Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ниёзалиева Муборак Хамзаалиевн

В работе рассматривается эффективность применения мультимедиа презентации, информационные технологии как метод обучения в педагогической практике - решение проблемы активизации учебной деятельности в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ»

контактов с зарубежными партнерами. Оно обеспечивает повышение уровня профессиональной компетенции. Обучение русскому языку осуществляется на основе дидактических, лингвистических, психологических и методических принципах, реализация которых обеспечивает эффективность обучения неродным языкам.

Ключевые слова: самореализация, принципы, систематичность, сознательность, интенсивные технологии.

DIDACTIC PRINCIPLES OF INNOVATIVE INTENSIVE TECHNOLOGY IN THE

TEACHING OF RUSSIAN LANGUAGE

Asimov E.

Currently, demand for training of modern specialist in any field of activity requires a revision of the methods and techniques of teaching of Russian language. Possession of foreign language can perform daily professional tasks, like timely introduction of new technologies, discoveries and trends in science and technology development, establishment of professional contacts with foreign partners. It enhances the level of professional competence. Teaching of Russian language is carried out on the basis of the didactic, linguistic, psychological and methodological principles, and their implementation ensures the effectiveness of learning a second language.

Key words: self-realization, principles, systematic, awareness, intensive technologies.

Сведения об авторе: Азимов Эмом - старший преподаватель кафедры общего языкознания и сравнительной типологии Таджикского национального университета, тел.: (+992) 93 8008136.

Information about the author: Asimov Emom, senior teacher, Chair of General Linguistics and Comparative Typology, Tajik National University, tel.: (+992) 93 8008136

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ

Ниёзалиева М.Х.

Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова

Мультимедиа(multimedia)-это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать(выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация(мультипликация), оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Использование для активизации познавательной деятельности студентов в процессе применение информационных технологий преобразует деятельность, как преподавателя, так и студента, изменяя ее содержание, структуру, оказывая значительное влияние на характер мышления, мотивы участников этой деятельности, в значительной мере перестраивая систему отношений между ними. Воздействие на зрительный, слуховой и иные каналы восприятия помогают формировать у обучаемых целостное отражение изучаемого объекта, явления или процесса и на этой основе интенсифицировать процесс познания.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования [4] охарактеризованы несколько этапов этого процесса.

1 этап характеризуется следующими признаками: - начало массового внедрения средств новых информационных технологий и в

первую очередь компьютеров;

- проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;

- общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;

- происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования;

2 этап характеризуется следующими признаками:

- активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины;

- освоение педагогами новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;

- активная разработка и начало освоения педагогами учебно-методического обеспечения;

- постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы;

3 этап характеризуется следующими признаками:

- повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;

- перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе его информатизации;

- смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много

выше по информационной плотности «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать». Мультимедиа уроки [2], таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применение мультимедиа. Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке - разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным. Преимуществом таких уроков является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно успешно выполняет дидактические функции. Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность:

- дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

- повысить роль наглядности в учебном процессе;

- удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

- экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.

С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Особенно:

- при изучении нового материала, предъявления новой информации;

- при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;

- при обобщении, систематизации знаний.

На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала заменой учителя и классной доски, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами. Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п. При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения -учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями, примерами и записями у доски.

На таких уроках желательно присутствие презентации, но при ее создании необходимо опираться на следующие дидактические принципы:

- научности;

- наглядности;

- доступности;

- системности и последовательности;

- сознательности и активности;

- прочности;

- связи теории и практики;

- интерактивности;

- индивидуализации;

- перманентности комплексного восприятия информации.

Целью и результатом применения презентации как составляющего компонента дидактической структуры урока является формирование у учащихся знаний, умений и навыков.

Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если перестараться, то снизится эффективность презентации в целом. Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами. Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.

При создании учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы и методы проведения урока, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Необходимо четко придерживаться поставленным дидактическим и познавательным целям и задачам, так как мультимедиа - это всего лишь средство реализации дидактических задач. Иными словами, успешность проведения урока с использованием мультимедиа зависит от качества используемых материалов и конструкторских умений педагогов. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций. Инструмент этот настолько мощный, что вмести с ним приходят в школу новые методы и формы обучения.

При использовании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:

- Роль и место презентации на данном уроке, на данном этапе урока.

- Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентами. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.

- Постановка учебной цели и учебных задач с использованием презентации.

- Подача учебного материала. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся.

- Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания

школьного образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование [3]. При этом возникают трудности внедрения интерактивных мультимедийных технологий в процесс обучения: учителям приходится работать с программным обеспечением, созданным инженерами для всеобщего использования. Как правило, оно не учитывает ни психолого-педагогических, ни методических, ни организационных особенностей учебного процесса, не поддерживает школьных стандартов, не связано с учебными и рабочими планами. Учителям для использования мультимедийных технологий самим приходится адаптировать их для интеграции в учебный процесс.

Можно рекомендовать следующие основные методические особенности организации урока с использованием мультимедиа компонентов:

1) уроки с применением мультимедийных презентаций проводятся в любом предметном классе с использованием мультимедиа проекторов;

2) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование дополнительного обучающего и развивающего материала;

3) четкая постановка триединой цели урока;

4) мультимедиа выступает в роли сопровождения объяснения учебного материала, но не заменяет живого общения учитель- ученик на уроке;

5) широкий подбор иллюстрирующего материала для всестороннего, детального раскрытия темы урока;

6) роль и место мультимедиа на данном уроке, на данном этапе урока. Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими

достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

- допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

- допускает возможность постоянного обновления;

- имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;

- допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;

- допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;

- допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

- устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.

При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.

Изучение трудов классиков показали, что преподавателям - разработчикам мультимедийных презентаций будут полезны, например, рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей" [1]. Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них:

- распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;

- указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;

- распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее. Необходимо, чтобы материал вас захватывал. Применение разнообразной графики,

анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности интерактивных уроков.

Таким образом, каждый учитель, используя информационно - коммуникативные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.

Немало важным является и то, что заранее готовясь к уроку, преподавателю необходимо разработать на компьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением. В процессе изложения урока преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала учащимися. Эффективность применения интерактивного урока в ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля.

Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает активизации познавательной деятельности студентов, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

Литература:

1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - 374с.

2. Дьяконов В. Мультимедиа-ПК. // Домашний Компьютер, 1'99. С. 33-38

3. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ - Санкт-Петербург, 2000. - 86 с.

4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: монография. Волгоград: Перемена, 1994. - 152с.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ

Ниёзалиева М.Х.

В работе рассматривается эффективность применения мультимедиа презентации, информационные технологии как метод обучения в педагогической практике - решение проблемы активизации учебной деятельности в вузах.

Ключевые слова: мультимедиа, презентация, информационные технологии, принцип, мотивация, метод.

EFFECTIVENESS OF USE OF MULTIMEDIA PRESENTATIONS

Nieazalieva M. Kh.

The effectiveness of use of multimedia presentations, information technology as a teaching method in teaching practice, and decision of problems regarding the intensify training activities in universities are reviwed in the article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: multimedia presentation, information technology, the principle motivation method.

Сведения об авторе: Ниёзалиева Муборак Хамзаалиевна - старший преподователь кафедры информатики и вычислительной математики Худжандского государственного университета имени академика Бабаджана Гафурова, тел.: (+992)92 7537284, e-mail: myborak68@mail.ru

Information about the author: Niezalieva Mubarak Hamzaalievna, senior lecturer, Department of Computer Science and Computing Mathematics, Khujand State University named after academician Bobojon Gafurov. Tel.: (+992) 92 7537284. e-mail: myborak68@mail.ru

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Раджабова С. Дж.

Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова

Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, развывшийся в западном мире, особенно среди англосаксов, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом этого плюрализма, а с другой - условием его дальнейшего развития.

Методами формирования толерантной культуры будущего учителя информатики называют пути взаимосвязанной деятельности педагога и студентов, направленной на достижение целей воспитания. Опыт показывает, что взаимодействие преподавателя со студентами может осуществляться по- разному, в частности, путём:

- непосредственного влияния на студентов (убеждение, нравоучение, требование, приказ, угроза, наказание, поощрение, личный пример, авторитет, просьба, совет);

- создания специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые побуждают студента изменить собственное отношение к чему- либо, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

- использования общественного мнения (рефератной для студента группы, студенческого, профессионального), а также мнения значимого для него человека;

- совместной деятельности преподавателя и студента (через общение и труд);

- обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта, осуществляемых в кругу семьи, в процессе межличностного или профессионального общения;

- погружения в мир народных традиций и фольклорного творчества, чтения художественной литературы.

Многообразие форм взаимодействия преподавателей и студентов в процессе формирования толерантной культуры будущего учителя информатики обусловливает многообразие методов воспитания и сложность их классификации. В процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.