УДК 72.04.03
СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА
Щетинина Наталья Анатольевна, соискатель, кафедра истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена становлению частных художественных галерей в городах Сибири. Отмечается, что галереи обладают большим культуросозидающим потенциалом и способны решать актуальные задачи духовного развития общества. Автор аргументирует утверждение о том, что частные галереи участвуют в изучении, интерпретации и сохранении культурно-исторического наследия своего региона, что разнообразные формы деятельности галерей оказывают особое влияние на формирование представления о современном изобразительном искусстве. Автор исследует функции частной галереи художественной династии Щетининых в Барнауле. Подчеркивается, что преобладает просветительская функция в деятельности данной галереи. Это находит выражение в организации концептуальных ретро-выставок, значительно дополняющих искусствоведческое знание новыми фактами из истории художественной жизни Алтайского края. Особое внимание в статье уделено основателю художественной династии П. А. Щетинину (1928-2004). Отмечается преемственность во взглядах на искусство представителей данной династии, особое значение творчества скульптора П. А. Щетинина в современной жизни общества, что проявилось в воссоздании его работы в виде монументального памятника «Прощание» на площади Свободы в городе Барнауле. Монумент посвящен жертвам политических репрессий 1930-х годов.
Ключевые слова: частная художественная галерея, «Арт-галерея Щетининых», концептуальная выставка, просветительская функция, коллекция, формы художественной жизни, каталог, благотворительная деятельность.
PRESERVATION OF CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF THE SIBERIAN REGION
Shchetinina Natalia Anatolievna, Applicant, Department of History of Domestic and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article is devoted to formation of private art galleries in the cities of Siberia. It is noted that galleries have high culture creating potential and are capable to solve actual problems of spiritual development of society. The author reasons the statement that private galleries participate in studying, interpretation and preservation of cultural and historical heritage of the region that various forms of activity of galleries pay special attention to formation of idea of the modern fine arts. The author investigates the educational, charitable, publishing and other functions of private Shchetinin dynasty gallery of art in Barnaul, convincingly proving their important social importance. It is emphasized that educational function in activity of this gallery prevails. It finds expression in the organization of the conceptual retroexhibitions considerably supplementing art criticism knowledge with the new facts from history of art life of Altai. The special attention in article is paid to the founder of art dynasty P.A. Shchetinin (1928-2004). The continuity in views of art, his place in modern life of society of representatives of this dynasty is noted that "Farewell" at Liberty Square in Barnaul was especially accurately shown in a reconstruction of a sculpture of P.A. Shchetinin in the form of a monument. It is devoted to the victims of political repressions of the 1930s. Long-term work on the project embodiment, molding
and author's completion of sculptural composition were carried out by A.P. Shchetinin on a nonprofit basis. The bronze monument with a pedestal from red granite has been harmoniously fitted into space of the urban environment, having filled it by historical memory.
Keywords: private gallery, "Art gallery of Shchetinin", conceptual exhibition, educational function, collection, forms of art life, catalog, charity.
В начале XXI века среди многообразных культурных ценностей в системе образования поликультурность становится приоритетной. Наряду с государственными музеями все большую роль в просвещении, образовании, нравственно-эстетическом воспитании людей, в информационных и коммуникативных процессах начинают играть частные художественные галереи. Они обладают большим «культуросозидающим потенциалом» и способны решать важные задачи духовного развития общества. Галереи принимают активное участие в изучении, интерпретации и сохранении культурно-исторического наследия своего региона. Различные формы их деятельности оказывают значительное влияние на формирование представления о современном изобразительном искусстве.
На рубеже ХХ-ХХ1 веков в Сибири стали появляться первые частные художественные галереи, специализирующиеся на современном искусстве: в Новокузнецке - галерея «Сибирское искусство» (1997); в Омске - Арт-галерея «Квадрат»
(1998); в Иркутске - галерея «Главный стиль»
(1999); в Новосибирске - «Сибирские мастера» (2000), «Старый город» (2001); в Барнауле -«Арт-галерея Щетининых» (2003), «Кармин» (2005) и др. Наиболее полный перечень галерей, действующих в городах Западной Сибири на 2012 год, приведен в монографии И. В. Черняевой [11, с. 81-117]. Инициаторами их создания зачастую выступали искусствоведы, предприниматели, коллекционеры и сами художники, искавшие новые возможности общения со зрителем и покупателем. Галереи ставили перед собой разные задачи - от исключительно коммерческих до социально-культурных. Большинство из них старалось объединить эти функции. В условиях демократических преобразований сибирские галереи, пройдя сложный процесс становления, стали важной составляющей современного художественного рынка и органично вошли в культурную жизнь региона. Исследователями отмечено, что особенностью художественных галерей Ал-
тайского края является акцент на просветительскую функцию [11, с. 121].
Важный вклад в освоение художественного пространства Сибири, развитие гуманитарного знания, сохранение и изучение культурно-исторического наследия своего региона вносит первая на Алтае частная «Арт-галерея Щетининых», основанная в 2003 году [8, с. 23]. Она служит примером формирования традиций семейного арт-бизнеса на основе творческих династий и нового типа художника-предпринимателя, деятеля современной художественной жизни и арт-рынка [10, с. 81]. Галерея начала свою работу в условиях демократических преобразований, когда в России активно развивался процесс становления галерей-ного дела. Жизнеспособность и успешность галереи обусловлены тем, что она была организована творческими личностями, барнаульскими художниками Анатолием и Ириной Щетиниными. Востребованное временем создание культурного центра с багетной мастерской, салоном-магазином «Все для художника» и художественной галереей явилось началом галерейного движения в Алтайском крае. Уже второе десятилетие, широко и новаторски концептуально развивая свою деятельность, «Арт-галерея Щетининых» плодотворно сотрудничает с художниками, музеями, вузами, школами искусств со всего края (Змеиногорск, Заринск, Рубцовск, Тальменка, Топчиха, ЗАТО «Сибирский», Полковниково, Завьялово и др.). Ее задачами являются приобщение подрастающего поколения к традициям русской культуры, воспитание творческой личности средствами изобразительного искусства. Арт-галерея участвует в различных социальных и благотворительных проектах, занимается актуальными направлениями современного искусства и определяет вектор его развития, изучает и сохраняет для потомков наиболее значимые произведения, несущие самобытность, духовно-нравственную основу в жизнь многих людей.
Ключевыми принципами галереи всегда являлись профессионализм, духовность, гуман-
ность, верность традициям отечественного искусства, диалог и интеграция, поддержка талантов и презентация новых имен [1]. Специфика арт-галереи выражается в преимущественном обращении к реалистическому искусству, которое ориентировано на культурные и духовные ценности населения отдаленных от столицы регионов и доказало здесь свою жизнеспособность.
Образовательно-просветительская функция галереи реализуется через ряд ключевых проектов, отмеченных Т. М. Степанской в научно-популярном издании «Династия художников Щетининых в культуре Алтайского края» (2012) [1]. С некоторыми поправками и дополнениями их можно систематизировать следующим образом: 1) «Алтай - край вдохновения»; 2) «Возрождение национальной культуры»; 3) выставки из цикла «Моя семья»; 4) «Художник. Педагог. Творчество»; 5) выставки, посвященные «Юбилеям края», Дню города, Дню Победы; 6) персональные выставки, новые имена; 7) международные, передвижные выставки; 8) фотовыставки; 9) молодежные и детские выставки.
Благодаря серьезной искусствоведческой работе за период своего существования галерея представила около 120 временных выставок, большинство из которых сопровождалось изданием информационных буклетов и каталогов. В современной выставочной практике традиционный тематический принцип формирования временных экспозиций является самым популярным. Он лежит в основе формирования разных типов выставок и позволяет легко объединять группы экспонатов в пределах заявленной темы, вызывая широкий зрительский интерес. Все большую актуальность приобретают концептуальные выставки - креативные проекты, дискуссионные по замыслу и динамичные по организации выставочного пространства. Они показывают художественный материал в «проблемном» видении, на основе кураторской концепции, предлагают новый, оригинальный взгляд на рассматриваемую тему. Последние тематические выставки галереи «Часы и времени бег» (2015), «На земле, в воде и в небе...» (2015), «Содружество прекрасных муз» (2016), «Живая вода Алтая. Живопись из коллекции Щетининых» (2016) стали носить ярко выраженный концептуальный характер.
Персональные и групповые, тематические и концептуальные, юбилейные и мемориальные,
молодежные и детские выставки зачастую становятся площадкой для разнообразных форм взаимодействия: экскурсий, мастер-классов, лекций и т. д. Ежедневно галерею посещают сотни бар-наульцев и гостей города, среди них школьники и студенты, воспитанники детских домов, пенсионеры. Вся работа галереи направлена на пробуждение внутреннего диалога человека с искусством, на воспитание патриотизма и гражданственности у молодых людей. Оригинальные произведения алтайских мастеров живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, экспонируемые на выставках, показывают самому широкому зрителю уникальную художественную культуру нашего края. Здесь происходит открытие красоты окружающего мира, рождается любовь к родным местам и гордость за свой народ, возникает желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Работа с подрастающим поколением: дошкольниками, учащимися и студентами - важная и целенаправленная просветительская деятельность галереи как помощника и методиста. В грамотной организации образовательных проектов используется опыт музейной педагогики, а также немаловажную роль играет педагогический опыт И. В. и А. П. Щетининых, который они приобрели в культпросветучилище (АКПУ). На фоне выставок галереи регулярно проводятся встречи и мастер-классы для заведующих, методистов и воспитателей с художниками города и края. Разработаны специальные экскурсии для детей дошкольного возраста с учетом их восприятия. И. В. Щетинина активно занимается эстетическим воспитанием юных зрителей и на других площадках. Будучи на протяжении многих лет членом жюри различных конкурсов, она принимает участие в формировании критериев оценки детского творчества. А. П. Щетинин курирует колледж дизайна при АлтГУ, являясь председателем дипломной выпускной комиссии. А студенты колледжа имеют возможность проходить практику в галерее, участвуя в организации экспозиций новых выставок. Положительный опыт уже есть и в проведении преддипломной практики, а также в осуществлении дипломного проекта. Арт-галерея стала местом проведения выездных практических занятий для слушателей курсов кафедры дошкольного образования Алтайского краевого института повышения квалификации работни-
ков образования. В 2005 году доцентом кафедры Е. В. Затеевой при участии И. В. и А. П. Щетининых был разработан учебно-методический комплекс художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста «Малыш в мире искусства родного края». Данный труд оказался своевременным и востребованным педагогами и методистами Алтайского края [2]. Долговременная и продуктивная работа связывает галерею с детскими школами искусств через экспонирование работ учащихся, творческие встречи, организации художественных выставок в стенах школ, участие в жюри конкурсов различного уровня. Арт-галерея сотрудничает со всеми высшими учебными заведениями города, регулярно проводятся экскурсии, преподаватели вузов читают лекции в экспозиционных залах. В рамках Международной научно-практической конференции «Художественное образование Алтая -XXI век: традиции и новации» состоялась выставка «Художник. Педагог. Творчество» (2009) [9]. Ее основной идеей стало привлечение внимания к тому, что современное искусство должно опираться на традиции отечественной художественной школы, а развитие традиций находится в руках учителя.
Отличительная особенность галереи - активная издательская деятельность: к 2016 году опубликовано более 65 изданий [12]. Репортажи о вернисажах популярного культурного центра регулярно появляются в средствах массовой информации, что еще раз подчеркивает актуальность его работы. Важную роль играют публикации в периодической печати, анонсирующие выставки. Большое значение имеют ценные исторические источники - каталоги и буклеты, которые издаются практически к каждой экспозиции. Они дают возможность проследить основные вехи выставочной политики арт-галереи и наиболее полно представить творчество того или иного автора. Каталогизация художественных проектов, осуществленных в «Арт-галерее Щетининых», позволяет включить их в историко-культурное наследие региона. Благодаря накопленному опыту сегодня галерея готова к тому, чтобы выходили серьезные научные издания по изобразительному искусству. Наработан богатый архивный материал, который систематизируется для передачи в государственный архив.
Продолжая традиции российского меценатства, «Арт-галерея Щетининых» развивает серьезную благотворительную деятельность, которая осуществляется посредством материальных вложений и личного участия. С 2005 года по итогам ежегодной краевой выставки за достижения в изобразительном искусстве художникам вручается «Премия династии художников Щетининых». Членам Союза художников России, студентам, пенсионерам и друзьям галереи предоставляются льготы при оформлении работ в багетной мастерской. Бесплатный вход, консультации и экскурсии делают галерею доступной для широкой аудитории. Издательская деятельность осуществляется из средств ее владельцев. Постоянно оказывается помощь и поддержка молодым талантливым художникам - будущим лидерам алтайского искусства. Например, галерея стала организатором и спонсором выставки «Молодые крупным планом» [3], которая завершила крупный художественный проект «Аз. Арт. Сибирь - 2013», ранее представленный на многих выставочных площадках Барнаула. Арт-галерея привлекла внимание общественности к самобытному творчеству лауреатов и дипломантов уникального межрегионального проекта, реализуемого в рамках концепции «Барнаул - культурная столица юга Сибири».
Более полувека в семье Щетининых собиралась и продолжает пополняться личная коллекция живописи, графики и скульптуры, ценный материал которой регулярно используется во многих экспозициях галереи. На первой выставке были представлены мастера, чьи произведения вошли в золотой фонд алтайского изобразительного искусства. Это современники и единомышленники основателя творческой династии, известного скульптора и живописца П. А. Щетинина (19282004) - Н. П. Иванов, М. Ф. Жеребцов, Д. Л. Комаров, Г. К. Тарский, Ф. А. Филонов и другие друзья-художники, которые дарили свои работы. Выставки «Сподвижники. Прокопий Щетинин и его поколение» (2009) [7], «Свет реализма» (2013) [6], «Привет молодым!» (2015) из собрания Щетининых 1950-2000-х годов продемонстрировали профессионализм и высокую культуру творчества авторов, исповедующих гуманистические идеалы русского искусства. Они позволили оценить изобразительное искусство Алтая второй половины XX века с позиций современной
художественной культуры и искусствоведческой науки. Многие произведения были показаны публике впервые, открывая неизвестные грани творчества классиков алтайского искусства. Среди них такие признанные имена, как М. Я. Буд-кеев, Г. Ф. Борунов, В. А. Зотеев, Ф. С. Торхов, Л. Р. Цесюлевич, В. П. Марченко. Периодически работы из коллекции Щетининых участвуют в тематических выставках вместе с произведениями современных художников, демонстрируя преемственность традиций: «Из мастерских художников Алтая» (2003), «Художники - фронтовики» (2005) и др. Как отмечает Т. М. Степанская, «для нового поколения зрителей и художников общение с подобными экспозициями важно, так как приводит к открытию целого пласта сибирского художественного наследия, созданного в ушедшем веке» [8, с. 20]. Частью этого наследия стало реалистическое творчество Прокопия Алексеевича Щетинина, которое «выразило устремления времени, ставшего для России к концу XX века историческим прошлым, память о котором всегда будет звучать в произведениях искусства» [5, с. 5]. Историзм - четко выраженная черта творческой деятельности художника. Скульптор откликался на сюжеты, связанные, прежде всего, с историей Алтая. Историческая тема воплощена им не только в образе И. Ползунова, в портретах современников М. Юдалевича, Г. Егорова, М. Ли-савенко, А. Алексеева, А. Дерявского и др., но и в мемориальных комплексах и композициях, среди которых в свое время получил особое признание памятник в селе Чистюнька Топчихинского района Алтайского края «Сибирские партизаны» (1954), вошедший в монографию «Памятники Сибири» [4, с. 107]. В 2010 году, благодаря инициативе и усилиям Анатолия Прокопьевича Щетинина, в историческом центре Барнаула на площади Свободы был установлен памятник жертвам по-
литических репрессий. Он изготовлен по модели П. А. Щетинина с символическим названием «Прощание» (1987), которую семья Щетининых передала в дар родному городу. Многолетняя работа над воплощением проекта, лепка и авторская доработка скульптурной композиции осуществлялись А. П. Щетининым на безвозмездной основе. Бронзовый памятник с постаментом из красного гранита гармонично вписался в пространство городской среды, наполнив его исторической памятью. По словам доктора искусствоведения Т. М. Степанской, «открытие памятника такого масштаба принадлежит к тем событиям, которые питают ум и чувства молодого поколения, дают простор для правильного понимания прошлого и настоящего и воспитания сознательного патриотизма» [1, с. 10]. В данный момент ждет своего воплощения еще одна серьезная работа П. А. Щетинина - «И. И. Ползунов» (1983), имеющая общественное признание. Созданный скульптором образ механика, изобретателя парового двигателя, вошедшего в историю науки и техники Алтая, принадлежит к творческой удаче художника. А. П. Щетинин продолжает заниматься реализацией идеи отца в увековечении памяти Ивана Ивановича Ползунова. Эскиз памятника планируется воплотить в бронзе и в ближайшие годы установить в г. Змеиногорске.
Таким образом, благодаря своей многогранной деятельности частная художественная галерея династии Щетининых приблизилась к варианту научно-исследовательского учреждения, объединяющего образовательные и просветительские, научные и творческие ресурсы региона. Она вносит весомый вклад в сохранение, изучение и интерпретацию регионального культурно-исторического наследия, оказывая особое влияние на формирование представления о современном изобразительном искусстве Сибири.
Литература
1. Династия художников Щетининых в культуре Алтайского края: науч.-попул. изд. / науч. ред. Т. М. Степан-ская. - Барнаул: Графике, 2012. - 36 с.
2. Затеева Е. В. Малыш в мире искусства родного края: учеб.-метод. комплекс по художеств.-эстет. образованию дошкольников. - Барнаул: АКИПКРО, 2006. - 112 с.
3. Молодые крупным планом: живопись, графика, дизайн: каталог / «Арт-галерея Щетининых»; сост., авт. вст. ст. И. В. Щетинина. - Барнаул: Графикс, 2013. - 24 с.
4. Памятники Сибири: Западная Сибирь и Красноярский край. - М.: Совет. Россия, 1974. - 395 с.
5. Прокопий Щетинин. Скульптура. Живопись. Графика: альбом / «Арт-галерея Щетининых»; сост. Н. А. Щетинина; вст. ст. А. К. Лисицкая. - Барнаул: [б.и.], 2005. - 12 с.
6. Свет реализма: живопись, графика, скульптура из собр. Щетининых: каталог / «Арт-галерея Щетининых»; сост. И. В. Щетинина; ред. и авт. вст. ст. Т. М. Степанская. - Барнаул: Графикс, 2013. - 32 с.
7. Сподвижники. Прокопий Щетинин и его поколение: каталог / «Арт-галерея Щетининых»; сост. И. В. Щетинина; ред. и авт. вст. ст. Т. М. Степанская. - Барнаул: [б.и.], 2009. - 22 с.
8. Степанская Т. М. Художественная династия Щетининых // Очерки истории искусства Алтая. - Барнаул: Графикс, 2009. - 220 с.
9. Художник. Педагог Творчество: каталог / АлтГАКИ; «Арт-галерея Щетининых» и др.; сост. С. М. Погодаев, А. П. Щетинин; авт. вст. ст. Л. П. Гекман. - Барнаул: Графикс, 2009. - 24 с.
10. Черняева И. В. Просветительская деятельность художественных галерей Западной Сибири в условиях современного арт-рынка // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер. Культурология и искусствоведение. - 2012. - № 1. -С. 80-84.
11. Черняева И. В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI веков: моногр. - Барнаул: АлтГУ, 2013. - 164 с.
12. Щетинина Н. А. Издательская деятельность «Арт-галереи Щетининых» как пример реализации просветительской функции частных художественных галерей Алтая // Молодой ученый. - 2016. - № 17. - С. 4 99-503.
References
1. Dinastiya khudozhnikov Shchetininykh v kul'ture Altajskogo kraya: nauchno-populyarnoe izdanie [Dynasty of Shchetinin artists in the culture of the Altai Region: popular science publication]. Ed. by T.M. Stepanskaya. Barnaul, Grafiks Publ., 2012. 36 p. (In Russ.).
2. Zateeva E.V. Malysh v mire iskusstva rodnogo kraya. Uchebno-metodicheskiy kompleks po khudozhestvenno-es-teticheskomu obrazovaniyu doshkol'nikov [The kid in the art world of his native land. Educational-methodical complex on artistic and aesthetic education of preschool children]. Barnaul, AKIPKRO Publ., 2006. 112 p. (In Russ.).
3. Molodye krupnym planom: zhivopis', grafika, dizayn. Katalog "Art-galerei Shchetininykh " [Young closeup: painting, drawing, design. Catalog of the "Art gallery of Shchetinin"]. Ed. by I.V. Shchetinina, Barnaul, Grafiks Publ., 2013. 24 p. (In Russ.).
4. Pamyatniki Sibiri: Zapadnaya Sibir' i Krasnoyarskiy kray [Monuments of Siberia: Western Siberia and the Krasnoyarsk Region]. Moscow, Soviet Russia Publ., 1974. 395 p. (In Russ.).
5. Prokopiy Shchetinin. Skul'ptura. Zhivopis'. Grafika. Al'bom "Art-galerei Shchetininykh" [Prokopii Shchetinin. Sculpture. Painting. Graphics. Album of the "Art gallery of Shchetinin"]. Ed. by N.A. Shchetinina, prolusion A.K. Lisitskaya. Barnaul, 2005. 12 p. (In Russ.).
6. Svet realizma: zhivopis', grafika, skul'ptura iz sobraniya Shchetininykh. Katalog "Art-galerei Shchetininykh" [Light realism: painting, drawing, sculpture from collection of Shchetinin. Catalog of the "Art gallery of Shchetinin"]. Ed. by and prolusion T.M. Stepanskaya, compiler I.V. Shchetinina. Barnaul, Grafiks Publ., 2013. 36 p. (In Russ.).
7. Spodvizhniki. Prokopii Shchetinin i ego pokolenie. Katalog "Art-galerei Shchetininykh" [Companions. Prokopii Shchetinin and his generation. Catalog of the "Art gallery of Shchetinin"]. Ed. T.M. Stepanskaya, compiler I.V Shchetinina. Barnaul, 2009. 22 p. (In Russ).
8. Stepanskaya T.M. Khudozhestvennaya dinastiya Shchetininykh [Art Dynasty of Shchetinin]. Ocherki istorii iskusstva Altaya [Essays of the history of art of the Altai Region]. Barnaul, Grafiks Publ., 2009. 220 p. (In Russ.).
9. Khudozhnik. Pedagog. Tvorchestvo. KatalogAltGAKI, "Art-galerei Shchetininykh" [Artist. Teacher. Creation. Catalog of the AltGAKI, "Art gallery of Shchetinin"]. Compiler S.M. Pogodaev, A.P. Shchetinin, prolusion L.P. Gekman, Barnaul, Grafiks Publ., 2009. 24 p. (In Russ.).
10. Chernyaeva I.V. Prosvetitel'skaya deyatel'nost' khudozhestvennykh galerey Zapadnoy Sibiri v usloviyakh sovremen-nogo art-rynka [Educational activities of art galleries of Western Siberia in the modern art market]. Vestnik Tomsk-ogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Kul 'turologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Tomsk State University. Series Cultural and art history], 2012, no. 1, pp. 80-84. (In Russ.).
11. Chernyaeva I.V Khudozhestvennye galerei Zapadnoy Sibiri na rubezhe XX-XXI vekov. Monografiya [Art galleries of Western Siberia at a boundary of the XX-XXI st centuries. Monograph]. Barnaul, Altai State University Publ., 2013. 164 p. (In Russ.).
12. Shchetinina N.A. Izdatel'skaya deyatel'nost' "Art-galerei Shchetininykh" kak primer realizatsii prosvetitel'skoy funk-tii chastnykh khudozhestvennykh galerey Altaya [Publishing of "Art-galerei Shchetininykh" as an example of the implementation of educational features of private art galleries of Altai]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2016, no. 16, pp. 499-503. (In Russ.).