дискуссия
журнал научных публикаций
О.Б. Акимова, доктор филол. наук, профессор Н.О. Ветлугина, ассистент, кафедра германской филологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, denatty@rambler.ru
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья посвящена вопросам информатизации системы современного образования и выявлению возможностей использования мультимедиа в учебном процессе. В статье перечислены средства информационных технологий и подчеркнута роль специализированных мультимедийных средств, используемых в образовательном процессе. Авторы рассматривают термин «мультимедиа», приводят также перечень актуальных аппаратных средств, которые чаще всего используются педагогами. Кроме того, в статье определены цели использования мультимедиа в качестве средства обучения, выделены их основные свойства. При этом подчеркнуто, что среди указанных свойств интерактивность понимается как самое значимое, позволяющее индивидуализировать процесс обучения и включить учащегося в активную деятельность. Уточняются также возможности мультимедийных средств обучения, применение которых, в свою очередь, способствует повышению эффективности организации учебного процесса, в частности использование нескольких каналов чувственного восприятия материала позволяет выработать и закрепить новые навыки и умения, полученные на занятиях. Мультимедиа-технологии могут быть использованы для представления и обработки разного типа знаний. В статье приведены результаты анкетирования студентов, которые свидетельствуют об их заинтересованности в использовании мультимедийных средств обучения на занятиях, а значит, и о возможности повышения эффективности обучения благодаря использованию современных технических средств в образовательном процессе.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, мультимедиа, мультимедиа-технологии, мультимедийные средства обучения, интерактивность, интерактивная доска.
В настоящее время процессы информатизации затрагивают все сферы нашей жизни, в том числе и образование. В данном контексте информатизация образования понимается как процесс интеллектуализации деятельности преподавателя и обучаемого1. В свою очередь, развитие обучаемых происходит за счет использования средств информационных технологий. В данном случае многие преподаватели и обучающиеся, которые имеют какое-либо представление о компьютерной технике, обоснованно считают, что под средствами информационных технологий можно понимать звуковую карту (плату), текстовые процессоры, акустические системы (колонки), специальную компьютерную видеокамеру, программы
подготовки презентаций, микрофон, звуковую карту (плату) компьютера, джойстик, интернет-телефонию, программы подготовки презентаций, органайзеры и др. Вышеперечисленные аппаратные приспособления можно отнести к распространенным компонентам мультимедийных средств. Они не сложны в эксплуатации, их предназначение вполне понятно, к тому же они не предполагают какой-то специальной подготовки. Намного интересней для преподавателей, как считается, специализированные мультимедийные средства обучения, главным предназначением которых является повышение эффективности обучения. Так, например, интерактивные мультимедиа-доски можно смело отнести к числу таких со-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
временных мультимедийных средств. К преимуществам интерактивной доски можно отнести ее неограниченную площадь, возможность сохранять фиксируемую информацию, задействовать : визуальные, аудио-, а также кинестетические каналы усвоения информации и др.
Сегодня в рамках образовательного процесса наблюдается массовое использование мультимедиа и освоение информационных (компьютерных) технологий обучаемыми и преподавателями. Но, независимо от данного факта, не все возможности мультимедиа реализуются в педагогическом процессе. Именно данное противоречие оказывается существенным и обусловливает проблему выявления как эффективных, так и неэффективных мультимедиа-технологий, а также обозначение критериев, которые оценивают эффективность их использования, что становится понятным во время проведения занятий с применением мультимедиа-технологий.
Из-за того, что мультимедиа-технологии активно используются на занятиях, очень сложно выбрать только одно определение данного явления. Так, например, под «мультимедиа» может пониматься:
— вид информационных технологий;
— мультимедийная программа;
— носитель информации;
— продукт, созданный на основе самой мультимедиа-технологии;
— современное = средство коммуникации и компьютерное оснащение;
— инструмент бизнеса;
— комбинация средств2.
Многие исследователи (И.В. Роберт, О.В. Шлыкова, И. Вер-нер и др.) считают, что :
мультимедиа содержит разного рода информацию. Это может быть текстовая, графическая, звуковая, анимационная и видеоинформация. Такое разнообразие видов ин-
Сегодня в рамках образовательного процесса наблюдается массовое использование мультимедиа и освоение информационных (компьютерных) технологий обучаемыми и преподавателями.
При использовании средств мультимедиа обучаемые могут принимать решения, работать самостоятельно над учебными материалами с использованием интерактивных возможностей мультимедийных программ и решать, в какой последовательности их изучать.
формации предполагает различные способы представления, структурирования и интегрирования — в зависимости от цели и сферы применения.
= Специфические свойства мультимедиа-технологий дают возможность использовать их в различных областях и решать с их помощью разные задачи. Так, например, линейная навигация позволяет совершать скроллинг в рамках экрана, а иерархическая навигация дает возможность выбирать содержательные подразделы и др. Еще одним свойством мультимедиа является интерактивность. Данное свойство является наиболее важным, так как благодаря ему обучающиеся могут самостоятельно выбирать интересующую их информацию, скорость и последовательность ее изучения.
Из описанных выше свойств мультимедиа становится понятно, что посредством компьютера может реализовываться интерактивное взаимодействие учащегося с обучающими программами посредством управления объектами на экране с помощью «мыши»; линейной и иерархической навигации; имитационной интерактивности; интерактивной справки, вызывать которую можно кнопками; конструктивного взаимодействия; поверхностной и углубленной контекстной интерактивности; обратной связи3.
Предпосылками к применению мультимедиа в образовании служат цели, которые преследует само образование. Так, = Ф.И. Вейнерт к этим целям относит построение усвоенного знания и выстраивание значимо-го, прикладного знания и знания об обучении4. Достигнуть упомянутых целей образования помогает использование мультимедийных средств обучения и ресурсов Ин-= тернета, которые обладают некоторыми возможностями повышения эффективности процесса обучения:
— в процессе обучения активизировать не один канал восприятия, а несколько, что
дискуссия
журнал научных публикаций
делает возможной интеграцию информации, которая доставляется разными органами чувств;
— визуально представлять динамические процессы и абстрактную информацию;
— формировать у обучающегося системность построения изучаемого материала.
Иначе говоря, здесь вырисовывается давно разработанный принцип наглядности в обучении, которому, тем не менее, необходимо дальнейшее развитие в новых условиях применения ИКТ в образовании5.
Значимое преимущество мультимедиа в образовательном процессе — это возможность его индивидуализации. При использовании средств мультимедиа обучаемые могут принимать решения, работать самостоятельно над учебными материалами с использованием интерактивных возможностей мультимедийных программ и решать, в какой последователь ности их изучать. Другими словами, обуча емые принимают активное участие в обра зовательном процессе.
Мультимедиа позволяют работать не только самостоятельно и индивидуально, но могут обеспечить
и групповое обучение. Одно мультимедиа-приложение может быть использовано группой учащихся. При этом могут развиваться различные навыки.
То есть на процесс обучения могут влиять сами учащиеся. Это означает, что студенты имеют возможность выбирать материал, который они хотят изучать, и могут повторять его несколько раз, чтобы лучше усвоить информацию.
Мультимедиа позволяют работать не только самостоятельно и индивидуально, но могут обеспечить и групповое обучение. Одно мультимедиа-приложение может быть использовано группой учащихся. При этом могут развиваться различные навыки.
Таким образом, мультимедиа-техно_ логии могут быть использованы для представления и обработки разного типа знаний. Применение мультимедиа-продуктов может способствовать формированию собственных знаний и навыков обу-чающихся6.
Для более полного анализа возможностей использования мультимедиа в обучении в частности иностранному языку было проведено анкетирование студентов с целью определения их заинтересованности в ис-
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Ц
пользовании мультимедийных средств обучения на занятиях. Всего было опрошено 393 студента высшего профессионально-педагогического учебного заведения, обучающихся на факультете иностранных языков по специальности «учитель иностранного языка».
Исследование показало, что в вузе не в достаточной мере используются мультиме- : дийные средства обучения, на этот факт указали 88% опрошенных студентов. Также значительная доля опрошенных (83%) считает, что мультимедиа могла бы положительно повлиять на учебный процесс. По мнению студентов, форма проведения занятия, отличная от традиционной, могла бы вызвать интерес у обучающихся и повысить эффективность учебного процесса. В частности, 77% опрошенных рекомендуют преподавателям использовать на занятиях мультимедийные презентации, при этом лишь треть студентов сами знакомы с требованиями к их составлению. И только 20% полагает, что несмотря на все достоинства современных информационных технологий, они не гарантируют должного эффекта.
Таким образом, использование презентаций, а значит и мультимедийных средств обучения, на наш взгляд, повысит мотивацию обучающихся, что, как следствие, будет способствовать и повышению эффективности процесса обучения.
Подводя итог изложенному выше, следует отметить, что использование не-
По мнению студентов, форма проведения занятия, отличная от традиционной, могла бы вызвать интерес у обучающихся и повысить эффективность учебного процесса.
скольких каналов чувственного восприятия и возможность включить учащегося в активную деятельность посредством применения продуктов и средств мультимедиа - позволяют выработать и закрепить новые навыки и умения, полученные на занятиях, а также повысить эффективность и качество усвоения учебного материала за счет основных свойств мультимедиа-технологий. Конечно, для реализации такого потенциала необходимы достаточный уровень подготовки и учащихся и преподавателей, но результаты при этом могут в большой степени превзойти все ожидания.
V
Литература
1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994. 205 с.
2. Там же.
3. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк; авторизованный пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дрофа, 2007. С. 31.
4. Weinert F.E. Concept of competence: a conceptual clarification. Seattle.: Hogrefe & Huber, 2001. P. 45-65.
5. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: Уч. пособие для студентов / МГУКИ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 54.
6. Вернер И. Все о мультимедиа. Киев: BHV, 1996. 352 c.
POSSIBILITIES OF MULTIMEDIA APPLICATION IN EDUCATIONAL PROCESS
O. B. Akimova, Doctor of Philology, Professor, N. O. Vetlugina, assistant, the department of Germanic philology, Russian State Professional Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, denatty@rambler.ru
This article is devoted to informatization of modern education system and discovering of multimedia application possibilities in educational process. This article contains all the means of information technologies and underlines the role of special multimedia means applied in educational process. The author consider the term multimedia and provide a list of actual apparatus means which are used by pedagogues. Besides, this article defines the aims of multimedia application as means of education and marks out its main properties. It is also underlined that among all these means, interactivity is considered as the main one, it allows individualization of educational process and joining of student in activity. It is also specified that possibilities of multimedia means,
application of which promotes efficiency of educational process, in particular application of several channels of sensory perception, allow choosing and consolidation of new skills and abilities, got on the lessons. Multimedia technologies can be used for representation and processing of different knowledge. This article provides the results of students' survey, who tell about their interest in application of multimedia means of education on lessons, and it means the possibility of education efficiency rise due to usage of modern technical means in educational process.
Key words: informatization, information technology, multimedia, multimedia technologies, multimedia learning tools, interactivity, interactive whiteboard.
References
1. Robert I.V. Sovremennye informatsionnye tekhnolo-gii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniia [Modern information technologies in education: didactic problems; prospects for the use]. Moscow, «Shkola-Press» Publ., 1994. 205 p.
2. Robert I.V. Sovremennye informatsionnye tekhnolo-gii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniia [Modern information technologies in education: didactic problems; prospects for the use]. Moscow, «Shkola-Press» Publ., 1994. 205 p.
3. Mul'timedia v obrazovanii: spetsializirovannyi uchebnyi kurs. Bent B. Andresen, Katia van den Brink [Multime-
dia in education: specialized training course. Ed. Bent B. Andresen, Katja van den Brink ]. Moscow, Drofa Publ., 2007. 224 p.
4. Weinert F.E. Concept of competence: a conceptual clarification. Seattle.: Hogrefe & Huber, 2001. P. 45-65.
5. Shlykova O.V. Kul'tura mul'timedia: Uch. posobie dlia studentov [Culture media: a manual for students]. Moscow, FAIR-PRESS Publ., 2004. 415 p.
6. Verner I. Vse o mul'timedia [All about media]. Kiev, BHV Publ., 1996. 352 p.