Научная статья на тему 'Мультимедиа как предмет дидактического исследования'

Мультимедиа как предмет дидактического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1892
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / DIDACTIC FUNCTIONS / DIDACTIC PROPERTIES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Наталья Александровна

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «мультимедиа», а также дидактические функции и свойства мультимедиа, которые являются неотъемлемой частью теории и методики обучения иностранным языкам на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia as a subject for didactic research

The article considers different approaches to the definition of «multimedia», as well as didactic functions and properties of multimedia, which are an integral part of the theory and methodology of teaching foreign languages at the present stage.

Текст научной работы на тему «Мультимедиа как предмет дидактического исследования»

научно-методический электронный журнал ART 13527 УДК 372.881.1:004.9

Баранова Н. А. Мультимедиа как предмет дидактического исследования // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 03. - ART 13527. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13527.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Баранова Наталья Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры германской филологии гуманитарного института филиала ФГАОУ ВПО «Северный Арктический федеральный университет им. М. В. Ломоносова», г. Северодвинск готасИка21 @уапЬех.ги

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «мультимедиа», а также дидактические функции и свойства мультимедиа, которые являются неотъемлемой частью теории и методики обучения иностранным языкам на современном этапе.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа, дидактические функции, дидактические свойства.

Одной из приоритетных задач современной школы является её компьютеризация, что предполагает внедрение информационно-коммуникационных технологий, создание электронных образовательных ресурсов, проектирование телекоммуникационных уроков. Использование компьютера в учебном процессе - требование реальности, неизбежность, вызванная информационно-технологической грамотностью современных учащихся. Замена методов и технологий обучения напрямую связана с изменениями форм презентации информации. Информация (в переводе с латинского языка ¡пОгтэ^о - разъяснение, изложение) является одним из ключевых понятий современной науки. Изначально под этим словом понимались «сведения, передаваемые одними людьми другим людям, устным, письменным или другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений» [1, с. 2]. В настоящее время оно приобрело более широкий смысл.

Существует несколько критериев, согласно которым любая информация может быть классифицирована. В качестве первого критерия используется широко распространенный принцип выделения видов восприятия информации человеком, таких как зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Научные исследования показывают, что качество и степень усвоения любой информации, в том числе и учебной, зависит от ее восприятия. Так исследования показывают, что человек способен запомнить 15% информации при получении ее в речевой форме, и 25% - в зрительной; при совмещении этих способов он может воспринять до 65% содержания этой информации. С точки зрения изучения мультимедиа целесообразно рассматривать только те виды информационного воздействия на человека, которые возможны при работе с компьютерной и коммуникационной техникой. Таким образом, всю информацию по видам восприятия разделяют на три основные группы:

1) информация, которая воспринимается посредством зрения человека, т. е. зрительная (визуальная) информация, включающая текст, графические изображения и рисунки, фотографии, мультфильмы, видеофильмы;

2) информация, воспринимаемая слуховым аппаратом и содержащая произвольные шумы, музыкальные произведения, речь, называется звуковой или аудиальной информацией;

3) при работе с помощью специальных технических средств человек воспринимает сенсорной системой тактильную или сенсорную информацию.

В зависимости от способа восприятия информации её подразделяют на ассоциативную и прямую. Под ассоциативной информацией понимают восприятие, осно-

Мультимедиа как предмет дидактического исследования

http://e-koncept.ru/2013/13527.htm

научно-методический электронный журнал ART 13527 УДК 372.881.1:004.9

Баранова Н. А. Мультимедиа как предмет дидактического исследования // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 03. - ART 13527. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13527.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ванное на ассоциациях, возникающих у человека под воздействием полученной ранее информации. К ней относятся текст, речь и рисунки. Следует указать, что восприятие текста и речи имеет индивидуальный характер, т. е. каждый обучающийся интерпретирует информацию в соответствии со своим жизненным опытом, уровнем образования и культуры, социальной ролью и т. д.

Прямая информация непосредственно передает важные, в том числе и с точки зрения целей обучения, свойства объектов. К такому виду информации могут быть отнесены фотографии, видеофильмы, произвольный звук, называемый в науке шумом [2, с. 34]. Эффективное представление и качественная обработка прямой информации возможны через применение мультимедийных средств обучения, которое существенно влияет на его эффективность.

К средствам обучения, как к одной из базисных категорий методики, относят комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Они облегчают процессы обучения и овладения языком и делают их более эффективными [3, с. 225]. В этом смысле мультимедийные средства имеют большой потенциал.

Понятие мультимедиа в отечественной педагогике появилось в 90-х годах XX века, и не сразу было принято педагогами. Был создан ряд научных секций, посвященных проблемам образования и мультимедиа. За прошедшее время понятие мультимедиа развивалось, дополнялось и расширялось от создания примитивных обучающих программ до разработки образовательных технологий и формирования новых эффективных средств обучения [4, с. 277]. Термин «мультимедиа» является латинизмом, проникшим из англоязычных источников в различные языки практически в первоначальной транскрипции. Происходит он от соединения английских слов «multy», «multiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) или, точнее, от латинских слов multum (много) и media, medium (средоточие, средство, способ). Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды» [5, с. 8].

В современной науке мультимедиа определяется как «средство обучения, включающее в свою структуру различные виды информации - в виде текстов, аудио -, видео- и анимационных элементов» [6, с. 164]. Таким образом, происходит объединение текста, звука, графики, фото- и видеоматериалов в единую цифровую презентацию.

В «Словаре по образованию и педагогике» под редакцией В. М. Полонского находим следующее определение мультимедиа: включение различных видов электронных данных в адекватном представлении (текст, изображение, анимация, звук и пр.) [7, с. 222]. В соответствии с данным определением мультимедиа - это любой электронный источник информации, способный хранить, получать и передавать сообщение в трехмерной среде: текст, изображение, анимация.

И. Н. Розина рассматривает мультимедиа таким образом: «Мультимедиа (multimedia) - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства» [8, с. 358].

По мнению Н. Г. Семеновой «мультимедиа представляют особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, ви-

http://e-koncept.ru/2013/13527.htm

научно-методический электронный журнал ART 13527 УДК 372.881.1:004.9

Баранова Н. А. Мультимедиа как предмет дидактического исследования // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 03. - ART 13527. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13527.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

деофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном)» [9, с. 3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует несколько подходов в определении понятия «мультимедиа»: на основе функциональной стороны явления, как средства программного и аппаратного обеспечения и на основе активного участия обучающегося в работе с информацией (интерактивный характер явления). При передаче новых знаний происходит концентрация внимания, поддержание устойчивого интереса, способствующие эффективному усвоению полученных знаний в долгосрочной памяти.

Мультимедийные средства по своей природе являются интерактивными. К ним относятся: мультимедийный компьютер или проектор и мультимедийные компьютерные программы. Мультимедийный проектор обеспечивает работу по воспроизведению информации. Мультимедийные программ выступают в качестве обучающего средства (образовательные мультимедийные программы) или средства разработки электронного дидактического материала (программы-инструментарии). Одним из перспективных средств в области использования мультимедиа в обучении является программа PowerPoint, применяемая в качестве инструментария для разработки электронных обучающих презентаций. Таким образом, эффективность использования мультимедиа на уроке иностранного языка зависит, в первую очередь, от методической организации работы с этими программами.

Как известно, любой язык, в том числе и английский, является средством общения и представляет собой инструмент для получения и передачи информации. Поскольку основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование коммуникативной компетенции обучаемых, мультимедиа становится эффективным средством обучения, т. к. обладает безграничными возможностями аутентичной коммуникации. Мультимедийное общение - альтернатива искусственно созданному общению. Мультимедиа предоставляет возможность совершить виртуальное путешествие в любую англоговорящую страну, осмотреть достопримечательности, изучить реалии, традиции, культуру государства, послушать аутентичную речь.

Использование мультимедиа позволяет решить следующие задачи в образовательном процессе: стимулирование когнитивных аспектов обучения (восприятие и осознание информации); повышение мотивации обучающихся; развитие навыков совместной работы и коллективного познания; формирование более глубокого понимания изучаемого материала; развитие творческих способностей ученика (раскрытие его личных качеств) [10, с. 100].

В теории и методике обучения иностранным языкам важное место занимают такие понятия, как «дидактические свойства» и «дидактические функции». «Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и мультимедиа, следует понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе» [11].

Можно выделить следующие значимые для обучения дидактические свойства мультимедиа:

1) возможность совместного использования информационных средств (активизация восприятия учебной информации);

http://e-koncept.ru/2013/13527.htm

научно-методический электронный журнал ART 13527 УДК 372.881.1:004.9

Баранова Н. А. Мультимедиа как предмет дидактического исследования // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 03. - ART 13527. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13527.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

2) возможность управления динамикой и логикой презентации изучаемого материала;

3) возможность доступа через Интернет к информационному полю, содержащему педагогически ценную информацию;

4) возможность хранения, передачи и структурирования передаваемой и получаемой информации.

А. В. Соловов, принимая во внимание дидактический потенциал мультимедийных средств обучения, выделяет две функции мультимедиа - иллюстративную и когнитивную. Иллюстративная функция обеспечивает поддержку логического мышления. В этом случае объект мультимедиа подкрепляет, иллюстрирует какую-то четко выраженную мысль, свойство изучаемого объекта или процесса, т.е. то, что уже сформулировано, например, учителем. Иллюстративная функция мультимедиа реализуется в виде заранее подготовленной информации с графическими, анимационными, аудио- и видео-иллюстрациями.

Когнитивная же функция состоит в том, чтобы с помощью некоего объекта мультимедиа получить новое знание или, по крайней мере, способствовать интеллектуальному процессу получения этого знания. В этом смысле когнитивная функция мультимедиа проявляется в системах процедурного типа, когда учащиеся «добывают» знания с помощью ИКТ, причем сами эти знания в существенной мере носят личностный характер [12, с. 75-76].

По мнению А. Н. Некрасовой и Н. М. Семчук [13], применение средств мультимедиа в обучении позволяет решить задачи гуманизации образования; повысить эффективность учебного процесса; развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду); развить коммуникативные и социальные способности обучаемых; существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер; определить обучаемого в качестве активного субъекта познания; учесть индивидуальные особенности обучаемого; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазви-вается; привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.

Ссылки на источники

1. Темербекова А. А. Понятийно-терминологический аппарат исследования процесса формирования информационной компетентности учителя. - URL: http://e-lib.gasu.ru/konf/biodiversity/2008/2/52.pdf.

2. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов. - М., 2005. - 231 с.

3. Семенова Н. Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: дис. ... д-ра пед. наук. - Астрахань, 2007. - 335 с.

4. Хлызова Н. Ю. Мультимедиа и их возможности в организации процесса обучения студентов английскому языку // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред. Т. А. Стефановская. -Иркутск: Изд-во Иркут. ИПКРО, 2008. - С. 275-286.

5. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: учебное пособие для студентов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 415 с.

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13527.htm

научно-методический электронный журнал ART 13527 УДК 372.881.1:004.9

Баранова Н. А. Мультимедиа как предмет дидактического исследования // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 03. - ART 13527. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13527.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

6. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. - М.: Аст-рель; АСТ; Хранитель, 2008. - 746 с.

7. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. - М: Высш. шк., 2004. - 512 с.

8. Розина И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. -М.: Логос. - 2005. - 437 с.

9. Семенова Н. Г. Указ. соч.

10. Некрасова А. Н., Семчук Н. М. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. Т. II (Психологопедагогические науки). - С. 98-102.

11. Бухаркина М. Ю., Шилова О. Н., Ястребцева Е. Н. и др. Страницы из неопубликованной книги «КМ-Школа» - контентная образовательная информационная система школы / Под ред. Е.Н.Ястребцевой. - URL: http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/.

12. Соловов А. В. Когнитивные аспекты мультимедиа в электронной поддержке обучения // Самарский государственный аэрокосмический университет в трудах Международной конференции «IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies». - Казань: КГТУ, 2002. - С. 74-78.

13. Некрасова А. Н., Семчук Н. М. Указ. соч.

Baranova Natalya,

Candidate of pedagogical science, associate professor of German Philology chair in the Humanitarian Institute, branch of the Northern Arctic Federal University after M.V. Lomonosov in the town of Severodvinsk, Archangelsk Region [email protected]

Multimedia as a subject for didactic research issn 2304-120X

Abstract. The article considers different approaches to the definition of «multimedia», as well as didactic functions and properties of multimedia, which are an integral part of the theory and methodology of teaching foreign languages at the present stage.

Keywords: information and communication technologies, multimedia, didactic

, 1.. ... .... 9 772304 1 201 35

functions, didactic properties.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412013515

http://e-koncept.ru/2013/13527.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.