Научная статья на тему 'Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам'

Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2160
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGIES / ПОМОЩЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / HELP WITH LEARNING ENGLISH / ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / EXTENSIVE USE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иниева Ирина Павловна

Актуальность применения компьютерных технологий характеризуется высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, они активизируют потенциал знаний и умений, навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у обучающихся. В предлагаемой статье показано, какими преимуществами обладает компьютер как средство обучения, использование компьютерных заданий на различных этапах урока, как использование компьютерных технологий помогает вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам»

THE USE OF COMPUTER TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF LEARNING

FOREIGN LANGUAGES Inieva I.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Иниева И. П.

Иниева Ирина Павловна /Inieva Irina—учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»,

Эколого-биологический лицей, г. Архангельск

Аннотация: актуальность применения компьютерных технологий характеризуется высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, они активизируют потенциал знаний и умений, навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у обучающихся. В предлагаемой статье показано, какими преимуществами обладает компьютер как средство обучения, использование компьютерных заданий на различных этапах урока, как использование компьютерных технологий помогает вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков. Abstract: the relevance of the use of computer technology is highly communicative opportunities and active inclusion of students in learning activities, they will enhance the potential of knowledge and skills of listening and speaking skills, develop skills to effectively communicative competence in students. This article shows what advantages has a computer as a learning tool, the use of computer tasks at different stages of the lesson, as the use of computer technology helps engage students in independent learning process, which is especially importantfor the development of their general learning skills.

Ключевые слова: компьютерные технологии, помощь при изучении английского языка, широкие возможности использования.

Keywords: computer technologies, help with learning English, extensive use.

Последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей школьников, их уровня облученности, склонностей. Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Следует обратить внимание на такие технические и методические возможности компьютера, как способность моделирования условий коммуникативной деятельности, увеличения объёма языковой тренировки в процессе овладения лексико-грамматическими навыками, реализации принципа обратной связи, объективного и полного контроля навыков и умений; возможность унификации учебного процесса в различных учебных заведениях, стимулирования учителя к применению различных новаторских приёмов.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно - новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд - фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран или персональный компьютер.

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует более успешному процессу его усвоения. Использование компьютера позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций, слайдов, коллажей. Это позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную, иногда - моторную. В этом случае можно эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности при помощи использования мультимедийных средств обучения приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала [1].

Можно составить алгоритм использования компьютерных программ:

- определение цели данной программы и частных задач, решаемых в ходе её организации и проведения;

- отбор содержания материала для ввода этих данных в программу;

- продумывание типов кадров (инструктивные, информационные, справочные, контролирующие), последовательность их ввода на экран, художественное оформление кадров и т. д.;

- определение формы оценки в зависимости от психологических особенностей детей;

- возможность различных вариантов продолжения или прекращения работы в зависимости от получаемого результата.

Какими же преимуществами обладает компьютер как средство обучения? Он может выполнять следующие функции:

1. Служить справочником, подавая на экран дисплея любую языковую информацию по запросу учащегося;

2. Являться контролирующим устройством, определяющим правильность понимания выполнения заданий и индивидуальные трудности каждого ученика;

3. Быть обучающим устройством, регулирующим степень самостоятельности школьника в процессе смысловой отработки упражнений;

4. Обеспечивать индивидуализацию характера смысловой обработки упражнений, её этапов;

5. Давать возможность осуществлять дифференцированный подход в подборе упражнений для каждого ученика;

6. Служить средством формирования умений самоконтроля в процессе выполнения заданий, способствуя осознанию учащимся программы действий при выполнении упражнении;

7. Являться тренажёром, позволяющим оперативно отработать то или иное речевое действие, необходимое для успешности деятельности в целом;

8. Быть источником дополнительной мотивации.

Таким образом, компьютер может дать возможность гибко управлять процессом обучения группы учеников [3].

Перспективной формой работы на любом уровне владения английским языком являются творческие задания (проекты по созданию учащимися собственных дидактических материалов, методических разработок для своих одноклассников, других учащихся).

Задача в каждом новом проекте - постараться, используя материал уроков, дополнительный материал, ввести и закрепить тематическую лексику, а также предложить ряд заданий с привлечением дополнительного текстового и иллюстративного материала по изучаемой теме. В конце каждой тематической единицы даются задания, рассчитанные на индивидуальную или групповую работу.

Реализация проекта с помощью программы подготовки мультимедийных презентаций позволяет разнообразить работу, привлечь внимание учащегося, сделать занятия более динамичным.

Подобные задания являются интерактивными, и процесс овладения учебным материалом зависит от индивидуальных особенностей учащегося. Несомненное достоинство подобных заданий заключается в том, что они могут быть использованы как на аудиторном занятии, с использованием одного монитора или большого экрана для работы со всем классом, так и в индивидуальной самостоятельной работе, делая её более интересной по сравнению с обычным форматом (учебник + магнитофон).

Неоспоримым преимуществом разработки проектов, заданий с использованием компьютера является возможность преподавателю и школьнику самостоятельно создавать качественные интерактивные мультимедийные пособия [2].

Естественно многое зависит от фантазии и творчества учащихся. При этом сам факт работы над собственным учебным пособием повышает мотивацию овладения иностранным языком в школе.

Использовать компьютерные задания в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть их как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только формы, в зависимости от поставленной цели их использования.

Думается, что необязательно постоянно использовать компьютер, компьютерные задания на уроке. Однако в тех случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, их применение позволит существенно повысить эффективность урока, интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске, вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

Компьютер не используется постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний. Общее время использования компьютера на уроке обычно не превышает 15-20 минут.

В заключение можно сделать следующий вывод: компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.

Литература

1. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. СПб.: Питер, 2007. 208 с.

2. Белкова М. М.Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе, 2008. № 3. С. 73-75.

3. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portal.krsnet.ru/razdels/uchitelia/rmo/metod/ang/it dokald.htm/ (дата обращения: 23.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.