Научная статья на тему 'Выставка как часть информационной системы в образовательном процессе'

Выставка как часть информационной системы в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИОНЕР / COLLECTOR / ГАЛЕРЕЯ / GALLERY / ВЫСТАВКА / EXHIBITION / КОЛЛЕКЦИЯ / COLLECTION / КАТАЛОГ / CATALOG / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ART CONSCIOUSNESS / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Еркинова Р.М., Черняева И.В., Степанская Э.В.

В статье рассматривается опыт презентаций частных художественных коллекций, сформировавшихся в Сибири в XX веке, содержащих уникальную информацию не только о творчестве художников, но и об идеалах своего времени, об общечеловеческих ценностях, что позволяет рассматривать коллекции как часть воспитательного и образовательного процесса в сфере образования. Подчеркивается роль личности коллекционера, индивидуальность которого чётко проявляется в отборе произведений для коллекции и её выставки. В статье авторы привлекают внимание читателей к собраниям В.Б. Кравцова, Ю.В. Невзорова, А.П. Щетинина, М.С. Капранова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXHIBITION AS PART OF THE INFORMATION SYSTEM IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The research paper reveals experience of arranging presentations of private art collections, created in Siberia in the 20th century. Such collections are believed to contain the unique information not only on works of artists, but also on ideals of the time, on universal values and it lets to treat collections as part of the educational process in the frame of general education provided by schools. The authors emphasize the role of the identity of a collector, whose personality is carefully expressed in the selection of works for the collection and its exhibition. The authors draw attention to collections of V.B. Kravtsov, Yu.V. Nevzorov, A.P. Shchetinin and M.S. Kapranov.

Текст научной работы на тему «Выставка как часть информационной системы в образовательном процессе»

УДК 72.012+7.072

Erkinova R.M., Cand. of Art Criticism, Director, National Museum n.a. A. V. Anokhin (Gorno-Altaysk, Russia), Е-mail: gurkina-22@mail.ru

Chernyaeva I.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: stm@art.asu.ru

Stepanskaya E.V., MA (Art Criticism), senior teacher, Department of Theory of Art and Cultural Science, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: stm@art.asu.ru

EXHIBITION AS PART OF THE INFORMATION SYSTEM IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The research paper reveals experience of arranging presentations of private art collections, created in Siberia in the 20th century. Such collections are believed to contain the unique information not only on works of artists, but also on ideals of the time, on universal values and it lets to treat collections as part of the educational process in the frame of general education provided by schools. The authors emphasize the role of the identity of a collector, whose personality is carefully expressed in the selection of works for the collection and its exhibition. The authors draw attention to collections of V.B. Kravtsov, Yu.V. Nevzorov, A.P. Shchetinin and M.S. Kapranov. Key words: collector, gallery, exhibition, collection, catalog, art consciousness, Russian culture.

Р.М. Еркинова, канд. иск., дир. Национального музея им. А.В. Анохина, г. Горно-Алтайск, Е-mail: gurkina-22@mail.ru И.В. Черняева, канд. иск., доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru

Э.В. Степанская, магистр иск., ст. преп. каф. теории искусства и культурологии Алтайского государственного университета, Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru

ВЫСТАВКА КАК ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматривается опыт презентаций частных художественных коллекций, сформировавшихся в Сибири в XX веке, содержащих уникальную информацию не только о творчестве художников, но и об идеалах своего времени, об общечеловеческих ценностях, что позволяет рассматривать коллекции как часть воспитательного и образовательного процесса в сфере образования. Подчеркивается роль личности коллекционера, индивидуальность которого чётко проявляется в отборе произведений для коллекции и её выставки. В статье авторы привлекают внимание читателей к собраниям В.Б. Кравцова, Ю.В. Невзорова, А.П. Щетинина, М.С. Капранова.

Ключевые слова: коллекционер, галерея, выставка, коллекция, каталог, художественное сознание, русская культура.

Различные формы коллекционирования являются основой формирования, сохранения и развития исторической памяти. Ценными, не только эстетическими, но и историческими источниками являются произведения искусства - свидетели эпохи. Особую культурную ценность представляют коллекции художественные. В современном образовательном процессе им принадлежит особая роль, что подтверждает музейная выставочная деятельность, а также деятельность энтузиастов - педагогов учебных заведений различного уровня. В настоящее время распространение получила практика проведения учебных занятий в музеях, галереях и выставочных залах, а также в мастерских художников. Одной из форм приобщения учащихся к искусству является использование на занятиях специальной литературы, в том числе каталогов художественных коллекций. Рассмотрим конкретные примеры использования художественных собраний в образовательной сфере.

Галерея часто связана с конкретным физическим лицом и тогда называется по имени своего владельца или куратора. Первой частной галереей столицы Алтайского края города Барнаула стала «Арт-галерея Щетининых», открытая в 2003 году [1, с. 23]. Основатель и владелец «Арт-галереи Щетининых» - Анатолий Прокопьевич Щетинин - алтайский живописец, член Союза художников России, член Центрального общества друзей Монголии, коллекционер, галерист. Идея создания галереи возникла в начале восьмидесятых годов в результате нескольких заграничных поездок [2, с. 11]. В семейной коллекции А.П. Щетинина более трёхсот работ, среди них такие авторы, как Н.П. Иванов, М.Ф. Жеребцов, В.А. Зотеев, Г.Ф. Борунов, Ф.С. Торхов и другие классики алтайского искусства. Галерея ведёт активную выставочную деятельность. Например, в галерее реализованы такие выставочные проекты, как «Деревенька - колыбель души...», «Свет реализма», «Сподвижники», «Мой мир в красках», «Первоцветы - вестники весны» и многие другие. Галерею активно посещают школьники, учащиеся детских художественных школ и студий, студенты художественных факультетов вузов Алтая. Экспозиции включают пейзажи, натюрморты, портреты, исторические картины художников Алтая: А. Арестова, М. Будкеева, Г. Буркова, Ю. Иванова, В. Марченко, Ф. Торхова, А.П. Щетинина, И.В. Щетининой, Ф.А. Филонова, Е. Югаткина и других. Экспозиции выражают патриотическую идею красоты родных пейзажей,

красоты ландшафтов России, многозначность величие традиций русской культуры.

В 2005 году в Барнауле открылась вторая частная картинная галерея под названием «Кармин». Её основатель и владелец алтайский предприниматель Сергей Грантович Хачатурян (1955 -2012). Автор-составитель первой экспозиции и первого аннотированного научного каталога выставки «Пейзаж - национальный жанр России» в галерее «Кармин» - Т.М. Степанская [3] .

К открытию галереи художественная коллекция С.Г. Хачатуряна насчитывала 267 произведений алтайских художников второй половины XX - начала XXI вв.: В.Ф. Добровольского, С.И. Чернова, М.Ф. Жеребцова, Ф.А. Филонова, Ф.С. Торхова, Г.Ф. Борунова, А.А. Югаткина, В.А. Зотеева, В.П. Чукуева, И.И. Ортонулова, М.Д. Ковешниковой и других. Концепция выставочной деятельности галереи «Кармин» заключалась в тезисе «. главное назначение искусства - просвещение и нравственное воспитание народа» [4, с. 191].

Опыт убеждает, что выставки частных коллекций открывают для провинции новые грани искусства. Памятной жителям Барнаула является экспозиция русской живописи из частного собрания коллекционера Ю.В. Невзорова, состоявшаяся в 1970-х годах в Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств; в 1994 году показала своё собрание (более 50-ти работ) профессор Т.М. Степанская, экспозиция была открыта в выставочном зале университета и включала произведения алтайских и ленинградских художников [5, с. 159]. Обе эти выставки характеризуются активным посещением школьников, длинные очереди за билетами на выставку Ю.В. Невзорова простаивали студенты, школьники, учителя, жители города. Большое воспитательное значение имели творческие встречи учащихся с коллекционерами. Как отмечал русский философ и историк Г.П. Федотов, «первой предпосылкой культуры является сам человек» [6]. Личность коллекционера делает коллекцию уникальной.

Настоящим событием художественной жизни Алтая стала выставка произведений из собрания настоятеля Свято-Никольского храма города Барнаула М.С. Капранова (1944 - 2008), проходившая в 2008 году в галерее «Универсум» факультета искусств Алтайского государственного университета. Выставка привлекла самое широкое внимание общественности, студентов

и школьников. Идейные вдохновители и учителя коллекционера М.С. Капранова - русские философы, среди которых большее влияние на коллекционера оказали Г.П. Федотов (1886 - 1951), И.А. Ильин (1883 - 1954), К.Н. Леонтьев (1831 - 1891). Г.П. Федотов разрабатывал теорию «Русской идеи». Озабоченный судьбами России, он писал: «...Мы проглядели ценности и вечность духовной иерархии. Должно быть расстояние между учителями и учениками, между писателями и читателями, между мыслителями и популяризатором. Иначе нечему будет учить» [7]. Очевидно, М.С. Капранову близки стали мысли Г.П. Федотова о том, что единственный смысл существования науки -в её творчестве: «в открытой ею истине, в созданной красоте, в осуществленной или прозреваемой ею правде» [7]. Мыслителя волновало возвращение достоинства людям творческого и интеллектуального труда: «Последнее слово мудрости - о собственном невежестве. Ученичество начинается со смирения ... здесь не должно быть преступной снисходительности ... никто не должен читать (лекции) перед неунимающейся или скучающей аудиторией» [7].

Идейный учитель М.С. Капранова культуролог, писатель и публицист Константин Николаевич Леонтьев стремился оградить Россию от «разлагающего влияния Запада». «Я постичь не могу, за что можно любить современного европейца? - писал Леонтьев в статье «О всемирной любви», - гуманность новоевропейская и гуманность христианская являются несомненно антитезами ... трудно примиримыми» [7].

Характер мировоззрения коллекционера М.С. Капранова отразился в методике составления коллекции, в её тематике и содержании. Формировалась коллекция не по научным принципам, не с задачей выстроить историко-культурную информацию о конкретном периоде XX века: сложилась коллекция на основе встречных духовных откровений и эмоциональных привязанностей. Об этом свидетельствуют искренние дарственные надписи на подрамниках и обратной стороне работ. Экспозиция включала более ста произведений более двадцати авторов. В коллекции М.С. Капранова широко представлены сибирские художники. Своеобразием творческой манеры выделяются работы красноярских живописцев. Храмы, цветы, озера, лес, горные хребты, времена года, утро и вечер, солнце, улицы старинных городов, древние символы добра и жизни - вот образы экспозиции. Ведущий жанр - пейзаж. Природа предстает в гармонии с человеком. Такое единение выражают произведения Ф. Филонова, В. Конькова, Г. Борунова, М. Ковешниковой, Е. Югаткина, В. Баринова, Ю. Кабанова, В. Кудринского, С. Дыкова и других авторов. Созерцание экспозиции сопряжено с духовным утешением и эстетическим наслаждением. Коллекция М.С. Капранова включает более ста произведений. Среди них восемь принадлежат кисти М.Д. Ковешниковой. На Алтае М.Д. Ковешникова состоялась как мастер натюрморта, натюрморта особенного - со своей темой, со своими мотивами, в которых особое место принадлежит теме «хлеба». Натюрморты М.Д. Ковешниковой из коллекции М.С. Капранова зрителями воспринимаются легко и личностно, этому способствует максимально приближенная к первому плану композиция. Доступен и колорит Майи Дмитриевны. Мир предстает в её работах в светлых красках. Особый ритм, декоративное начало натюрмортов М.Д. Ковешниковой обогащены применением многочисленных рефлексов и тонкой цветовой нюансировки. Благодаря произведениям Майи Дмитриевны экспозиция коллекции приобретает мажорный одухотворенный характер. М.С. Капранов убежденно, с любовью нес ношу национальной православной культуры, широко распространяя ее свет среди современников.

Библиографический список

Формируются на Алтае семейные художественные коллекции. Распространение получают семейные художественные коллекции. В 2009 году в Барнаульской галерее Щетининых состоялась выставка такой коллекции под символическим названием «Сподвижники». Она была посвящена 80-летию со дня рождения алтайского живописца и скульптора Прокопия Алексеевича Щетинина (1928 - 2004). У названия выстави концептуальный подзаголовок: «Прокопий Щетинин и его поколение». В экспозиции были представлены произведения из коллекции семьи Щетининых: скульптура, живопись, графика. Авторами работ являлись современники П.А. Щетинина. «Они жили в одной стране, в одном веке, воспитывались оной культурой - великой русской, участвовали в одной народной исторической трагедии - Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, реализовали себя творчески на одной алтайской земле» [8]. Среди сверстников П.А. Щетинина есть крупные широко известные имена: Н.П. Иванов, С.И. Чернов, Г.Ф. Борунов, а также талантливые и не менее заслуживающие внимания, но иного темперамента художники Н.И. Суриков, Г.К. Тарский, Д.А. Комаров, М.Ф. Жеребцов, В.И. Голдырев, П.С. Панарин, В.А. Зотеев, П.Г. Кортиков, Ф.А. Филонов. Каждое имя значительно, весомо, масштабно. Творчество художников этого поколения прорастало на земле Алтая, черпая истоки мастерства в традициях отечественной художественной школы [8]. Хронологические рамки экспозиции 1947 - 2003. Выставка этой уникальной частной коллекции позволила оценить искусство Алтая XX века с позиций современной художественной культуры и искусствоведческой науки.

Частная коллекция иногда посвящается отдельному художнику. В 2013 году был опубликован каталог частной художественной коллекции В.Б. Кравцова «Соколов Николай Иванович: каталог: Графика. Живопись. Фотографии. Документы» [9, 10]. Культурная ценность коллекции В.Б. Кравцова обусловлена ее комплексным характером, составом - это и бытовые (семейные) фотографии, отражающие образ, костюм, платье россиянина -представителя художнической среды, жилые интерьеры различных слоев населения России. «Культурная ценность усиливается материалами, содержащими информацию о характере издаваемых в то время журналов таких, как «Всемирная иллюстрация», материалами этнографического характера, отражающими начавшийся процесс научного интереса к археологии и этнографии, а так же материалами, показывающими образ жизни и условия жизни русского художника, зачастую зарабатывающего в то время педагогической деятельностью. Ценность коллекции усиливается присутствием в ней портретов, графических и выполненных маслом, а так же исторических мотивов и пейзажей - резко повышающих художественную ценность коллекции. Соколова как художника. Усиливают художественную ценность коллекции крестьянская тема и этнографические мотивы» [10, с. 180].

Постепенно формы воспитательной культурно-просветительской деятельности галерей приобретают все большее многообразие. Большую популярность в деятельности барнаульских галерей получили мастер-классы, где происходит практическое знакомство юных зрителей с различными техниками, изучаются выразительные возможности пастели, акварели, уникального рисунка, приобретаются навыки композиционного построения. Творческие встречи с художниками становятся обязательным элементом программ презентации художественных произведений. Диалогизм - характерная черта общения художника и зрителя. Таким образом, художественные коллекции и их выставки способствуют реализации социальной функции искусства - просвещать, формировать эстетическое сознание, углублять гуманитарное знание, формировать историческую память.

1. Степанская Т.М. Художественная династия Щетининых. Очерки истории искусства Алтая. Барнаул, 2009.

2. Исакова Л. Династия - Щетининых. Культура Барнаула. 2008; 3.

3. Степанская Т.М. Пейзаж - национальный жанр России - в коллекции Сергея Хачатуряна: Каталог. Барнаул, Алтапресс, 2005.

4. Степанская Т.М. О художественной галерее С.Г. Хачатуряна. Культурное наследие Сибири: сборник Барнаул: Издательство АГУ, 2002; Вып. 6-7, 2005.

5. Черняева И.В., Степанская Э.В. Художественная экспозиция как часть информационной системы в образовании и науки. Культурное наследие Сибири. 2013; 14: 159 - 166.

6. Кирилин А. Его любви хватало на всех нас. Алтайская правда. 25 марта. 2008.

7. Русская идея: сборник статей. Москва, 1997.

8. Степанская Т.М. Сподвижники: Альбом. Барнаул, 2009.

9. Девятьярова И.Г., Кравцов В.Б., Сезева Н.И. Соколов Николай Иванович: Каталог: Графика. Живопись. Фотографии. Документы. Вступительная статья Н.И. Сезёва. Новосибирск, 2013.

10. Степанская Т.М. Частная художественная коллекция - культурная ценность. Культурное наследие Сибири. 2013; 14: 178 - 180.

References

1. Stepanskaya T.M. Hudozhestvennaya dinastiya Schetininyh. Ocherki istorii iskusstva Altaya. Barnaul, 2009.

2. Isakova L. Dinastiya - Schetininyh. Kul'tura Barnaula. 2008; 3.

3. Stepanskaya T.M. Pejzazh - nacional'nyjzhanr Rossii- vkollekcii Sergeya Hachaturyana: Katalog. Barnaul, Altapress, 2005.

4. Stepanskaya T.M. O hudozhestvennoj galeree S.G. Hachaturyana. Kul'turnoe nasledie Sibiri: sbornik Barnaul: Izdatel'stvo AGU, 2002; Vyp. 6-7, 2005.

5. Chernyaeva I.V., Stepanskaya 'E.V. Hudozhestvennaya 'ekspoziciya kak chast' informacionnoj sistemy v obrazovanii i nauki. Kul'turnoe nasledie Sibiri. 2013; 14: 159 - 166.

6. Kirilin A. Ego lyubvi hvatalo na vseh nas. Altajskaya pravda. 25 marta. 2008.

7. Russkaya ideya: sbornik statej. Moskva, 1997.

8. Stepanskaya T.M. Spodvizhniki: Al'bom. Barnaul, 2009.

9. Devyat'yarova I.G., Kravcov V.B., Sezeva N.I. Sokolov Nikolaj Ivanovich: Katalog: Grafika. Zhivopis'. Fotografii. Dokumenty. Vstupitel'naya stat'ya N.I. Sezeva. Novosibirsk, 2013.

10. Stepanskaya T.M. Chastnaya hudozhestvennaya kollekciya - kul'turnaya cennost'. Kul'turnoe nasledie Sibiri. 2013; 14: 178 - 180.

Статья поступила в редакцию 14.04.17

УДК 371.21

Yaroslavtseva N.V., Cand. of Science (Pedagogy), Director, Novosibirsk Institute for Monitoring and Development of Education

(Novosibirsk, Russia), E-mail: nvya.nimro@gmail.com

THE MODEL OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES IN WESTERN SIBERIA. The article analyzes problems of creating an integrated model of development of the system of educational services in Western Siberia. From the standpoint of system approach, the author reveals a logic simulation, determines the contents of the model and proves its component composition (target, content, organizational, subjective, procedural, effective evaluation and management components). The paper presents "a tree of objectives" of the system of educational services. The research helps to propose logics of projecting systemic changes in the educational services, to describe the main types of resource potential of subjects of the educational clusters in Western Siberia. The paper also analyzes functions of the government in such clusters. The work presents what new teaching bodies appeared as a result of work and development of the system of the educational services (dialog, research, and regulatory platforms, seminars, fairs, resource centers, marketing and monitoring service, etc.).

Key words: modeling of regional system of educational services, component composition, development of system based on the cluster approach, development of new bodies.

Н.В. Ярославцева, канд. пед. наук, дир. Новосибирского института мониторинга и развития образования,

г. Новосибирск, E-mail: nvya.nimro@gmail.com

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В статье анализируются проблемы создания комплексной модели развития системы образовательных услуг в Западной Сибири. С позиций системного подхода предлагается логика моделирования, определение сущности модели и обосновывается её компонентный состав (целевой, содержательный, организационный, субъектный, процессуальный, результативно-оценочный и управленческий компоненты). Представлено «дерево целей» развития системы образовательных услуг. Предложена логика проектирования системных изменений образовательных услуг, охарактеризованы основные виды ресурсов потенциальных субъектов образовательных кластеров в Западной Сибири. Анализируются функции самоуправления в таких кластерах. Представлены новообразования, вызванные к жизни функционированием системы развития образовательных услуг (диалоговые, исследовательские и нормотворческие площадки, семинары, ярмарки, ресурсные центры, маркетинговые и мониторинговые службы и т. д.).

Ключевые слова: моделирование региональной системы, образовательные услуги, компонентный состав, кластерный подход, создание новообразований.

С позиций общенаучного системного подхода моделирование статичных структур - это ещё один из способов представления процесса развития через закономерную смену состояний системы в пространстве и во времени (Т.В. Ильясова, Ю.А. Ко-наржевский, В.С. Леднев, А.М. Саранов и др.).

Для изучения региональной системы образовательных услуг нами использовано моделирование, которое «.воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [1, с. 12]. Моделирование - фактически единственный из методов, позволяющих упростить систему, сделать ее доступной для осмысления и в то же время не противоречащей принципам системного подхода.

Теоретическую основу создания комплексной модели региональной системы образовательных услуг создают разработки моделирования как метода системного анализа (В.Г. Афанасьев, В.А. Веников, Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин и Е.П. Никитин, И.Б. Новик, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Ф.И. Перегудов и Ф.П. Тарасенко, В.А. Штоф и др.), а также как относительно формализованного метода педагогического исследования, напротив, обеспечивающего получение синтетического знания о педагогическом системном явлении на праксеологическом уровне (В.И. Загвязинский и Р.А. Атаханов, А.Т. Куракин и Л.И. Новикова, А.А. Остапенко, М.В. Ядровская и др.). В этих двух

проекцияхразработкиметодологииможноопределитьисходныепара-метры моделирования.

Во-первых, комплексная модель региональной системы образовательных услуг есть её искусственное графическое, схематическое и словесно-логическое описание, позволяющее применять методы системного анализа и синтеза к статичным структурам, развивающимся во времени и пространстве. Инертность модели [2] определяется целями системного анализа, а именно: необходимостью изучения, воссоздания в образовательной среде региона системы образовательных услуг в новом качестве, а затем управления её дальнейшим развитием. Модели образовательных систем носят характер образца и имеют нормативный характер для практической педагогической деятельности.

Во-вторых, моделирование - это метод, связанный с упрощением системного явления, т. е. моделируемая нами система должна с полной точностью воспроизводить только те свойства и связи системы, которые необходимы для решения задач исследования; с определенной степенью приближения имитировать свойства и связи системы, оказывающие существенное влияние на ее функционирование и развитие; игнорировать остальные связи и системы, но при этом иметь в виду их существование и, в случае надобности, расширять на них модель (М.В. Ядровская [3] и др.). Необходимую простоту и конструктивность модели гарантирует принцип необходимости и достаточности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.