Научная статья на тему 'Использование технических средств обучения в служебно-плановых формах обучения в национнальной гвардии Российской Федерации'

Использование технических средств обучения в служебно-плановых формах обучения в национнальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / MILITARY PERSONNEL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / TECHNICAL TRAINING / СЛУЖЕБНО-ПЛАНОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / SERVICE-PLANNED TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феофилактов И.А.

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки военнослужащих Национальной гвардии Российской Федерации. Выделены основные компоненты обучения, при использовании технических средств обучения военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации на основе служебно-плановых форм обучения и основных компонентов. Кроме того, в статье рассмотрены исторические аспекты использования технических средств обучения. Автор делает вывод о том, что технические средства обучения дают возможность более эффективно подходить к обучению, рациональному и оптимальному сочетания форм и методов обучения, создают все необходимые условия для повышения эффективности служебно-плановых форм обучения в войсках Национальной гвардии Российской Федерации. Показатель эффективности служебно-плановых форм обучения подготовки военнослужащих национальной гвардии РФ положен в основу современных тренажёров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TECHNICAL TRAINING IN THE SERVICE-PLANNED TEACHING FORMS IN THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

The paper considers topical issues of training of the national troops of the Russian Federation. The researcher studies the main components of training, using technical means of training soldiers of the national guard of the Russian Federation on the basis of service-planned teaching and major components. The article considers historical aspects of the use of technical means of education. The author concludes that the technical teaching tools provide an opportunity of a more effective teaching, rational and optimal combination of forms and methods of teaching, create all necessary conditions for improving the effectiveness of service-planned forms of training in the Army National Guard of the Russian Federation. The indicators of service-planned education of the National Guard troops of the Russian Federation are formed on the basis of modern simulators.

Текст научной работы на тему «Использование технических средств обучения в служебно-плановых формах обучения в национнальной гвардии Российской Федерации»

ского народа создал Г.И. Чорос-Гуркин [5, с. 15], он же сформировал свой национальный образ природы Горного Алтая на базе традиций русского академического пейзажа. Современные художники Алтая восприняли и пытаются развивать намеченную Г.И. Гуркиным тенденцию одушевления природы в горном пейзаже (В.П. Чукуев). Творчество художника С. Дыкова насыщено архетипическими мотивами и фольклорными образами народов Алтая: «Удивительно плодотворно вызрела у Дыкова идея изоморфизма, существовавшая в языческом художественном сознании» [5, с. 20]. Художественная школа российского текстильного рисунка в творчестве Г.А. Белышева обогатилась мотивами национального алтайского орнамента, изученного в музейных фондах и в непосредственном общении с произведениями декоративно-прикладного искусства Алтая. Образ

Библиографический список

В современных условиях и модернизации национальной гвардии Российской Федерации, важное место уделяется приданию офицерскому составу нового облика. Это, прежде всего, связано с повышением требований к уровню их профессиональных знаний, умений, навыков, а также с изменением формируемых профессиональных важных и морально-психологических качеств. Военно-специальная подготовка занимает, важное место среди дисциплин. Военно-специальная подготовка военнослужащих - это процесс овладения обучаемыми систематизированными знаниями, формирование навыков и

Горного Алтая органично вошёл в художественную ткань современных живописцев, графиков, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства России, в этом процессе существенное значение имело взаимодействие традиций народной и профессиональной культур. В открытом сибирском образовательном пространстве освоение традиций и национального наследия является одним из перспективных направлений в научной, учебной и просветительской деятельности. Отметим, что традиция и преемственность не исключают уникальности культурного наследия регионов, но являются хранителями и источниками возрождения духовности, столь необходимой современному обществу. В учебные программы по истории и теории искусства необходимо включать темы, анализирующие фундаментальные ценности традиции.

47

умение выполнения боевых задач на основе уверенного применения вооружения и боевой техники, а также их эксплуатации и ремонта. Возросшие на современном этапе требований к данному виду подготовки, сложность ее организации, вариативность методики и многокомпонентность содержание обусловили необходимость изучения теоретических основ комплексного использования в ней современных технических средств обучения.

Особую роль при проведении служебно-плановых форм обучения придают технические средства обучения.

1. Бембель И.О. О понятии «традиция» в архитектуре. Вестник СПбГУ. Искусствоведение. Серия 15. 2014; 1: 164 - 172.

2. Благой Д.Д. О традициях и традиционности. Традиционная культура. Москва, 2005.

3. Хренов Н.А. Традиционные культуры как предмет междисциплинарного исследования. Традиционная культура. Москва, 2005.

4. Степанская Т.М. Традиции в культурном наследие Алтая. Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2005; Вып. 7.

5. Маточкин Е.П. Искусство Горного Алтая: взгляд вглубь веков. Сибирский миф. Голоса территории. Омск, 2005.

References

1. Bembel' I.O. O ponyatii «tradiciya» v arhitekture. Vestnik SPbGU. Iskusstvovedenie. Seriya 15. 2014; 1: 164 - 172.

2. Blagoj D.D. O tradiciyah i tradicionnosti. Tradicionnaya kul'tura. Moskva, 2005.

3. Hrenov N.A. Tradicionnye kul'tury kak predmet mezhdisciplinarnogo issledovaniya. Tradicionnaya kul'tura. Moskva, 2005.

4. Stepanskaya T.M. Tradicii v kul'turnom nasledie Altaya. Kul'turnoe nasledie Sibiri. Barnaul, 2005; Vyp. 7.

5. Matochkin E.P. Iskusstvo Gornogo Altaya: vzglyad vglub' vekov. Sibirskijmif. Golosa territorii. Omsk, 2005.

Статья поступила в редакцию 14.04

УДК 37.013

Feofilaktov I.A., adjunct, Department 19 (Pedagogy), Military University MO RF (Moscow, Russia), E-mail: ilyfil12@yandeх. ru

THE USE OF TECHNICAL TRAINING IN THE SERVICE-PLANNED TEACHING FORMS IN THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. The paper considers topical issues of training of the national troops of the Russian Federation. The researcher studies the main components of training, using technical means of training soldiers of the national guard of the Russian Federation on the basis of service-planned teaching and major components. The article considers historical aspects of the use of technical means of education. The author concludes that the technical teaching tools provide an opportunity of a more effective teaching, rational and optimal combination of forms and methods of teaching, create all necessary conditions for improving the effectiveness of service-planned forms of training in the Army National Guard of the Russian Federation. The indicators of service-planned education of the National Guard troops of the Russian Federation are formed on the basis of modern simulators.

Key words: military personnel, educational process, technical training, service-planned teaching.

И.А. Феофилактов, Адъюнкт 19 кафедры (педагогики) Военного университета МО РФ, г. Москва,

E-mail: ilyfil12@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СЛУЖЕБНО-ПЛАНОВЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ В НАЦИОННАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки военнослужащих Национальной гвардии Российской Федерации. Выделены основные компоненты обучения, при использовании технических средств обучения военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации на основе служебно-плановых форм обучения и основных компонентов. Кроме того, в статье рассмотрены исторические аспекты использования технических средств обучения. Автор делает вывод о том, что технические средства обучения дают возможность более эффективно подходить к обучению, рациональному и оптимальному сочетания форм и методов обучения, создают все необходимые условия для повышения эффективности служебно-плановых форм обучения в войсках Национальной гвардии Российской Федерации. Показатель эффективности служебно-плановых форм обучения подготовки военнослужащих национальной гвардии РФ положен в основу современных тренажёров.

Ключевые слова: военнослужащие, образовательный процесс, технические средства обучения, служебно-плано-вые формы обучения.

К служебно-плановым формам обучения относятся: парковый, парково-хозяйственные дни, смотры вооружения и военной техники, инструктажи, дни регламентных работ, работы по постановке вооружения и военной техники на хранение и проведение их, сезонного обслуживания, совещания, видеоконференции [1, с. 21].

В этих целях анализ использования технических и тренажёрных средств обучения был осуществлен по нескольким историческим этапам:

- со времени создания первых отечественных военно-учебных заведений до середины XX века - первоначальный этап применения ТСО в военно-специальной подготовке;

- от реформы военного образования в 60 - 70 годы XX века до 1917 г. - этап активного внедрения ТСО в военно-специальную подготовку;

- от создания системы военно-учебных заведений РККА и РККФ-до середины 50-х гг. XX века - этап перехода армии на принципиально новые образцы вооружения и техники, требующие углубленной подготовки;

- середина 50 - х гг. XX века - начало XXI века - этап применения нового поколения ТСО в военно-специальной подготовке военнослужащих.

Комплексное применение различных технических средств обучения в военно-специальной подготовке военнослужащих Национальной гвардии РФ настоятельно требует исследования основных педагогических характеристик данного процесса. К ним относятся его сущность, содержание, функции, а также такие компоненты комплексного применения тренажёрных и других средств обучения, как целевой, содержательный, деятельност-ный и результативный. Здесь требуется оговорка, что под ТСО в данном случае мы подразумеваем в первую очередь те средства, которые применяются в войсках для военно-специальной подготовки военнослужащих Национальной гвардии Российской Федерации. Это большей частью тренажёры и компьютеры, позволяющие смоделировать условия выполнения специальных задач и способствующие выработке устойчивого навыка.

Анализ практики целеполагания комплексного применения ТСО показывает, что система целей наряду с основной, включает другие цели. Они имеют место в процессе использования тренажёрных средств на различных периодах обучения военнослужащих. При этом все цели комплексного применения тренажёров с другими средствами в военно-специальной подготовке обучаемых тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и определяются основной целью.

Итак, целевой компонент педагогического процесса комплексного применения технических средств обучения в военно-специальной подготовке военнослужащих включает систему целей, которые должны быть сформулированы и представлены в документах по организации использования тренажёров.

В настоящее время существует ряд понятий технических средств обучения. Технические средства обучения - устройства, машины и комплексы, используемые при подготовке специалистов в целях повышения эффективности и качества обучения. По функциональному назначению ТСО делятся на технические средства передачи информации (информационные), контроль знаний (контролирующие), привитие практических навыков [2, с. 78].

Тренажёр - учебно-тренировочное устройство, предназначенное для отработки навыков и умений управлением объектом в различных условиях. Военные тренажёры воспроизводят на базе автомобилей, танков, самолетов и т. п., визуальную обстановку, а также различные физические факторы (шумы, перегрузки, вибрации и др.). Тренажёр для обучения операторов (экипажей) объектов моделируют способы и тактику их боевого

Библиографический список

использования. Применение тренажёра позволяет сократить сроки освоения техники, повысить эффективность ее использования и боевую выучку личного состава, снизить затраты на обучения.

Тренажёрные комплексы по своему составу представляет широкий набор аппаратов, приборов и других приспособлений для реализации перечисленных функций. Их можно классифицировать следующим образом:

- технические средства предъявления информации;

- технические средства формирования, развитие и закрепления навыков и умений;

- технические средства контроля знаний;

- технические средства самообучения.

Отдельный класс составляют стрелковые тренажёры, предназначенные для обучения стрельбы из боевого оружия. Они позволяют проводить отработку правильного хвата оружия, техника прицеливания и спуска курка на макетах, вполне соответствующих реальному оружию.

Боевые патроны при этом не расходуются, и полностью исключаются возможности несчастных случаев. К несомненным достоинствам тренажёров следует отнести их низкую стоимость и быструю окупаемость, возможность проведения тренировок с использованием практически любого вида оружия, простоту установки и настройки.

Наиболее перспективны стрелковые тренажёры, в которых оружие не связано соединительным кабелем с системным блоком компьютера. Лазерный излучатель при этом размещён в стволе оружия, а электронная схема, управляющая его работой, и элементы питания - внутри магазина оружия. Такая схема дает стрелку полную свободу передвижения на огневом рубеже. Во время прицеливания на экране монитора компьютера непрерывно отображается точка прицеливания, а после курка показывается отклонения точки попадания от точки прицеливания. Если стрелок не попал в мишень, то указывается направления промаха.

Сегодня с помощью специальных тренажёрных комплексов, не выезжая на стрельбище, проводят все возможные тренировки, в том числе и в прицельной стрельбе из разного вида оружия. Причём во время стрельбы на тренажёрах не только просчитывается траектория полета пули или снаряда с учетом ветра и складок местности, но и имитируется отдача от выстрела и вылет пустой гильзы.

Для обучения стрельбе ночью или в условиях плохой видимости используется особый телевизионный прицел. Попадание в цель имитируется световой вспышкой. Наводчик и командир танка могут следить за траекторией полета снаряда и видеть место его разрыва. Одновременно имитируется и огонь противника. Члены экипажа отрабатывают наведения орудия на цель, обучаются пользоваться различными прицелами, действовать в условиях применения оружия массового поражения. Отражать атаки противника с тыла [3, с. 98 - 102].

Таким образом, эти технические средства обучения дают возможность более эффективно подходить к обучению, рациональному и оптимальному сочетания форм и методов обучения, создают все необходимые условия для повышения эффективности служебно-плановых форм обучения в войсках Национальной гвардии Российской Федерации.

Показатель эффективности служебно-плановых форм обучения подготовки военнослужащих национальной гвардии РФ положен в основу современных тренажёров, явившимся перспективным направлением. Наиболее значимые условия подготовки военнослужащих связаны со знаниями, умениями, навыками. Вполне логично считать, что эффект может быть как положительным, так и отрицательным.

1. Военная психология и педагогика. Под редакцией А.В. Барабанщикова. Москва: Воениздат, 1986.

2. Педагогика: учебное пособие. Под общей редакцией И.А. Алехина. Москва: ВУ МО РФ, 2012.

3. Шлык Ю.Ф. Проблемы боевой подготовки общевойсковых соединений Сухопутных войск: монография. Москва: ВАФ, 1996. References

1. Voennaya psihologiya ipedagogika. Pod redakciej A.V. Barabanschikova. Moskva: Voenizdat, 1986.

2. Pedagogika: uchebnoe posobie. Pod obschej redakciej I.A. Alehina. Moskva: VU MO RF, 2012.

3. Shlyk Yu.F. Problemy boevoj podgotovki obschevojskovyh soedinenij Suhoputnyh vojsk: monografiya. Moskva: VAF, 1996.

Статья поступила в редакцию 11.04.17

УДК 72.012+7.072

Erkinova R.M., Cand. of Art Criticism, Director, National Museum n.a. A. V. Anokhin (Gorno-Altaysk, Russia), E-mail: gurkina-22@mail.ru

Chernyaeva I.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: stm@art.asu.ru

Stepanskaya E.V., MA (Art Criticism), senior teacher, Department of Theory of Art and Cultural Science, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: stm@art.asu.ru

EXHIBITION AS PART OF THE INFORMATION SYSTEM IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The research paper reveals experience of arranging presentations of private art collections, created in Siberia in the 20th century. Such collections are believed to contain the unique information not only on works of artists, but also on ideals of the time, on universal values and it lets to treat collections as part of the educational process in the frame of general education provided by schools. The authors emphasize the role of the identity of a collector, whose personality is carefully expressed in the selection of works for the collection and its exhibition. The authors draw attention to collections of V.B. Kravtsov, Yu.V. Nevzorov, A.P. Shchetinin and M.S. Kapranov. Key words: collector, gallery, exhibition, collection, catalog, art consciousness, Russian culture.

Р.М. Еркинова, канд. иск., дир. Национального музея им. А.В. Анохина, г. Горно-Алтайск, E-mail: gurkina-22@mail.ru И.В. Черняева, канд. иск., доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru

Э.В. Степанская, магистр иск., ст. преп. каф. теории искусства и культурологии Алтайского государственного университета, Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru

ВЫСТАВКА КАК ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматривается опыт презентаций частных художественных коллекций, сформировавшихся в Сибири в XX веке, содержащих уникальную информацию не только о творчестве художников, но и об идеалах своего времени, об общечеловеческих ценностях, что позволяет рассматривать коллекции как часть воспитательного и образовательного процесса в сфере образования. Подчеркивается роль личности коллекционера, индивидуальность которого чётко проявляется в отборе произведений для коллекции и её выставки. В статье авторы привлекают внимание читателей к собраниям В.Б. Кравцова, Ю.В. Невзорова, А.П. Щетинина, М.С. Капранова.

Ключевые слова: коллекционер, галерея, выставка, коллекция, каталог, художественное сознание, русская культура.

Различные формы коллекционирования являются основой формирования, сохранения и развития исторической памяти. Ценными, не только эстетическими, но и историческими источниками являются произведения искусства - свидетели эпохи. Особую культурную ценность представляют коллекции художественные. В современном образовательном процессе им принадлежит особая роль, что подтверждает музейная выставочная деятельность, а также деятельность энтузиастов - педагогов учебных заведений различного уровня. В настоящее время распространение получила практика проведения учебных занятий в музеях, галереях и выставочных залах, а также в мастерских художников. Одной из форм приобщения учащихся к искусству является использование на занятиях специальной литературы, в том числе каталогов художественных коллекций. Рассмотрим конкретные примеры использования художественных собраний в образовательной сфере.

Галерея часто связана с конкретным физическим лицом и тогда называется по имени своего владельца или куратора. Первой частной галереей столицы Алтайского края города Барнаула стала «Арт-галерея Щетининых», открытая в 2003 году [1, с. 23]. Основатель и владелец «Арт-галереи Щетининых» - Анатолий Прокопьевич Щетинин - алтайский живописец, член Союза художников России, член Центрального общества друзей Монголии, коллекционер, галерист. Идея создания галереи возникла в начале восьмидесятых годов в результате нескольких заграничных поездок [2, с. 11]. В семейной коллекции А.П. Щетинина более трёхсот работ, среди них такие авторы, как Н.П. Иванов, М.Ф. Жеребцов, В.А. Зотеев, Г.Ф. Борунов, Ф.С. Торхов и другие классики алтайского искусства. Галерея ведёт активную выставочную деятельность. Например, в галерее реализованы такие выставочные проекты, как «Деревенька - колыбель души...», «Свет реализма», «Сподвижники», «Мой мир в красках», «Первоцветы - вестники весны» и многие другие. Галерею активно посещают школьники, учащиеся детских художественных школ и студий, студенты художественных факультетов вузов Алтая. Экспозиции включают пейзажи, натюрморты, портреты, исторические картины художников Алтая: А. Арестова, М. Будкеева, Г. Буркова, Ю. Иванова, В. Марченко, Ф. Торхова, А.П. Щетинина, И.В. Щетининой, Ф.А. Филонова, Е. Югаткина и других. Экспозиции выражают патриотическую идею красоты родных пейзажей,

красоты ландшафтов России, многозначность величие традиций русской культуры.

В 2005 году в Барнауле открылась вторая частная картинная галерея под названием «Кармин». Её основатель и владелец алтайский предприниматель Сергей Грантович Хачатурян (1955 -2012). Автор-составитель первой экспозиции и первого аннотированного научного каталога выставки «Пейзаж - национальный жанр России» в галерее «Кармин» - Т.М. Степанская [3] .

К открытию галереи художественная коллекция С.Г. Хачатуряна насчитывала 267 произведений алтайских художников второй половины XX - начала XXI вв.: В.Ф. Добровольского, С.И. Чернова, М.Ф. Жеребцова, Ф.А. Филонова, Ф.С. Торхова, Г.Ф. Борунова, А.А. Югаткина, В.А. Зотеева, В.П. Чукуева, И.И. Ортонулова, М.Д. Ковешниковой и других. Концепция выставочной деятельности галереи «Кармин» заключалась в тезисе «. главное назначение искусства - просвещение и нравственное воспитание народа» [4, с. 191].

Опыт убеждает, что выставки частных коллекций открывают для провинции новые грани искусства. Памятной жителям Барнаула является экспозиция русской живописи из частного собрания коллекционера Ю.В. Невзорова, состоявшаяся в 1970-х годах в Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств; в 1994 году показала своё собрание (более 50-ти работ) профессор Т.М. Степанская, экспозиция была открыта в выставочном зале университета и включала произведения алтайских и ленинградских художников [5, с. 159]. Обе эти выставки характеризуются активным посещением школьников, длинные очереди за билетами на выставку Ю.В. Невзорова простаивали студенты, школьники, учителя, жители города. Большое воспитательное значение имели творческие встречи учащихся с коллекционерами. Как отмечал русский философ и историк Г.П. Федотов, «первой предпосылкой культуры является сам человек» [6]. Личность коллекционера делает коллекцию уникальной.

Настоящим событием художественной жизни Алтая стала выставка произведений из собрания настоятеля Свято-Никольского храма города Барнаула М.С. Капранова (1944 - 2008), проходившая в 2008 году в галерее «Универсум» факультета искусств Алтайского государственного университета. Выставка привлекла самое широкое внимание общественности, студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.