Научная статья на тему 'Особенности региональной художественной жизни в России на рубеже XX-XXI столетий'

Особенности региональной художественной жизни в России на рубеже XX-XXI столетий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
367
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / ГАЛЕРЕЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / РЕГИОН / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ЦЕНТР / ПРОВИНЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / СТИЛЬ / НАПРАВЛЕНИЕ / EXHIBITION / GALLERY / ARTISTIC LIFE / REGION / DECENTRALIZATION / CENTRE / PROVINCE / ARTISTIC IMAGE / STYLE / DIRECTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанская Тамара Михайловна, Черняева Ирина Валерьевна

В статье рассматриваются особенности региональной художественной жизни в России на рубеже XX-XXI вв. на примере Алтайского края; предпринимается попытка выявить причины наметившейся децентрализации искусства в России. Анализируются формы художественной жизни, а также уровень художественности произведений изобразительного искусства, представляемых на выставочных площадках Алтайского края. Рассмотрено такое явление, как развитие частных художественных галерей, издательская деятельность в сфере искусствоведения и музейного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF REGIONAL ARTISTIC LIFE IN RUSSIA AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

The article discusses the peculiarities of regional artistic life in Russia at the turn of the XX-XXI centuries by the example of Altai Territory; attempts to identify the causes of the outlined decentralization of art in Russia. The authors analyze the forms of artistic life, as well as the level of the artistry of paintings presented at the exhibitions of Altai Territory. The paper considers such phenomena as the development of private art galleries, publishing activity in the field of art criticism and museum work.

Текст научной работы на тему «Особенности региональной художественной жизни в России на рубеже XX-XXI столетий»

Степанская Тамара Михайловна, Черняева Ирина Валерьевна

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI СТОЛЕТИЙ

В статье рассматриваются особенности региональной художественной жизни в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. на примере Алтайского края; предпринимается попытка выявить причины наметившейся децентрализации искусства в России. Анализируются формы художественной жизни, а также уровень художественности произведений изобразительного искусства, представляемых на выставочных площадках Алтайского края. Рассмотрено такое явление, как развитие частных художественных галерей, издательская деятельность в сфере искусствоведения и музейного дела. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/11 -1739.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 146-149. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

3. Гайдаенко П. П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 116-135.

4. Гегель Г. В. Ф. Система наук. СПб.: Наука, 1999. Ч. 1. Феноменология духа. 444 с.

5. Делёз Ж. Логика смысла / пер. с фр. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с.

6. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко / общ. ред. и послесл. В. А. Подороги; пер. с франц. Б. М. Скуратова. М.: Логос, 1997. 264 с.

7. Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. М.: Ad Marginem, 2000. 512 с.

8. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения: в 6-ти т. M.: Мысль, 1964. Т. 3. С. 68-756.

9. Кассирер Э. Опыт о человеке: проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича. М.: Прогресс,1988. 552 с.

10. Леви-Брюль Л. Первобытная мифология. М.: Красанд, 2010. 256 с.

11. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 600 с.

12. Лейбниц Г. В. Монадология // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1982. Т. 1. С. 413-429.

13. Маркс К. Капитал. Книга первая. Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений: в 50-ти т. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. Т. 23. С. 43-900.

14. Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры / пер. с нем. М.: Юрист, 1995. С. 7-131.

15. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: http://www.ozhegov.org/words/37863.shtml (дата обращения: 15.09.2016).

16. Фихте И. Г. Основа общего наукоучения // Фихте И. Г. Сочинения: в 2-х т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 1. С. 65-337.

17. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков, 2003. 503+9 с.

18. Хайдеггер М. Парменид. СПб.: Владимир Даль, 2009. 383 с.

19. Шестов Л. И. Леви-Брюль. Миф и истина (к метафизике познания) // Путь: журнал: орган русской религиозной мысли. Париж, 1936. № 50. С. 58-65.

PROBLEM OF "PARTICIPATION" IN SOCIAL PHILOSOPHY

Smirnova Ol'ga Veniaminovna, Ph. D. in Philosophy, Professor Kunitsin Andrei Gennad'evich

Cherepovets State University marten18@mail. ru

The article traces the genesis of the notion "participation", analyzes the meaningful in the context of social philosophy aspects of the topic, namely the correlation of the part and the whole; the human's participation in social processes; collective responsibility; common destiny. The paper provides an analysis of different ways of interpreting the notion "participation" in the framework of social philosophy. The universal significance of comprehensive investigation and deepening the understanding of this philosophical concept is substantiated. Different philosophers' views on this concept are presented.

Key words and phrases: participation; involvement; fate; responsibility; part; whole; society; monad.

УДК 7

Искусствоведение

В статье рассматриваются особенности региональной художественной жизни в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. на примере Алтайского края; предпринимается попытка выявить причины наметившейся децентрализации искусства в России. Анализируются формы художественной жизни, а также уровень художественности произведений изобразительного искусства, представляемых на выставочных площадках Алтайского края. Рассмотрено такое явление, как развитие частных художественных галерей, издательская деятельность в сфере искусствоведения и музейного дела.

Ключевые слова и фразы: выставка; галерея; художественная жизнь; регион; децентрализация; центр; провинция; художественный образ; стиль; направление.

Степанская Тамара Михайловна, д. искусствоведения, профессор Черняева Ирина Валерьевна, к. искусствоведения

Алтайский государственный университет stm @аН. а&и. ги; gurkina-22@mail. ги

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 СТОЛЕТИЙ

В течение XX века в Советском Союзе формировались провинциальные художественные центры и региональные художественные школы: Владимир, Пенза, Иркутск, Свердловск, Красноярск, Омск и другие. Метод социалистического реализма современные исследователи рассматривают, избегая политизированности, как особый исторический художественный метод [3]. В то же время на рубеже XX-XXI вв. при смене общественного уклада, экономики, общественной морали «четко обозначился вектор развития от коллективизма к индивидуализму... государство оказалось в стороне от искусства» [9, с. 27].

В 1990-2010 гг. архитекторы, живописцы, скульпторы, мастера различных видов искусства получили возможность широко представлять свое творчество на самых разнообразных экспозиционных площадках: выставочные залы, вузовские культурные центры, выставочные площадки при библиотеках, информационные молодежные

центры, частные картинные галереи и т.п. Экспозиции формируются на свободных демократических началах: важнейшим критерием отбора произведения является выразительность художественного образа. На выставочных площадках Алтайского края представляют свое творчество авторы разных стилей и направлений, при анализе экспозиций наблюдается тенденция снижения профессионального уровня, размывание представлений о критериях художественности. Причин этому несколько: несовершенное владение новыми компьютерными технологиями, которые, в свою очередь, активно влияют на традиционное искусство; отсутствие эстетического, нравственного, идейного целостного идеала; провинциальное отставание; в условиях хаотично формирующегося художественного рынка вынужденное следование вкусам покупателей произведений; расшатывание классических критериев художественности; отмечаемая философами тенденция изменения сознания под влиянием технизации и «машинного мышления» в сторону нарастания агрессивности, отчуждение от мира природы и, как следствие этого, формирование иллюзий самодостаточности и господства над окружающим миром.

В 1990 году Алтайская организация Союза художников РСФСР отметила свое пятидесятилетие. За эти годы осуществлено более тысячи выставок, созданы программные произведения: «Земля родная», «Сибирский богатырь Нестор Корзин», «Председатель», «И. И. Ползунов» Г. Ф. Борунова; «Руки творящие» Л. Р. Цесюлевича; циклы «Люди Горного Алтая», «В. М. Шукшин. Большая совесть» И. Р. Рудзите; натюрморты «Алтайский хлеб», «Светлый натюрморт», «Алтайская колыбель» М. Д. Ковешниковой; скульптурные портреты П. Л. Миронова, Л. Р. Рублевой, К. Г. Чумичева; рисунки к тканям «Дымковская», «Приглашение к чаю» Г. А. Белышева; монументальные работы, преобразившие облик краевого центра.

Особое направление алтайского изобразительного искусства составляет развитие городского пейзажа. Художниками запечатлён разносторонний образ, прежде всего, города Барнаула. У В. Я. Будкеева Барнаул наполнен старинными деревянными домами с крыльцами, балкончиками, башенками; у А. П. Фризена Барнаул - город контрастов, в нем огромные здания-новостройки соседствуют с грустными частными строениями, ждущими часа своего исчезновения. Свой вклад в развитие архитектурного пейзажа внес живописец В. Э. Октябрь. В его произведениях предстают не только улицы и живописные уголки Барнаула, но и виды Рима, Венеции, Флоренции, они пронизаны романтическим настроем. Богатое воображение, историзм мышления позволили живописцу В. В. Конькову создать свой неповторимый, немного загадочный образ Барнаула («Конюшенный переулок», 1995; «Соборная площадь», 1994). Художник-график Ю. Б. Кабанов в 2000-е годы создает офорты на историко-архитектурные сюжеты. Такова серия «Барнаул XIX века» (1998), «Панорама Барнаула начала XX века» (2005).

Фольклорные, этнические, национальные мотивы представляет творчество Ю. Е. Бралгина, Т. В. Ашкинази, А. Н. Потапова и др. Широкое распространение в 1990-х гг. в изобразительном искусстве Алтая получили архетипические мотивы, это направление развивают Е. Е. Скурихин, Л. Н. Пастушкова, С. Дыков и другие авторы, воспринявшие традиции русского искусства начала XX века.

Символико-романтическое направление в живописи Алтая представлено творчеством Л. Р. Цесюлевича (к числу его программных произведений относится портрет главного дирижера Великорусского оркестра народных инструментов «Сибирь» Е. И. Борисова, 1997), В. Э. Октября (виды Горного Алтая), И. Р. Рудзите (триптих «Небесная битва», 2000), В. В. Конькова («Архитекторы Вавилона», 1994; «1812. Казачий поиск», 1997). В скульптуре направление символизма представлено немногими работами, среди которых «Троица» М. А. Кульгачева (1999). М. А. Кульгачев - автор памятника А. С. Пушкину в Барнауле, открытого в день 200-летия со дня рождения поэта в 1999 году, на постаменте - надпись: «Певцу любви - любовь награда».

Особое направление в живописи Алтая составляют художники, обратившиеся к классическим традициям западно-европейской и отечественной живописи. К ним принадлежат пейзажисты С. А. Прохоров, В. П. Кукса, работающий в жанре натюрморта П. Ю. Брытков. Убедительно выраженную самостоятельную позицию занимает в современном изобразительном искусстве Алтая А. Е. Емельянов (1951 г.р.); он раздвигает горизонты своего художнического видения, расширяет сферу действительности, куда вторгается как художник, его реалистическая палитра, насыщенная символами и романтическими порывами, обогащается новыми формами, цветом и светом. «Славяне» - оригинальная по замыслу и красивая по воплощению серия. Этнические истоки - актуальная тема современного искусства России. Ее художественное разрешение - одна из форм противостояния отрицательным проявлениям быстро продвигающейся глобализации. В этой серии события и персонажи показаны в тесной гармонии с русской природой, воссозданной талантливой кистью живописца. Таковы триптихи «Святки», «Сибирь. Год 1581», картина «Баллада». Источником вдохновения при создании серии «Славяне» служил не только фольклор, но и поэзия поэта всех времен и народов А. С. Пушкина: «Лукоморье», «Царевна Лебедь». Оригинален, значителен полиптих «Противостояние» (2004-2005). Трагедия и героизм военного времени выражаются в полиптихе с привлечением образов православной культуры, знаменитого плаката «Родина-мать зовет!», круглого репродуктора, керосиновой лампы и треугольников фронтовых писем.

Для художественной жизни Алтая 1990-2000-х гг. характерно такое явление, как открытие частных художественных галерей. Галерея - точка соприкосновения между туризмом и культурой, культурный туризм -это экспорт культуры. В 2003 г. в Барнауле основана Арт-галерея художественной династии Щетининых, в 2005 г. -галерея «Кармин» С. Г. Хачатуряна (1955-2012), в 2012 г. - в торговом центре галерея «Республика ИЗО». В этих художественных салонах и галереях, возникших в Барнауле на рубеже XX-XXI вв., преобладают произведения художников-реалистов. Пейзаж остается приоритетным жанром в творчестве алтайских живописцев -это подтверждает ретроспективная выставка «Живая вода Алтая», прошедшая в августе 2016 г. в Арт-галерее Щетининых. «Выставка - всегда диалог художника со зрителем. Выставка "Живая вода Алтая" - это еще и сокровенная беседа эпох, одного времени со временем иных десятилетий. Такая беседа не могла бы состояться, если бы не талант художника и коллекционера, основателя галереи А. П. Щетинина. Анатолий Прокопьевич

верен идеалам и духовной атмосфере своей родительской семьи, положившей начало коллекции, произведения которой представлены в экспозиции с красивым и многозначным названием "Живая вода Алтая...". Авторы экспонируемых работ создали светлые, гармоничные образы, их энергия и общение с ними умиротворяют, гармонизируют настроение зрителей, одаряют надеждой, удивлением и радостью. Выставка - концептуальная: человек счастлив в общении с красотой и тайнами природы. Пейзаж - национальный жанр России. Это убедительно и радостно демонстрирует выставка "Живая вода Алтая. Живопись из коллекции Щетининых". А. П. Щетинин как живописец умеет искренно поэтизировать водное пространство больших и малых озер и рек Алтая. Живая вода Алтая - родник вдохновения для художников прошедших и настоящих времен» [1, с. 41].

Особым событием в культурной жизни Алтая начала XXI века явилось открытие 8 октября 2010 г. на площади Свободы Барнаула памятника жертвам политических репрессий «Прощание». Он был изготовлен по проекту алтайского скульптора П. А. Щетинина, архитекторов Е. П. Крыловой и А. О. Крылова. Модель для памятника выполнил на безвозмездной основе сын скульптора галерист А. П. Щетинин. Монументальная, выразительного силуэта скульптурная композиция организовала пространство старинной барнаульской площади, наполнив его не только исторической памятью, но и глубокой духовностью.

В современной художественной жизни Сибири пульсирует столкновение многих, но прежде всего двух, тенденций: одна продолжает и развивает традицию отечественной живописи, другая объявляет эту традицию отжившей, предлагая новые технологии и новые способы творческого самовыражения - арт-объекты, инсталляции, компьютерное искусство и тому подобное.

В городе Барнауле в начале XXI века практически все вузы имеют выставочные площадки. Наиболее активно из них функционируют: галерея современного искусства «Универсум» при факультете искусств Алтайского государственного университета; выставочный зал в центре культуры Алтайского государственного политехнического университета им. И. И. Ползунова; выставочный зал центра культурно-массовой работы Алтайской государственной педагогической академии; выставочные залы при библиотеках Алтайского государственного института культуры и краевой универсальной им. В. Я. Шишкова.

Галерея «Универсум» основана профессором Т. М. Степанской в 2003 году как учебно-экспериментальная база лаборатории «Изобразительное искусство и архитектура» факультета искусств Алтайского государственного университета. Основной функцией галереи является образовательно-просветительская. Особенность вузовской галереи заключается в том, что научным проектированием и техническим оформлением экспозиции (составление аннотаций и этикетажа), составлением и проведением экскурсий занимаются студенты факультета. Кроме того, в галерее регулярно проводятся выставки студенческих творческих работ, защиты дипломных и курсовых проектов студентов специальности «Искусствоведение». Ежегодно в галерее проходит более тридцати выставок современного искусства и студенческого творчества.

В 1993 г. впервые в Сибири в Алтайском государственном университете началась подготовка искусствоведов, был основан факультет искусств; в 2000-м году на факультете искусств при АлтГУ был создан диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям «Теория и история искусства» и «Изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура», что положило начало формированию сибирской научной школы по искусствоведению. К наиболее значительным трудам сибирских искусствоведов начала XXI в. принадлежат монографии «Возвращение мастера» В. И. Эдокова (1994), «Архитектура Алтая XVIП - начала ХХ века» Т. М. Степанской (1994) [5], «Служили Отечеству на Алтае» Т. М. Степанской (1998) [6], «Скульптор Г. Д. Лавров» Н. С. Царевой (2003), «Этническая традиция в современном гуманитарном знании» Л. И. Нехвядович (2010) [4], «Русская художественная школа в диалоге культур XX в.» Т. М. Степанской, Л. И. Нехвядович, К. А. Мелеховой (2012) [2], «Художественные галереи Западной Сибири на рубеже ХХ-ХХ1 вв.» И. В. Черняевой (2013) [8], «Очерки истории искусства Алтая» Т. М. Степанской (2015), «Архитектура городов Алтая - наследие России» Т. М. Степанской (2016) и другие. Все искусствоведы Алтая являются составителями многих каталогов персональных и групповых выставок. Большим вкладом искусствоведов Алтая является их участие в подготовке к изданию энциклопедии Алтайского края в двух томах (науч. ред. А. П. Бородавкин, В. А. Скубневский; науч. ред. разделов по истории культуры, искусства и архитектуры - Т. М. Степанская; 1998-1999), энциклопедии «Барнаул» (науч. ред. В. А. Скубневский; науч. ред. по истории архитектуры и изобразительного искусства - Т. М. Степанская). В эти справочные издания вошло более восьмидесяти персоналий художников и архитекторов.

В 2006 г. издан биобиблиографический словарь «Художники Алтайского края» [7] - первое такого рода издание в России. Замысел воплощен большим творческим коллективом авторов-составителей под эгидой Краевой научной библиотеки имени В. Я. Шишкова. В течение XX века произошли существенные перемены в региональной культуре России. В Сибири в результате формирования университетского образовательного пространства и художественной среды обозначились тенденции роста интеллектуального и творческого потенциала, становления научных и художественных школ. Материалы словаря «Художники Алтайского края» иллюстрируют этот сложный многоуровневый процесс и позволяют обнаружить в общей картине искусства и художественной жизни региона такие явления, как историко-культурная преемственность художественных отечественных традиций; влияние этнокультуры; влияние уникальной природно-географической среды и самобытного исторического прошлого Алтая; ориентиры на художественную столичную культуру (особенно на рубеже XX-XXI вв.); взаимопроникновение жанров при сохранении приоритетного присутствия в изобразительном искусстве пейзажа; развитие компьютерных технологий и новых современных техник в искусстве; развитие и увеличение роли в художественной культуре региона профессионального искусствоведения и музееведения.

Содержание словаря соответствует современной тенденции интеграции гуманитарного знания, так как оно построено не только на информации об изобразительном творчестве, но и на привлечении разнообразных междисциплинарных источников. В словаре в алфавитном порядке представлены сведения о 176 художниках

и 12 искусствоведах - членах творческого союза. Словарь является универсальным библиографическим источником, без которого уже не сможет обойтись исследователь, изучающий художественную культуру Сибири. В настоящее время без искусства Сибири невозможно выстроить панораму искусства России.

Отличительной чертой художественной жизни Алтайского края рубежа XX-XXI вв. является становление и развитие мемориальных музеев-усадеб: в селе Анос Республики Алтай - музей-усадьба первого профессионального художника на Алтае Г. И. Гуркина; в селе Полковниково Алтайского края - музей-усадьба советского космонавта Г. Титова; в селе Сростки - музей-усадьба В. М. Шукшина; в селе Курья - музей-усадьба М. Т. Калашникова и другие.

Образование в России региональных культурных центров и художественных школ можно объяснить «внешними» и «внутренними» причинами, связанными с экспансией искусства в провинции за счет насыщения регионов художниками и педагогами, получившими образование в Москве и Санкт-Петербурге во второй половине XX века, а также с художественным освоением сибирского пространства в процессе деятельности творческого Союза художников СССР. Опыт художественной жизни Алтая, сложившийся к началу XXI в., показателен, для него характерны: обилие стилистик, разнообразие галерей, открытие высших и средних профессиональных заведений, реализация различных проектов, активная издательская деятельность, постепенное формирование школы сибирского искусствоведения.

Список литературы

1. Живая вода Алтая. Живопись из коллекции Щетининых: каталог / авт. вст. ст. Н. А. Щетинина. Барнаул: Графикс, 2016. 42 с.

2. Мелехова К. А., Нехвядович Л. И., Степанская Т. М. Русская художественная школа в диалоге культур XX в. Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2012. 210 с.

3. Морозов А. Соцреализм и реализм. М.: Галарт, 2007. 271 с.

4. Нехвядович Л. И. Этническая традиция в современном гуманитарном знании: монография / АлтГУ, Науч.-исслед. лаб. фак. искусств «Изобразительное искусство и архитектура Сибири». Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010. 96 с.

5. Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVIII - начала ХХ века. Барнаул, 1994. 182 с.

6. Степанская Т. М. Служили Отечеству на Алтае. Барнаул, 1998. 136 с.

7. Художники Алтайского края: биобиблиографический указатель. Барнаул, 2005. 648 с.

8. Черняева И. В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв. Барнаул, 2013. 163 с.

9. Чирков В. Ф. Метрополия и провинция // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2016. № 1 (19). С. 27-34.

PECULIARITIES OF REGIONAL ARTISTIC LIFE IN RUSSIA AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

Stepanskaya Tamara Mikhailovna, Doctor in Art Criticism, Professor Chernyaeva Irina Valer'evna, Ph. D. in Art Criticism Altai State University stm@art.asu.ru; gurkina-22@mail.ru

The article discusses the peculiarities of regional artistic life in Russia at the turn of the XX-XXI centuries by the example of Altai Territory; attempts to identify the causes of the outlined decentralization of art in Russia. The authors analyze the forms of artistic life, as well as the level of the artistry of paintings presented at the exhibitions of Altai Territory. The paper considers such phenomena as the development of private art galleries, publishing activity in the field of art criticism and museum work.

Key words and phrases: exhibition; gallery; artistic life; region; decentralization; centre; province; artistic image; style; direction.

УДК 1(091) Философские науки

В статье анализируется ситуация смены аксиологических доминант в культуре Западной Европы XIX века на основе работ философов-романтиков. В тексте рассматривается трансформация нравственно-эстетических ценностей в аксиосфере культуры, а также влияние аксиосферных изменений на образование как социокультурный феномен. В результате обнаруживается определенное несоответствие аксиологических доминант культуры и образования, что свидетельствует о непрямой взаимосвязи аксиосфер культуры и образования.

Ключевые слова и фразы: ценности; философия романтизма; аксиологические доминанты; педагогическая теория; образовательная практика.

Суворова Ирина Михайловна, к. филос. н.

Петрозаводский государственный университет suvorm ih гы

ПРОБЛЕМА «ПЕРЕОЦЕНКИ» ЦЕННОСТЕЙ В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ОБРАЗОВАНИЯ XIX ВЕКА

Проблема «переоценки» ценностей в истории философии и в таком социокультурном феномене, как образование, с завидным постоянством становится темой для принципиальных споров философов, педагогов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.