ством которого театр был органично вписан в общекультурный контекст страны. Политика гласности затронула все сферы жизни. Так, большой интерес и личную сопричастность у публики вызывал автобиографический моноспектакль Евгения Гришковца «Как я съел собаку», рассказывающий о службе выпускника школы в Морфлоте на острове Русский. Эта, казалось бы, личная история всколыхнула всю страну. В 2000 г. спектаклю присуждается главная театральная награда - «Золотая Маска», а пьеса широко распространяется по театрам России.
Сергей Бобровский - молодой и талантливый режиссёр не отделял творчество от насущных проблем времени. Он привнёс в репертуарную афишу бийского театра два спектакля по пьесе Евгения Гришковца. Один, в постановке Евгения Калакина «Как я съел собаку», другой - спектакль «Зима» - в собственной постановке. Обе эти работы имели большой художественный и моральный резонанс у жителей Алтайского края.
С. Бобровский в самом начале своего творческого пути четко определил свою этическую и гражданскую позиции. Его творческие поиски и режиссерские исследования характеризуются, прежде всего, пристальным вниманием к нравственной составляющей «Человека на все Времена». В контексте настоящего исследования особый интерес представляет спектакль «Зима» -одна из наиболее значимых режиссёрских работ С. Бобровского, в которой рассказывается о том, что чувствует человек, когда умирает. Сюжет пьесы Е. Гришковца оказался очень близким С. Бобровскому - он солидарен с автором, который в своём произведении показывает не соединение, не срастание личного и всеобщего течения жизни.
Библиографический список
Завершая обзор бийского периода творчества С. Бобровского следует отметить, что за период его работы в качестве режиссёра, бийский театр поднялся на высокий, конкурентно способный с театрами других городов творческий уровень, но с его уходом вернулся в свое прежнее состояние. Модель «директорского» театра, которая родилась в новых (рыночных) экономических условиях, поставила перед театрами серьезную проблему сохранения художественного статуса при репертуаре, приближенном к стилистики массовой культуры.
С 2008 года Сергей Бобровский стал главным режиссёром Липецкого Академического государственного драматического театра им. Л.Н. Толстого. Высокое профессиональное мастерство, неординарная творческая одаренность позволили драматическому театру подняться на новый уровень признания в ходе российских и международных фестивалях. Так, в 2016 году на Международном фестивале в городе Орле спектакль по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева «Полковник-птица» был удостоен Гран-При.
Обобщая вышеизложенное следует отметить, что театр, является уникальным институтом, деятельность которого подчинена решении. Образовательных и воспитательных задач, поскольку ключевая функция театра - «формирование у зрителей определённых взглядов, мировоззренческих установок, обогащение их духовного мира» [1, с. 28]. Вместе с тем развитие театра как образовательного и воспитательного центра возможно только при наличии художественного лидера - режиссёра, способного влиять не только на развитие активной гражданской позиции зрителей, но и открывать им мир непреходящих ценностей.
1. Винокуров В.С. Социальные ориентиры театральной деятельности в парадигме социокультурных ценностей. Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012; 27: 25 - 28.
2. Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XXвека. Санкт-Петербург, 2007. С.
3. Дидковская Н.А. Современный провинциальный театр: мифологизированная реальность. Евразия. Люди и мифы. Сборник статей из журнала Вестник Евразии. Москва: Наталис, 2003: 116 - 141.
4. Загребин С.С. Массовая культура и современный театральный процесс. Вопросы культурологи. 2008; 7: 66 - 69.
References
1. Vinokurov V.S. Social'nye orientiry teatral'noj deyatel'nosti v paradigme sociokul'turnyh cennostej. Izvestiya PGPUim. V.G. Belinskogo. 2012; 27: 25 - 28.
2. Dmitrievskij V.N. Teatr i zriteli. Otechestvennyj teatr v sisteme otnoshenij sceny i publiki: ot istokov do nachala XX veka. Sankt-Peterburg, 2007. S.
3. Didkovskaya N.A. Sovremennyj provincial'nyj teatr: mifologizirovannaya real'nost'. Evraziya. Lyudi i mify. Sbornik statej iz zhurnala Vestnik Evrazii. Moskva: Natalis, 2003: 116 - 141.
4. Zagrebin S.S. Massovaya kul'tura i sovremennyj teatral'nyj process. Voprosy kul'turologi. 2008; 7: 66 - 69.
Статья поступила в редакцию 18.06.17
УДК 7.01 (574)
Popandopulo M.P., senior lecturer, Pavlodar State University n.a. S. Toraigyrov (Pavlodar, Kazakhstan), E-mail: [email protected] Turganbaeva Sh.S., Doctor of Arts Studies, Head of Department of Costume Design and Scenography, Almaty Pedagogical Institute n.a. Abay (Almaty, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
Stepanskaya A.G., Cand. of Arts Studies, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Cultures, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC ENVIRONMENT OF PAVLODAR REGION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE FIRST HALF OF THE 20 CENTURY AND ITS IMPACT ON ART EDUCATION IN THIS REGION. The
research paper studies materials of the Museum, library and archival funds on the basis of system-historical methodology, identifies stages and forms of development of artistic and aesthetic environment in Pavlodar region of the Republic of Kazakhstan in the first half of the twentieth century and its impact on art education in the region. The work shows that the variety of instances of professional artistic culture is born with the direct participation of representatives of the Russian artistic intelligentsia - teachers, artists, and musicians. The article introduces into science the materials of the Museum and archival collections, not previously published. The author refers to historical periods such as the World War II (1941-1945) and the development of virgin lands, as well as the post-war years, this is considered as the formation of various forms in education and artistic culture in Pavlodar region. The author draws statistical data on the construction of cultural-educational and artistic-educational institutions in the region.
Key words: studio, exhibition, school, gallery, contest, people's university, works, aesthetic environment.
М.П. Попандопуло, доц. Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова, г. Павлодар, E-mail: [email protected]
Ш.С. Турганбаева, д-р иск., зав. каф. «Дизайн костюма и сценографии» Алматинского педагогического института имени Абая, г. Алматы, E-mail: [email protected]
А.Г. Степанская, канд. иск., доц. каф. истории отечественной и зарубежной культуры факультета искусств Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ
В статье на материалах музейных, библиотечных и архивных фондов на основе системно-исторической методики определены этапы и формы развития художественно-эстетической среды в Павлодарской области Республики Казахстан в первой половине ХХ века и её влияние на художественное образование в регионе. Показаны разнообразные проявления профессиональной художественной культуры, рождающиеся при непосредственном участии представителей российской художественной интеллигенции - педагогов, живописцев, музыкантов. В статье вводится в научный оборот материалы музейных и архивных фондов, ранее не публиковавшиеся. Автор обращается к таким историческим периодам как ВОВ (1941 - 1945 гг.) и освоения целинных земель, а также послевоенные годы, при этом рассматривается становление различных форм в сфере образования и художественной культуры в Павлодарской области. Автор широко привлекает статистические данные о строительстве культурно -просветительских и художественно-образовательных учреждений в регионе.
Ключевые слова: студия, выставка, школа, галерея, конкурс, Народный университет, произведения, художественно-эстетическая среда.
Понятие художественно-эстетической среды охватывает целую систему лиц, общественных групп и учреждений, ведущих художественную, музыкальную деятельность, различные виды этой деятельности (творчество, исполнительство, распространение шедевров живописи, скульптуры, народно-прикладного искусства, музыки, восприятие), её духовные и материальные условия и результаты. Она чрезвычайно сложна, многолика и проникает во все поры общественной жизни. Следует отметить, что общие представления о художественно-эстетической среде, как определённом общественном феномене, сложились давно, но они в большинстве случаев носили и продолжают носить главным образом фрагментарный характер. Первые шаги по изучению художественной культуры, особенно региональной, стали предприниматься лишь в последнее десятилетие. Данная проблема с полным основанием относится к числу наиболее актуальных и сложных. Регион Павлодарского Прииртышья имеет ряд особенностей, отличающих его от других регионов страны. Особенность региона заключается в экономическом, промышленном развитии, в развитии индустрии. Немаловажное влияние на самобытность области оказывают границы с Омской, Новосибирской областями, границы с Алтайским краем. Этнический состав населения насчитывает более ста национальностей. Заметное влияние на процесс формирования населения области и его национального состава оказали такие экономические факторы, как массовое освоение целинных и залежных земель, быстрый рост промышленного строительства. В связи с этим образовалась зона межнациональных и межэтнических контактов. Факторы языковой общности, историко-социальные, культурные, экономические контакты способствовали взаимовлиянию культурных традиций. Ценные материалы, факты и сведения по вопросам данного исследования содержатся в архивах области и города, рукописных фондах, областных и городских музеях и библиотеках.
В данной статье были использованы, материалы собранные в архивах Павлодарского областного государственного архива, фонды Павлодарского областного художественного музея, Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н Потанина, сведения архива музея литературы и искусства им. Бухар Жырау. Азиатское и европейское влияние в истории края сказывалось во все периоды развития региона (большая протяжённость границ с Россией). На протяжении большого времени с регионами, находящимися на сопредельных территориях с Павлодарской областью, имелись экономические, политические и культурные связи. В социокультурный язык народов региона, особенно с начала ХХ века, стали органично вплетаться интонации русской живописи, музыки.
Павлодарская область была образована в 1938 году. В состав Павлодарской области были включены г. Павлодар и следующие районы: Павлодарский, Кагановический (в 1957 году переименован в Ермаковский), Цюрупинский (в 1931 году переименован в Щербактинский), Иртышский, Урлютюбский (переименован в Железинский), Максимо-Горьковский (в 1963 году переименован в Качирский), Лозовский (в 1963 году переименован в Успенский), Бескарагайский (в 1959 был передан из Павлодарской области в Семипалатинскую область), Баян-Аульский. Новая область занимала площадь в 136,5 тысяч квадратных метров с населением 250 тысяч человек. Основу экономики области тех лет составляло сельское хозяйство с зерновым и животновод-
ческим направлениями. Главными производителями сельскохозяйственной продукции были колхозы и совхозы. В 1940 году в области насчитывалось 465 колхозов, 24 совхозов и 22 МТС [1]. Золотодобывающая промышленность была представлена комбинатом «Майкаинзолото»; угледобывающая - Экибастуз-ским, Жамантузским, Шоптыкольским и Майкубенским месторождениями; соляная - Таволжанским и Коряковским соляными промыслами. Гончарные, металлические, сапожные, деревообрабатывающие артели (их насчитывались в области около 30) составили Кустовой промышленный союз. В Павлодаре работали мясокомбинат, судоремонтные мастерские, рыбные артели, ряд мелких предприятий, были построены хромовый и рыбный заводы, хлебобулочный комбинат. Сеть культурно-просветительных учреждений на момент образования области включала 302 клубных учреждений; из них избы-читальни - 154, красные чайханы - 27, сельские клубы - 70, районные Дома культуры и районные клубы - 8, Дом пионеров - 1, колхозные клубы - 42, библиотеки массовые - 15 (48307), парк культуры и отдыха - 1. В области имелись два казахских драматических театра (в городе Павлодаре и Бескарагайском районе). Работало13 радиоузлов, в них было 5159 радиоточек. Издавались две областные и десять районных газет. Областная газета «Большевистский путь» издавалась на русском языке тиражом в 12000 экземпляров, газета «Кызыл ту» издавалась на казахском языке тиражом в 7000 экземпляров [2]. Нужно отметить, что важную роль в развитии региона Павлодарского Прииртышья сыграли такие факторы как эвакуация во время Великой Отечественной войны и целинная эпопея. На 6 октября 1941 г. в Павлодарскую область прибыли 3926 человек эвакуированных, из них 217 мужчин, 1755 женщин, 1954 ребенка. В основном они были эвакуированы из Москвы (79 человек), Ленинграда (1149), прифронтовой полосы (2698 человек). Эвакуированное население размещалось в городе Павлодаре (568 человек), Лозовском (22), Цюрупинском (496), Павлодарском (79), Иртышском (450), Куйбышевском (443), Кага-новическом (35), Урлютюбском (878), Лебяжинском (55), Макси-мо-Горьковском (480), Бескарагайском (179) районах. Несколько эшелонов с эвакуированными непосредственно разгружались на промежуточных станциях (Щербакты, Купино), не доезжая до города Павлодара, и размещались в колхозах и совхозах Лозовского, Цюрупинского и Урлютюбского районов.8 октября 1941 г. Павлодарский отдел народного образования разместил и доставил на места назначения 1525 детей, прибывших в область по эвакуации. Прибывшие из: Воронежской, Одесской, Московской, Гомельской, Харьковской областей детские дома были размещены почти во всех районах области [3]. Кроме того, в Павлодар были эвакуированы: авиашкола из Тамбова, Бердичевское военно-пехотное училище, два военных госпиталя на 1600 коек (один из них в п. Щербакты), в город прибыл и детский дом на 210 человек. На основе анализа архивных материалов можно сделать вывод, что подготовка партийными и советскими органами к приему и размещению эвакуированных была начата заблаговременно. На основании Постановлений СНК и ЦК КП (б) Казахстана от 22 июня и 4 ноября 1941 г. создаются эвакуационные отделы при СНК Казахской ССР и исполкомах областных Советов депутатов трудящихся, а также комиссии по размещению эвакуированного населения, промышленных предприятий, научных, учебных и других учреждений и организаций. Проблема устройства эвакуированного населения и их материально-бытового положения по-
стоянно находилась в центре внимания местных партийно-советских органов. СНК КазССр (Совет Народных Комиссаров) и ЦК КП (б) Казахстана неоднократно давали указания и выдвигали требования «о заботливом и чутком отношении к эвакуированному населению, о быстром размещении и трудоустройстве его в областях и районах» [4]. Данные указания и требования правительства нашли отражение и в директивных документах Павлодарской области. Руководителям партийных и советских органов постоянно напоминалось, что трудоустройство и бытовое обслуживание эвакуированных является важнейшей задачей, имеющей большое государственное и политическое значение. Многие из числа эвакуированных связали свою жизнь с Павлодарским регионом, где своими знаниями и достижениями обогатили экономику, культуру и искусство края. Рассматриваемый нами период играет важную роль в истории Павлодарской области. Восстанавливать культуру после Великой Отечественной войны было нелегко. Первоочередными задачами в области культуры было восстановление обязательного семилетнего обучения, создание очагов культурно-просветительской работы в каждом селе, расширение подготовки специалистов. Нельзя забывать, что это время характеризуется как начало целинной эпопеи, когда в регионе произошли большие демографические изменения. Целинная эпопея определила судьбы многих людей, приехавших в Павлодарское Прииртышье из дальних краёв, эта земля для них стала родиной. Первый эшелон с целинниками прибыл на станцию Павлодар 28 февраля 1954 года. Это были двести юношей и девушек из Алма-Аты, откликнувшиеся на призыв партии поехать на освоение целинных и залежных земель. После алмаатинцев прибывали эшелоны с юношами и девушками со всех концов необъятной страны. Освоение целинных земель совпало с молодостью людей того поколения, они оказались не только современниками, но и участниками этого выдающегося события прошлого столетия, обновившего и преобразившего всё Павлодарское Прииртышье. В первые два года освоения целины прибыло свыше 360 тысяч механизаторов, строителей, инженеров, техников, специалистов сельского хозяйства. Они основали и построили тридцать два новых совхоза, все эти населённые пункты возникли на совершенно голом месте. Тракторостроители Сталинграда и Челябинска, сельхозмашиностроители Ростова-на-Дону и Тулы, других городов страны в первый же привезли целинникам мощные гусеничные трактора, зерноуборочные комбайны, грузовые машины. За первые два целинных года число комсомольских организаций возросло более чем на сотню. Нужно было активизировать их работу, чтобы как можно лучше использовать энергию и энтузиазм молодёжи на освоение целинных земель, строительство целинных посёлков, поднимать в них культуру нравственную, бытовую, музыкальную. Без сомнения, приезжая молодёжь влила в молодёжь павлодарской области свежую струю. Она не мирилась с бытовой неустроенностью, недостаточным количеством клубов, Домов культуры. Комсомольские комитеты всячески поощряли активность молодёжи не только в труде. Во всех вновь построенных сёлах открывались самодеятельные кружки по интересам: песенные, танцевальные, драматические и другие. В период с 1954 по 1980 годы население Павлодарской области претерпело крупные количественные и качественные изменения. Основная масса целинной молодёжи трудилась и жила интересами своих коллективов, обзавелась семьями и осталась жить на обжитой ею же земле. На целине происходило становление и утверждение людей как личностей, раскрывались и расцветали таланты. Сохранились более высокие темпы прироста русского и украинского этноса, что объясняется изначально более высоким удельным весом этих национальностей в регионе.
В Павлодарской области проживает около ста национальностей. С отменой, в 1861 году, крепостного права в России начинается как стихийное, самостоятельное, так и организованное переселение безземельных крестьян из южных и центральных губерний империи в Казахстан. К 1896 году в восьми уездах Акмолинской и Семипалатинской областей: Акмолинском, Петропавловском, Кокчетавском, Атбасарском, Павлодарском и Усть-Каменогорском, было образовано сорок три волости переселенческого крестьянства с населением в сто пятьдесят тысяч человек. Характеристика и развитие этнографической ситуации в Павлодарской области приводится на сопоставлении материалов общесоюзных переписей населения 1959, 1970, 1979 годов. Среди факторов, влияющих на изучаемую проблему, следует назвать естественный прирост и миграцию населения, которые в свою очередь обусловлены историческим и социально - эконо-
мическим развитием Павлодарской области. Начиная со второй половины 1950-х годов, в течение рассматриваемого периода, в Павлодарском Прииртышье происходил значительный прирост населения. Заметное влияние на процесс формирования населения области и его национального состава оказали такие экономические факторы как быстрый рост промышленного и сельского хозяйства. Среди прибывших новосёлов основной контингент составляли из РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии. Одновременно все они пополнили сельское население. Перепись населения 1979 года в Павлодарской области показал, что из ста национальностей на долю шести народов - казахов, русских, украинцев, немцев, белорусов, татар - приходилось свыше 95% населения. Такое разнообразие этнического состава населения безусловно оказывало своё воздействие на развитие языковых и этнокультурных процессов, а также на образование этнокультурных центров направленных не только на просвещение своей диаспоры, но и на сохранение её в культурном и этногенетическом плане в полинациональном регионе.
Период 1940-1980 годов можно характеризовать как период самого массового развития учреждений культуры в области. Более того, этот период отличает и самая большая массовость участия населения в различных кружках художественной самодеятельности. Государство уделяло должное внимание улучшению материально-технической базы учреждений культуры. В изучаемый период увеличивается сеть культурно-просветительских учреждений. Они способствовали повышению духовного уровня населения. Большую роль в развитии духовной культуры народа сыграли учреждения культуры. Правительство Республики в послевоенный период приняло энергичные меры по восстановлению, развитию и дальнейшему совершенствованию деятельности культуры. В 1940-1950х годах культурно-просветительская и агитационная работа проводилась избами-читальнями. Большую роль в развитии образования и культуры населения области играли библиотеки. В удовлетворении духовных запросов сельского населения исключительное значение имели клубы. В пятидесятые годы существовали и автоклубы. Они предназначались для работы на участках отгонного животноводства и населённых пунктах, не имеющих клубных помещений, а также полевых и тракторных бригадах колхозов, совхозов и МТС. Одним из форм культурно-массовой работы являлись народные университеты. В работе народных университетов использовались разнообразные формы проведения занятий, Помимо чтения лекций проводились тематические вечера, диспуты, конференции, встречи, экскурсии. Многие лекции сопровождались показом кинофильмов по теме лекций, а ряд лекций сопровождались исполнением музыкальных произведений, то есть теоретические знания закреплялись наглядно или практически. Вот пример работы народного университета культуры совхоза Ефремовский, Павлодарского района, Павлодарской области за 1965 год:
1. Университет работает в ведомстве Министерства культуры
2. Вид - сельский университет
3. Область знаний - литература и искусство
4. Срок обучения - 2 года (18 или 36 занятий в год)
5. Состав слушателей - 240 человек.
Университет ставил своей целью дать основы знаний по изобразительному искусству, музыке, театральному искусству, кино, литературе, способствовал общей культуре и развитию художественного вкуса. Работа университета культуры имела большое влияние на духовное развитие трудящихся села. Например, в Ефремовском совхозе только в кружках художественной самодеятельности было занято более 70 человек. Здесь созданы: художественный кружок, хор, хореографические группы, духовой оркестр, группа чтецов-декламаторов, театрально-драматический кружок, клуб фото и кинолюбителей. Формы занятий в университете разнообразные: чтение лекций в сопровождении концерта и кинофильма, собеседования, диспуты, тематические вечера. На занятиях университета выступали преподаватели музыкального училища и художники художественного фонда г. Павлодара. Дом культуры имел духовой оркестр, фортепиано, музыкальные инструменты, картины, киноустановку. В Павлодарской области в период 1964 - 1965 годы работало 79 народных университетов, число слушателей составляло 10960 человек. Народные университеты получили широкое развитие во всех регионах Советского союза, особенно в послевоенный период [5]. В регионе большую популярность среди населения получили смотры художественной самодеятельности. Например, в апреле 1965 года в смотре художественной самодеятельности приняли участие 226 клуб-
ных учреждений, 8967 участников, 696 кружков художественной самодеятельности.
Эпоха 40 - 60-х гг. выдвинула крупных общественных деятелей в сфере культуры искусства и образования таких, как А.И. Шиллер, М.Н. Пульга, Ю.Я. Шаляпин, В.П. Батурин, С.А. Муза-левский, И.В. Лагутин, Г.Э. Кромер, В.С. Кузенков. В течение 1928 - 1940 гг. в регионе Павлодарского Прииртышья сформировались такие формы художественной жизни как, художественная выставка, художественное образование, студии, конкурсы, музейное дело, художественные галереи. Основными формами творческой деятельности художников музыкантов военных лет (1941 - 1945 гг.) стали выступления концертных бригад, выставки
Библиографический список
эвакуированных живописцев, выступления эвакуированных столичных деятелей культуры и искусства.
Итак, художественно - эстетическая среда включает в себя: производство художественных ценностей, сами художественные ценности (произведения искусства, их распространение, воспроизведение, репродуцирование, потребление), искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественную критику, художественное образование, институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей (музеи, выставочные залы, картинные галереи, концертные залы, театры, кино, библиотеки и др.), творческие объединения и общественные организации.
1. Шевченко С., Инсебаев Т. Очерки истории Павлодарского Прииртышья. Павлодар: ЭКО, 2000; Ч. 2: ХХ век.
2. Макет Государственного общеобразовательного стандарта образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Магистратура. Специальность 6N107 - Изобразительное искусство и черчение. Свидетельство о гос. регистрации № 381 от 22.08.2007. ИС 03162.
3. Архив Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина. Ф.1; Оп. 1; Д. № С-1, Д. 7, Д. 9, Д. 13.
4. Государственный Архив Павлодарской области. Ф. 400; Оп. 3; Д.Д. 1, 50, 61, 98.
5. Степанская Т.М. Художественные выставки на Алтае в процессе интеграции искусства. Культурное наследие Сибири. № 10. Под редакцией Т.М. Степанской. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2009.
References
1. Shevchenko S., Insebaev T. Ocherki istoriiPavlodarskogo Priirtysh'ya. Pavlodar: 'EKO, 2000; Ch. 2: HH vek.
2. Maket Gosudarstvennogo obscheobrazovatel'nogo standarta obrazovaniya Respubliki Kazahstan. Obrazovanie vysshee professional'noe. Magistratura. Special'nost' 6N107 - Izobrazitel'noe iskusstvo i cherchenie. Svidetel'stvo o gos. registracii № 381 ot 22.08.2007. IS 03162.
3. ArhivPavlodarskogo oblastnogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya im. G.N. Potanina. F.1; Op. 1; D. № S-1, D. 7, D. 9, D. 13.
4. Gosudarstvennyj Arhiv Pavlodarskoj oblasti. F. 400; Op. 3; D.D. 1, 50, 61, 98.
5. Stepanskaya T.M. Hudozhestvennye vystavki na Altae v processe integracii iskusstva. Kul'turnoe nasledie Sibiri. № 10. Pod redakciej T.M. Stepanskoj. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo universiteta, 2009.
Статья поступила в редакцию 04.08.17
УДК 7.01:008 (574)
Rahimbergenov АХ, senior lecturer, Department of Music Education, Aktobe Regional State University n.a. K. Zhubanov
(Aktobe, Kazakhastan), E-mail: [email protected]
DIALOGUE NATIONAL SPIRITUAL TRADITION AND THE EUROPEAN ART - A FUNDAMENTAL COMPONENT OF THE ART SCHOOL OF THE TWENTIETH CENTURY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN. The article describes the work of S. V. Kukuruza, an artist and educator of the Republic of Kazakhstan the mid-twentieth century. As it is known, his sources of inspiration in his creative work were Ukraine, Kazakhstan and Russia. The paper shows the process of the development of various forms of artistic life in Aktobe region. The author emphasizes the role of talented and creative individuals in the development of the artistic and educational culture of the region. The work emphasizes the influence of Russian culture on the development of book and easel by S. V. Kukuruza. The research partly studies the creative biography of the master prints, presents an analysis of the series of linocuts, etchings and woodcuts of the outstanding masters of graphics of the Republic of Kazakhstan, made a significant contribution not only to the artistic life of Aktobe region, but also in the sphere of education in this region, so remote from the capital of Kazakhstan. The work mentions the artist's canvases in museums of Russia, Ukraine and Kazakhstan.
Key words: exhibition, series of graphic, bookplate, etching, woodcut, linocut.
А.И. Раимбергенов, ст. преп. каф. «Музыкального образования» Актюбинского регионального государственного
университета им. К. Жубанова, г. Актюбинск, E-mail: [email protected]
ДИАЛОГ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ И ЕВРОПЕЙСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ -КАРДИНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ХХ ВЕКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В статье рассмотрена деятельность художника и педагога Республики Казахстан середины ХХ века С.В. Кукурузы, для творчества которого источниками вдохновения явились Украина, Казахстан и Россия. Показан процесс становления различных форм художественной жизни в Актюбинской области. Автор статьи подчеркивает роль талантливой, творческой личности в развитии художественной и образовательной культуры региона. Подчеркнуто влияние русской культуры на развитие книжной и станковой графики С.В. Кукурузы. Рассмотрена творческая биография мастера гравюры, представлен анализ серий линогравюр, офортов и ксилографии выдающегося мастера графики Республики Казахстан, внесшего значительный вклад, не только в художественную жизнь Актюбинской области, но и в сферу образованию этого региона, столь отдаленного от столицы Казахстана. Показано значительное внедрение произведений актюбинского художника в музеи России, Украины, Казахстана.
Ключевые слова: выставка, графические серии, экслибрис, офорт, ксилография, линогравюра.
Актюбинская область обладает своими историческими особенностями, в том числе в становлении и развитии художественной культуры. В настоящее время - время реформирования образования и художественной жизни - чётко обозначается проблема взаимодействия культуры и образования. Идеалы
культуры обладают большими обучающими возможностями, они являются обязательным элементом учебно-воспитательного процесса. Этой теме посвящают исследования многие зарубежные учёные, среди которых Л. Уайт, А. Боас, Ю. Лотман и другие. Среди отечественных исследователей особое внимание к про-