Научная статья на тему 'Диалог национальной духовной традиции и европейских художественных систем - кардинальная составляющая художественной школы ХХ века Республики Казахстан'

Диалог национальной духовной традиции и европейских художественных систем - кардинальная составляющая художественной школы ХХ века Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
183
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / EXHIBITION / ГРАФИЧЕСКИЕ СЕРИИ / SERIES OF GRAPHIC / ЭКСЛИБРИС / BOOKPLATE / ОФОРТ / ETCHING / КСИЛОГРАФИЯ / WOODCUT / ЛИНОГРАВЮРА / LINOCUT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Раимбергенов А.И.

В статье рассмотрена деятельность художника и педагога Республики Казахстан середины ХХ века С.В. Кукурузы, для творчества которого источниками вдохновения явились Украина, Казахстан и Россия. Показан процесс становления различных форм художественной жизни в Актюбинской области. Автор статьи подчеркивает роль талантливой, творческой личности в развитии художественной и образовательной культуры региона. Подчеркнуто влияние русской культуры на развитие книжной и станковой графики С.В. Кукурузы. Рассмотрена творческая биография мастера гравюры, представлен анализ серий линогравюр, офортов и ксилографии выдающегося мастера графики Республики Казахстан, внесшего значительный вклад, не только в художественную жизнь Актюбинской области, но и в сферу образованию этого региона, столь отдаленного от столицы Казахстана. Показано значительное внедрение произведений актюбинского художника в музеи России, Украины, Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE NATIONAL SPIRITUAL TRADITION AND THE EUROPEAN ART - A FUNDAMENTAL COMPONENT OF THE ART SCHOOL OF THE TWENTIETH CENTURY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article describes the work of S. V. Kukuruza, an artist and educator of the Republic of Kazakhstan the mid-twentieth century. As it is known, his sources of inspiration in his creative work were Ukraine, Kazakhstan and Russia. The paper shows the process of the development of various forms of artistic life in Aktobe region. The author emphasizes the role of talented and creative individuals in the development of the artistic and educational culture of the region. The work emphasizes the influence of Russian culture on the development of book and easel by S. V. Kukuruza. The research partly studies the creative biography of the master prints, presents an analysis of the series of linocuts, etchings and woodcuts of the outstanding masters of graphics of the Republic of Kazakhstan, made a significant contribution not only to the artistic life of Aktobe region, but also in the sphere of education in this region, so remote from the capital of Kazakhstan. The work mentions the artist's canvases in museums of Russia, Ukraine and Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Диалог национальной духовной традиции и европейских художественных систем - кардинальная составляющая художественной школы ХХ века Республики Казахстан»

ных учреждений, 8967 участников, 696 кружков художественной самодеятельности.

Эпоха 40 - 60-х гг. выдвинула крупных общественных деятелей в сфере культуры искусства и образования таких, как А.И. Шиллер, М.Н. Пульга, Ю.Я. Шаляпин, В.П. Батурин, С.А. Муза-левский, И.В. Лагутин, Г.Э. Кромер, В.С. Кузенков. В течение 1928 - 1940 гг. в регионе Павлодарского Прииртышья сформировались такие формы художественной жизни как, художественная выставка, художественное образование, студии, конкурсы, музейное дело, художественные галереи. Основными формами творческой деятельности художников музыкантов военных лет (1941 - 1945 гг.) стали выступления концертных бригад, выставки

Библиографический список

эвакуированных живописцев, выступления эвакуированных столичных деятелей культуры и искусства.

Итак, художественно - эстетическая среда включает в себя: производство художественных ценностей, сами художественные ценности (произведения искусства, их распространение, воспроизведение, репродуцирование, потребление), искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественную критику, художественное образование, институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей (музеи, выставочные залы, картинные галереи, концертные залы, театры, кино, библиотеки и др.), творческие объединения и общественные организации.

1. Шевченко С., Инсебаев Т. Очерки истории Павлодарского Прииртышья. Павлодар: ЭКО, 2000; Ч. 2: ХХ век.

2. Макет Государственного общеобразовательного стандарта образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Магистратура. Специальность 6N107 - Изобразительное искусство и черчение. Свидетельство о гос. регистрации № 381 от 22.08.2007. ИС 03162.

3. Архив Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина. Ф.1; Оп. 1; Д. № С-1, Д. 7, Д. 9, Д. 13.

4. Государственный Архив Павлодарской области. Ф. 400; Оп. 3; Д.Д. 1, 50, 61, 98.

5. Степанская Т.М. Художественные выставки на Алтае в процессе интеграции искусства. Культурное наследие Сибири. № 10. Под редакцией Т.М. Степанской. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2009.

References

1. Shevchenko S., Insebaev T. Ocherki istoriiPavlodarskogo Priirtysh'ya. Pavlodar: 'EKO, 2000; Ch. 2: HH vek.

2. Maket Gosudarstvennogo obscheobrazovatel'nogo standarta obrazovaniya Respubliki Kazahstan. Obrazovanie vysshee professional'noe. Magistratura. Special'nost' 6N107 - Izobrazitel'noe iskusstvo i cherchenie. Svidetel'stvo o gos. registracii № 381 ot 22.08.2007. IS 03162.

3. ArhivPavlodarskogo oblastnogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya im. G.N. Potanina. F.1; Op. 1; D. № S-1, D. 7, D. 9, D. 13.

4. Gosudarstvennyj Arhiv Pavlodarskoj oblasti. F. 400; Op. 3; D.D. 1, 50, 61, 98.

5. Stepanskaya T.M. Hudozhestvennye vystavki na Altae v processe integracii iskusstva. Kul'turnoe nasledie Sibiri. № 10. Pod redakciej T.M. Stepanskoj. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo universiteta, 2009.

Статья поступила в редакцию 04.08.17

УДК 7.01:008 (574)

Rahimbergenov A.I., senior lecturer, Department of Music Education, Aktobe Regional State University n.a. K. Zhubanov

(Aktobe, Kazakhastan), E-mail: stm@art.asu.ru

DIALOGUE NATIONAL SPIRITUAL TRADITION AND THE EUROPEAN ART - A FUNDAMENTAL COMPONENT OF THE ART SCHOOL OF THE TWENTIETH CENTURY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN. The article describes the work of S. V. Kukuruza, an artist and educator of the Republic of Kazakhstan the mid-twentieth century. As it is known, his sources of inspiration in his creative work were Ukraine, Kazakhstan and Russia. The paper shows the process of the development of various forms of artistic life in Aktobe region. The author emphasizes the role of talented and creative individuals in the development of the artistic and educational culture of the region. The work emphasizes the influence of Russian culture on the development of book and easel by S. V. Kukuruza. The research partly studies the creative biography of the master prints, presents an analysis of the series of linocuts, etchings and woodcuts of the outstanding masters of graphics of the Republic of Kazakhstan, made a significant contribution not only to the artistic life of Aktobe region, but also in the sphere of education in this region, so remote from the capital of Kazakhstan. The work mentions the artist's canvases in museums of Russia, Ukraine and Kazakhstan.

Key words: exhibition, series of graphic, bookplate, etching, woodcut, linocut.

А.И. Раимбергенов, ст. преп. каф. «Музыкального образования» Актюбинского регионального государственного

университета им. К. Жубанова, г. Актюбинск, E-mail: stm@art.asu.ru

ДИАЛОГ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ И ЕВРОПЕЙСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ -КАРДИНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ХХ ВЕКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В статье рассмотрена деятельность художника и педагога Республики Казахстан середины ХХ века С.В. Кукурузы, для творчества которого источниками вдохновения явились Украина, Казахстан и Россия. Показан процесс становления различных форм художественной жизни в Актюбинской области. Автор статьи подчеркивает роль талантливой, творческой личности в развитии художественной и образовательной культуры региона. Подчеркнуто влияние русской культуры на развитие книжной и станковой графики С.В. Кукурузы. Рассмотрена творческая биография мастера гравюры, представлен анализ серий линогравюр, офортов и ксилографии выдающегося мастера графики Республики Казахстан, внесшего значительный вклад, не только в художественную жизнь Актюбинской области, но и в сферу образованию этого региона, столь отдаленного от столицы Казахстана. Показано значительное внедрение произведений актюбинского художника в музеи России, Украины, Казахстана.

Ключевые слова: выставка, графические серии, экслибрис, офорт, ксилография, линогравюра.

Актюбинская область обладает своими историческими особенностями, в том числе в становлении и развитии художественной культуры. В настоящее время - время реформирования образования и художественной жизни - чётко обозначается проблема взаимодействия культуры и образования. Идеалы

культуры обладают большими обучающими возможностями, они являются обязательным элементом учебно-воспитательного процесса. Этой теме посвящают исследования многие зарубежные учёные, среди которых Л. Уайт, А. Боас, Ю. Лотман и другие. Среди отечественных исследователей особое внимание к про-

блеме взаимодействия образования и художественной культуры уделяют педагоги и историки искусства В.И.Жуковский, Т.М. Сте-панская [1], Е. Жанайхан [2], С.А. Галин [3], Н.И. Денисова [4], Е.Ю. Личман [5].

Одним из создателей художественного наследия и педагогической художественной школы Республики Казахстан является художник общественный деятель и педагог С.В. Кукуруза. Его опыт подтверждает важную роль в воспитании гармоничной личности, адаптированной к окружающему миру.

Жизненный путь С.В. Кукурузы (1906 - 1979). Кукуруза Сергей Васильевич родился на Украине, в селе Приворотье Каменец-Подольской области, в 1906 году 3 февраля. С 1927 по 1930 г. С.В. Кукуруза служил в Красной армии, его рисунки публикуются в красноармейских газетах Киевского военного округа. В этот период главной в творчестве начинающего художника является красноармейская тематика. Им было выполнено несколько серий гравюр на дереве на темы истории гражданской войны во время сотрудничества с военными издательствами в качестве художника - корреспондента. С 1930-м года С.В. Кукуруза учится в Киевском Художественном институте. Будучи студентом первого курса, он вступает в Ассоциацию революционного искусства Украины, в которой лидером был профессор М. Бойчук. В художественных принципах, которые программировал профессор в учебных планах, доказывалась необходимость изучения и творческого освоения достижений Византийского и древнерусского искусства, а также народного лубка и различных примитивов, бытующих в украинском народном творчестве.

В 1936 г. С.В. Кукуруза переводится в Московский Государственный Художественный институт им. В.И. Сурикова, в 1940 году окончил его графическое отделение по классу российских графиков А.И. Кравченко и М.В. Маторина. В 1940 году, успешно защитив диплом в государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, С.В. Кукуруза выпускается со званием художника-графика. Его творческая карьера прерывается в 1941 году, когда за высказывание негативных суждений о военных действиях на линии фронта ВОВ С.В. Кукуруза был осуждён на семь лет пребывания в лагере для политических заключенных [6, с. 4]. Возможность возобновить свою деятельность художника С.В. Кукуруза получил лишь в 1948 г.

С 1947 г. С.В. Кукуруза жил в городе Актюбинске, совмещая преподавательскую деятельность с художественным творчеством. Произведения, исполненные художником в Актюбинске, представляют самый значительный период его творчества. Именно в Казахстане С.В. Кукуруза начал резать гравюры на линолеуме. Главным средством эмоциональной выразительности в линогравюрах С. Кукурузы является цвет. С 1951 года художник - участник всех республиканских и передвижных художественных выставок в Казахстане. Много времени уделял С.В. Кукуруза преподавательской деятельности в Актюбинском педагогическом училище. С.В. Кукуруза был прекрасным популяризатором своего дела. Он часто выступал с лекциями и беседами по местному радио и телевидению, с интересными статьями в печати. Художник пользовался большим уважением и популярностью у молодёжи, это подтверждают слова, произнесенные на чествовании С.В. Кукурузы молодым рабочим Актюбинского завода ферросплавов: «Нам людям красота нужна так же, как хлеб, что растет на целинных просторах нашей области... В нашем крае много знатных хлеборобов, а в городе немало прославленных сталеваров. Но здесь у нас ещё мало художников-мастеров красоты. Поэтому, нам особенно дорого, что среди нас живёт человек, для которого красота является профессией. мы любим С.В. Кукурузу и его искусство» [7, с. 57].

С.В. Кукуруза работал над созданием экслибрисов (книжных знаков). Экслибрис (от лат. ex libris - «из книг») - книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Художнический и педагогический опыт графика С.В. Кукурузы подтверждает мысль о том, что «динамика развития общества есть динамика человеческой деятельности: преобразовательной, познавательной, оценочной, коммуникативно-информационной, художественной» [8, с. 100].

С.В. Кукуруза участвовал более, чем в 60-ти выставках, важнейшими из них являются Всесоюзная выставка молодых художников, посвященная 20-тилетию ВЛКСМ в Москве (1939), Республиканская художественная выставка 30 - лет Советского Казахстана в Алма-Ате (1950), Всесоюзная художественная выставка «Сорок лет Советской власти в Москве» (1957), Всесоюзная выставка эстампа в Ленинграде и Москве (1958), Первая республиканская выставка графики художников Казахстана в Алма-Ате (1960), Межреспубликанская выставка графики Сред-

ней Азии и Казахстана в Ташкенте (1960), Всесоюзная художественная выставка в Москве (1960), Вторая Республиканская выставка графики художников Казахстана в Алма-Ате (1964); художественная выставка, посвященная 100-летию со дня смерти Т.Г. Шевченко в Киеве (1961) и две персональных выставки, посвященные 60-летию художника, прошли в 1966 г. в Актюбинске в Алма-Ате.

Творческое наследие художника хранится в фондах государственных музеев и картинных галерей России: Государственный музей А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, музей рабоче-крестьянской красной армии, Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина, Вологодская областная картинная галерея, Уральский областной краеведческий музей и Казахстана: Областной краеведческий музей (Винница), Государственный исторический музей-заповедник (Каменец-Подольский), Орский краеведческий музей (Орск), Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г. Шевченко (Алмата), Актюбинский областной краеведческий музей (Актюбинск), Северо-Казахстанский областной краеведческий музей (Петропавловск), Областной художественный музей советского искусства (Павлодар).

Графические серии С.В. Кукурузы. Интуитивное проникновение в суть явлений - качество художественного метода С.В. Кукурузы. Композиция произведений определяет ритмические структуры, ритм выявляет согласие с гармонией природы. С.В. Кукуруза работал в офорте и литографии, линогравюре и ксилографии. Листы плакатов с призывами: «Комсомольцы, вступайте в авиашколы!», «Моторизуем красных пограничников» предстают напоминанием о героическом времени, когда эти плакаты были оружием борьбы за индустриализацию, за коллективизацию крестьянских хозяйств. Листы серии гравюр Сергея Кукурузы цикла 30-х годов - это отклик художника на современные ему события. Художник обращается к событиям в Испании и в Китае. Графика - искусство лаконичное, обладая скупыми средствами, она может дать не менее значительные в идейно-эстетическом отношении картины жизни, чем любой другой вид изобразительного искусства. «В графике есть только черное и белое, но есть линии разной толщины, пятна разной формы, переходы одной формы в другую, контрасты влияния, отношения. Все это дает такую пластичность средствам, что о плоском тут говорить не приходится, и можно, наоборот, поднять вопрос, возможно ли вообще плоское изображение» [9, с. 3]. В 1939 году художником была создана серия станковых гравюр на тему «Красная армия». В 1940 году художником были выполнены иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Гаврилиада» для Музея им. А.С. Пушкина в Москве, к повестям Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и «Сорочинская ярмарка». Около 200 его рисунков и гравюр напечатаны в газетах «Красная Армия», «Звезда», «Комсомольская правда», «Литературная газета» и в ряде журналов. Одной из основных тем художника является городской пейзаж Актюбинска и Алма-Аты, в то же время его волнует тема природы. В основе работы «Степь цветет» лежит поэтическое осмысление автором степного пейзажа Казахстана.

Одна из серий гравюр на дереве посвящена пребыванию украинского поэта Т.Г Шевченко в Казахстане. С.В. Кукуруза -художник любящий родную Украину и чутко откликающийся на культурные художественные традиции Казахстана и России. Структуру национального самосознания исследователь С.М. Арутюнян представил как единство понимания национальной принадлежности, приверженность к национальным ценностям, стремление к государственной самостоятельности [10, с. 132]. Национальные особенности восприятия мира находят отражение в культуре этносов. Как полагает А.Г. Агаев, «Бытие культуры, находится в разнообразии форм, темпов, масштабов, состояний и результатов творческой деятельности... Национальная культура охватывает все предметное и духовное богатство, созданное народом» [11, с. 134 - 135]. Национальная культура в силу своей сути и целостной природы обладает способностью с наибольшей наглядностью отображать национальное - национальную психологию, национально-специфическое в характере, национальные особенности народа, его нравственное сознание и национальное самосознание.

Тематика произведений С. Кукурузы в период работы в Казахстане отличается большим разнообразием. Мастер создает серии гравюр городских ансамблей Актюбинска и Уральска, портреты героев труда и портреты борцов за мир Манолиса, Глевоса и Патриса Лумумбы, большой цикл, посвященный Т.Г. Шевченко.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В листах «Как степь цветет», «Чайки над озером», «В горах АлаТау», «Лодки на Днестре» и других художник, сохраняя необходимую условность, создает гармонию цветовых отношений, выявленную им с глубоким чувством и пониманием специфической роли цвета в гравюре.

В лучших гравюрах художника часто можно уловить возвышенно-романтический акцент, что, несомненно, идет у С. Кукурузы от его учителя - советского гравёра А.И. Кравченко. К таким работам можно отнести гравюру «Старое русло Урала».

Представляя искусство Казахстана вдали от столицы Республики, С.В. Кукуруза тем самым выполнял большое культурное дело, значение которого трудно переоценить. К 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина в 1937 году им было выполнено несколько гравюр, в том числе портрет А.С. Пушкина. Статья П. Эттингера об этом портрете была помещена в одном из номеров французского журнала «Курьер график» за 1937 год, где этот портрет воспроизведен наряду с работами Фаворского, А.И. Кравченко [12]. В 1939 году художником были выполнены серии листов к повести «Гробовщик» и поэме «Гаврилиада» А.С. Пушкина. С. Кукуруза оформил повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба.

В Киевский период в творчестве С. Кукурузы происходит ощутимый сдвиг в сторону большей гибкости и динамичности графических построений, что особенно заметно в его многочисленных батальных композициях. Среди них, как особую удачу художника, необходимо отметить гравюру «Павка Корчагин в атаке», выполненной в свободной и экспрессивной манере. Примером возросшего мастерства С. Кукурузы может служить великолепная гравюра «В ненастную погоду» из его большой серии «Гражданская война» (1934 г.): боевой разворот тачанки движения разгоряченных коней переданы здесь с большой живостью и экспрессией.

В архивных фондах Актюбинска сохранились каталоги экслибрисов С.В. Кукурузы, составленные им самим с его автографами. Сюжетные экслибрисы художника носят исторический характер, отражая духовные устремления общества своего времени. Таковы экслибрисы «Лодки на Днестре», «Место, где будет плотина Днепростроя», в них сочетается красота пейзажей с возвышенным содержанием идеи строительства гидроэлектростанции. В изобразительном искусстве Казахстана графика С.В. Кукурузы занимает достойное место.

Творчество С.В. Кукурузы - результативный опыт взаимодействия восточных и европейских традиций изобразительного искусства. Изобразительное искусство Казахского народа до 1917 г. существовало как искусство универсальное, основанное на культурных и религиозных национальных традициях: «Коран, проводя идею монотеизма, пришел к запрещению изображений всего живого ... чуждость изобразительного искусства религиозно окрашенному идеалу в исламе привела к запрету изобразительного искусства вообще . не смотря на это творческий дух народа, его эстетическое сознание, художественное видение мира нельзя было бесследно заглушить» [13]. Изобразительное искусство казахского народа не существовало отдельно, а было неотъемлемо от предметов быта, эстетические потребности казахского народа находили выход в орнаментальном украшении одежды, архитектуры, казахский народ создавал шедевры декоративного искусства.

Творчество художников, сформировавшихся в послевоенные годы, открыло новый этап в развитии изобразительного искусства Республики Казахстан. Поколение казахских художников 50-х годов, овладев традициями европейской станковой живописи в контакте с российскими авторами получило возможность решения других более сложных художественных задач. В творческой практике этих художников, среди которых художники Актюбинской области Теляковский, Житников, Ю.Н. Селиверстов, А.И. Простев, С.Д. Ювакаев, С.В. Кукуруза, В.С. Травин, Смолянкин, есть общие черты: проявление национальной самобытности, основанной на знании традиционного искусства казахского народа; внимание к природе, в единстве с которой формировались национальный характер, мировоззрение казахских живописцев [14].

Библиографический список

Произведения, выполненные Актюбинским художником С.В. Кукурузой в 1950 - 60-х гг., являются значительным вкладом в искусство Казахстана, особенно в технике цветной гравюры. С.В. Кукуруза работал мастерски штрихом, тонким перовым контуром, мягкой растушовкой. С.В. Кукуруза гравировал карандашной манерой, в его резцовой гравюре ощущается школа русского мастера Н.И. Уткина (1786 - 1863), заложившего основы русской гравюры [15]. В 1950 - 0-х гг. С.В. Кукуруза особенно много работал в технике линогравюры. Сюжетами для гравюр служили исторические явления и события «Первый поселенец Актюбинска», пейзажи с новостройками «Место, где будет построен Днепрогес», тема индустриализации «Локомотивное депо», лирические пейзажи «Лодки на Днестре», «Весна». С.В. Кукуруза создает серии гравюр городских ансамблей Актюбинска и Уральска «Улица им. К. Либнехта», «Домик на окраине Актюбинска», портреты героев труда и борцов за мир.

Ксилография - техника, в которой также работал С.В. Кукуруза - «На пограничной заставе», тема гражданской войны, но особенно мастерство художника в резцовой гравюре проявилось в создании экслибрисов «Есениана». Ксилография обладая особым языком, оперируя исключительно контрастами черного и белого цветов, не в силах передать тоновые переходы и светотень. «Эта звонкость сопоставления черного и белого уже заранее определяет большую декоративность обрезной гравюры, а контрасты черных и белых плоскостей, особенно при работе белыми по черному, создают эмоциональное напряжение» [16, с. 9].

Высокий художественный уровень гравюр С.В. Кукурузы обеспечил художнику присутствие его произведений в крупных художественных музеях России и Казахстана.

Творческие достижения С.В. Кукурузы подтверждаются статьей «путь художника» П. Корнилова, заведующего кафедрой истории искусств Высшего художественного училища имени В.И. Мухиной, опубликованной в газете «Путь к коммунизму» № 23 от 2 февраля 1996 г.: «3 февраля 1966 года исполняется 60 лет со дня рождения художника-гравера Сергея Васильевича Кукурузы. «... певцом жизни в искусстве рисуется нам, наш далекий друг из Казахстана - С.В. Кукуруза, которому мы шлём свои приветствия в день его славного юбилея и пожелания ещё плодотворнее трудиться для народа и во имя народа! г. Ленинград» [17].

Развитие культуры и искусства в Актюбинской области, как и во всей Республике Казахстан, в 1920 - 1960-х гг. проходило как процесс, тесно связанный с другими культурами. Последовательный диалог национальной духовной традиции и мировых художественных систем стал одной из кардинальных составляющих современной художественной школы Казахстана. Значимым фактором для становления казахской национальной художественной школы 1920 - 1960 гг. явились традиции русской школы реалистического искусства. На основе культурно-исторического и сравнительно-сопоставительного анализа и типологического метода теоретики и историки искусства находят точки соприкосновения творчества художников разных эпох и выявляют национальную специфику изобразительного искусства. Существенным фактором в становления художественных школ в Актюбенской области являлась деятельность отдельной творческой личности, учителя. Эту роль учителя талантливо выполнял художник С.В. Кукуруза.

Современная панорама художественной жизни Казахстана являет собой тематическую и стилистическую многослойность, при этом сохраняется ценность национальных традиций, что приветствует в своих трудах президент Республики Казахстан Н.К. Назарбаев: «Сама казахская культура должна носить открытый характер, иметь готовность к восприятию культурных новаций, а не консервировать эмоционально близкие, но архаические штампы. Любой историк искусства подтвердит - то, что когда-то было авангардом, со временем превращается в штамп. Сегодня, при резком ускорении информационного и культурного прессинга в глобальном измерении, .невозможно усидеть в «номадическом поле». Так же впрочем, как и убегать с поля народной культуры нельзя» [18, с. 126].

1. Степанская Т.М. Художественная выставка в процессе интеграции культур. Available at: Historical projection and modern interpretation of the substance and form of human activity, creativity and aesthetics issues. Лондон, 2012: 21 - 24.

2. Жанайхан Е. Художественная культура как особая область культуры. Иртышский бассейн: современное состояние и проблемы устойчивого развития: материалы международной научно-практической конференции. Павлодар, 2009; Т. 1: 408 - 411.

3. Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925): монография. Москва: Высшая школа, 1990.

4. Денисова Н.И. Формы художественной жизни Павлодара в середине XX века. Культурное наследие Сибири: сборник статей. Под редакцией Т.М. Степанской. Барнаул: Издательство Алтайского госуниверситета, 2010; Вып.11: 24 - 29.

5. Личман Е.Ю. Развитие художественного образования в Павлодаре: история и современность. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5 (48): 188 - 190.

6. ГА Актюбинской области. Ф. 449; Оп. 3, Д. 63, с. 4.

7. ЦГА РК. Ф. 1736; Оп.1, ед. хр. 864, с. 57.

8. Степанская Т.М., Степанская А.Г. Использование в сфере образования духовно-эстетических туристских ресурсов региона (на примере Алтайского края). Культурное наследие Сибири: сб. науч. трудов. Под редакцией Т.М. Степанской. Барнаул, 2012; Вып. 13.

9. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. Москва: Книга, 1986.

10. Баглиева А.З., Бастрова Д.Р., Воденко К.В. И др. Проблемы духовных ценностей в философии и культуре: монография. Под общей редакцией С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство «Сибпринт», 2010.

11. Агаев А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. Махачкала,1992: 134 - 135.

12. Nekhvyadovich L.I. Etnic art studies as an up- to date methodology for the study of art ethnicity. Middle- East Journal of Scientific Research. № 21 (2): 406 - 409.

13. Югай И.С. Национально-культурное развитие населения Западного Казахстана (1917 - 1946). Алматы, 2006.

14. Алшанов Р. Пути интеграции в мировое образовательное пространство. Столичное образование. 2003; 3: 15 - 17.

15. Принцева Г.А. Н.И. Уткин. Ленинград, 1983.

16. Очерки по истории и технике гравюры. Н.И. Александова, В.А. Алексеева, Н.Н. Водо [и др]. Москва, 1987.

17. ЦГА РК. Ф. 1736, Оп. 1. ед. хр. 864, стр. 12.

18. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999.

References

1. Stepanskaya T.M. Hudozhestvennaya vystavka v processe integracii kul'tur. Available at: Historical projection and modern interpretation of the substance and form of human activity, creativity and aesthetics issues. London, 2012: 21 - 24.

2. Zhanajhan E. Hudozhestvennaya kul'tura kak osobaya oblast' kul'tury. Irtyshskij bassejn: sovremennoe sostoyanie iproblemy ustojchivogo razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pavlodar, 2009; T. 1: 408 - 411.

3. Galin S.A. Istoricheskij opyt kul'turnogo stroitel'stva v pervye gody Sovetskoj vlasti (1917-1925): monografiya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.

4. Denisova N.I. Formy hudozhestvennoj zhizni Pavlodara v seredine XX veka. Kul'turnoe nasledie Sibiri: sbornik statej. Pod redakciej T.M. Stepanskoj. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo gosuniversiteta, 2010; Vyp.11: 24 - 29.

5. Lichman E.Yu. Razvitie hudozhestvennogo obrazovaniya v Pavlodare: istoriya i sovremennost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 5 (48): 188 - 190.

6. GA Aktyubinskoj oblasti. F. 449; Op. 3, D. 63, s. 4.

7. CGA RK. F. 1736; Op.1, ed. hr. 864, s. 57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Stepanskaya T.M., Stepanskaya A.G. Ispol'zovanie v sfere obrazovaniya duhovno-'esteticheskih turistskih resursov regiona (na primere Altajskogo kraya). Kul'turnoe nasledie Sibiri: sb. nauch. trudov. Pod redakciej T.M. Stepanskoj. Barnaul, 2012; Vyp. 13.

9. Favorskij V.A. Ob iskusstve, o knige, o gravyure. Moskva: Kniga, 1986.

10. Baglieva A.Z., Bastrova D.R., Vodenko K.V. I dr. Problemy duhovnyh cennostej v filosofii i kul'ture: monografiya. Pod obschej redakciej S.S. Chernova. Novosibirsk: Izdatel'stvo «Sibprint», 2010.

11. Agaev A.G. Naciologiya: filosofiya nacional'noj 'ekzistencii. Mahachkala,1992: 134 - 135.

12. Nekhvyadovich L.I. Etnic art studies as an up-to date methodology for the study of art ethnicity. Middle-East Journal of Scientific Research. № 21 (2): 406 - 409.

13. Yugaj I.S. Nacional'no-kul'turnoe razvitie naseleniya Zapadnogo Kazahstana (1917 - 1946). Almaty, 2006.

14. Alshanov R. Puti integracii v mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo. Stolichnoe obrazovanie. 2003; 3: 15 - 17.

15. Princeva G.A. N.I. Utkin. Leningrad, 1983.

16. Ocherkipo istorii i tehnike gravyury. N.I. Aleksandova, V.A. Alekseeva, N.N. Vodo [i dr]. Moskva, 1987.

17. CGA RK. F. 1736, Op. 1. ed. hr. 864, str. 12.

18. Nazarbaev N.A. Vpotoke istorii. Almaty: Atamura, 1999.

Статья поступила в редакцию 04.08.17

УДК 2 - 41

Stepanskaya T.M., Doctor of Arts Studies, Professor, Department of History of Russian and Foreign Cultures,

Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: stm@art.asu.ru

THE FORMATION OF RELIGIOUS CULTURE IS A PRESSING ISSUE OF OUR TIME. The article discusses the image of the temple in the urban space as a means of formation of religious culture in the educational environment. The author offers a sample thematic plan of introducing students to the perception of the image of iconic architecture as a carrier of aesthetic and spiritual information. The work approves the concept that the Church is the measure of harmony. The author discusses the problem of "new" and "old" church building. The paper addressed the theme of images of Church buildings in the paintings of Soviet artists.

Key words: harmony, style, church building, continuity of national tradition, cathedral, spiritual unity of language.

Т.М. Степанская, д-р иск., проф., зав. каф. истории отечественного и зарубежного искусства,

Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ -АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОСТИ

В статье рассматривается образ храма в городском пространстве как средство формирования религиозной культуры в образовательной среде. Автор предлагает примерный тематический план приобщения учащихся к восприятию образа культового зодчества как носителя художественно-эстетической и духовной информации. Утверждается концепция: храм - мера гармонии. Обсуждается проблема «нового» и «старого» храмостроения. Затрагивается тема изображения церковных зданий в картинах советских художников. Отмечается динамика смены стиля в отечественном культовом зодчестве, подчеркивается, что гармония классицизма, рождённая в ордерной системе на идеях европейского Возрождения, не являлась для России собственной архитектурной традицией в храмостроении. Автор уделяет внимание строительству церковных зданий в городах Сибири, отмечая храмы, характеризующиеся «русско-византийским» и «русским» стилем.

Ключевые слова: гармония, стиль, храмостроение, преемственность, национальная традиция, собор, единство духовного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.