Научная статья на тему 'У истоков художественномузыкальной культуры павлодарского Прииртышья'

У истоков художественномузыкальной культуры павлодарского Прииртышья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
181
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИПКА / КОБЫЗ / ДОМБР / БАЛАЛАЙКА / ОРКЕСТР / ПАВЛОДАР / VIOLIN / KOBIZ / DOMBR / BALALAIKA / ORCHESTRA / PAVLODAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попандопуло М. П.

Автор статьи на основе материалов Государственного архива Павлодарской области реконструирует биографии основателей Павлодарского музыкального училища, отмечает особенности учебных планов, предусматривающих знакомство учащихся с игрой на казахских народных инструментах (домбр, кобыз). В статье представлен материал о певце Т.С. Жумагулове.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AT SOURCES OF ART AND MUSICAL CULTURE OF THE PAVLODAR PRIIRTYSHJE

The author of article on the basis of materials of the State archive of the Pavlodar region reconstructs biographies of founders of the Pavlodar musical school, notes features of the curricula providing acquaintance of pupils with game on the Kazakh national tools (домбр, кобыз). The material is presented in article about singer T.S. Zhumagulov.

Текст научной работы на тему «У истоков художественномузыкальной культуры павлодарского Прииртышья»

же Новикова) — одна из наиболее тонких работ ленинградской серии Ниязова. Таков спокойный и мудрый Тимур «без маски»; родченковской стати портрет друзей Гурьянова и Веричева; философская аллегория пути и креста в пейзажном портрете В. Овчинникова и др., ставшие каноническими сразу после создания. Помимо художественной ценности, ныне эти фотографии представляют историко-культурный интерес.

В портретах Едыге Ниязова люди раскрываются как личности. Это достигается тем, что мастер избегает съемки «крупников» - он всегда работает на среднем или общем плане, снимая человека в окружении жизненного пространства (пейзажа или интерьера), «в предлагаемых обстоятельствах», а также работы в жанре Ню.

По словам С. Пожарской, творчество Ниязова посвящено в точной (но не протокольной!) передаче материального мира. В работах Й. Судека, Э. Уэстона ощущение вещей и среды столь же жизненно, материально, сколь и духовно. Фотографии Едыге Ниязова - того же рода. Как большой художник мастерски владеет палитрой, как большой музыкант великолепно владеет гаммой, так и фотомастер Едыге Ниязов в совершенстве владеет «серой шкалой тонов», создавая с ее помощью целые фотографические симфонии [1].

О Ниязове и его работе с группой «Кино» пишет Олег Петухов в «Рок под серым небом»: « - Как это удается Ниязову загадка таланта художника. Но думается, что здесь имеют значение и природная интуиция, проницательность, сочетающаяся с большим тактом, и редкий культурный уровень, искушенность во многих искусствах, открытость для новых творческих впечатлений. Его работы «чистая фотография», фиксирующая абсолютную реальность, кажется, единственная трансформация которой перевод в черно-белое изображение. Но в оттенках черного и белого, борьбе тени и света, нескрываемые разноцветной вуалью проявляются тонкие черты этой одухотворенной реальности» [2].

Известный российский фотохудожник А. Слюсарев отмечал: «Ниязов - замечательный пейзажист, в его пейзажах есть встречный взгляд природы, живущей своей потаенной жизнью.... здесь имеют значение и природная интуиция, проницательность, сочетающаяся с большим тактом, и редкий культурный уровень, искушенность во многих искусствах, открытость для новых творческих впечатлений» [3].

Снимки Е. Ниязова из цикла «Каменные фантазии» можно назвать «фотовариациями на тему...». Аналогия с музыкой неБиблиографический список

случайна. Музыка в творчестве Едыге Ниязова играет большую роль. В его фотошколе, в доме музыка звучала постоянно как жизненный фон, где каждая работа, оставаясь в рамках избранной темы, вносила свежее прочтение. Е. Ниязовым созданы такие циклы, как «Пейзажи Казахстана», «Каменные фантазии», им запечатлены красоты Чарынского каньона. Каньон располагается в 195 км восточнее Алма-Аты недалеко от границы с Китаем. Чарынский каньон — памятник природы, сложенный из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 миллионов лет. В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке. С 1964 года Ясеневая роща объявлена Памятником природы. Также огромный интерес представляет и туранговая роща — роща азиатского тополя.

В январе 2001 года Едыге Ришатович, Анур Билялов, Сергей Гришин показали свои новые творения овеянные воспоминаниями о поездке в Узбекистан в город Бухару. Это город-музей под открытым небом. Бухара - один из семи святых городов ислама, с впечатляющей архитектурой и богатой историей. Веками он был центром торговли и ислама и заслужил среди мусульман титул Бухоро-и-Шариф, то есть, «Великая Бухара» [4].

Его музой в пейзажном жанре был и любимый город Павлодар. Мастер ощущал неотвратимое исчезновение исторической духовности и предметов материальной культуры на старых улочках старого Павлодара. Вглядываясь через фотообъектив в узкие оконные проемы, сиреневые дворы, в лица старух на высоких деревянных крылечках, в покосившиеся заборы, деревянные амбары с чувством утраты и любви. Цикл «Цветение» характеризует Ниязова как яркого мастера в пейзажном жанре. Его работы - не банальная фиксация красоты окружающих ландшафтов, а мастерски выстроенные и виртуозно запечатленные пейзажи. Цикл «Цветение» подчинен единому сюжету. Показан период зарождения весны. Автор через раскрытые покосившиеся ворота запечатлел цветущий сад, так и веет чудный запах яблони, крупным планом предстает перед нами хозяин дома большая дворовая собака. На другом снимке, вновь на фоне цветущего сада, на переднем плане видим старый обычный домашний стул, просевший со временем. Милые до боли родные образы нашего детства. Вглядываясь на снимки фотохудожника, мы вспоминаем наше общее прошлое и с большой надеждой смотрим в будущее.

1. Пожарская, С. Фотомастер. - М., 2001.

2. Петухов, О. Рок под серым небом // Советское фото. - 1990.

3. Слюсарев, А. О Едыге Ниязове // Советское фото. - 1990.

4. Видеоматериалы фотовыставки «БУХАРА», показанной в художественном музее (г. Павлодар) [Э/р]. - Р/д: http://youtu.be/OL4Ui-d7AHM Bibliography

1. Pozharskaya, S. Fotomaster. - M., 2001.

2. Petukhov, O. Rok pod serihm nebom // Sovetskoe foto. - 1990.

3. Slyusarev, A. O Edihge Niyazove // Sovetskoe foto. - 1990.

4. Videomaterialih fotovihstavki «BUKhARA», pokazannoyj v khudozhestvennom muzee (g. Pavlodar) [Eh/r]. - R/d: http://youtu.be/OL4Ui-d7AHM

Статья поступила в редакцию 04.06.13

УДК 7.06

Popandopulo M.P. AT SOURCES OF ART AND MUSICAL CULTURE OF THE PAVLODAR PRIIRTYSHJE. The

author of article on the basis of materials of the State archive of the Pavlodar region reconstructs biographies of founders of the Pavlodar musical school, notes features of the curricula providing acquaintance of pupils with game on the Kazakh national tools (домбр, кобыз). The material is presented in article about singer T.S. Zhumagulov.

Key words: violin, kobiz, dombr, balalaika, orchestra, Pavlodar.

М.П. Попандопуло, доц. каф. «Исполнительского искусства» Павлодарского гос университета им. С. Торайгырова, соискатель каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: sovetstm@art.asu.ru

У ИСТОКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

Автор статьи на основе материалов Государственного архива Павлодарской области реконструирует биографии основателей Павлодарского музыкального училища, отмечает особенности учебных планов, предус-

матривающих знакомство учащихся с игрой на казахских народных инструментах (домбр, кобыз). В статье представлен материал о певце Т.С. Жумагулове.

Ключевые слова: скрипка, кобыз, домбр, балалайка, оркестр, Павлодар.

В связи с обретением Независимости и суверенитета Республики Казахстан в наши дни отмечается огромный интерес к истории своего народа, истории своего края. Прошло целое десятилетие, прежде чем в молодом независимом государстве стало возможным по-новому объективно оценивать образовательно-культурное наследие Казахстана. Краеведческая работа является одной из тех, к которой в последнее время возрос интерес со стороны общественности. Это особенно актуально в период, когда страна, весьма большая по территории, но еще не достаточно изученная, вышла на путь самоопределения. Реформирование всех сфер жизни общества актуализирует изучение краеведческой наукой тем, который до последнего времени практически не исследованы или мало изучены. К их числу относится изучение музыкальной культуры Павлодарского Прииртышия, становление и развитие профессионального музыкального искусства этого региона. В области изучения музыкальной культуры район Павлодарского Прииртышия является мало изученным. В предшествующие годы в области велась определенная работа по изучению и накоплению материала о музыкальной культуре, однако эта работа проводилась разобщено, в основном она сводилась к напечатанию некоторых статей о музыкальной культуре области в газетах и журналах областного и республиканского значения. В архивах области и города, областном музее литературы и искусства им. Бухар-Жырау накоплен музыкально-поэтический, документально-биографический материал, который нуждается в изучении и систематизации.

Процесс гуманизации общества, осознание ценности человеческой жизни, творческого потенциала личности как неповторимой яркой индивидуальности ставят нас перед необходимостью рассмотрении истории как творения людей живших в ту или иную эпоху. Поэтому невозможно обойти вниманием фигур представителей плеяды казахстанской интеллигенции павлодарского края, который внесли огромный вклад в отечественную музыкальную культуру. Изучение деятельности этих фигур представляют большую значимость, так как с их именами связаны глубокие позитивные перемены в музыкально культурном развитии региона, формировании профессионального музыкального искусства, творческих союзов, создании единой системы музыкального образования в павлодарском крае. Осознавая всю сложность происходивших культурных преобразований, они выступали за прогрессивное развитие музыкальной культуры, а в отдельных жанрах стремились сохранить их самобытность и уникальность.

Ценнейшей частью документальных памятников являются материалы личных архивных фондов. Исключительно велико значение для изучения жизни и творчества деятелей науки и культуры. Они дают возможность с наибольшей полнотой охарактеризовать их жизнь и деятельность. Несомненно, большую научную ценность имеет документ не известный ранее науке или известный лишь по цитатам, пересказам или упоминаниям. Изучение архивных документов следует проводить всесторонне. Принцип всестороннего изучения означает, что документы должны быть подвергнуты глубокому и тщательному анализу. Необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, опираться на исчерпывающий материал исторического опыта, глубоко изучая и анализируя документы.

Приведу несколько интересных примеров, сведения которых удалось обнаружить при работе с материала Государственного архива павлодарской области.

Кроммер Гильда Эрнстовна - стояла у истоков музыкальной культуры павлодарской области. С её именем связаны успехи многих музыкантов и музыкальной жизни Павлодара и области. Родилась 17 июля 1904 года в немецкой колонии Екате-ринфльд Тифлиской губернии, ныне город Болниси в Грузии. Окончив Тифлискую консерваторию по классу скрипки, едет в Ленинград, где в 1940 году окончила Ленинградский институт усовершенствования педагогов-исполнителей. После окончания

Библиографический список

ВОВ узнает о судьбе своих родных, которые на общих основаниях были переселены из Грузии в Казахстан. Вследствие этих событий Г.Э. Кроммер оказывается в Павлодаре. С 1955 года назначается директором первой детской музыкальной школы. С 1959 году контингент учащихся школы составлял 650 человек. Г.Э. Кроммер обращается с ходатайством в обком ком партии Казахстана об открытии в городе музыкального училища. В июне 1959 года Совет министров Казахской ССР принял решение об открытии музыкального училища с контингентом 60 учащихся. 1 июля 1959 года Г.Э. Кроммер назначается директором павлодарского музыкального училища [1]. Мысль о создании симфонического оркестра зародилась давно. Будучи директором музыкальной школы, она старалась не упускать не одной возможности приобрести нужные для оркестра инструменты. В 1962 году на сцене драматического театра состоялась первое выступление артистов. Именно благодаря инициативе Г.Э. Кроммер в Павлодаре осуществилась подготовка учащихся профессиональной игре на казахских народных инструментах кобызе и домбре. В 1948 - 1950 годах существовал большой пробел в музыкальной школе, не было казахских народных инструментов, отсутствовала профессиональное обучение игры на этих инструментах, набор учащихся не велся. В 1950 году областной отдел искусств направляет Г.Э. Кроммер в командировку в Алматинскую Государственную консерваторию. Там работал профессор Л.И. Лессман, знакомый ей еще по Ленинграду. Он вел в консерватории класс скрипки и кобыза. Г.Э. Кроммер знакомится со знаменитой кобызисткой Народной артисткой Каз ССР Г. Баязитовой, артистка пользовалась аппликатурой скрипки. В течение нескольких дней Г.Э. Кроммер перенимает основные приемы игры на кобызе. Там же знакомится с талантливым домристом Нургисой Тлендиевым. Он разъяснил принципы и приемы игры на домбре. После этой командировки в Палодарской музыкальной школе были открыты классы домбры и кобыза [2].

Токбай Сыздыкович Жумагулов - родился 1882 году в Ле-бяженском районе в местности Борили. С малых лет был популярным певцом своего края. Виртуозная игра его на домбре, гармонии, балалайке поражала публику. Как певец-инструменталист был неоднократным победителем областных олимпиад. С концертами выступает в Барнауле, Новосибирске, Кемерово, Новокузнецке. В 1937 году Токбай выступал с концертами по радио Улан-Удэ, его услышал и заинтересовался им известный монгольский композитор Елович. Благодаря его поддержке Ток-бай долгое время был равноправным членом концертно-эстрадного бюро монгольского радио. В своих творческих поездках встречался с Жуматом Шаниным, Кали Байжановым, Исой Бай-заковым, выступал с ними в одном концерте. Особую любовь имел к своей балалайке, которую постоянно переделывал на свой лад, его 5-ти, 6-ти, 8-ми струнная балалайка сопровождала певца всюду. Кроме того, этот необычный инструмент имел гитарный аккорд, а гриф ее был в полтора раза длине грифа обычной балалайки. Такой инструмент мы видим впервые, он является большой редкостью, творческой идеей певца. На этой балалайке на раду с песнями Биржана, Естая, Жаяу Мусы звучали русские песни и плясовые «Камаринская», «Подгорная», «Светит месяц», украинский гопак, польские, чешские, татарские песни и танцы. Особенно большой восторг слушателей вызывали песни «Шама», «Галия Бану», «Ардак», «Кызыл бидай». В архивах музея Бухар Жырау хранятся уникальные записи трех песен в исполнении певца под сопровождение этого редкого инструмента, а в экспозиции музея представлена эта редкая балалайка [3; 4].

Духовная культура, гуманизм, благородство, интеллигентность - вот те качества присущие тем людям, который создавали и внедряли в жизнь музыкальную культуру павлодарского Прииртышья. Листая страницы истории музыкальной культуры нашего края, далекого и недавнего прошлого, нетрудно обнаружить в них стремление сохранения и развития своего культурного наследия, возрождения народного творчества, музыкальных традиций.

1. Из истории советских немцев Павлодарского Прииртышья. - Павлодар, 1993.

2. Экспертиза научной ценности материалов личных архивных фондов: методические рекомендации / сост. Ю.И. Герасимова. -М., 1985.

3. Путеводитель по залам областного историко-краеведческого музея. - Павлодар, 1972.

4. Материалы музея литературы и искусства Бухар-Жырау.

Bibliography

1. Iz istorii sovetskikh nemcev Pavlodarskogo Priirtihshjya. - Pavlodar, 1993.

2. Ehkspertiza nauchnoyj cennosti materialov lichnihkh arkhivnihkh fondov: metodicheskie rekomendacii / sost. Yu.I. Gerasimova. - M., 1985.

3. Putevoditelj po zalam oblastnogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya. - Pavlodar, 1972.

4. Materialih muzeya literaturih i iskusstva Bukhar-Zhihrau.

Статья поступила в редакцию 04.06.13

УДК 75.058:004

Prokhorov S.A. SUMMARY OF EXPERIENCE AVATAR PROPERTIES OF DECORATIVE PAINTING MADE BY MEANS OF COMPUTER TECHNOLOGY IN ART AND ARCHITECTURAL DESIGN. The article discusses how over the centuries accumulated and generalized artistic experience, formed the picturesque tradition in architectural design. It is emphasized that the role of art in the training of architects has not lost its artistic significance in the creation of the original architectural image that due to the computerization of creating art works and artists interpretations of accumulated experience is the formation of new artistic traditions.

Key words: art, art history, painting, architecture, architectural design.

С.А. Прохоров, зав. каф. института архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И.И. Ползунова, канд. психол. наук, проф., член СХ России, Заслуженный работник культуры РФ, г. Барнаул, E-mail: prokh64@mail.ru

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ВОПЛОЩЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЖИВОПИСИ, ВЫПОЛНЕННЫХ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННО-АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

В статье рассматривается, как на протяжении веков накапливался и обобщался художественный опыт, формировались живописные традиции в архитектурном проектировании. Подчеркивается, что роль живописи в подготовке специалистов архитекторов не утратила своей художественной значимости в создании оригинального архитектурного образа, что в связи с компьютеризацией создания живописных произведений и интерпретаций накопленного художниками опыта происходит формирование новых художественных традиций.

Ключевые слова: искусство, история искусств, живопись, архитектура, архитектурное проектирование.

Опыт или опытное знание - это знание, приобретенное в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений. Опыт одно из основных понятий теории познания [1]. В сфере архитектурно-художественного проектирования опытное знание - это один из конструктов слаженного творческого труда проектировщика. Важным аспектом является процесс приобретения этого опыта в условиях новой эры творчества - эры компьютерных технологий. Сумма знаний, умений, технических навыков и креативное начало в проектировщике сливаются в одну гамму под названием творческое мастерство. Изучение опыта творческого становления отдельно взятого мастера архи-тектора-дизайнера является полезным в целях понимания глубины его индивидуального стиля. Обобщение же опыта по применению компьютерных технологий в архитектурно-художественном проектировании отдельных творческих школ и даже подобного опыта как «национально-художественного почерка» весьма важно для истории искусства, в целом, и для понимания тенденций в современном искусстве.

На протяжении веков накапливался и обобщался опыт, и формировались живописные традиции в архитектурном проектировании. Исторически опыт накапливался с появлением и развитием новых технологий цивилизации на каждом этапе общественного развития. На основе накопленного опыта технических и эстетических закономерностей, положенных в основу архитектурно-пространственных решений живописи, в архитектуре зарождались традиции, которые складывались в процессе развития культуры и общества созвучные своему времени.

Накопленный живописный художественный опыт используется архитекторами в виде ахроматических и цветных отмывок как классический прием акварельной живописи. В последнее время в художественно-архитектурном проектировании в связи с компьютеризацией идет формирование новых традиций применения накопленного опыта классических живописных приемов

компьютерными художниками в программах 3D моделирования: Corel Draw, Adobe fotoshop, ArchiCAD, 3D MAX, Artlantis и др. -Указанные программы используются как универсальный инструмент художника-архитектора, обеспечивающий новые технические возможности в архитектурном проектировании. Таким образом, накапливается новый опыт работы художника с электронными инструментами, который расширяет способы нового мышления, создает возможность проводить художественный эксперимент при создании виртуальной реальности. На основе творческого опыта и продвинутых технически электронных программ создаются новые методики обучения компьютерной живописи. Современная компьютерная графика - это достаточно широкая область научных знаний, охватывающая методы, технологии и инструментарий создания компьютерных двумерных и трехмерных изображений различного характера (растровые, векторные двумерные, векторные трехмерные, фрактальные), а также компьютерной анимации, видеомонтажа, интерактивных и анимационных продуктов [2].

Освоение художником-архитектором все более современных технических возможностей позволяет ему приступить к постановке широкого спектра творческих, методических задач проектирования. В современном архитектурном проектировании, связанном с компьютерной графикой, необходимо объединение знаний нескольких специалистов: архитектора, креативщика, компьютерного художника, моделлера, текстурщика, 3d визуа-лизатора и других. У каждого участника архитектурного проектирования стоят свои творческие задачи.

Использование компьютерных технологий предполагает знание и опыт творческого процесса создания электронного художественного произведения с помощью владения техникой визуализации, которая включает в себя элементы компьютерной живописи, работы со шрейдерами, текстурами, градиентами, электронными кистями, художественными слоями, техникой векторного рисунка и микшированием изобразительных средств. К примеру, с помощью электронных кистей создаются реалис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.