Научная статья на тему 'Культурно-историческое наследие архитектурно-художественных школ и региональные особенности развития архитектурного образования'

Культурно-историческое наследие архитектурно-художественных школ и региональные особенности развития архитектурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / DESIGN THINKING / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / MODULAR PRINCIPLE / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / INTERDISCIPLINARITY / NON-STANDARD FIGURATIVE THINKING / СТИЛЬ / STYLE / СУПРЕМАТИЗМ / SUPREMATISM / НЕСТАНДАРТНОЕ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова В. И., Степанский В. В.

В статье представлен опыт организации архитектурно-художественного образования в России в 1920 30-х гг.; показана эволюция школы «Баухауз»; рассмотрены новаторские принципы художественной подготовки архитекторов-дизайнеров; показано использование проектного обучения как центральное звено системы образования, сформировавшееся на основе расширения круга междисциплинарных связей и опыта школы «Баухауз»; обозначены качественные характеристики проектного мышления, модульный принцип построения учебных дисциплин, рассмотрены зарубежный опыт и опыт развития Ленинградской школы дизайна; утверждается, что теоретической и структурообразующей единицей учебного заведения является не кафедра, а мастерская кафедры. Утверждается, что каждая мастерская кафедры должна иметь свою проблемно-тематическую ориентацию: дизайн информационной среды, экономический дизайн, дизайн городской среды, инженерный дизайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF ARCHITECTURAL AND ART SCHOOLS AND REGIONAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF ARCHITECTURAL EDUCATION

The article shows experience of organization of architectural art education in Russia in the 1920s 30s. The work traces stages of evolution of Bauhaus School. The paper defines what the innovative principles of art training of architects-designers are. The use of project training as a central link of an education system created on the basis of expansion of a circle of cross-disciplinary communications and experience of Bauhaus School is shown. Quality characteristics of project thinking, the modular principle of creation of subject matters are designated. The authors study foreign experience and experience of development of the Leningrad school of designing and affirm that theoretical and structure-forming unit of educational institution is not the department, but its workshops. Each workshop of the department shall have its own task and thematic orientation: design of the information environment, economic design, design of the urban environment, engineering design.

Текст научной работы на тему «Культурно-историческое наследие архитектурно-художественных школ и региональные особенности развития архитектурного образования»

рассуждения (доказательства, опровержения, объяснения, обоснования) и т. д. Они также нацеливают на использование формальных приемов изложения, что делает труд автора-аналитика более технологичным и нормализованным.

Жанровые модели состоят из множества типовых приемов изложения содержания, определяющих специфические особенности каждого жанра. Так, аналитическое интервью строится в диалоговой ответно-вопросной форме. Поэтому типовые приемы изложения указывают на различные способы конструирования разнообразных видов вопросов.

Логические модели определяют композиционные структуры аналитических текстов, их смысловое и аспектное содержание. Проиллюстрируем на примерах.

Типовые приемы изложения фиксируют смысловое содержание аналитической статьи. Оно имеет следующий вид:

• обоснование актуальности и формулировка проблемы;

• определение степени разработанности проблемы;

• представление проведенной подготовительной работы;

• формулировка целей и задач текста;

• описание методов, которые использовались при изучении объекта отображения;

• обсуждение различных точек зрения на изучаемый объект отображения;

Библиографический список

• личные мысли, наблюдения автора и их интерпретация

• представление материала, включающего в себя построения логических суждений, доказательств, умозаключений - это сердцевина всей аналитической статьи;

• изложение результатов изучения объекта отображения и их обоснование;

• оценка значения результатов исследования, способности ответить на обозначенную в статье проблему;

• рекомендации по использованию полученных результатов в практической деятельности.

Отдельные аспекты смыслового содержания статьи раскрываются с помощью речевых оборотов-клише.

В рецензии на научное издание могут быть выделены следующие аспекты аналитического разбора: проблема, фактический материал, практическая значимость, научная новизна, структура произведения, отбор материала и т. д.

Использование типовых приемов изложения позволяет приблизить процесс создания аналитических текстов к формализованному, алгоритмизированному, что способствует решению практических задач, связанных с формированием готовности к авторской деятельности студентов и школьников на русском и английском языках.

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г № 1001 Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71376524/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 Available at: http://минобрнауки.рф/documents/2365

3. Методы информационно-аналитической деятельности: научно-методический сборник. Кемерово: КемГУКИ, 2010.

4. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. Москва: Аспект-Пресс, 2010.

5. Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста. Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. Москва: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013.

6. Михельсон Т.Н., Успенская Н.В. Как писать по-английски научные статьи, рефераты, рецензии: учебное пособие. Санкт-Петербург: Специальная литература, 1995.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost'(uroven'bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 11 avgusta 2016 g № 1001 Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71376524/

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 maya 2012 g. № 413 Available at: http://minobrnauki.rf/documents/2365

3. Metody informacionno-analiticheskoj deyatel'nosti: nauchno-metodicheskij sbornik. Kemerovo: KemGUKI, 2010.

4. Tertychnyj A.A. Analiticheskaya zhurnalistika. Moskva: Aspekt-Press, 2010.

5. Yarskaya-Smirnova E. Sozdanie akademicheskogo teksta. Uchebnoe posobie dlya studentov i prepodavatelej vuzov. Moskva: OOO «Variant»: CSPGI, 2013.

6. Mihel'son T.N., Uspenskaya N.V. Kak pisat'po-anglijskinauchnye stat'i, referaty, recenzii: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Special'naya literatura, 1995.

Статья поступила в редакцию 28.09.16

УДК 37.013.43

Naumova V.I., Doctor of Art Criticism, Professor, Head of Department of Architecture and Design, East Kazakhstan State Technical University n.a. D. Serikbayev (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan), E-mail: stm@art.asu.ru Stepansky V.V., teacher, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: stm@art.asu.ru

CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF ARCHITECTURAL AND ART SCHOOLS AND REGIONAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF ARCHITECTURAL EDUCATION. The article shows experience of organization of architectural art education in Russia in the 1920s - 30s. The work traces stages of evolution of Bauhaus School. The paper defines what the innovative principles of art training of architects-designers are. The use of project training as a central link of an education system created on the basis of expansion of a circle of cross-disciplinary communications and experience of Bauhaus School is shown. Quality characteristics of project thinking, the modular principle of creation of subject matters are designated. The authors study foreign experience and experience of development of the Leningrad school of designing and affirm that theoretical and structure-forming unit of educational institution is not the department, but its workshops. Each workshop of the department shall have its own task and thematic orientation: design of the information environment, economic design, design of the urban environment, engineering design.

Key words: design thinking, modular principle, interdisciplinarity, non-standard figurative thinking, style, suprematism.

В.И. Наумова, д-р искусствоведения, проф., зав. каф. архитектуры и дизайна, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск, E-mail: stm@art.asu.ru В.В. Степанский, преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства факультета искусств, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен опыт организации архитектурно-художественного образования в России в 1920 - 30-х гг.; показана эволюция школы «Баухауз»; рассмотрены новаторские принципы художественной подготовки архитекторов-дизайнеров; показано использование проектного обучения как центральное звено системы образования, сформировавшееся на основе расширения круга междисциплинарных связей и опыта школы «Баухауз»; обозначены качественные характеристики проектного мышления, модульный принцип построения учебных дисциплин, рассмотрены зарубежный опыт и опыт развития Ленинградской школы дизайна; утверждается, что теоретической и структурообразующей единицей учебного заведения является не кафедра, а мастерская кафедры. Утверждается, что каждая мастерская кафедры должна иметь свою проблемно-тематическую ориентацию: дизайн информационной среды, экономический дизайн, дизайн городской среды, инженерный дизайн.

Ключевые слова: проектное мышление, модульный принцип, междисциплинарность, нестандартное образное мышление, стиль, супрематизм.

Исторически сложились универсальные и уникальные черты каждой архитектурно-художественной школы, они имеют национальные традиции, характерные черты, определённый культурный уровень. Архитектурно-художественная школа - это, как правило, направление, за которым стоят выдающиеся архитекторы и художники, теоретики и практики, стили и направления в архитектуре и искусстве. Их исследование даёт возможность профессионалам развивать теории, концепции, направления творчества в архитектурной науке, практическом применении, образовательном процессе, а также, базируясь на «историческом» опыте, представлять новые контекстуальные решения.

Статья предусматривает рассмотрение общих закономерностей развития, особенностей образовательного процесса, характерных черт, присущих данному обществу, раскрывающихся региональных особенностей; экономическому, научно - техническому, политическому, нравственному, эстетическому, культурному факторам. С каждым подходом к изучению богатого наследия творчества современных мастеров архитектуры и искусства не перестает охватывать чувство; насколько актуальны и идентичны нашему времени большинство вопросов, которые решали наши предшественники начала XX века.

«Баухауз» - первая школа художественного конструирования. Школа, по мнению организаторов, должна была выпускать всесторонне развитых людей, которые сочетали в себе художественные, духовные и творческие возможности. Её организатор, прогрессивный немецкий архитектор Вальтер Гропиус, который в короткое время сделал подлинным «Баухауз» методическим центром в области дизайна. В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия: архитекторы Мисс Ван дер Роэ, Ганнес Мейер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан. Новаторским был и сам принцип художественной подготовки. В прежних школах обучение живописи, рисунку, скульптуре по давней традиции имело пассивный характер, и освоение мастерства происходило в процессе, почти исключавшем анализ натуры. Очень интересна эволюция «Баухауза» [1]. Школа сосредоточила внимание на искоренение ошибок механизации, не жертвуя ни одним из её достоинств. Мечтой было - создание подлинных ценностей, а не проходящих новшеств. «Баухауз» пропагандировал на практике равноправие всех видов творческого труда и их логическую взаимосвязь в современном мире. Ведущим принципом было то, что формообразующая деятельность является не односторонне интеллектуальным или односторонне материальным делом, а неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе. Цель «Баухауза» заключалась не в распространении, какого бы то ни было стиля, системы или догмы, а в оказании обновляющего влияния на всю сферу формообразования. Школа старалась сформулировать новый подход к задаче, который воспитает творческое сознание у всех единомышленников и который, в конечном счете, приведет к новому отношению жизни. «Баухауз» был первым учреждением в мире, осмелившимся воплотить этот принцип в конкретной программе. Ведущим принципом являлось стремление к слиянию всех видов художественного творчества, к воссоединению всех прикладных дисциплин с новой архитектурой в качестве её неотъемлемых частей. Конечная, хотя и далекая цель «Баухауза» - единое художественное произведение - здание, в котором исчезают границы между монументальным и декоративным искусством. Господствующей идеей «Баухауза» была идея создания нового единства, идея синтеза и достижений неделимого целого, соот-

ветствующего внутренней целостности человека. Наряду с практическим обучением идет обучение духовное, выборка методов постижения элементов формы и цвета и соответствующих законов.

Подмастерья, которые окончили производственный и формальный курсы и подготовлены к совместной работе, переходят к строительству на экспериментальной и строительной площадках. «Баухауз» ставит своей задачей добиться широкого сотрудничества в строительстве инженеров, предпринимателей и художников - всех ответственных за экономику, технику и форму. Художественно одаренные люди должны в итоге такого обучения развить в себе преимущественно правильное сочетание производственных и формальных способностей. Принцип стандартизации становился особенно актуальным. Но для «Баухауза» важнее всего был поиск не просто функциональных, но одновременно динамичных форм.

Голландия - колыбель современной архитектуры, у истоков которой стоит Х.П. Бергале - опытное поле современного рационализма, тонкая грань различия между архитектурными школами Амстердама, группой архитекторов «Стиль» и «Вендинген» отличает Роттердамскую архитектурную школу созданием новых типов жилых домов и концептуальных планировочных решений населенных пунктов Голландии. Сочетание малоэтажной застройки с многоэтажной, создание необходимых выразительных градостроительных акцентов, достаточного Ван Тейн в сотрудничестве с И.А. Брикманном и А.К. Ван дер Флугтом. Роттердам -архитекторы И.А. Брикманн и Л.К. Ван де Флугт - характерные особенности роттердамской архитектурной школы. Большая часть учебного времени отводится образованию в специальных мастерских - студиях: жилищное строительство, строительство общественных зданий, городское устройство, рост городов, городское планирование и региональное планирование [2, с. 42].

Возникновение около 1910 года амстердамской архитектурной школы, находящейся под частичным влиянием голландского архитектора Х.П. Баргале, которая стала благодаря его смелому отказу от эклектизма, было реакцией на его строгий рационализм. Выразителями этой школы стали Мишель де Клекр, Питер Крамер и И.М. ван дер Мей. В работах группы «Стиль», можно отметить преувеличенное внимание к внешним формам. Группа «Стиль» пыталась найти объективные критерии нового архитектурного языка, требуя от архитектуры освобождения проявления индивидуальных эмоций, имеющих относительное значение и замены их «элементарными средствами выражения» - кубами, плоскостями, прямыми. В голландскую школу «Стиль» входили живописцы Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Ван дер Лек и Вильмос Хушар, архитекторы Я.И.П. Ауд, Ян Вилс, Роберт Ван т Хофф, скульптур Жорж Вантонгерлоо и поэт Антони Кок. Эта группа последовательно проводила свои идеи и взгляды, оказала влияние на театр, кино, балет. Она противопоставляла социальным и экономическим условиям своего времени такие категории, как объективность, порядок, ясность и простота, отказ от индивидуального произвола и случайности - к объективному обобщению, в котором нашло бы свое выражение «всеобщее мироощущение эпохи». Приверженность к простейшим формам неизбежно привела к отказу от всякого бездумного украшательства прошлого, обострила понимание четких пропорций и раскрыла глаза на красоту естественных материалов [3]. К аналогичной концепции пришел и Казимир Малевич - основатель русского супрематизма, он применяет элементарные геометрические фигуры - квадрат, прямоугольник, круг и треугольник. Функция и

конструкция в архитектуре отодвигается на второй план, проекты носят характер манифестов.

ДЕ СТИЛЬ - объединение молодых голландских художников, основанное в Брюсселе живописцем Питером Мондрианом (1872 - 1944) и архитектором Тео Ван Дусбургом. «Неоплати-цизм» Мондриана в его композициях оказал существенное воздействие на развитие «интернационального стиля» американской живописи и архитектуры. В 1920 - 1923 гг. Т. Ван Дусбург вместе с Корнелиусом Ван Эстере-ном разрабатывал теорию неопластической архитектуры. В 1930 г. был опубликован Манифест конкретного искусства, в котором Ван Дусбург призвал к «элементаризму», абстрактному искусству «универсального языка», не связанному ни с какими литературными ассоциациями (намек на течения символизма и сюрреализма в живописи), -искусству, основанному «на чётких визуальных формах». Идеи голландцев нашли отражение в программе Баухауза в Вайма-ре и во многом определили развитие европейского дизайна [4]. Группа «Стиль» объединяла художников и архитекторов и пропагандировала «радикальное обновление искусства». Неопла-стицизм - главная черта нового направления, где моделирование, концепции и методология формообразования архитектуры и промышленного искусства - сущность архитектурно-проектной деятельности.

Советская архитектура периода 20-х - первой половины 30-х годов является необычайной по творческой активности советских архитекторов. Архитектурно-художественное творчество СССР этого периода признавалось прогрессивными зодчими мира как лидер новой. Широчайший диапазон новых идей и художественных образов, появившихся в этот период, оказал и продолжает оказывать влияние на развитие мировой архитектуры. Поисковый характер архитектуры соответствовал революционным преобразованиям в стране. Устремленные в будущие проектные предложения не были реализованы: технические возможности появились позже. Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) в составе архитектурного, производственного и художественного факультетов. Преподавателями были архитекторы - новаторы А. и В. Веснины, М.Я. Гинзбург, И.А. и П.А. Голосовы, В.Ф. Кринский, Н.А. Ладовский, К.С. Мельников. Архитекторы, провозгласившие творческой целью поиск новых возможностей архитектуры, реализовали свою учебную и практическую деятельность по двум, удачно дополнявшим направлениям рационализма и конструктивизма. Рационалисты: К.С. Мельников, Н.В. Докучаев, В.Ф. Кринский, А. Рухлядев формировались вокруг Н.А. Ладовского. Их занимали проблемы пространства и объективные закономерности восприятия композиции архитектурной формы, художественные стороны зодчества не только эмоциональные, но и рациональные. Конструктивисты: братья Веснины, М.Я. Гинсбург, А.С. Никольский. В своём творчестве А. Веснин считал, что вещи, создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности. При ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе работали и научно-исследовательские лаборатории, которые ставили своей целью создание действительно научно обоснованного преподавания и исследования природы художественных дисциплин. В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже ВХУТЕМАС был отмечен Почётным дипломом за новый аналитический метод, программы и учебно-экспериментальные работы студентов. Советский научно-учебный центр получил международное признание наряду с «Баухаузом».

Целый отряд архитекторов, искусствоведов и художников поставил перед собой цель - слияние своего искусства с новой жизнью, видел целью развития искусства - вхождение его в промышленное производство, в «делание вещей». Их называли «производственниками». Несмотря на искреннее желание включиться в производственную новую жизнь и принести народу конкретную пользу, они стояли очень далеко от реальных задач производства того времени. Реальные задачи 1919 - 1920 годов казались им крайне мелкими, их влекли довольно туманно осознаваемые ими идеалы будущего общества. Они считали, что старую культуру надо полностью разрушить и на ее развалинах построить совершенно новую, коллективистскую культуру всемирной коммуны. Первые два года обучения, где студенты получали общехудожественное образование, были названы основным отделением. Этот курс, наряду с вводным курсом «Бау-

хауза», предвосхитил все вводные курсы современных архитектурно - художественных школ.

Наряду с прогрессивно настроенными архитекторами, отвергавшими эклектику и видевшими свою цель в поисках нового, были и другие, ориентирующиеся на возрождение архитектурных традиций прошлого. Это проявилось в архитектурно - художественном творчестве мастеров архитектуры старшего поколения И. Фомина, А.В. Щусева и, особенно, И.В. Жолтовского и А. Таманяна, которые продолжали поиски освоения классического наследия.

Уральская школа дизайна - филиал Московского архитектурного института (академии) - занимает в системе отечественного дизайнерского образования особое место. Специфика школы определилась, прежде всего, её географическим положением - в центре одного из крупнейших экономических районов страны. Уральский политехнический институт (УПИ) им. С.А. Кирова явился той базой, на которой возник Свердловский архитектурный институт, на факультете промышленной архитектуры которого, зародилась кафедра промышленного искусства. Этот факт знаменателен сам по себе: в отличие от других дизайнерских школ страны, возникших в структуре художественных вузов, Уральская школа дизайна «отпочковалась» от вуза технического, что отразилось на её первоначальной специфике. В связи с этим определённый интерес представляет вопрос о региональности дизайнерской школы. Региональные школы действительно существуют, и их появление определяется как внешними, так и внутренними причинами. Внешние причины - это, как правило, экономические интересы регионов, где создаются и за счет которых финансируются эти школы, в этом отношении характерны дизайнерские училища отдельных земель ФРГ (Бавария, Баден-Вюр-темберг), училища отдельных префектур Японии, дизайнерские колледжи в отдельных штатах США и др. Для деятельности школы всегда была характерна генеральная ориентация на проектирование изделий тяжелого и транспортного машиностроения. Но в разные периоды доля объектов этого типа в общем объеме учебного и дипломного проектирования была не одинакова, и это зависело от изменений в конкретно - исторической ситуации, от методологического подхода и методических принципов к содержанию и организации учебного процесса, в статусе специальности. Периодизация отражает общую картину развития художественного конструирования в стране. Развитие сферы архитектурного образования характеризуется проявлением новых методологических концепций и подходов, расширением круга междисциплинарных связей и интересов, все с большей остротой ставится вопрос о первооснове профессиональной архитектурно - художественной деятельности, о том, что составляет ее активное творческое начало.

Проблема самоопределения - одна из ключевых для процесса развития Ленинградской школы дизайна - на современном этапе оказалась острей и актуальнее, чем для других, потому что идея самоопределения была заложена изначально как внутренний принцип её существования. Ленинградская архитектурно-художественная школа, в сущности, её теоретической и структурообразующей единицей является не кафедра, а мастерская. Каждая мастерская кафедры имеет свою проблемно-тематическую ориентацию: дизайн информационной среды, экономический дизайн, дизайн городской среды, инженерный дизайн, эргодизайн. Проектное обучение является центральным звеном системы образования. Вокруг этого звена интегрируется весь комплекс предметов и дисциплин, необходимых для подготовки специалиста [5]. Самым загадочным и трудным в подготовке профессионала является развитие нестандартного образного мышления, позволяющего в процессе обучения, и в дальнейшей практической деятельности формировать проектные замысли.

Главное направление методики обучения - научно-технический и концептуальный подход к проектной задаче, умение широко видеть проблему, мыслить универсально с позиций различных дисциплин. Важной составляющей методики обучения является теоретическая модель проектной деятельности, которая представляет структуру взаимодействия дизайнера и объекта его деятельности, выявляет качественные характеристики проектного мышления и базовые компоненты творческого метода мастера. Модульный принцип построения учебных дисциплин рассматривается как один из методов интенсивной подготовки архитекторов.

Библиографический список

1. Воронов Н.В. Российский дизайн. Москва, 2001; Т. 1.

2. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. Москва, 1984: 41 - 42.

3. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. Москва, 1885.

4. Ле Корбюзье. Беседа со студентами архитектурных школ. Мастера архитектуры об архитектуре. Москва: Искусство, 1972: 257 - 258.

5. Некрасов А.И. Теория архитектуры. Москва: Стройиздат, 1994. References

1. Voronov N.V. Rossijskij dizajn. Moskva, 2001; T. 1.

2. Gutnov A.'E. 'Evolyuciya gradostroitel'stva. Moskva, 1984: 41 - 42.

3. Ikonnikov A.V. Hudozhestvennyjyazyk arhitektury. Moskva, 1885.

4. Le Korbyuz'e. Beseda so studentami arhitekturnyh shkol. Mastera arhitektury ob arhitekture. Moskva: Iskusstvo, 1972: 257 - 258.

5. Nekrasov A.I. Teoriya arhitektury. Moskva: Strojizdat, 1994.

Статья поступила в редакцию 23.09.16

УДК 37.035

Petroniuk I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Philosophy and Defectology, Institute of Continuing

Adult Education (St. Petersburg, Russia), E-mail: pis25@mail.ru

INTELLIGENT-SEARCH ACTIVITY IN EDUCATIONAL PROCESS AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF TEENAGERS. The

author attempts to determine the contents of an intellectually-search activity. The author considers that it possible to develop communicative, ethical, social and civic competence while teaching adolescents. The article presents the results of practical implementation in the educational process of an extracurricular activities program "Urban pedestrian rally". In this program participants show much success in formation of personality, regulatory, cognitive, communicative universal educational actions. The author concludes that the intellectually-search activity can be an effective means of developing adolescents, if it is organically included in the educational process, and allows teenagers getting social experience and a system of values of the host society. It also helps to create socio-cultural identity, to acquire social skills, to understand social reality and everyday life, it gives some experience of doing independent social actions, to develop communicative, ethical, social, civic competence, tolerance, to join a healthy lifestyle, to develop a sense of citizenship and patriotism and to raise legal culture.

Key words: intellectually-search activities, extracurricular activities, development, teenager, competence.

И.С. Петронюк, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и дефектологии Институт непрерывного образования

взрослых, г. Санкт-Петербург, E-mail: pis25@mail.ru

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА

В статье предпринята попытка определения интеллектуально-поисковой деятельности. Автор рассматривает её возможности для развития коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся подросткового возраста. В статье представлены результаты внедрения в практику образовательного процесса программы внеурочной деятельности «Городское пешеходное ралли». У участников программы отмечены успехи в формировании личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Автор приходит к выводу, что интеллектуально-поисковая деятельность может служить эффективным средством развития подростков, если она органично включена в образовательный процесс и позволяет получить подростку социальный опыт и принимаемую обществом систему ценностей; сформировать социокультурную идентичность; приобрести социальные знания, понимания социальной реальности и повседневной жизни, опыта самостоятельного социального действия; развить коммуникативную, этическую, социальную, гражданскую компетентности; развить толерантность; приобщиться к здоровому образу жизни; развить чувства гражданственности и патриотизма; воспитать правовую культуру.

Ключевые слова: интеллектуально-поисковая деятельность, внеурочная деятельность, развитие, подросток, компетентность.

Образовательный процесс, осуществляемый в любом образовательном учреждении основывается на организации совместной деятельности участников этого процесса, подразумевающей приобретение и передачу опыта ценностного общения. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт требует, чтобы воспитание охватывало все виды учебной и внеурочной деятельности в современном общеобразовательном учреждении [1]. Введение стандарта второго поколения призвано во многом изменить школьную жизнь ребёнка. Поэтому, поиск новых форм организации обучения, образовательных технологий, открытой информационно-образовательной среды сегодня остаётся актуальным.

Вариативная часть учебного плана образовательного учреждения включает в себя внеурочную деятельность во второй половине дня, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Её введение способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития обучающихся. Среди доступных в общеобразовательном учреждении видов внеурочной деятельности называют: игровую, познава-

тельную, досугово-развлекательную, трудовую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую деятельности, проблемно-ценностное общение, художественное, техническое и социальное творчество. Мы предлагаем рассмотреть ещё один вид деятельности - интеллектуально-поисковую, которая, на наш взгляд, является наиболее эффективным средством развития обучающихся.

Интеллектуальная деятельность - умственная, мыслительная, познавательная и творческая деятельность человека [2]. Это рациональная деятельность человека, результатом которой является отражение действительности, получаемое путем логического построения мысли и отражает её новизну в форме произведения науки, литературы, искусства, изобретения и т. п.

Поиск, согласно Толковому словарю Ожегова, - это действия ищущего. Информационный поиск — процесс отыскания во множестве документов тех из них, которые относятся к теме информационного запроса или содержат необходимые факты.

Под интеллектуально-поисковой деятельностью мы предлагаем понимать поиск отражения действительности, получаемое путём логического построения мысли и отражает её новизну в форме интеллектуального продукта. Интеллектуально-поиско-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.