Научная статья на тему 'Состав и структура мультимедийных компетенций педагога'

Состав и структура мультимедийных компетенций педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЛЬТИМЕДИАКОНТЕНТА / СТАНДАРТНЫЙ / СТАБИЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙСЯ УРОВЕНЬ / АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ / УСТОЙЧИВО-РАЗВИВАЮЩИЙСЯ УРОВЕНЬ / КРЕАТИВНЫЙ / ИННОВАЦИОННО-САМОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ УРОВЕНЬ / STRUCTURAL ELEMENTS OF MULTIMEDIA CONTENT / STANDARD / STABLE-DEVELOPING LEVEL / ALGORITHMIC / SUSTAINABLE LEVEL / CREATIVE / INNOVATIVE-SELF-DEVELOPING LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саукова Наталья Михайловна

Автором предложен паспорт мультимедийных компетенций для будущей профессиональной деятельности педагога. В качестве основной составляющей в профессиональной подготовке будущих педагогов должно стать формирование способности к самостоятельному освоению цифровых инструментов, которые позволяют использовать общепризнанные мультимедийные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of multimedia competences of a teacher

The author proposes a passport of multimedia competences necessary for the future professionally oriented activities of a future teacher. The formation of the ability to self-master the digital tools that allow to use universally recognized multimedia technologies should become the main component in professional training of future teachers.

Текст научной работы на тему «Состав и структура мультимедийных компетенций педагога»

1УДК 378 ББК 74.48

СОСТАВ И СТРУКТУРА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА

Н. М. Саукова

Аннотация. Автором предложен паспорт мультимедийных компетенций для будущей профессиональной деятельности педагога. В качестве основной составляющей в профессиональной подготовке будущих педагогов должно стать формирование способности к самостоятельному освоению цифровых инструментов, которые позволяют использовать общепризнанные мультимедийные технологии.

Ключевые слова: структурные элементы мультимедиаконтента, стандартный, стабильно-развивающийся уровень, алгоритмический, устойчиво-развивающийся уровень, креативный, инновационно-саморазвивающийся уровень.

STRUCTURE OF MULTIMEDIA COMPETENCES OF A TEACHER N. M. Saukova

Abstract. The author proposes a passport of multimedia competences necessary for the future professionally oriented activities of a future teacher. The formation of the ability to self-master the digital tools that allow to use universally recognized multimedia technologies should become the main component in professional training of future teachers.

Keywords: structural elements of multimedia content, standard, stable-developing level, algorithmic, sustainable level, creative, innovative-self-developing level.

Упоминание о мультимедийных компетенциях в том или ином контексте встречается в работах многих исследователей (Л. Г. Паршина, И. Н. Попова, А. В. Федоров, К. Э. Безукладников, Б. А. Крузе) [1-4].

Развивая идеи А. В. Федорова, К. Э. Безук-ладникова и Б. А. Крузе, вводят понятие мультимедийной компетентности учителя Международного бакалавриата, под которой понимают «комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективной разносторонней деятельности в сфере образования посредством мультимедиа» [4]. Исследователи выделяют следующие компоненты:

• готовности - мотивационный и эмоционально-волевой, установочно-поведенческий, перцептивный и креативный, интерпретационный/оценочный;

• способности - информационный (знания), методический (умения), практико-опера-ционный (деятельностный) (умения, навыки), контактный (опыт).

Представления готовности и способности в контексте компетентностного подхода требуют некоторого уточнения. Автор использует следующие определения.

Способность обучающегося - это возможность успешно выполнять требуемые операции,

действия по созданию новых способов учения и обучения, используя мультимедиатехнологии.

В соответствии с классификацией Н. В. Кузьминой «проективная способность» включает в себя гностические (накопление информации об учениках, проектировочные способность представить конечный результат в заданиях, задачах на весь период обучения), конструктивные - создание творческой атмосферы совместного сотрудничества, коммуникативные (установление контакта, педагогически целесообразных отношений) [5].

Готовность студента к определенному виду деятельности включает в себя мотивацию и способности - «замотивированную способность».

Автор предлагает выделять в составе муль-тимедиакомпетенций несколько составляющих, которые не противоречат составу медиа-и мультимедийной компетентности, предложенному А. В. Федоровым, К. Э. Безукладнико-вым и Б. А. Крузе:

• способность педагога производить отбор средств мультимедиатехнологий, учитывающих специфику сферы профессиональной деятельности и решаемой задачи, - информационный и практико-операционный компоненты;

• готовность осваивать постоянно обновляющиеся средства мультимедиатехнологий и обоснованно применять их для оформления результатов профессиональной деятельности (от разработки авторских образовательных программ до создания учебно-методических комплексов дисциплин) - мотивационный и интерпретационный компоненты;

• готовность создавать в современных программных средах электронные ресурсы различной степени сложности (перцептивный и креативный компоненты);

• способность осуществлять поддержку творческой информационной деятельности, в том числе при применении нестандартных подходов к выполнению творческих проектов (методический компонент).

При отборе содержания выделенных нами мультимедийных компетенций мы будем придерживаться следующих понятий, приведенных в работе А. В. Осина [6].

Структурные элементы мультимедиакон-тента (табл. 1).

Таблица 1

Медиаэлемент Текст, фото, рисунок, звук, видео, 2D-анимация

Медиакомби-нация Видео + звук + графика, стереофонический звук

Мультимедиа-композиция Гармоническое сочетание медиаэлементов, несущее смысловую нагрузку

Мультимедиа-сцена Адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира

Медиаэлементы - это элементарные составляющие, «кирпичи» или «атомы», объединение которых и дает мультимедиа. Разделяют две группы медиаэлементов: статические и динамические. К первой группе относятся: текст (символьная информация), фото (реалистический визуальный ряд), рисунок (синтезированный визуальный ряд). К группе динамических (зависящих от времени) медиаэлементов относятся: звук (звуковой ряд), видео (реалистический визуальный ряд), анимация (2Э-динами-ческий синтезированный визуальный ряд).

Медиакомбинация - это синхронизированная совокупность одинаковых или разных динамических медиаэлементов, размещаемых в одном компьютерном файле.

Объединение медиаэлементов и/или меди-акомбинаций для одновременного воспроизведения определяется как мультимедиаком-позиция.

Под интерактивным понимается электронный контент, в котором возможны операции с его элементами: манипуляции с объектами, вмешательство в процессы.

Педагогический дизайн - приведенное в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов [7].

Для представления информации о компетенции мы разработали паспорт компетенций, который включает в себя:

1) определение компетенции;

2) содержательную структуру компетенции, в соответствии с ФГОС ВО;

3) информацию об уровнях сформирован-ности компетенции у обучающихся с описанием основных показателей каждого из уровней.

Согласно компетентностному подходу, в структуре компетенции перечисляются результаты обучения, которые должен продемонстрировать студент для подтверждения сфор-

мированности компетенции. Существуют разные подходы к оценке результатов обучения. В Европейских квалификационных рамках (EQF) определены 8 уровней результатов обучения. Каждый из этих 8 уровней определен рядом описаний, указывающих результаты обучения, относящиеся к квалификациям на соответствующем уровне в любой квалификационной системе [8]. Согласно проекту TUNING, компетенция включает:

• «знание и понимание» (знание академической области, способность знать и понимать);

• «знание как действовать» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации);

• «знание как быть» (ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими в социальном контексте).

Результаты обучения планируются при этом по следующим группам: знание и понимание (группа А), интеллектуальные навыки (группа В), практические навыки (группа С), переносимые навыки (группа Д).

По таксономии Б. Блума, выделяются составляющие результатов обучения в трех сферах:

• когнитивной (знание, понимание, применение, анализ, синтез);

• аффективной, ценностно-эмоциональной (восприятие, реагирование, ценностные ориентации, организация);

• психомоторной (имитация, управление, точность, сочленение, натурализация) [9].

В оценке результатов образования далее мы будем следовать подходу, принятому в ФГОС ВПО-3: знать, уметь, владеть.

Для составления паспорта компетенций необходимо определиться, как следует не только оценивать полученные знания, умения, навыки индивида, но и охарактеризовать полученные результаты в его теоретико-практической деятельности.

В настоящее время выделяют различные варианты оценки компетентности студентов: формативную и суммативную: «...формативная оценка проводится с целью определения успешности усвоения материала и овладения умениями и навыками, выработке рекомендаций студенту для предупреждения дальнейших проблем в обучении. Данный вид оценки, как правило, содержит небольшие короткие

упражнения и задания, результаты выполнения которых обсуждаются с учащимися. В отличие от формативного оценивания, суммативная оценка позволяет определить, насколько эффективно функционирует конечный продукт по завершении изучения определенной темы. Суммативное оценивание может быть представлено в различных формах: тест, эссе, презентация, проект, в ходе выполнения которых можно было бы проследить сформированность способности применения уже полученных ранее знаний» [10].

Исследователи В. А. Алексеенко и В. А. Ли-пов в своей работе по использованию компьютерных средств тестирования в учебном процессе вуза предложили следующую оценочную шкалу.

Оценку «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший твердые знания предмета, усвоивший рекомендуемую литературу, четко ориентирующийся в проблемных вопросах предмета, но допускающий незначительные неточности при ответе на экзаменах.

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, показавшему знание основного учебно-программного материала, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомому с рекомендованной литературой, но допускающему при ответе на экзамене существенные неточности.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту (в ведомость), если он не усвоил хотя бы отдельных существенных вопросов учебной программы [11, с. 40].

Приведем паспорта выделенных нами четырех мультимедийных (ключевых) компетенций, которые были успешно апробированы и введены в образовательный процесс высших учебных заведениях страны (Москва, Великий Новгород, Санкт-Петербург и др.) (табл. 2, 3, 4, 5).

Таким образом, наши исследования показали, что разработка, успешная апробация и введение в обучение студентов авторской системы образовательно-уровневых ступеней (учитывающих результаты непрерывной балль-но-рейтинговой аттестации каждого студента) позволил вывести обучающихся как на алгоритмический, устойчиво-развивающийся, так и на инновационно-саморазвивающийся, креативный уровни компетентности.

О) О)

Паспорт компетенции «Способен производить отбор средств мультимедиатехнологий, учитывающих специфику сферы профессиональной деятельности и решаемой задачи»

со

0 го

т =1 сг

1 !Г т

>

I

>

т

Ь

>

_с т

О

7ч >

Уровни

Показатели

Оценочная шкала в балльно-рейтинговой системе оценок

10-50°ь (удовлетворительно)

55-75°о (хорошо)

80-100°ь (отлично)

■с

I

0) и о а >1

=в к

2 я г х г г? 03

а о

к

■с -

В ю

03

=в"

а

03

4 в

03

н

О

Знание:

- сущности понятий «мультимедиа», «средства мультимедиа»;

- компонентов мультимедиа: текст, графика, звук, впдео, анимация;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- основных форматов текстовой, графической, звуковой, видеоинформации п анп-мацпп;

- основных возможностей программ обработки графики, звука, впдео, анпмацпп;

- основных возможностей программ презентационной графики

Испытывает трудности в определении понятий «мультимедиа», «средства мультимедиа». Называет отдельные компоненты мультимедиа.

Имеет фрагментарное представление о форматах мультимедийной информации.

Испытывает затруднения в характеристике возможностей программ обработки компонентов мультимедиа.

Имеет слабое представление о программах презентационной графики

Допускает незначительные ошибки в определении понятий «мультимедиа», «средства мультимедиа». Называет все компоненты мультимедиа.

Допускает неточности в определении форматов мультпмедпапнфор-мацпп.

Дает характеристику базовых возможностей программ обработки мультпмедпакомпонентов. Называет п характеризует базовые возможности программ презентационной графики

Демонстрирует четкое определение понятий «мультимедиа», «средства мультимедиа».

Четко определяет п характеризует все компоненты мультимедиа. Имеет целостное представление об основных форматах мультпмедпапн-формацпп.

Называет основные возможности п направления использования программ обработки мультпмедпакомпонентов .

Характеризует п выделяет отличительные признаки программ презентационной графики

Умение:

- выделять компоненты мультимедиа;

- попользовать одну п.з программ обработки отдельных компонентов мультимедиа: графики, звука, впдео, анпмацпп;

- попользовать средства мультимедиа: ме-дпапроектор, сканер, цифровой фотоаппарат, видеокамеру;

- записывать мультпмедпапнформацпю на различных носителях

Выделяет отдельные компоненты мультимедиа в информационном объекте.

Затрудняется в использовании отдельных программ обработки мультимедиа.

Затрудняется в использовании отдельных средств мультимедиа. Демонстрирует умение записывать информацию только на отдельные носители

Выделяет все компоненты мультимедиа в предложенном информационном объекте.

Допускает несущественные ошибки в использовании отдельных программ обработки мультимедиа. Демонстрирует умение записывать информацию на большинство носителей

Способен выделить компоненты мультимедиа п.з любого информационного объекта.

Демонстрирует умение попользовать основные возможности программ обработки графики, звука, впдео, анпмацпп.

Способен оценить информационный объем п записать мультпмедпапнформацпю на любые носители

Владеть:

- методами отбора средств мультимедиа-технологий для решения конкретной учеб-ной .задачи_

Демонстрирует малоэффективную деятельность по отбору средств мультимедиа для решения учебной задачи_

Хорошо справляется с конкретными учебными задачами репродуктивного характера

Способен к нестандартному решению конкретной учебной задачи продуктивным методом

Б

0 ь

01

о К

У =В

^ В &

2

=в в

В 03 о н

Знание:

- сущности понятий «гипермедиа», «мультимедийный ресурс»;

- компонентов гипермедиа: гипертекст, мультпмедпакомпоненты;

- основные форматы хранения гппермедп-апнформацпп в Интернет;

- методы поиска гипермедиа- п мультпме-дпапнформацпп в Интернет: поисковые системы, каталога, метапопсковые системы, социальные сети, файловые архив п т. д.;

Демонстрирует поверхностные знания понятий «гипермедиа», «мультимедийный ресурс». Затрудняется в выделении компонентов гипермедиа. Имеет фрагментарное представление о форматах хранения гпперме-дпапнформацпп в Интернет. Знает один п.з методов поиска гипермедиа- п мультпмедпапнформацпп в Интернет.

Допускает неточности в определении понятий «гипермедиа», «мультимедийный ресурс». Допускает незначительные ошибки в выделении компонентов гипермедиа. Демонстрирует знание основных форматов хранения гппермедпапн-формацпп в Интернет. Знает несколько методов поиска гипермедиа- п мультпмедпапнформацпп в Интернет.

Демонстрирует целостную систему •знаний понятий «гипермедиа», «мультимедийный ресурс». Выделяет п характеризует компоненты гипермедиа.

Имеет целостное представление об основных форматах хранения гппер-медпапнформацпп в Интернет. Демонстрирует целостную систему •знаний методов поиска гипермедиа- п мультпмедпапнформацпп в Интернет.

св

Б

0 ь

01

■С

I

0) и о а >1

=н к

2 я г х г г? 03

а

о ^

X

у

=Н с

=Н В

0) У X

Е

В а

3

- дидактические возможности мультимедиа;

- методические приемы II способы использования мультимедиа п гипермедиа в про-фесспонально-орпентпрованноп деятельности

Умение:

- выделять компоненты гипермедиа;

- находить п размещать мультимедиа- п гппермедпапнформацпю в Интернет;

- производить отбор профессионально ориентированных мультпмедпаресурсов по предложенным критериям

Владеть:

- методами отбора средств мультимедиа для использования в професспонально-орпентпров аннон деятельности по предло-женным критериям_

Демонстрирует поверхностные знания дидактических возможностей мультимедиа.

Имеет фрагментарное представление о методических приемах п способах использования мультимедиа п гипермедиа в професспонально-орпентпрованноп деятельности

Допускает ошибки при выделении компонентов гипермедиа в представленном мультпмедпафрагменте. Способен наптп мультпмедпапнфор-мацпю в Интернет, но испытывает затруднения при ее размещении. Затрудняется в отборе професспо-н ально-орпентпров энных мультпмедпаресурсов по предложенным критериям

Не в полной мере владеет методами отбора средств мультимедиа для использования в професспонально-орпентпрованной деятельности

Выделяет большинство дидактических возможностей мультимедиа. Способен охарактеризовать отдельные методические приемы п способы использования мультимедиа п гипермедиа в професспонально-орпен-тпрованной деятельности

Допускает неточности при выделении компонентов гипермедиа в представленном мультпмедпафрагменте. Демонстрирует умение находить п размещать в Интернет отдельные компоненты мультимедиа (например, фото, текст, аудио). Затрудняется в обосновании в отбора профессионально-ориентированных мультпмедпаресурсов по предложенным критериям

Испытывает незначительные трудности в использовании методов отбора средств мультимедиа для профессией ально-орпентпрованн ой деятельности

Выделяет п характеризует дидактические возможности мультимедиа. Демонстрирует целостную систему знаний методических приемов п способов использования мультимедиа п гипермедиа в професспонально-орп-ентпрованной деятельности

Способен выделить компоненты гипермедиа в представленном мультп-медп афр агменте.

Демонстрирует умения находить п размещать мультимедиа- п гппермедпапнформацпю в Интернет. Производит п обосновывает отбор профессионально-ориентированных мультпмедпаресурсов по предложенным критериям

Демонстрирует владение методами отбора средств мультимедиа для использования в професспонально-орп-ентпрованной деятельности

О

СП

со

0 го

т =1 сг

1

т

>

I

>

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>

_с т

О

=н к

2 я г

X

г

г? 03

а о

О) ■Ч

I I

о В В я и

0

1 I X

=н ■с

I

г

X

03 0) а К

Знание:

- понятия «мультпмедпаграмотносгь», «муль-тпмедпакультура»;

- понимание ролл мультимедиа в современном информационно-образовательном пространстве

Имеет поверхностные представления о понятия «мультпмедпагра-мотн ость », « мультпмедп аку льтур а». Недооценивает роль мультимедиа в современном информационно-образовательном пространстве

Допускает неточности в формулировке понятий «мультпмедпаграмотносгь», «мультпмедпакультура». Осознает важность мультимедиа в современном информационно-образовательном пространстве, но приводит недостаточно аргументов в обоснование

Грамотно формулггрует понятия « му льтпмедп агр амотн ость », « му льтп -медпакультура».

Понимает роль мультимедиа в современном информационно-образовательном пространстве п отстаивает свою точку зрения

Умение:

- формировать критерии отбора мультимедиа* п гппермедпаресурсов для использования в професспонально-орпентпрован-ной деятельности;

- формировать критерии отбора мультпме-дпасредств для решения профессггональ-но-орпентпрованной задачи

Испытывает затруднения в формировании критериев отбора мультимедиа* п гппермедпаресурсов для использования в професспонально-орпентпрованной деятельности

Формирует критерии отбора мультимедиа* п гппермедпаресурсов для использования в професспонально-орпентпрованной деятельности, но недостаточно пх обосновывает

Грамотно формирует п обосновывает критерии отбора мультимедиа- п гппермедпаресурсов для использования в професспонально-орпентпро-ванной деятельности

Способен производить отбор средств муль-тпмедпатехнологпй, учитывающих специфику сферы профессиональной деятельности и решаемой задачи

Способен производить частичный отбор средств мультпмедпатехноло-гпп, учитывающих специфику сферы профессиональной деятельности и решаемой задачи

Способен производить отбор средств му льтпмедп атехн о логпй, учптыв аю -гцпх специфику сферы профессиональной деятельности п решаемой задачи, но недостаточно аргументирует свой выбор

Способен производить п аргументировать отбор средств мультимедиа-технологий, учитывающих специфику сферы профессиональной деятельности п решаемой задачи

О) со

Паспорт компетенции «Готовность создавать в современных программных средах электронные ресурсы

различной степени сложности»

со

0

го *

m =1 сг

1 !Г m

>

I

>

m

Ь

>

_с m

О

7ч >

Уровни

Показатели

Оценочная шкала в балльно-рейтинговой системе оценок

10-50°ь (удовлетворительно)

55-75°о (хорошо)

80-100°ь (отлично)

л

I

X И о а

>1

о р

а оз

03 д

4 В В и

оз го

О

03

а о

в

■с -

в

VD 03 h

Знание:

- сущности понятий «мультпме-дпакомбпнацпя»;

- способов создания мультпмедп-апрезентацпй;

- способов создания презентаций для интерактивной доски

Затрудняется в определении понятия « мультпмедп ак омбпн ацпя». Имеет поверхностные знания способов создания мультпмедпапрезента-цпй п презентаций для интерактивной доски

Допускает неточности в определении понятия «мультпмедпакомбпнацпя». Демонстрирует знание основных способов создания мультпмедпапрезента-цпй п презентаций для интерактивной доскп

Демонстрирует целостное представление о понятии «мультпмедпакомбпнацпя».

Демонстрирует глубокие знания способов создания мультпмедпапрезен-тацпй п презентаций для пнтерактивной доскп

Умение:

- создавать мультпмедпакомбп-нацпю п.з различных мультпме-дпакомпонентов;

- встраивать мультпмедпакомпо-ненты в программу презентационной графики;

- создавать гипертекстовые ресурсы

Испытывает затруднения в объединении различных мультпмедпакомпо-нентов в мультпмедпакомбпнацпю. Демонстрирует умения встраивать мультпмедпаобъекты в презентацию, но испытывает затруднения в пх настройке.

Испытывает затруднения в создании гипертекстовых ресурсов

Демонстрирует умения создавать мультпмедпакомбпнацпю в одной п.з сред мультимедиа.

Демонстрирует умения встраивать п настраивать мультпмедпаобъекты в одну п.з программ презентационной графики (например, PowerPoint). Демонстрирует умение создавать вебстраницы, но затрудняется в создании веб-сайтов по заданному шаблону

Демонстрирует умения создавать мультпмедпакомбпнацпю в различных средах мультимедиа. Грамотно встраивает п настраивает мультпмедпаобъекты в различных программах презентационной графики.

Демонстрирует умение создавать вебсайты по готовому шаблону

Стремление к самостоятельному приобретению знаний п совершенствованию умений в области мультимедиа_

Слабая мотивация к самостоятельному приобретению знаний п совершенствованию умений в области мультимедиа_

Устойчивая мотивация к самостоятельному приобретению знаний п совершенствованию умений в области мультимедиа_

Проявляет активное стремление к самостоятельному приобретению знаний п совершенствованию умений в области мультимедиа_

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 ь

01

=В В

2

о оз ф и

у

В

Ё 03

В ^ а о о и

-4 в

< =в

о

Знание:

- сущности понятий «педагогический дизайн», «мультпмедпасце-н арпй», « му льтпмедп ак омпоап -ция»;

- принципов создания лпнейной п нелинейной (интерактивной) му льтпмедп акомпо.зпцпп;

- основ педагогического дп.зайна п проектирования мультимедийного урока

Допускает ошибки в определении сущности понятий «педагогический дизайн», «мультпмедпасценарпй», « му льтпмедп ак омпозпцпя». Демонстрирует знания принципов создания только лпнейной композиции.

Имеет слабое представление о педагогическом дп.зайне

Допускает неточности в определении сущности понятий «педагогический дизайн», «мультпмедпасценарпй», «мультпмедпакомпозпцпя». Допускает ошибки в описании принципов создания лпнейной п нелинейной композиции.

Имеет представление о педагогическом дп.зайне, но затрудняется в основах проектирования мультимедийного урока

Демонстрирует целостную систему •знаний понятий «педагогический дизайн», « му льтпмедп асцен арпй», «мультпмедпакомпозпцпя). Демонстрирует целостное представление о принципах создания лпнейной п нелинейной композиции. Демонстрирует глубокие знания о педагогическом дп.зайне п принципах проектирования мультимедийного урока

Умение:

- составлять педагогический сценарий с использованием мультимедиа п гипермедиа;

- создавать линейные п нелинейные мультпмедпакомпозпцпп в средах мультимедиа

Допускает серьезные ошибки в составлении педагогического сценария с использованием мультимедиа п гипермедиа.

Демонстрирует умение создавать линейную композиция в одной п.з сред мультимедиа

Составляет педагогический сценарий мультпмедпаурока по инструкции преподавателя.

Демонстрирует умение создавать линейную п нелинейную композицию в одной п.з сред мультимедиа под руководством преподавателя

Проявляет творческое начало в составлении педагогического сценария мультпмедпаурока. Способен самостоятельно создавать линейную п нелинейную мультпме-дпакомпо.зпцпю в одной п.з сред мультимедиа

со

Б

0 ь

01

и о

I =н а

М ы ы НИР

»5«

ф о

3

§ «

РР Д

в :в

и В

§ &

>> а

Стремление к самостоятельному приобретению .знаний п совер-шенствованпю уменпй в областп мультимедиа с целью развития собственной профессиональной компетентности

Отсутствует стремление к самостоятельному приобретению знаний п со-вершенствованпю уменпй в областп мультимедиа с целью развития собственной профессиональной компетентности

Преобладают мотивы, не связанные с будущей професспонально-орпентпро-ванной деятельностью в стремлении к самостоятельному приобретению знаний п совершенствованию уменпй в областп мультимедиа_

Стремится к самостоятельному приобретению знаний п совершенствованию умений в области мультимедиа с целью развития собственной профессиональной компетентности

=В В

2 я г

X

г

г? 03

а

г г

о В В я и

0

1 I X

=в" ■с

I

г

03 0) а К

Знание:

- понятия «интерактивный мультимедийный контент»;

- приемов п способов организации пнтерактивности в мультимедийном контенте

Затрудняется в определении понятия «пнтер активный мультимедийный контент».

Имеет слабое представление о приемах п способах организации пнтер активности в мультимедийном контенте

Допускает неточности в определении понятия «интерактивный мультимедийный контент».

Допускает незначительные ошибки в описании приемов п способов организации пнтер активности в мультимедийном контенте

Демонстрирует целостное представление в определении понятия «интерактивный мультимедийный контент».

Демонстрирует целостную систему знаний о приемах п способах организации пнтер активности в мультимедийном контенте

Умение:

- выбирать программные средства п среды для создания электронных образовательных ресурсов по педагогическому сценарию ;

- создавать интерактивные муль-тпмедпаресурсы

Демонстрирует умение подобрать средства п среды мультимедиа по заданному педагогическому сценарию, но затрудняется в п обосновании своего выбора.

Демонстрирует умение создавать интерактивные мультпмедпаресурсы по инструкции преподавателя

Способен обоснованно отобрать средства п среды мультимедиа по заданному педагогическому сценарию. Демонстрирует умение создавать интерактивные мультпмедпаресурсы в одной пз мультпмедпасред

Способен предложить авторский педагогический сценарий п обоснованно отобрать средства п среды мультимедиа.

Демонстрирует умение создавать авторские интерактивные мультпмедпаресурсы в различных мультпме-дпасредах

Стремление к самостоятельному приобретению знаний п совершенствованию уменпй в областп мультимедиа с целью развития собственной профессиональной педагогической компетентности

Проявляет недостаточное стремление к самостоятельному приобретению знаний п совершенствованию уменпй в областп мультимедиа с целью развития собственной профессиональной педагогической компетентности

Проявляет стремление к самостоятельному приобретению знаний п совершенствованию уменпй в областп мультимедиа, но слабая профессионально-ориентированная мотивация

Проявляет ярко выраженное стремление к самостоятельному приобретению знаний п совершенствованию уменпй в областп мультимедиа с целью развития собственной профессиональной педагогической компетентности

О

СП

со

0 го

т =1 сг

1

т

>

I

>

т

>

_с т

О

О) со

■ч о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Паспорт компетенции «Готовность осваивать постоянно обновляющиеся средства мультимедиатехнологий и обоснованно применять их для оформления результатов профессиональной деятельности (от разработки авторских образовательных

программ до создания учебно-методических комплексов дисциплин)»

со

0 го

т =1 сг

1 !Г т

>

I

>

т

Ь

>

_с т

О

7ч >

Уровни

Показатели

Оценочная шкала в балльно-рейтинговой системе оценок

10-50°ь (удовлетворительно)

55-75°о (хорошо)

80-100°ь (отлично)

=Н К

2

я £

X £

г? 03

а

0

к

■с -

В ю

03

=Н ■с

1

а

03

4 В

03 Н

О

Знание:

- принципов применения средств мультимедиа в учебных целях;

- тппов заданий для компьютерного тестирования знаний;

- одной пз систем компьютерного тестирования знаний

Имеет слабое представленпе о принципах применения средств мультимедиа в учебных целях.

Называет п характеризует отдельные типы заданий для компьютерного тестирования знаний.

Имеет слабое представление о возможностях одной пз систем компьютерного тестирования знаний

Недостаточно аргументированно обосновывает принципы применения средств мультимедиа в учебных целях.

Допускает незначительные ошибки в характеристике видов заданий для компьютерного тестирования знаний.

Допускает неточности в описании возможностей одной пз систем компьютерного тестирования знаний

Демонстрирует целостную систему знаний принципов применения средств мультимедиа в учебных целях. Называет п характеризует все тппы заданий для компьютерного тестирования знаний.

Демонстрирует глубокие знания одной пз систем компьютерного тестирования •знаний

Умение:

- разрабатывать урок с использованием средств мультимедиа;

- создавать компьютерный тест с мультимедийным контентом

Необоснованное использование средств мультимедиа при разработке урока. Демонстрирует умение создавать компьютерный тест с отдельными мультп-медпаобъектамп пз одного-двух тппов •заданий

При разработке мультимедийного урока использует только один пз подходов: иллюстративный, схематический, интерактивный п т. д. Демонстрирует умение создавать компьютерный тест с отдельными мультпмедпаобъектамп пз различных тппов заданий

Использует разные подходы при разработке мультимедийного урока. Создает компьютерный тест с различным мультпмедпаконтентом, используя все тппы заданий

Стремление к попеку мультпмедпаре-сурсов для образовательного процесса

Отсутствует стремление к попеку новых мультпмедпаресурсов для образовательного процесса

Стремление к попеку новых мультпмедпаресурсов ноепт слабо выраженный професспонально-орп-ентнрованный характер_

Демонстрирует стремление к попеку мультпмедпаресурсов для образовательного процесса

Б

0 ь

01

£ X

у

В

£ я ^ к

Знание:

- методики применения различных средств мультимедиа в учебных целях;

- правил разработки заданий п упражнений для компьютерного тестирования;

- возможностей различных систем компьютерного тестирования знаний: МуТеэ!, Но1Ро1а1ое8, АСТ-тест п т. д.

Имеет слабое представ ленпе о методике применения мультимедиа на уроке, попользует мультимедиа в учебных целях на интуитивном уровне. Имеет поверхностные знания о правилах разработки заданий п упражнений для компьютерного тестирования. Описывает возможности одной пз систем компьютерного тестирования знаний

Частично характеризует компоненты методической системы применения отдельных средств мультимедиа в учебных целях. Допускает неточности в описании правил разработки заданий п упражнений для компьютерного тестирования.

Описывает возможности различных систем компьютерного тестирования знаний, но неспособен провести пх сравнительный анализ

Дает полную характеристику компонентов методической системы применения средств мультимедиа в учебных целях.

Имеет целостную систему знаний правил разработки заданий п упражнений для компьютерного тестирования. Приводит п обосновывает сравнительный аналп.з возможностей различных систем компьютерного тестирования •знаний

со

Б

0 ь

01

о г

X

у

В

Умение:

- разрабатывать методику использования средств мультимедиа в учебных целях под руководством преподавателя;

- составлять педагогический сценарий компьютерного тестирования с мультимедийным контентом п реалп-зовывать его в различных средах

Стремление к освоению постоянно обновляющихся средств мультимедиа

Демонстрирует умение разработки методики использования средств мультимедиа в учебных целях только по подготовленной инструкции. Допускает ошибки в составлении п реализации педагогического сценария компьютерного тестирования с мультимедийным контентом

Отсутствие стремления к освоению постоянно обновляющихся средств мультимедиа

Демонстрирует умение разработки методики использования средств мультимедиа в учебных целях по аналогу.

Способен составить п реализовать педагогический сценарий компьютерного тестирования с мультимедийным контентом по аналогу

Недостаточно выраженное стремление к освоению постоянно обновляющихся средств мультимедиа

Проявляет элементы творчества при разработке методики использования средств мультимедиа в учебных целях. Способен самостоятельно составить п реализовать авторский педагогический сценарий компьютерного тестирования с мультимедийным контентом

Проявляет активное стремление к освоению постоянно обновляющихся средств мультимедиа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

=Н К

2 я г

X

г

г? 03

а

г

к

о В

в

я и

0

1 I X

=н ■с

I

г

а К

Знание:

- принципов разработки дидактической системы, ориентированной на использование средств мультимедиа;

- специфики разработки педагогических контрольно-измерительных материалов для компьютерного тестирования;

- различных дистанционных систем компьютерного тестирования знаний

Имеет поверхностное представление о принципах разработки дидактической системы, ориентированной на использование средств мультимедиа. Слабо ориентируется в специфике разработки педагогических контрольно-пз-мерптельных материалов для компьютерного тестирования

Выделяет п характеризует отдельные компоненты дидактической системы, ориентированной на использование средств мультимедиа.

Имеет представление о специфике разработки педагогических кон-трольно-п.змерптельных материалов для компьютерного тестирования, но допускает неточности в описании его форм

Имеет целостное представление о дидактической системе, ориентированной на использование средств мультимедиа, выделяет ее преимущества п недостатки по сравнению с традиционной. Демонстрирует целостные знания о специфике разработки педагогических контрольно-измерительных материалов для компьютерного тестирования

Умение:

- самостоятельно разрабатывать методику использования средств мультимедиа в учебных целях;

- оптимально выбирать программные среды для автоматизированного контроля знаний по педагогическому сценарию;

- организовывать компьютерное тестирование, в том числе дистанционно

Способен разработать методику использования средств мультимедиа в учебных целях по аналогу. Интуитивно плп случайно осуществляет выбор программных сред для автоматизированного контроля знаний по педагогическому сценарию. Испытывает затруднения в организации дистанционного компьютерного тестирования

Использует элементы творчества в разработке методики использования средств мультимедиа в учебных целях.

Затрудняется в обосновании критериев выбора программных сред для автоматизированного контроля знаний по педагогическому сценарию.

Демонстрирует умение организовать компьютерное тестирование, в том числе дистанционно, но испытывает трудности в централизованной обработки его результатов

Использует креативный творческий подход в разработке методики использования средств мультимедиа в учебных целях.

Выбирает п обосновывает программные среды для автоматизированного контроля знаний по педагогическому сценарию.

Способен организовывать п произвести статистическую обработку результатов компьютерного тестирования, в том числе дистанционного

Стремление к професспонально-орп-ентпрованной мультимедиа образовательной деятельности

Слабо выраженное стремление к профессионально-ориентированной мультимедиа образовательной деятельности

Ярко выраженные мотивы к профессионально-ориентированной мультимедиа образовательной деятельности

Постоянное п активное стремление к профессионально-ориентированной мультимедиа образовательной деятельности

О

СП

со

0 го

т =1 сг

1

т

>

I

>

т

>

_с т

О

■ч ю

Паспорт компетенции «Способность осуществлять поддержку творческой информационной деятельности, в том числе при применении нестандартных подходов к выполнению творческих проектов»

Уровни Показатели Оценочная шкала в балльно-рейтинговой системе оценок

10-50°ь (удовлетворительно) 55-75°о (хорошо) 80-100°ь (отлично)

Стандартный, стабпль-но-развпвающпйся Знание: - этапов разработки мультимедиа-проектов Имеет расплывчатое представление об этапах разработки мультпмедпапроектов Выделяет этапы разработки мультпмедпапроектов Выделяет п характеризует этапы разработки мультпмедпапроектов

Умение: - выполнять несложные мультимедийные проекты Выполняет несложные мультимедийные проекты под руководством преподавателя Выполняет несложные мультимедийные проекты по приведенному преподавателем аналогу Самостоятельно выполняет несложные мультимедийные проекты с элементами креативности

Владение методами, средствами п формами использования мультимедиа в образовательной деятельности Недостаточно владеет методами, средства-МП п формами использования мультимедиа в образовательной деятельности Владеет методами, средствами п формами, но способен использовать мультимедиа в образовательной деятельности только в знакомой ситуации Владеет методами, средствами п формами, проявляет творческий интерес к использованию мультимедиа в образовательной деятельности

Алгоритмический, устойчпво-ра.з-впвающпйся Знание: - основ проектной п исследовательской информационной деятельности Имеет поверхностные знания основ проектной информационной деятельности, не проявляет интерес к исследовательской работе вследствие отсутствия знаний Способен выделить п охарактеризовать виды проектной п исследовательской информационной деятельности Демонстрирует знания видов п технологий проектной п исследовательской информационной деятельности

Умение: - осуществлять поддержку творческой информационной деятельности с применением мультимедиа Демонстрирует умение осуществлять поддержку отдельных компонентов информационной педагогической деятельности с применением мультимедиа, но не использует творческое начало Осуществляет поддержку информационной педагогической деятельности с применением мультимедиа, используя элементы творчества Привносит творческий подход к поддержке информационной деятельности с применением мультимедиа

Стремление к творческой информационной деятельности с применением мультпмедпасредств Слабая мотивация к творческой информационной деятельности Демонстрирует стремление к творческой информационной деятельности с применением мультпмедпасредств при слабой творческой инициативности Ярко выраженное стремление к творческой информационной деятельности с применением мультпмедпасредств

Креативный, инновационно -саморазвивающийся Знание: - основ креативной (проективной) педагогики нацеленной на самостоятельный попек путей решения поставленной задачи в процессе обучения Поверхностные знания основ креативной педагогики Демонстрирует знание основных технологий креативной педагогики: проблемное обучение, развивающее обучение, дидактическая инженерия п т.д., но испытывает затруднения в определении места мультимедиа в пх реализации Демонстрирует необходимые знания основ креативной педагогики п определяет место мультимедиа в реализации ее отдельных компонентов

Умение: - применять нестандартные подходы к выполнению творческих мультимедийных проектов Испытывает трудности в нестандартных решениях при работе над мультимедийным проектом Применяет нестандартные подходы в мультимедийных проектах только в знакомой ситуации Демонстрирует творческий, нестандартный подход при выполнении мультимедийных проектов

Проявление творческой гибкости, креативности, развитости воображения, фантазии п т. д. в мультимедиа образовательной профессиональной деятельности Слабо выраженное стремление к креативности в мультимедиа образовательной профессиональной деятельности Стремится к проявлению креативности в мультимедиа образовательной профессиональной деятельности., но не всегда проявляет творческий подход Постоянно применяет творческую гибкость, воображение, фантазию п т. д. в мультимедиа образовательной профессиональной деятельности

со

0 го

т =1 сг

1 !Г т

>

I

>

т

Ь

>

_с т

О

7ч >

Б

0

ь

01

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Паршина Л. Г. Педагогические условия формирования компетенций студентов педвуза в процессе освоения мультимедиа: автореф. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2008.

2. Попова И. Н. Диагностика сформированно-сти информационной компетентности в сфере мультимедиа технологий // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Т. 16. - Одесса: Черноморье, 2009. -С. 72-75.

3. Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании. - 2007. - N° 10. - С. 75108.

4. Безукладников К. Э., Крузе Б. А. Подготовка специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата: метод. пособие. - Пермь, 2008. - 39 с.

5. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность и талант учителя. - Л., 1985.

6. Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. - URL: http:// www.ict.edu.ru/ft/006208/oomms.pdf (дата обращения: 20.03.2018).

7. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн // Информатика. - 2003. - № 30. - С. 1-32.

8. Утверждение европейских квалификационных рамок для обучения на протяжении жизни: рекомендации от 23.04.2008 // Официальный журнал европейского союза 06.05.2008, С. 111/5 (Перевод выполнен Лабораторией НИЛ «Информационно-образовательных технологий» Социологического факультета МГУ). - URL: https://www.socio.msu.ru/documents/ umo/bologne/RECOMMENDATIONS%20 EUR0PEAN%2 0PARLIAMENT%2 0 COUNCIL.doc (дата обращения: 20.03.2018).

9. Азарова Р. Н., Золотарева Н. М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. - М.: Ис-след. центр проблем качества подготовки специалистов, Коорд. совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высш. шк., 2010. - 52 с.

10. Фрышко О. А. Критерии оценки сформированное™ компетенций студентов в поликультурной сфере туризма. - URL: http:// research-journal.org/featured/pedagogy/kriterii-ocenki-sformirovannosti-kompetencij-student ov-v-polikulturnoj-sfere-turizma/ (дата обращения: 20.03.2018).

11. Алексеенко В. А., Липатов В. А. Использование компьютерных средств тестирования в учебном процессе вуза. - М.: Национальный ин-т бизнеса, 2004.

REFERENCES

1. Parshina L. G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kompetentsiy studentov pedvuza v protsesse osvoeniya multimedia. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Saransk, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Popova I. N. Diagnostika sformirovannosti in-formatsionnoy kompetentnosti v sfere multimedia tekhnologiy. In: Sovremennye problemy i puti ikh resheniya v nauke, transports, proiz-vodstve i obrazovanii. Proceedings of International scientific-practical conference. Vol. 16. Odessa: Chernomorye, 2009. Pp. 72-75.

3. Fedorov A. V. Mediakompetentnost lichnosti: ot terminologii k pokazatelyam. Innovatsii v obrazovanii. 2007, No. 10, pp. 75-108.

4. Bezukladnikov K. E., Kruze B. A. Podgotovka spetsialistov dlya raboty s setevym elektronnym professionalnym portfolio uchitelya sistemy Mezhdunarodnogo bakalavriata: metod. poso-bie. Perm, 2008. 39 p.

5. Kuzmina N. V. Sposobnosti, odarennost i talant uchitelya. Leningrad, 1985.

6. Osin A. V. Otkrytye obrazovatelnye modulnye multimedia sistemy. Available at: http://www. ict.edu.ru/ft/006208/oomms.pdf (accessed: 20.03.2018).

7. Uvarov A. Yu. Pedagogicheskiy dizayn. Infor-matika. 2003, No. 30, pp. 1-32.

8. Utverzhdenie evropeyskikh kvalifikatsionnykh ramok dlya obucheniya na protyazhenii zhizni: rekomendatsii ot 23.04.2008. Ofitsialnyy zhur-nal evropeyskogo soyuza 06.05.2008, Pp. 111/5 (Perevod vypolnen Laboratoriey NIL „Infor-matsionno-obrazovatelnykh tekhnologiy" Sotsi-ologicheskogo fakulteta MGU). Available at: https://www.socio.msu.ru/documents/umo/bo-logne/REC0MMENDATI0NS%20EUR0PE-

AN%20PARLIAMENT%20COUNCIL.doc (accessed: 20.03.2018).

9. Azarova R. N., Zolotareva N. M. Razrabotka pasporta kompetentsii: Metodicheskie rekomen-datsii dlya organizatorov proektnykh rabot i professorsko-prepodavatelskikh kollektivov vu-zov. Pervaya redaktsiya. Moscow: Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, Koord. sovet ucheb.-metod. obyedineniy i nauch.-metod. sovetov vyssh. shk., 2010. 52 p.

10. Fryshko O. A. Kriterii otsenki sformirovannosti kompetentsiy studentov v polikulturnoy sfere turizma. Available at: http://research-journal. org/featured/pedagogy/kriterii-ocenki-sformir ovannosti-kompetencij-studentov-v-polikul-turnoj-sfere-turizma/ (accessed: 20.03.2018).

11. Alekseenko V. A., Lipatov V. A. Ispolzovanie kompyuternykh sredstv testirovaniya v ucheb-nom protsesse vuza. Moscow: Natsionalnyy in-t biznesa, 2004.

Саукова Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры информационных технологий в образовании Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Saukova Natalia M., PhD in Education, Associate Professor, Information Technologies in Education Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.