью освоения учащимися учебной деятельности. В статье выявляются специфические качества мультимедийных ресурсов. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование мультимедийных технологий в процессе обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе является эффективным средством достижения дидактических целей.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, мультимедиа, образование, информатизация, технологизация.

Современное общество, с его глобализацией, информатизацией, характеризуется сильным влиянием на него новых компьютерных технологий, которые проникают во все области человеческой жизни. Вследствие этого в настоящее время одной из приоритетных задач современного образования является его информатизация - процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования информационно-коммуникативных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Динамика прогресса информационных технологий в современном обществе выдвигает необходимость изменения учебного процесса, а именно - разработку новых технологий, внедрение более эффективных методов и средств обучения. В настоящее время, одним из ведущих средств обучения является мультимедиа.

Необходимость применения мультимедийных технологий в общеобразовательной школе обусловлена тем, что они дают огромные возможности для разнообразия форм обучения, способствуют повышению мотивации учащихся к изучению предмета, а процесс обучения становится более интересным, лёгким, вследствие этого и результативным.

Под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудио-эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения, что означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще - анимации и видео [5, с. 23].

Большое значение в развитии и формировании мультимедийных технологий сыграли тотальная информатизация и технологизация, охватившие все сферы жизнедеятельности современного общества.

Повышенная потребность в развитии производства информационных средств для создания, передачи, хранения, обработки и автоматизации информационных процессов обусловила возникновение наряду с традиционными информационными технологиями, базирующимися в основном на «бумажном» (книги, газеты и т. п.) и «плёночном» (фото, кино) представлении информации, новых информационных технологий, в основе которых лежат электронные средства информации.

Новые информационные технологии, не вытесняют традиционные - количество «бумажной» и «плёночной» информации продолжает нарастать, поэтому процесс информатизации не сводится только к внедрению новых информационных технологий. Постепенно складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах, в которой тесно взаимодействуют традиционные и новые информационные технологии. Установка на прогресс и инновацию, заложенная в самой логике развития технологий, позитивно и стимулирующе воздействует на области, использующие в своей жизнедеятельности новые информационные технологии [5, с. 17].

В настоящее время трактовка термина «мультимедиа» несколько расширилась. Он стал охватывать не только компьютерные средства обработки информации, но и носители информации. Следовательно, под мультимедиа понимаются и мультимедийная программа-оболочка, и продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии, и компьютерное оснащение. Вместе с тем мультимедиа - это особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую -речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п. [5, с. 23].

Американские исследователи Л.Дж. Скибб, С. Хэйфмейстер, А. Чеснат называют мультимедийные технологии «эволюцией в прогрессе» [4, с. 24], отмечая, что мультимедиа является смешанной технологической прогрессией, а не просто комбинацией аппаратных и программных компонентов. Данные авторы трактуют мультимедиа как «комбинацию платформ, инструментов коммуникации, людей и влияния на культуру». При этом характер этих влияний может быть различным. Мультимедиа может повысить эффективность и производительность работы, а может изменить используемые методы коммуникации.

Поскольку технологии мультимедиа являются комплексными, то и отдельные элементы этих технологий стали обозначаться самостоятельными терминами, где слово «мультимедиа» используется в качестве прилагательного: мультимедиа-процессы, мультимедиа-системы, мультимедиа-программы, мультимедиа-продукты, мультимедиа-услуги. В целях благозвучия гораздо правильнее использовать в таких словосочетаниях прилагательное мультимедийный, мультимедийная, мультимедийное.

Мультимедийные ресурсы отличаются от немультимедийных прежде всего тем, что:

1. Данные (информация) хранятся и обрабатываются в цифровой форме с использованием компьютера.

2. Они могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т.д.).

3. Их существенной особенностью является интерактивность - активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияния.

4. Они включают гипертекст.

Этот термин был введён Тедом Нельсоном в 1965 году для обозначения «текста ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Обычно гипертекст представляется набором текстов, содержащих узлы перехода между ними, которые позволяют избирать читаемые сведения или последовательность чтения [1, с. 107].

Немецкий исследователь М. Кирмайер рассматривает мультимедиа как результат деятельности в области электронной или компьютерной промышленности и как взаимодействие визуальных и аудио-эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения, подчёркивая особенности мультимедиа и как маркетингового инструмента [5, с. 15].

Благодаря применению мультимедийных технологий в средствах информатизации за счёт одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видео информации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно внедряются в различные сферы деятельности человека, в том числе и практику образования.

Применение мультимедийных технологий в сфере образования на данный момент приоритетная область информатизации образования. На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей, педагогов, психологов, было показано, что использование мультимедиа позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, может стать средством эффективности обучения, значительно сокращает время, отведённое на изучение обязательного учебного материала, даёт возможность существенно углубить и расширить круг рассматриваемых проблем и вопросов, т.е. использование мультимедийных технологий на уроках музыки - средство целесообразное.

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных компьютерных технологий. Применение мультимедийных технологий на уроках музыки напрямую связано с новой политикой в сфере образования, с информатизацией образования. В современных условиях мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам - интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также, благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способности к повышению их мотивации.

Кроме того, применение мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе способствует одновременно всестороннему развитию и творчески активному росту личности учащегося, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, а также высокому уровню внутренней духовной культуры.

Мультимедийные технологии сочетают в себе множество компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционный учебный предмет, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету «Музыка». Кроме того, фрагменты уроков музыки, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации, т.е. привлекательности.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как: изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; видео, сложные видеоэффекты; анимации и анимационное имитирование.

Интерактивность средств информатизации образования означает, что пользователям, как правило, школьникам и педагогам, предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования. Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств. Интерактивность позволяет в определённых пределах управлять представлением информации: педагог может индивидуально менять настройки, подстраиваясь под особенности восприятия определённого возраста - устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям, что позволяет сделать вывод о гибкости мультимедийных технологий.

Демонстрационный зрительный ряд при использовании мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления учащихся становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, изобразительным искусством, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.

Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование мультимедийных средств обучения. Это мультимедийный компьютер, укомплектованный звуковой стереокартой, приводом DVD/CD-ROM, звуковыми стереоколонками, микрофоном, видеокартой; устройства ввода видеоизображений в компьютер для оцифровки; различные экраны; мультимедийный проектор; устройства аудио- и видео-воспроизведения и отображения информации.

Видеоматериалы, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала уча-

Библиографический список

щегося, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Мультимедийные технологии могут применяться в контексте самых различных стилей обучения: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие -посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео и т.д.

Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса в школе. Мультимедиа способствует:

• стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие музыки и осознание информации;

• повышению мотивации школьников к учению;

• развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;

• развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, которое влияет на формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Следовательно, мультимедийные технологии, выступая средством реализации педагогических методик, действительно могут сыграть определяющую роль в изменении доминирующих в школе педагогических технологий. Они несут с собой не только новые способы представления образовательной информации, но и позволяют перейти к более эффективным способам учебной деятельности учащихся и формам её организации.

Следовательно, использование мультимедийных технологий в учебном процессе является не только целесообразным, но и позволяет достичь цели, которую ставит перед педагогом современный образовательный процесс, а именно - подготовка разносторонней развитой личности.

Применение мультимедиа на уроках музыки является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Мультимедийные технологии способствуют стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации; повышению мотивации школьников к учению; развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых и более основательного подхода к обучению, и, следовательно, влечёт формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Преимущества использования мультимедиа на уроках музыки в общеобразовательной школе:

1. Одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счёт чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств.

2. Возможность видеопросмотра оперы, концерта, их видеофрагментов.

3. Визуализация абстрактной информации.

4. Возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией школьников.

Таким образом, мультимедийные технологии позволяют решить основные задачи современного образования, соответствуя всем аспектам его цели - образовательному, развивающему, воспитательному.

Образовательный аспект реализован в приобщении учащихся общеобразовательной школы к «золотому фонду» музыкального искусства; изучении, систематизации и обобщении информации о направлениях в музыкальном искусстве, о композиторах и их творчестве, музыкальных жанрах и т.д.

Развивающий аспект образования воплощён в совершенствовании эмоционально-образной сферы учащихся, в развитии памяти, мышления - анализа, сравнения, сопоставления, навыков полноценного глубокого восприятия музыки, в развитии внимания, воображения, речи.

Воспитательный аспект обучения реализован в формировании нравственного самосознания и духовного мира личности обучающихся; в воспитании потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

1. Морозов М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. Москва: Академия, 2004.

2. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва: Агентство «Издательский сервис», 2005.

3. Основные понятия и определения прикладной интернетики. Available at: http://www.itmagic-service.ru/index.php?st=7&sl=1#M

4. Скибб Л.Дж., Хэйфмейстер С., Чеснат, А. Оптимизация мультимедиа ПК. Киев: НИПФ «ДиаСофт ЛТД», 1997.

5. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. Москва: Фаир-пресс, 2004.

References

1. Morozov M.A. Informacionnye tehnologii vsocial'no-kul'turnom servise i turizme. Orgtehnika. Moskva: Akademiya, 2004.

2. Osin A.V. Multimedia v obrazovanii: kontekst informatizacii. Moskva: Agentstvo «Izdatel'skij servis», 2005.

3. Osnovnye ponyatiya i opredeleniya prikladnoj internetiki. Available at: http://www.itmagic-service.ru/index.php?st=7&sl=1#M

4. Skibb L.Dzh., H'ejfmejster S., Chesnat, A. Optimizaciya multimedia PK. Kiev: NIPF «DiaSoft LTD», 1997.

5. Shlykova O.V. Kul'tura multimedia. Moskva: Fair-press, 2004.

Статья поступила в редакцию 09.04.18

УДК 004.912

Evdokimova V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

Ustinova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: [email protected]

USING ROBOTICS DEVICES AS FOUNDATION FOR DESIGN AND PROGRAMMING TEACHING OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN. Preschool age is the most important life period of every person. It is at this time that the foundation of psychophysical health, intellectual and motivational-emotional spheres of an individual take place. Along with the knowledge of the world, a huge role is played by the choice of toys, with which a preschooler plays. The questions of teaching design and programming to preschool children are analyzed. An analysis of robotics devices, which can be used at kindergartens, is presented. The authors also describe a methodical study aid, exposing the stages of designing with Lego Education WeDo.

Key words: teaching of preschool children, design, robotics devices, programming.

В.Е. Евдокимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»,

г. Шадринск, E-mail: [email protected]

Н.Н. Устинова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»,

г. Шадринск, E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Дошкольный возраст является самым важным жизненным периодом каждого человека. Именно в это время закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет дошкольник. В данной статье рассматриваются вопросы обучения конструированию и программированию детей старшего дошкольного возраста, предлагается анализ робототехнических устройств, которые можно использовать в детских дошкольных образовательных учреждениях, описывается методическая разработка, раскрывающая этапы конструирования с помощью Lego Education WeDo.

Ключевые слова: обучение дошкольников, конструирование, робототехнические устройства, программирование.

Система дошкольного образования на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) [1], профессионального стандарта педагога (ПСП) [2], а так же требованиями современного высокотехнологического общества. Современные дошкольники отличаются от тех, которые приходили в детские дошкольные организации еще пять-де-сять лет назад. Дети старшего дошкольного возраста свободно ориентируются в быстроразвивающихся технических новинках (телефоны, планшеты, игровые приставки, техноигрушки и пр.). Порой взрослому человеку, не имеющему специальной подготовки, требуется значительно больше времени для того, чтобы понять, как работает тот или иной гаджет, робототехническое устройство, конструктор.

В связи с этим перед системой дошкольного образования встает две проблемы:

1) как использовать технические новинки, в частности ро-бототехнические устройства и конструкторы для привлечения ребенка к исследовательской деятельности, повышения его познавательной активности, развития интеллектуальных способностей, умения работать в коллективе;

2) как организовать подготовку будущих педагогов ДОУ (направление подготовки бакалавров 44.03.0l «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование») к реализации обучения дошкольников использованию робототехнических устройств.

В данной статье мы попытаемся пролить свет на один из вариантов решения первой проблемы.

Во ФГОС ДО акцентируется внимание на необходимости реализации, наряду со многими другими видами деятельности,

самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей [1].

Конструирование в дошкольном возрасте - это один из любимых видов деятельности детей. По своей природе ребенок дошкольного возраста является исследователем, взрослым следует обращать внимание на возникший интерес к тому или иному объекту, поддерживать его, предлагая не только рассматривать предметы, но и действовать с ними (разбирать на части, соединять в единое целое, конструировать, экспериментировать).

Под конструкторской деятельностью в данном случае понимается практическая деятельность дошкольника, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта. Конструирование немыслимо без моделирования. Модель используется как средство наглядности для получения знаний о реальном объекте, например, модели автомобиля, механизмов и др. Ребенок, занимаясь конструированием, создает модели объектов или явлений, которые он видел в реальной жизни, или придумал, благодаря собственной фантазии.

В качестве целей организации конструктивно-модельной деятельности дошкольника могут выступать:

1) овладение основными способами конструирования и моделирования;

2) проявление инициативы и самостоятельности в конструировании и моделировании;

3) способность выбирать себе цель конструирования и моделирования, а так же участников по совместной деятельности;

4) способность договариваться, избегать конфликтных ситуаций в совместной работе со средствами конструирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.