Научная статья на тему 'Конкурс как средство формирования гражданской позиции обучающихся в условиях внеучебного времени'

Конкурс как средство формирования гражданской позиции обучающихся в условиях внеучебного времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / CIVIC EDUCATION OF STUDENTS / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CITIZENSHIP / КОНКУРС / COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радевская Н. С., Кузнецова Ю. В.

Статья посвящена формированию гражданской позиции обучающихся в процессе гражданского воспитания на современном этапе. Даётся исторический анализ становления гражданского воспитания в отечественном образовании, начиная с 18 века по настоящее время. Авторы отмечают, что одним из эффективных средств гражданского воспитания обучающихся является участие в конкурсах. Конкурс рассматривается как форма включения каждого обучающегося в процесс практической работы, развития способности не только использовать готовые знания, но и получать их в процессе приобретения нового опыта. Благодаря участию ученика в конкурсах повышается эффективность освоения предметных знаний, проводится анализ конкретных ситуаций, формируется творческое мышление, налаживается межличностное общение, формируется культура речи и т. д. Конкурсанты получают опыт умения работать в команде, в экстремальных условиях дефицита времени, демонстрируют креативность, творческую фантазию, полет мыслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радевская Н. С., Кузнецова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIONS AS A MEANS OF FORMATION OF CIVIL POSITION OF STUDENTS OUT OF CLASS

The article has a task to study civic learning in the process of civic education at the present stage. The authors do a historical analysis of the formation of civic education in the national education from the 18th century to the present. The authors note one of the effective means of civic education of students participation in competitions. The competition is regarded as a form of inclusion of each student in the process of practical work, development of the ability not only to use knowledge but to get them in the process of acquiring new experience. Thanks to the participation of students in competitions the authors note an increase of efficiency in the development of subject knowledge, students conduct an analysis of specific situations, develop their creative thinking, have better interpersonal communication, a culture of speech, etc. Contestants will receive experience that helps them to enhance ability of team work, work in extreme shortage of time, show creativity and imagination.

Текст научной работы на тему «Конкурс как средство формирования гражданской позиции обучающихся в условиях внеучебного времени»

Объясняя, почему тот или иной подход избран в качестве методологической основы исследования, студент фактически демонстрирует способность к обобщению и критической оценке результатов исследований отечественных и зарубежных исследователей в области избранной им темы, умение из множества относительно схожих теорий выбрать ту, которая в большей степени соответствует проводимому исследованию и позволит получить наиболее достоверные результаты.

Представленное содержание свидетельствует о сформиро-ванности/несформированности умений ведения библиографической работы с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий.

Результаты второго и третьего этапа исследования, представляемые в статье, могут отражать фактологический материал, подтверждающий теоретические положения; обоснование и содержание модели, проекта, программы и др.

На семинаре студенты учатся формулировать тему и цель статьи, составлять аннотацию, определять ключевые слова, анализируют ее структурные компоненты: введение, основная часть, заключение, библиография. Дальнейшие консультации обучающийся получает у научного руководителя и с подготовленными окончательно материалами выступает на научно-практических конференциях различного уровня, специально организованном занятии научно-исследовательского семинара, принимает

Библиографический список

участие в круглых столах, совещаниях и т. д., что собственно является публичной демонстрацией полученных результатов и рекомендацией к их опубликованию.

По результатам научно-исследовательской работы (выполнение заданий по утвержденному индивидуальному плану НИР; самостоятельное исследование по теме ВКР; участие в научно-исследовательских проектах, программах, выполняемых в университете, республике; публичные выступления на научно-практических мероприятиях различного уровня; участие в конкурсах научно-исследовательских работ; публикация тезисов, статей и др.), проводимой в соответствии с индивидуальным планом, обучающиеся выступают с докладом в конце каждого семестра на заседании научно-исследовательского семинара, получают соответствующую оценку и рекомендации по оптимизации и совершенствованию НИР

Следует отметить, что непрерывность образования как теоретическая и организационная проблема изучена достаточно полно. Но и по настоящее время остаётся актуальной проблема разработки адекватного современным требованиям содержания педагогического образования, создание условий и механизмов, обеспечивающих его реализацию и подготовку целеустремленного педагога, способного ориентироваться в новом знании и ввести обучаемого в стремительно развивающийся мир.

1. Философский словарь. Москва, 1975.

2. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1983.

3. Гиг Дж. Ван. Прикладная теория систем. Москва: Наука, 1981.

4. Спиркин А.Г. Основы марксистско-ленинской философии. 3 издание, Москва, 1973.

5. Теоретические основы непрерывного образования. Под редакцией В.Г. Онушкина. Москва, 1987.

6. Новиков А.М. Профессиональное образование России: Перспективы развития. Москва, 1997.

7. Скитская Л.В. Оптимизация общения детей в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

8. Ткач Л.Т. Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя. Образовательные технологии: журнал для организаторов и специалистов обучения в системе высшего и среднего профессионального образования. Москва: Народное образование. 2011; 1.

9. Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, 1989.

10. Зинченко Г.П. Непрерывное образование в советском обществе: формирование концепции и проблемы её реализации. Диссертация ... доктора философских наук. Москва, 1990.

References

1. Filosofskij slovar'. Moskva, 1975.

2. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1983.

3. Gig Dzh. Van. Prikladnaya teoriya sistem. Moskva: Nauka, 1981.

4. Spirkin A.G. Osnovy marksistsko-leninskoj filosofii. 3 izdanie, Moskva, 1973.

5. Teoreticheskie osnovy nepreryvnogo obrazovaniya. Pod redakciej V.G. Onushkina. Moskva, 1987.

6. Novikov A.M. Professional'noe obrazovanie Rossii: Perspektivy razvitiya. Moskva, 1997.

7. Skitskaya L.V. Optimizaciya obscheniya detej v vospitatel'no-obrazovatel'nom processe doshkol'nyh uchrezhdenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

8. Tkach L.T. Pogruzhenie v professional'no-pedagogicheskuyu deyatel'nost' cherez kul'turu pri podderzhke prepodavatelya. Obrazovatel'nye tehnologii: zhurnal dlya organizatorov i specialistov obucheniya v sisteme vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Narodnoe obrazovanie. 2011; 1.

9. Osipov V.G. Social'no-filosofskij analiz sovremennoj koncepcii nepreryvnogo obrazovaniya. Erevan, 1989.

10. Zinchenko G.P. Nepreryvnoe obrazovanie v sovetskom obschestve: formirovanie koncepcii iproblemy ee realizacii. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 1990.

Статья поступила в редакцию 27.09.16

УДК 374

Radevskaya N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolny Institute of the Russian Academy of Education

(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Kuznetsova Yu.V., postgraduate, Department of Conflictology, St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions

(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

COMPETITIONS AS A MEANS OF FORMATION OF CIVIL POSITION OF STUDENTS OUT OF CLASS. The article has a task to study civic learning in the process of civic education at the present stage. The authors do a historical analysis of the formation of civic education in the national education from the 18th century to the present. The authors note one of the effective means of civic education of students participation in competitions. The competition is regarded as a form of inclusion of each student in the process of practical work, development of the ability not only to use knowledge but to get them in the process of acquiring new experience. Thanks to the participation of students in competitions the authors note an increase of efficiency in the development of subject knowledge, students conduct an analysis of specific situations, develop their creative thinking, have better interpersonal communication, a culture of speech, etc. Contestants will receive experience that helps them to enhance ability of team work, work in extreme shortage of time, show creativity and imagination.

Key words: civic education of students, citizenship, competition.

Н.С. Радевская, канд. пед. наук, доц., проректор по международной деятельности и маретингу, АНО ВО «Смольный институт Российской академии образования», г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected] Ю.В. Кузнецова, аспирант факультета конфликтологии, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, педагог-организатор ГБОУ СОШ № 189 «Шанс», г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕУЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Статья посвящена формированию гражданской позиции обучающихся в процессе гражданского воспитания на современном этапе. Даётся исторический анализ становления гражданского воспитания в отечественном образовании, начиная с 18 века по настоящее время. Авторы отмечают, что одним из эффективных средств гражданского воспитания обучающихся является участие в конкурсах. Конкурс рассматривается как форма включения каждого обучающегося в процесс практической работы, развития способности не только использовать готовые знания, но и получать их в процессе приобретения нового опыта. Благодаря участию ученика в конкурсах повышается эффективность освоения предметных знаний, проводится анализ конкретных ситуаций, формируется творческое мышление, налаживается межличностное общение, формируется культура речи и т. д. Конкурсанты получают опыт умения работать в команде, в экстремальных условиях дефицита времени, демонстрируют креативность, творческую фантазию, полет мыслей.

Ключевые слова: гражданское воспитание обучающихся, гражданская позиция, конкурс.

В России вопрос о месте и цели гражданского воспитания в процессе развития человека ещё в прошлые века ставили П.И. Ковалевский, Д.И. Менделеев, Д.И. Писарев, А.Н. Радищев, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Н.В. Шелгунов и др. Вызывают интерес позиции определения цели гражданского воспитания нашими великими мыслителями. Так, великий русский ученый М.В. Ломоносов считал, что изменить положение народа можно лишь путём распространения просвещения среди различных слоев общества, подготавливая «истинных сынов отечества», способных развивать науку и распространять научные знания среди народа. В ранг обязанностей гражданина М.В. Ломоносов возводил стремление к получению знаний, считая, что, овладев ими, человек сможет глубже понимать окружающий его мир, потребности государства, разумно найти свое место в жизни [1]. Таким образом, в основе взглядов М.В. Ломоносова о воспитании и образовании молодёжи лежала идея воспитания гражданина, которая придавала педагогическим новациям социальную направленность.

Позднее идея гражданского воспитания постепенно наполнялась революционным смыслом. Анализ сочинений В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского показал, что в произведениях русских демократов идея гражданского воспитания рассматривалась как основная задача воспитания. Она включала в себя подготовку истинного сына Отечества в противоположность воспитанию верноподданного монархического государства и воспитание человека, способного к решению революционных задач изменения государственного строя.

В 20-е г считалось, что воспитывать в себе гражданственность возможно только на почве общественной работы (A.M. Горький), а воспитание в советской школе должно готовить гражданина нового строя и государства (А.В. Луначарский). По мнению Н.К. Крупской, в центре процесса формирования гражданина должно было стоять мировоззрение - оценка школьником жизненных факторов, которая вырабатывается у него на основе научных знаний. Проблемы сущности и отличительных черт советской гражданственности рассматривали в своих работах Н.Н. Иорданский, А.С. Макаренко, М.М. Пистрака, С.Т. Шацкий и др. Они видели сущность и особенности советской гражданственности в активном участии народа в государственном строительстве и управлении, при этом основную роль воспитания отводили школе, связи обучения и воспитания с жизнью.

Нам показались интересной работа Н.Н. Румянцева, который, доказывая, что воспитательный идеал заключается не в воспитании гражданина, а в «воспитании человека, индивида, в развитии всех его сил и способностей, при помощи которых он может быть полезен ближним», раскрыл основные средства осуществления гражданского воспитания гражданина. По его мнению, они включают в себя:

- совместную работу в организации, союзе, кружке, которая являлась бы отличной почвой для развития чувства права, ответственности;

- заботу и внимание самого государства к нуждам ребёнка;

- совместную работу в единой национальной трудовой школе;

- изучение народной истории, культуры, а затем переход к мировой и интернациональной науке и культуре, при этом прио-

ритет отдавался отечественной истории и культуре;

- реальное изучение действительности, помогающее составить молодому поколению ясное представление о нуждах страны [2, с. 5 - 35].

Интересный опыт гражданского воспитания школьников с помощью молодёжных движений представили С.В. Кривых, В.А. Игишев, И.Ю. Зыкова [3]. В пособии представляется опыт моделирования гражданского общества игровыми средствами для старших школьников в выездных лагерях. Авторы указывают причины гражданской пассивности современной молодёжи. Отмечается четыре основные причины гражданской пассивности молодёжи, в основном они психолого-педагогические.

1. Синдром неоправданных надежд, когда общество не оправдывает ожиданий молодого человека. Молодёжь теряет интерес к гражданской жизни в стране, тогда наступает период гражданской апатии, являющейся одной из форм гражданского протеста.

2. Общество разобщено. Та часть общества, которая отчуж-дена от экономических благ, экономических ценностей, не принимает участия в гражданской жизни - это молодёжь как социально не заинтересованный слой общества.

3. Пресыщение гражданско-политической информацией. Интересы современной молодёжи к гражданской жизни уменьшаются. Информация проходит мимо сознания молодого человека.

4. Отсутствие единой, объединяющей молодёжной политики в государстве. Общество не принимает общеразвивающих мер в области гражданской деятельности молодёжи, по сути, молодёжь предоставлена сама себе.

Эффективным средством гражданского воспитания школьников является их социально-культурная деятельность. Участие ребят в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях, слетах, а также предметных чемпионатах, олимпиадах, мультитестах дает им возможность презентовать результаты своих работ не только на уровне школы, но и на уровне района, города, страны. Данная деятельность формирует у обучающихся такие качества, как публичность, коммуникабельность, социальная адаптированность. Во многих педагогических работах указывается, что эффективными формами самореализации и самосовершенствования обучающихся являются олимпиады, фестивали, конкурсы, проектная деятельность, учебные практики и т.д. Одним из факторов, способствующих развитию творческих способностей, умения быстро реагировать на различные ситуации, импровизировать и быть гибким в разнообразной деятельности, являются, на наш взгляд, конкурсы.

Конкурсы - это своего рода формы включения каждого обучающегося в процесс практической работы, развития способности не только использовать готовые знания, но и получать их в процессе приобретения нового опыта. Благодаря конкурсам повышается эффективность освоения предметных знаний, формируется творческое мышление, отрабатываются вопросы психологии общения, формируется культура речи и проводится анализ конкретных ситуаций. Целью конкурсов является создание для обучающихся условий самореализации благодаря индивидуализации и расширению образовательного пространства за счет социально-культурной среды.

В целях индивидуализации и расширения пространства образования, совершенствования форм, методов и средств воспитания в образовательных учреждениях с целью гражданского воспитания проводятся различные конкурсы (поделок, рисунков, художественного чтения, литературного творчества и др.). Школьники имеют возможность реализовать свою энергию, свой творческий потенциал в таких направлениях, как печатные издания (газеты, журналы, Интернет-страницы), авторские публикации, выступления на телевидении, радио, участие в сетевых изданиях. Конкурс даёт возможность представить материалы опубликованных работ в определённых жанрах (очерк, заметка, репортаж, интервью, сочинение, сказка, эссе и др.), все это способствует выражению их гражданской позиции. Конкурсанты демонстрируют свою гражданскую позицию, творческую фантазию и креативность, умение работать в экстремальных условиях конкурса.

В ходе конкурса каждому участнику необходимо содержательно и оригинально раскрыть понимание смысла и значимости выбранной темы, продемонстрировать речевую и сценическую культуру, эрудицию и коммуникативные качества. Конкурсанты доказывают актуальность и новизну заявленной ими идеи, обосновывают эффективность и целесообразность её использования, а также представляют практический опыт ее реализации, при этом формируется их гражданская позиция. Проекты и творческие работы, одобренные в рамках школьного конкурса, обучающиеся могут совершенствовать и представлять в районных, городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах. Конкурс способствует активизации взаимодействия государственных, общественных и коммерческих учреждений и организаций со школой.

Нами были проанализированы методики организации и подготовки обучающихся к участию в конкурсах, конференциях. В работе Н.М. Голубевой «Методические рекомендации по подготовке учащихся к выступлению на конференции» рассматриваются этапы подготовки текста и презентации к выступлению обучающегося на конференции [4].

В методических рекомендациях по подготовке обучающихся к конференции «Мы и наше творчество» представлен алгоритм подготовки обучающихся к конференции «Мы и наше творчество» в разных областях творчества, в том числе связанных с музыкой: выбор участников, выбор темы, описание номинаций, особенности подготовки презентаций; рассматривается роль преподавателя в подготовке участников конференции [5]

В рекомендациях ЭМС МАУ «ЦРО» г. Братска по составлению Положения о муниципальном конкурсе, олимпиаде, конференции представлены требования по описанию мероприятия, приводятся основные цели, этапы, организаторы, порядок и регламент выступления команд и/или участников и т. д. [6].

Нами издано методическое пособие «Конкурс как средство самостоятельности и индивидуализации обучающихся» [7], в

Библиографический список

котором даются рекомендации по подготовке школьников к участию в конкурсе, даются общие рекомендации по организации конкурсных мероприятий, предлагается методика и организация проведения конкурсов и фестивалей, приводятся образцы документов и форм для подготовки и проведения конкурса, примеры положений о конкурсах различного уровня - школьный, районный, городской, всероссийский, международный. В Приложении приводятся примеры работ обучающихся, дипломы победителей, лауреатов и дипломантов.

Значимость этого пособия заключается в описании опыта использования социально-культурной деятельности в воспитательном процессе; опыта сочетания традиционных и инновационных форм учебного взаимодействия, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации; опыта разработки учебно-методических материалов для обеспечения воспитательного процесса, нацеленного на социализацию и самореализацию обучающихся в урочной и внеурочной деятельности с целью их гражданского воспитания, что позволяет:

• объединить усилия педагогического сообщества в решении задач гражданского воспитания и развития обучающихся в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия;

• апробировать современные формы гражданского воспитания и развития обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО, расширения внеурочной деятельности и дополнительного образования;

• в целях индивидуализации и расширения образовательного пространства за счет социально-культурного, совершенствовать формы, методы и средства воспитания в образовательных учреждениях для проведения различные конкурсов.

Таким образом, нами разработаны теоретические основы гражданского воспитания школьников средствами социально-культурной деятельности на примере участия в конкурсах. Современный период требует определенно высокого уровня гражданского воспитания молодого поколения. Именно от уровня гражданского сознания молодёжи зависит будущее управление обществом и государством. Основы гражданского сознания как фундамент формирования личности должны закладываться в детстве, потому что основные принципы гражданственности связаны с нравственными категориями добра и зла, честности и справедливости, с тем, что можно и что нельзя делать.

Таким образом, гражданское воспитание школьников - одна из важных проблем, имеющихся на сегодняшний день. Решение ее невозможно без решения проблем всего гражданского общества. От взаимоотношений молодёжи с обществом, места и роли молодёжи в жизни общества, настроений, установок существенно зависят результаты всех сегодняшних реформ, зарождение новой гражданской культуры, а, значит, и дальнейший исторический путь нашего общества.

1. Ломоносов М.В. Для пользы общества. Москва, 1990.

2. Румянцев Н.Н. Социальное воспитание подростков как насущная задача нашего времени. Народный учитель. 1918; 5.

3. Кривых С.В., Игишев В.А., Зыкова И.Ю. Современные молодёжные движения как средство гражданского воспитания старших школьников: монография. Санкт-Петербург: НПО «Экспресс», 2008.

4. Голубева Н.М. Методические рекомендации по подготовке учащихся к выступлению на конференции» рассматриваются этапы подготовки текста и презентации к выступлению обучающегося на конференции. Available at: http://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-podgotovke-uchaschihsya-na-nauchno-prakticheskoy-koeferencii-893084.html

5. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к конференции «Мы и наше творчество». Available at: http://www. magschool6.ru/nasi-proekty/vserossijskij-festival-konkurs-podsneznik/metodiceskie-rekomendacii-po-podgotovke-obucausihsa-k-konferencii-my-i-nase-tvorcestvo

6. Рекомендации по составлению Положения о муниципальном конкурсе, олимпиаде, конференции. Available at: http://obrbratsk.ru/ upload/rec.pdf

7. Конкурс как средство самостоятельности и индивидуализации обучающихся. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к конкурсу. Санкт-Петербург: Издательство НОУ «Экспресс», 2015.

References

1. Lomonosov M.V. Dlya pol'zy obschestva. Moskva, 1990.

2. Rumyancev N.N. Social'noe vospitanie podrostkov kak nasuschnaya zadacha nashego vremeni. Narodnyj uchitel'. 1918; 5.

3. Krivyh S.V., Igishev V.A., Zykova I.Yu. Sovremennye molodezhnye dvizheniya kak sredstvo grazhdanskogo vospitaniya starshih Shkolnikov monografiya. Sankt-Peterburg: NPO «'Ekspress», 2008.

4. Golubeva N.M. Metodicheskierekomendaciipopodgotovke uchaschihsya k vystupleniyuna konferencii» rassmatrivayutsya 'etapypodgotovki teksta i prezentacii k vystupleniyu obuchayuschegosya na konferencii. Available at: http://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-podgotovke-uchaschihsya-na-nauchno-prakticheskoy-koeferencii-893084.html

5. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke obuchayuschihsya k konferencii «My i nashe tvorchestvo». Available at: http://www.magschool6. ru/nasi-proekty/vserossijskij-festival-konkurs-podsneznik/metodiceskie-rekomendacii-po-podgotovke-obucausihsa-k-konferencii-my-i-nase-tvorcestvo

6. Rekomendaciipo sostavleniyu Polozheniya o municipal'nom konkurse, olimpiade, konferencii. Available at: http://obrbratsk.ru/upload/rec.pdf

7. Konkurs kaksredstvo samostoyatel'nostiiindividualizaciiobuchayuschihsya. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke obuchayuschihsya k konkursu. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo NOU «'Ekspress», 2015.

Статья поступила в редакцию 25.09.16

УДК 37.013.43

Stepanskaya A.G., Cand. of Art Studies, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Stepanskaya E.V., senior teacher, Department of Theory of Art and Culturology, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

THE INTERPRETATION OF ARCHETYPAL MOTIFS IN CONTEMPORARY ART EDUCATIONAL PRACTICES OF THE ALTAI.

The article presents materials of a traditional contest-exhibition "Altai Artisan" on awarding an honorary title of "folk artist of Altai region", held in 2015 at Universum Gallery at a faculty of Arts of Altai State University. The author analyzes various techniques and materials: quilting, tapestry, wood carving, painting on metal and wood, model making, weaving willow twigs. The study shows what the work of artists to be awarded an honorary title of "folk artist of Altai Krai" is. In the article the authors present work of Maya Dmi-trievna Kolesnikova, an Altai artist, whose works are dedicated to express Russian peasant life. The researchers note originality of her works both on the level of the choice of subject and on the level of means of expression. The paper stresses an intrinsic value of painting of M. D. Koveshnikova, which are meant to show Russian traditions.

Key words: archetype, tradition, Russian ornament, national life, restorer, artist-teacher, revival of folk art.

А.Г. Степанская, канд. искусствоведения, доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства факультета искусств, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected] Э.В. Степанская, ст. преп. каф. теории искусства и культурологии факультета искусств, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АРХЕТИПИЧЕСКИХ МОТИВОВ

В СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ АЛТАЯ

В статье представлены материалы традиционной выставки-конкурса «Алтай мастеровой» на присвоение почетного звания «Народный мастер Алтайского края», состоявшейся в 2015 году в галерее «Универсум» факультета Искусств Алтайского государственного университета. Автор анализирует различные техники и материалы: лоскутное шитье, гобелен, резьба по дереву, роспись по металлу и дереву, макетирование, плетение из ивовой лозы; представляет творчество художников, удостоенных почетного звания «Народный мастер Алтайского края». В статье автор представляет работы алтайской художницы Майи Дмитриевны Ковешниковой, посвященные русскому крестьянскому быту; отмечает оригинальность творчества художницы, как в выборе сюжета, так и в средствах выразительности; подчеркивается непреходящая ценность живописи М.Д. Ковешниковой, посвященной русским традициям.

Ключевые слова: архетип, традиция, русский орнамент, национальный быт, реставратор, художник-педагог, возрождение народного творчества.

Российское современное образование всех уровней нуждается в гуманитаризации. Изъятие из образовательных программ таких предметов, как теория и история искусства, изобразительное искусство (рисунок и живопись), описание и анализ памятников, организация выставочной деятельности, основы культурного туризма и других подобных дисциплин обедняет содержание учебного процесса и не способствует формированию художественно-эстетического мировоззрения. Особое значение для формирования эмоционально-эстетического отношения к миру имеет приобщение учащихся к традициям народного искусства. В настоящее время требуются преподаватели, профессионалы с инновационным творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, с этническим отношением к миру. Современный человек все меньше взаимодействует с людьми и природой, обратившись к виртуальным просторам компьютерного мира. Как противостоять этому явлению? Одним из средств этого противостояния является творчество, в частности, традиционное декоративно-прикладное народное искусство. Народное творчество для художника - неисчерпаемый источник вдохновения. В этом убеждает популярность выставки «Алтай мастеровой». В Алтайском крае на рубеже XX - XXI столетий получило широкое развитие движение по возрождению традиций народного творчества. Комитет по культуре Администрации Алтайского края учредил конкурс на присвоение почетного звания «Народный мастер Алтайского края». В галерее «Универсум» факультета Искусств Алтайского государственного университета традиционными стали выставки-конкурсы «Алтай мастеровой» [1]. В 2015 году на выставку представили свои работы восемь мастеров из районов Алтайского края: Тогульского, Солоне-шенского, Ребрихинского, Тюменцевского, Чарышского и города Барнаула. Авторы представили произведения в различных техниках и материалах: лоскутное шитье, гобелен, резьба по дереву, роспись по металлу и дереву, макетирование, плетение

из ивовой лозы. Экспозиция, представляющая работы алтайских мастеров-художников не только красива, но оптимистичная, жизнеутверждающая и дающая возможность изучать народное творчество в развитии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более десяти работ представила на выставку преподаватель детской художественной школы № 2 города Барнаула Т.Л. Горбунова (р. 1957) - активный организатор художественной жизни, прежде всего выставок произведений своих учеников, основная тема ее творчества «Родной край». Высокими художественными качествами выделяются ее панно «Собор Св. Петра и Павла на Южном поселке города Барнаула», «Русская тряпичная кукла», «Маки». Цветовая гармония, композиционные ритмы - все в этих работах подчинено созданию светлого образа природы и быта русского человека.

Мастер из села Солонешное В.А. Мокроусов овладел искусством плетения из лозы, его творчество характеризуется высоким качественным уровнем изделий, широко востребованных в наши дня в связи с развитием частного домостроения, загородных дач: плетеная, экологически чистая, легкая ажурная мебель хороша для веранды, садовой беседки и летнего дома. В.А. Мо-кроусов имеет учеников, приобщил к своему ремеслу всю свою семью, успешно участвует в выставках, не только краевых, но и всероссийских.

Е.А. Головин (р. 1987) из Чарышского района основал любительское объединение резьбы по дереву при сельском Народном доме и реализовал с учениками социальный проект «Город мастеров». Он занимается домовой росписью, резьбой по дереву и плотницким делом. Одним из ярких экспонатов его творчества являются деревянные сани.

Значительное место в экспозиции занимают деревянные макеты «Ветряная мельница братьев Моховых» (нач. XX века), «Конный манеж купца Винокурова» (нач. XX века), «Усадьба купца Винокурова» (нач. XX века), «Богоявленская церковь города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.