Научная статья на тему 'Традиции и современность'

Традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1455
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / TRADITION / СОЦИАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ / SOCIAL RELAYS / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанская Т. М., Наумова В. И.

В статье актуализируется проблема взаимоотношений традиций и современности, авторы отстаивают взгляд на традицию и преемственность как на явления, не исключающие уникальности культурного наследия регионов, но являющимися хранителями и источниками возрождения духовности, столь необходимой современному обществу. Анализируются взгляды современных философов, культурологов, искусствоведов на такие явления как «глобализация», «традиция», «цивилизация». Отмечается, что в настоящее время Россия активно ассимилирует ценности западной культуры, подчеркивается в тоже время необходимость хранить ценности традиционной культуры. Рассмотрены традиции как образцы и как стереотипы -этнические, локальные, региональные и другие на примере Алтайских городов и селений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND THE PRESENT TIME

The authors investigate a problem of relationship of traditions and the present time. The researchers defend a view, according to which traditions and continuity is a phenomena that doesn't exclude the uniqueness of cultural heritage of regions, but are the keepers and sources of revival of the spirituality, which is so necessary for the modern society. The work observes views of modern philosophers, culturologists, art critics on such phenomena as “globalization”, “tradition”, “civilization”. It is noted that now Russia actively assimilates values of the western culture. The work states the need to store values of the traditional culture. The research considers traditions as both samples and stereotypes ethnic, local, regional and others with reference to the Altai cities and settlements.

Текст научной работы на тему «Традиции и современность»

Метод проектов представляет собой эффективную интеграцию теоретических знаний с их практическим приложением в решении проблемных задач окружающей действительности, используемой в совместной деятельности обучающихся [5].

Объяснительно-иллюстративные и личностно-ориентиро-ванные технологии способствуют процессу самоопределения учащихся.

Основная проблема изучения данного материала - ограниченность во времени.

В ходе изучения темы работы в Microsoft Power Point возможен выбор учащимися материала любого школьного предмета, его обработка, создание презентации и демонстрация данной презентации на соответствующем уроке своим одноклассникам.

Рассмотрим характеристику средств мультимедиа и их возможностей. Технологии мультимедиа включают в себя технические средства и компьютерные презентации.

Технические средства - это средства ввода, вывода аудио и видео информации и носители информации.

Компьютерные презентации - это программные средства создания презентаций, средства демонстрации презентаций, а также включают содержание и структуру презентации.

Структура технологической карты включает:

- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

- цель освоения учебного содержания;

- планируемые результаты (личностные, предметные, ме-тапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

- метапредметные связи и организацию пространства;

- основные понятия темы;

- технологию изучения указанной темы;

- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе.

Вторая особенность: в процессе подготовки к урокам разработаны и структурированы требования, на основе которых сформулированы правила по использованию мультимедиа на уроках информатики, с учетом санитарно-гигиенических норм, возрастных особенностей и специфики психологического воздействия средств мультимедиа школьников, эстетические и организационно-методические особенности использования рассматриваемых видов наглядности.

Образец технологической карты, представляющей первую методическую особенность использования мультимедиа в учебном процессе представлен в таблице 1.

Третья методическая особенность раскрывается посредством подбора интерактивных заданий со средствами мультимедиа, учитывая форму проведения урока.

Таким образом, изучены требования к мультимедиа средствам и возможности их использования в образовательных целях в школе, а также выделены особенности использования мультимедиа на уроках информатики в общеобразовательной школе.

Библиографический список

1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. Начальная школа. 2015.

2. Кирмайер М. Мультимедиа. Санкт-Петербург: BHV-Санкт-Петербург, 1999.

3. Бент Б.А. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. Авторизованный пер. с англ. Москва: «Обучение-Сервис», 2015.

4. Мантуленко В.В. Мультимедиа в современном образовании. Актуальные проблемы воспитания и образования: межвузовский сборник научных статей. Выпуск 6. Под редакцией М.Д. Горячева. Самара: Издательство «Самарский университет», 2014.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Москва, 2013.

References

1. Zaharova N.I. Vnedrenie informacionnyh tehnologij v uchebnyj process. Nachal'naya shkola. 2015.

2. Kirmajer M. Multimedia. Sankt-Peterburg: BHV-Sankt-Peterburg, 1999.

3. Bent B.A. Multimedia v obrazovanii: specializirovannyj uchebnyj kurs. Avtorizovannyj per. s angl. Moskva: «Obuchenie-Servis», 2015.

4. Mantulenko V.V. Mul'timedia v sovremennom obrazovanii. Aktual'nye problemy vospitaniya i obrazovaniya: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh statej. Vypusk 6. Pod redakciej M.D. Goryacheva. Samara: Izdatel'stvo «Samarskij universitet», 2014.

5. Davydov V.V. Problemy razvivayuschego obucheniya. Moskva, 2013.

Статья поступила в редакцию 10.04.17

УДК 378

Stepanskaya T.M., Doctor of Art Criticism, Professor, member of the Union of Artists of Russia, Head of Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: stm@art.asu.ru

Naumova V.I., Doctor of Art Criticism, Professor, Head of Department of Architecture and Design, East Kazakhstan State Technical University of D. Serikbayev (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan), E-mail: stm@art.asu.ru

TRADITIONS AND THE PRESENT TIME. The authors investigate a problem of relationship of traditions and the present time. The researchers defend a view, according to which traditions and continuity is a phenomena that doesn't exclude the uniqueness of cultural heritage of regions, but are the keepers and sources of revival of the spirituality, which is so necessary for the modern society. The work observes views of modern philosophers, culturologists, art critics on such phenomena as "globalization", "tradition", "civilization". It is noted that now Russia actively assimilates values of the western culture. The work states the need to store values of the traditional culture. The research considers traditions as both samples and stereotypes - ethnic, local, regional and others - with reference to the Altai cities and settlements.

Key words: tradition, social relays, globalization, folklore, region.

Т.М. Степанская, д-р иск., проф., член Союза художников России, зав. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru В.И. Наумова, д-р иск., проф., зав. каф. архитектуры и дизайна Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск (Казахстан), E-mail: stm@art.asu.ru

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье актуализируется проблема взаимоотношений традиций и современности, авторы отстаивают взгляд на традицию и преемственность как на явления, не исключающие уникальности культурного наследия регионов, но являющимися хранителями и источниками возрождения духовности, столь необходимой современному обществу. Анализируются взгляды современных философов, культурологов, искусствоведов на такие явления как «глобализация», «традиция», «цивилиза-

ция». Отмечается, что в настоящее время Россия активно ассимилирует ценности западной культуры, подчеркивается в тоже время необходимость хранить ценности традиционной культуры. Рассмотрены традиции как образцы и как стереотипы -этнические, локальные, региональные и другие на примере Алтайских городов и селений. Ключевые слова: традиция, социальные эстафеты, глобализация, фольклор, регион.

На рубеже XX - XXI столетий происходят радикальные мировоззренческие переориентации, затрагивающие важнейшие для искусства вопросы эстетики. Традиции - одна из актуальных проблем современности, обсуждаемая в научных изданиях. Понятие «традиция» достаточно глубоко разработано в философии. Рене Генон (1886 - 1951), французский философ, является родоначальником интегрального традиционализма. Один из первых он стал рассматривать традицию не как продукт локальной традиционной культуры, а как знания человека «о полноте Истины», которые у разных народов с течением времени искажаются, дробятся, размываются и постепенно сходят на нет, т. е. традиция рассматривается философом как «фундаментальная оппозиция» современности [1]. Из современных отечественных философов проблемой традиции активно занимаются А.Г. Дугин, Г.И. Ревзин, Ж.М. Вержбицкий. В данной статье представлены взгляды современных исследователей в сфере искусства и культуры.

Нельзя понимать традицию как нечто безвозвратно отжившее и древнее. Исследователь Д.Д. Благой отмечает, как гениально интерес и уважение к прошлому (традиционному) сочетался с любовью к современному, с энергией созидания в великом поэте России А.С. Пушкине: поэт ценил «вкус умной старины». Исследователь подчеркивает, что умные традиции, передаваемые от предков к потомкам - условие прогрессивного развития общества» [2, с. 28 - 29]. Традиция в определенных условиях превращается в формальную традиционность, т. е. утрачивает связь с современностью, на основе которой традиция может совершать «скачок развития», «обретать новую жизнь» [2, с. 30]. Это положение Д.Д. Благой рассматривает на примере становления русской культуры в XVIII в., ссылаясь на слова А.С. Пушкина: «долго Россия оставалась чуждою в Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римского мира... России определено было великое предназначение... Её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы» (цит. по: [2 , с. 32]). Петр 1 развернул Россию к европейской культуре. В то же время он сохранил национальные особенности своей державы. Разрабатывая генеральный план Северной столицы, Петр I опирался не только на опыте Строительства Амстердама, но и на древнерусские градостроительные традиции. Эта отметил А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник», подчеркнув, что «вздыбленный конь Петра опустил копыта на родную землю» [2, с. З5]. Вслед за Пушкиным мы призваны выполнять долг служения своему народу, своим традициям. Актуальным для науки является рассмотрение такого аспекта современности, как традиции и процессы глобализации. Этот аспект также привлекает внимание историков, культурологов, искусствоведов. Статья Н.А. Хренова, опубликованная в научном альманахе «Традиционная культура» в феврале 2005 г. [3], построена по принципу сопоставления различных суждений по поводу того, какое место в жизни общества занимает традиционная культура и как влияет на неё процесс глобализации. Н.А. Хренов поддерживает мнение Э. Азроянца, назвавшего глобализацию «чумой ХХ в.» (цит. по: [3, с. 52]), разрушающей традиционную культуру. Именно деструктивная роль глобализации по отношению к традициям вызывает тревогу ученых. Н.А. Хренов обращает внимание на то, что глобализация - явление древнее. В этом он ссылается на философа В. Соловьева, который отмечал расхождения s «идеальном» и «реальном» действии глобализации. В идеале глобализация предполагает интеграцию (взаимопроникновение) народов и культур, но в реальности получается унификация (одинаковость) культур, что ведёт к разрушению самобытности и неповторимости локальных и национальных традиционных культур. Взаимопроникновение предполагает диалог культур. В реальности наблюдается диктат (монолог) рынка, формирующего массовую культуру; при этом ценности культуры становятся товаром и приобретают рыночную стоимость. Исследователи указывают, что процесс глобализации по экономическим причинам происходит под приоритетом со стороны Запада, прежде всего США. Распространению силы и влияния США противостоят исконные культуры народов. Н.А. Хренов ссылается в этом на ученого А. Дж. Тойнби, считающего, что в «духовном поединке» Запад ещё не выиграл. Мощное духовное противо-

стояние оказывает американцам Россия. Для культуры России всегда были присуши такие черты, как внимание к униженным, обездоленным, «оправдание добра», а не силы. Американцы же ориентированы на успех любой ценой, «напор», «силу», а не на духовные ценности. В этом Н.А. Хренов ссылается на историка Лернера. Близко к этому высказывается исследователь Панарин: «Все неприкаянные жертвы глобализации могут найти отечество только в культуре России» (цит. по: [3, с. 59]). Разрушая традиционные культуры, глобализация порождает агрессию в обществе. Необходимо дорожить положительным эффектам взаимодействия уникальных культур, не выдвигая политические интересы на первый план. Многие ученые (Хренов, Шубарт, Хактингтон, Панарин, Лернер, Фролов и др.) полагают, что Россия вносит положительные моменты в процесс глобализации на основе таких особенностей русских людей, как «соборность», «всемирная отзывчивость», «дух всеединства». По этой причине немецкий ученый Шубарт предсказывает «восхождение славянства как ведущей культурной силы ... грядущие столетия принадлежат славянам» (цит. по: [3, с. 58]). Россия находится между Западом и Востоком, поэтому ей принадлежит в мире особая роль. «Всемирность и обшечеловечность - вот назначение России», — писал в свое время Ф.М. Достоевский. Традиции формируются в течение длительных периодов. Запад - единственная в мире нетрадиционная культура, а Восток — хранитель ценностей традиционной культуры. Занимая промежуточное положение, Россия активно ассимилирует ценности западной культуры и в то же время стремится хранить ценности традиционной культуры, например свой фольклор (песенный, изобразительный, сказочный и т.п.). Справедливо высказываются мысли о том, что государственность - это «разум меньшинства», а традиции — разум народа [3, с. 57]. Так, по Н.А. Хренову, глобализация - следствие культа разума, идеологии. Глобализация распространяется в форме американизации, так как США практически не успели обрести свои уникальные культурные традиции. Они пропагандируют массовую культуру, распространяя её через рыночные механизмы. По мнению большинства учёных, глобализации на основе рынка приведёт к катастрофе уникальных культур. Россия должна оберегать свои культурные традиции, только русская культура поможет ей и ее народам сохранять самобытный, а не американский путь глобализации на основе диалога культур. Традиция определяется как «...совокупность социальных эстафет» [4, с. 133]. Традиции изучаются такими науками, как этнография, фольклористика, науковедение, искусствоведение, культурология и т.д. Культурологи определяют традицию как «особый механизм социальной памяти» [4, с. 134]. Традиции делятся на простые и сложные, естественно сложившиеся и искусственно созданные, долго и короткоживущие, а также по степени связанности с материалом. Традиции могут существовать как образцы и как стереотипы (этнические, локальные, региональные и т. д.). На Алтае проявились традиции в форме образца. Примером являются памятники озеленения в Барнауле. В XVIII в. по европейскому и петербургскому образцам в Барнаульском заводе был основан «сад лекарственных трав», ставший затем ботаническим садом, в начале XIX в. - бульвары ка Московской (пр. Ленина) улице, ведущие начало от промышленной зоны города. Церковные здания традиционно окружались садами и скверами. В Барнауле от утраченных храмов сохранилось шесть скверов (на месте Петропавловского собора, Одигитриевской церкви и др.). На строительство сибирских заводов повлиял опыт возведения городов-крепостей, впитавший древнерусские традиции. Использовался опыт уральских заводов, опиравшийся на традиции тульского заводостроения. Это примеры традиций, реа-лизовывавшихся по уже существующим образам, что сближает их с понятием преемственности. На Алтае проявилось свойство преемственности не ограничиваться «вертикальными» связями (от древности к современности), но здесь реализовывались и «горизонтальные» связи, т.е. «взаимная передача культурных традиций от региона к региону, от народа к народу».

Особенно ярко этот процесс выражается в сфере художественной культуры и художественного творчества. Можно привести убедительные примеры синтеза традиций национального художественного мышления народов Алтая и российской художественной школы. Художественную энциклопедию алтай-

ского народа создал Г.И. Чорос-Гуркин [5, с. 15], он же сформировал свой национальный образ природы Горного Алтая на базе традиций русского академического пейзажа. Современные художники Алтая восприняли и пытаются развивать намеченную Г.И. Гуркиным тенденцию одушевления природы в горном пейзаже (В.П. Чукуев). Творчество художника С. Дыкова насыщено архетипическими мотивами и фольклорными образами народов Алтая: «Удивительно плодотворно вызрела у Дыкова идея изоморфизма, существовавшая в языческом художественном сознании» [5, с. 20]. Художественная школа российского текстильного рисунка в творчестве Г.А. Белышева обогатилась мотивами национального алтайского орнамента, изученного в музейных фондах и в непосредственном общении с произведениями декоративно-прикладного искусства Алтая. Образ

Библиографический список

В современных условиях и модернизации национальной гвардии Российской Федерации, важное место уделяется приданию офицерскому составу нового облика. Это, прежде всего, связано с повышением требований к уровню их профессиональных знаний, умений, навыков, а также с изменением формируемых профессиональных важных и морально-психологических качеств. Военно-специальная подготовка занимает, важное место среди дисциплин. Военно-специальная подготовка военнослужащих - это процесс овладения обучаемыми систематизированными знаниями, формирование навыков и

Горного Алтая органично вошёл в художественную ткань современных живописцев, графиков, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства России, в этом процессе существенное значение имело взаимодействие традиций народной и профессиональной культур. В открытом сибирском образовательном пространстве освоение традиций и национального наследия является одним из перспективных направлений в научной, учебной и просветительской деятельности. Отметим, что традиция и преемственность не исключают уникальности культурного наследия регионов, но являются хранителями и источниками возрождения духовности, столь необходимой современному обществу. В учебные программы по истории и теории искусства необходимо включать темы, анализирующие фундаментальные ценности традиции.

47

умение выполнения боевых задач на основе уверенного применения вооружения и боевой техники, а также их эксплуатации и ремонта. Возросшие на современном этапе требований к данному виду подготовки, сложность ее организации, вариативность методики и многокомпонентность содержание обусловили необходимость изучения теоретических основ комплексного использования в ней современных технических средств обучения.

Особую роль при проведении служебно-плановых форм обучения придают технические средства обучения.

1. Бембель И.О. О понятии «традиция» в архитектуре. Вестник СПбГУ. Искусствоведение. Серия 15. 2014; 1: 164 - 172.

2. Благой Д.Д. О традициях и традиционности. Традиционная культура. Москва, 2005.

3. Хренов Н.А. Традиционные культуры как предмет междисциплинарного исследования. Традиционная культура. Москва, 2005.

4. Степанская Т.М. Традиции в культурном наследие Алтая. Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2005; Вып. 7.

5. Маточкин Е.П. Искусство Горного Алтая: взгляд вглубь веков. Сибирский миф. Голоса территории. Омск, 2005.

References

1. Bembel' I.O. O ponyatii «tradiciya» v arhitekture. Vestnik SPbGU. Iskusstvovedenie. Seriya 15. 2014; 1: 164 - 172.

2. Blagoj D.D. O tradiciyah i tradicionnosti. Tradicionnaya kul'tura. Moskva, 2005.

3. Hrenov N.A. Tradicionnye kul'tury kak predmet mezhdisciplinarnogo issledovaniya. Tradicionnaya kul'tura. Moskva, 2005.

4. Stepanskaya T.M. Tradicii v kul'turnom nasledie Altaya. Kul'turnoe nasledie Sibiri. Barnaul, 2005; Vyp. 7.

5. Matochkin E.P. Iskusstvo Gornogo Altaya: vzglyad vglub' vekov. Sibirskijmif. Golosa territorii. Omsk, 2005.

Статья поступила в редакцию 14.04

УДК 37.013

Feofilaktov I.A., adjunct, Department 19 (Pedagogy), Military University MO RF (Moscow, Russia), E-mail: ilyfil12@yandeх. ru

THE USE OF TECHNICAL TRAINING IN THE SERVICE-PLANNED TEACHING FORMS IN THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. The paper considers topical issues of training of the national troops of the Russian Federation. The researcher studies the main components of training, using technical means of training soldiers of the national guard of the Russian Federation on the basis of service-planned teaching and major components. The article considers historical aspects of the use of technical means of education. The author concludes that the technical teaching tools provide an opportunity of a more effective teaching, rational and optimal combination of forms and methods of teaching, create all necessary conditions for improving the effectiveness of service-planned forms of training in the Army National Guard of the Russian Federation. The indicators of service-planned education of the National Guard troops of the Russian Federation are formed on the basis of modern simulators.

Key words: military personnel, educational process, technical training, service-planned teaching.

И.А. Феофилактов, Адъюнкт 19 кафедры (педагогики) Военного университета МО РФ, г. Москва,

E-mail: ilyfil12@yandeх.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СЛУЖЕБНО-ПЛАНОВЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ В НАЦИОННАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки военнослужащих Национальной гвардии Российской Федерации. Выделены основные компоненты обучения, при использовании технических средств обучения военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации на основе служебно-плановых форм обучения и основных компонентов. Кроме того, в статье рассмотрены исторические аспекты использования технических средств обучения. Автор делает вывод о том, что технические средства обучения дают возможность более эффективно подходить к обучению, рациональному и оптимальному сочетания форм и методов обучения, создают все необходимые условия для повышения эффективности служебно-плановых форм обучения в войсках Национальной гвардии Российской Федерации. Показатель эффективности служебно-плановых форм обучения подготовки военнослужащих национальной гвардии РФ положен в основу современных тренажёров.

Ключевые слова: военнослужащие, образовательный процесс, технические средства обучения, служебно-плано-вые формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.