DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.82.4.042
CПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИСТОРИИ
Научная статья
Деменин К.Г. *
ФГБОУ «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
* Корреспондирующий автор (mahaon-5[at]yandex.ru)
Аннотация
В статье на основе анализа научных трудов известных отечественных педагогов констатируется, что аудиовизуальные средства обучения (АВСО) имеют большие образовательные возможности для углубления и расширения знаний, развития познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности учащихся. Анализируется опыт учителей-историков по использованию мультимедиа технологий и приемов аудиовизуальной наглядности. Говорится об особенностях и роли АВСО в преподавании истории в условиях информатизации образования. Особое внимание уделено вопросам разработки фрагментов уроков истории с применением аудиовизуальной наглядности.
Ключевые слова: аудиовизуальные средства обучения (АВСО); образовательный процесс; методика преподавания истории; технологическая карта урока.
AUDIOVISUALS AND SPECIFICS OF THEIR USE IN THE PROCESS OF TEACHING HISTORY
Research article
Demenin K.G. *
FSBEI HE Nosov Magnitogorsk State Technical University; Magnitogorsk, Russia * Corresponding author (mahaon-5[at]yandex.ru)
Abstract
Based on the analysis of scientific works of well-known local teachers, the article states that audio-visual teaching aids (AVTA) have great educational potential for deepening and expanding knowledge, developing cognitive interest and enhancing students' mental activity. The experience of history teachers on the use of multimedia technologies and techniques of the use of visual methods is analyzed. It is a question of the features and role of AVTA in the teaching of history in the context of education informatization. Particular attention is paid to the development of fragments of history lessons with the use of audiovisual methods.
Keywords: audiovisual teaching aids (AVTA), educational process, methods of teaching history, technological checklist of the lesson.
В последние десятилетия в мире произошел переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительно расширились масштабы межкультурного взаимодействия.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года говорится о том, что «конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира...» [2].
Одна из ключевых целей, заложенная в стандарте основного общего образования по истории - овладеть умениями работать с различными источниками исторической информации [8; с.7]. Также в ФГОС говорится об умениях «работать с учебным текстом с применением. символики, овладении символьным языком,. развитии изобразительных умений и навыков, а также умений извлекать информацию, представленную в схемах, таблицах, диаграммах и графиках» [5; с.56].
В нашем визуально ориентированном мире, мире виртуальных возможностей и информационных технологий, достижение предусмотренных данной программой результатов возможно только при применении на уроках истории принципа аудиовизуальной наглядности. Этот принцип уже давно получил всеобщее признание в педагогике, однако возможности современных интерактивных технологий еще недостаточно используются на уроках истории.
Актуальность проблемы заключается в том, что в наши дни остро стоит вопрос повышения качества и эффективности обучения в преподавании истории. Использование на уроках истории методических приемов аудиовизуальной наглядности способствует не только эффективному усвоению информации, но и активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них способность связывать теоретические знания с реалиями современной жизни, формирует навыки технической культуры, повышает интерес к образовательному процессу и делает его более доступным. Принцип аудиовизуальной наглядности в современном образовательном процессе является одним из важнейших приемов, мощным активизатором учебной деятельности, использование которого помогает учителю достичь высоких результатов.
Целью нашего исследования является выявление особенностей средств аудиовизуальной наглядности и их эффективное применение на уроках истории.
Данное исследование посвящено специфике аудиовизуальной наглядности в процессе обучения истории, выявлению особенностей разработки аудиовизуальных образовательных средств, анализу опыта учителей-историков по использованию мультимедиа технологий и приемов аудиовизуальной наглядности.
Методологической основой для данного исследования послужили научные труды известных отечественных педагогов. Методологию проблемы использования средств наглядности в обучении определяют труды классиков отечественной педагогики Коменского Я.А., Ушинского К.Д. и др.
Изучением средств аудиовизуальной наглядности занимались такие исследователи как Архангельский С.И., Полторак Д.И. и др. В своих работах они изложили теоретические основы эффективного применения в обучении различных средств аудиовизуальной наглядности для активизации познавательной деятельности учащихся. Ученые установили, что такие средства имеют большие образовательные возможности для углубления и расширения знаний, развития познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности учащихся.
Изучением методических аспектов данной проблемы и разработкой наглядных пособий по истории занимались Аппарович Н.И., Гора П.В., Донской Г.М., Коровкин Ф.П., Никифоров Д.Н. и другие.
Ваисова Л.М., Лазукова Н.Н., Жерлыгина С.П., Чернобай Е.В. и Чернов А.И. в своих исследованиях отметили широкие педагогические возможности применения информационно - коммуникационных средств обучения, рассмотрели их особенности и роль в преподавании истории в условиях информатизации образования.
Законодательной основой современного исторического образования являются:
• Конституция Российской Федерации [1];
• Федеральный закон «Об образовании РФ» [7];
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [3];
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2];
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [4];
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [8].
Концепции модернизации российского образования и долгосрочного социально-экономического развития РФ ценны для данного исследования тем, что отмечают увеличение количества и качества аудиовизуальных образовательных программ.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается повышение роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - в том числе истории. Проанализировав данный источник можно сказать, что применение интерактивных аудиовизуальных средств на уроках закрепляется законодательством нашего государства.
ФГОС по истории содержит требования к использованию аудиовизуальной наглядности на уроках, формированию потребности в учении, развитию мыслительных способностей. Разработанные в соответствии с ФГОС комплекты для уроков по истории от компании Videouroki.net содержат материалы, презентации и тесты по различным периодам Всемирной и Отечественной истории для педагогов и учащихся. Компьютерное тестирование помогает учителю быстро и объективно проверить знания всех учащихся класса. Кроме того каждый диск содержит готовые презентации для сопровождения объяснения учебного материала.
К ценным для нас средствам аудиовизуальной наглядности можно отнести информационно-справочные средства (например, мультимедийный справочник «История мира», мультимедиа-энциклопедии «Россия», «Вокруг света»). Интерактивные энциклопедии по истории содержат статьи, иллюстрации, видеофрагменты, исторические карты, анимированные схемы сражений, генеалогические древа правителей, хронологии событий. Эти пособия ценны тем, что помогают воспитанию патриотизма, толерантности, культурному образованию учащихся. Интерактивные программы отражают справочную информацию в виде текстового, статистического и иллюстративного материала. Платформы для виртуального изучения реальных объектов позволяют совершить экскурсию в прошлое («Московские прогулки. Архитектура. История», «От Кремля до Рейхстага», «Сокровища России»). Виртуальное знакомство с историческими памятниками побуждает интерес учащихся к изучению истории, активизируют их мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.
Интерактивный картографический практикум по истории России с древнейших времен до конца XVIII века ценен тем, что карты, представленные в пособии, не перегружены информацией и способствуют легкому восприятию учениками. Задания к картам разноплановые. Практикум предназначен для учащихся выпускных классов и может быть использован как для подготовки к итоговым экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ, так и для организации тематического контроля на уроках.
Особую ценность для нашего исследования представляют методические разработки учителей-практиков. Чернов А.И. разработал идею о мультимедийном кабинете истории и рассмотрел перспективы его развития [20]. Жерлыгина С.П. -идею использования компьютерных технологий в преподавании истории [11]. Ваисова Л.М. обозначила роль информационных технологий в проективной деятельности по истории и обществознанию [9]. Чернобай Е.В. аргументировала необходимость использования мультимедийных средств обучения историческим дисциплинам в условиях информатизации образования [19]. Лазукова Н.Н. предложила идею использования технологического подхода в обучении истории [13]. Все эти педагоги в своих исследованиях отметили широкие педагогические возможности применения информационно - коммуникационных средств обучения, рассмотрели их особенности и роль в преподавании истории в условиях информатизации образования.
Методы исследования - теоретический и эмпирический анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, изучение литературы, нормативных, инструктивно-методических документов по теме исследования.
Научная новизна данного исследования заключается в необходимости глубокого внедрения современных средств аудиовизуальной наглядности в образовательный процесс.
Практическая значимость работы заключается в разработке уроков истории с применением аудиовизуальной наглядности.
Объективные потребности развития современного общества обусловили создание и применение в системе образования различных средств обучения.
Аудиовизуальные средства обучения (АВСО, «слухозрительные» от лат. аиШге слышать и у1БиаИ5 зрительный) -особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для представления зрительной и слуховой информации.
Аудиовизуальные средства обучения играют важную роль в образовательном процессе, так как оказывают сильное воздействие на учащихся, обеспечивая образное восприятие изучаемого материала и его наглядную конкретизацию в наиболее доступной для восприятия и запоминания форме.
Использование аудиовизуальных средств обучения способствует реализации следующих дидактических принципов: принципа целенаправленности; принципа связи с жизнью; принципа наглядности.
Стоит заметить, что использование аудиовизуальных средств обучения положительно влияет на организацию учебного процесса, придавая ему целенаправленность и четкость.
Сегодня формирование компетенций учащихся по предмету «история» нуждается в живом созерцании, так как изучение истории призвано воспитывать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Учитель, при планировании урока истории, должен стремиться сделать его интересным, своеобразным и полным информации, кроме этого, он стремится избежать бессмысленной «механики» на уроке, через использование новых средства обучения.
Наибольший педагогический эффект на уроках истории происходит при сочетании принципа наглядности с живым словом учителя, который организует наблюдения учащихся, побуждает их к самостоятельным выводам. В процессе обучения важен не только характер наглядного материала, который включается в учебный процесс, но и методика его использования.
Сегодня все образовательные учреждения имеют достаточное техническое оснащение, и учителя истории на уроках могут и должны использовать различные технические средства, которые позволяют значительно оптимизировать учебный процесс, способствуют повышению интереса учащихся к предмету и эффективности образования в целом.
На современных уроках истории наиболее актуально использование следующих аудиовизуальных средств: интерактивные карты, схемы, таблицы, графики, диаграммы с разнообразными историческими данными, электронные презентации; видеоматериалы; звукозаписи.
Например, при применении звуковых кинофильмов, телепередач, видеозаписей в создании звукозрительного образа участвуют изображение, звучащее и написанное слово, музыка и цвет. Синтез этих выразительных возможностей делает их сильным средством обучения и воспитания. При этом на уроках успешно реализуются дидактический принцип наглядности, возможность индивидуализации обучения и одновременно массового охвата обучающихся, усиливается мотивационная сторона занятий.
Комбинирование различных форм передачи информации (графической, звуковой, визуальной) повышает эффективность обучения.
Многие современные аудиовизуальные средства обучения требуют для своей демонстрации специальных технических приспособлений (например, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор).
В оборудованных кабинетах истории интерактивная доска должна выполнять функцию не только мультимедийного проектора, но и использоваться по назначению. Благодаря специальным мультимедийным программам можно выполнять различные приемы: классификацию, систематизацию, обобщение, соотнесение, заполнять таблицы, отвечать на вопросы-загадки.
Мультимедийные материалы могут использоваться перед изучением учебного материала как вступление к теме (зрительная, слуховая или зрительно-слуховая опора для осуществления поисковой деятельности, дальнейшего усвоения учениками знаний), как материал для самостоятельной обработки учебной информации, как средство контроля и самоконтроля качества и полноты знаний учеников и т. п. [20; с. 44].
Аудиовизуальные средства обучения, используемые на уроках, должны отвечать следующим дидактическим требованиям:
- соответствие принципу историзма;
- мотивация учебной деятельности;
- наличие учебной информации;
- повышение интереса к изучаемой теме;
- положительное влияние на формирование и усвоение понятий, установление причинно-следственных связей, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений;
- закрепление полученных знаний, созданию опорных моментов и систематизация материала;
- развитие умения сравнивать, анализировать и делать выводы благодаря разным ракурсам изучаемых объектов;
- развитие творческих способностей, эстетических интересов учащихся.
Педагог, разрабатывая и используя на уроках аудиовизуальные средства обучения должен учитывать следующие особенности:
- возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- вариативность изложения учебного материала для различных групп учащихся;
- научная обоснованность выбора средства в изучении конкретной темы;
- соблюдение нужной последовательности, пропорций и темпа;
- оптимальное количество учебного материала;
- сочетание наглядных средств с приемами организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;
- обеспечение смены видов деятельности;
- обеспечения обратной связи, возможности диалога в учебном процессе [8; с.39-40].
Разработка и применение наглядных средств обучения на уроках истории обеспечивает выполнение технологической цепочки действий, результатом чего является повышение умственного развития обучаемых и выполнение требований образовательного стандарта по данной учебной дисциплине [18; с.105].
Таким образом, аудиовизуальные средства обучения и связанные с ними действия приводят к изменению содержания познавательной деятельности учащихся, побуждают их к активным действиям, порождают внимание и познавательный интерес, улучшают запоминание и понимание учебного материала.
Аудиовизуальная наглядность должна служить не только для конкретизации представлений, обогащения чувственного опыта учащихся, но и для решения специальных педагогических задач - раскрытия определенных закономерностей, подведения к научным обобщениям. Этой задаче отвечает лишь тот наглядный материал, который служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями [15; с. 28].
Рассмотрим варианты применения наглядных средств обучения на уроках истории.
Одним из средств аудиовизуальной наглядности, применяемым на уроках истории, являются видеоматериалы. Их достоинства заключаются в оперативности, маневренности, возможности повторного применения и использования стоп-кадра. Видео погружает учащихся в изучаемую эпоху, помогает проникнут в глубину изучаемых событий и процессов, создает эффект присутствия, оказывает эмоциональное воздействие, вызывает интерес к истории и изучаемой теме [14; с.65].
Видеоматериалы должны быть тщательно отобраны педагогом, к ним предъявляются высокие дидактические требования, они должны иметь: познавательную значимость, фактологическую достоверность, отражать связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху.
Педагогу целесообразно создать собственную видеотеку и каталог документальных и художественных фильмов, научно-популярных и публицистических передач, и подбирать видеоматериалы к таким темам, в изучении которых они будут наиболее эффективны для решения поставленных образовательных целей и задач.
Например, это могут быть отрывки из художественных фильмов («Война и мир», «Первая мировая война»). Отрывки из этих фильмов позволяют ученикам сформировать собственное отношение к изучаемой теме.
Перед демонстрацией фильма на уроке следует провести хронометраж (определить время просмотра фрагмента), разбить его на смысловые единицы, подготовить к ним вопросы и задания, определить роль фрагмента в изучении той или иной темы, спрогнозировать результаты просмотра.
Предлагаем рассмотреть фрагмент урока истории в 9 классе с применением фильма как средства аудиовизуальной наглядности (Таблица 1).
Таблица 1 - Технологическая карта (фрагмент) урока истории в 9 классе на тему «СССР во второй мировой войне. _СССР накануне Великой Отечественной войны»_
Тема урока СССР накануне Великой Отечественной войны
Тип урока Первичное ознакомление с темой
Цель урока Осознание и осмысление новой учебной информации по теме, формирование у обучающихся представления о ситуации в СССР и Германии накануне ВОВ; выяснение опасности, нависшей над СССР в связи с разработкой плана нападения Германии на СССР.
Образовательные ресурсы Учебник по истории. Компьютер. Мультимедийный проектор. Документальный фильм из цикла «Великая война», 1 серия «План Барбаросса». Исторические источники.
Методы и формы обучения Проблемно-поисковая деятельность с использованием фильма как аудиовизуального средства наглядности.
Основные понятия Агрессия, денонсация, эшелонированный, «Пакт Риббентропа - Молотова», план «Барбаросса», блицкриг.
Планируемые результаты
Предметные Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников. Расширение опыта оценочной деятельности на основе событий в истории своей страны и человечества в целом.
Метапредметные УУД Умение логически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи, владение умением работать с различными средствами аудиовизуальной наглядности (фрагментами фильма), способность анализировать изученный материал, делать выводы, умение структурировать информацию.
Личностные УУД Осмысление социально-нравственного опыта человечества; овладение целостными представлениями об исторических событиях, как основой для понимания современной картины мира. Развитие устойчивого познавательного интереса; способность учитывать разные мнения; формировать собственное мнение и позицию.
Организационная структура урока (этапы «Мотивация» и «Изучение нового материала»)
Этап урока Мотивация
Обучающие, развивающие компоненты, задания и упражнения Фрагмент документального фильма из цикла «Великая война», 1 серия «План Барбаросса».
Окончание табл. 1 - Технологическая карта (фрагмент) урока истории в 9 классе на тему «СССР во второй мировой _войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»_
Тема урока СССР накануне Великой Отечественной войны
Формы организации взаимодействия Фронтальная беседа по вопросам работа с видеофрагментом
Универсальные учебные действия Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; оформляют свои мысли, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, аргументируют
(УУД) свою позицию. Познавательные: Анализировать, выделять существенные признаки исторических событий.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель создает проблемную
ситуацию, задает вопрос:
- В каком состоянии находились
немецкая и советская армии к
началу лета 1941 года? Демонстрируется фрагмент фильма (08:25 - 12:18). Учитель организует беседу по Отвечают на вопрос учителя, выдвигают гипотезы. Смотрят видеофрагмент, делают записи в тетради (рабочем листе), отвечают на поставленный вопрос.
поставленному вопросу,
акцентирует внимание учащихся
на важных моментах.
Этап урока Изучение нового материала
Обучающие, развивающие компоненты, задания и Текст учебника, исторические источники, фрагмент фильма, рабочие тетради
упражнения
Формы организации взаимодействия Беседа по вопросам, работа с видео-фрагментом
Универсаль-ные учебные Регулятивные: Анализировать условия достижения цели, ставить новые учебные задачи Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии
действия (УУД) с нормами родного языка Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель дает учащимся задание: посмотреть фрагмент фильма (03:50 до 06:50) и ответить на
вопросы:
1. В чем заключались основные
недостатки советской разведки весной 1941 года? 2. О чем гласила директива № 21, известная как «план Барбаросса»? 3. На сколько частей были Учащиеся смотрят видеофрагмент, делают записи в тетрадях, формируют аргументированное мнение по проблеме, отвечают на вопросы в коллективной беседе
разделены немецкие войска?
Беседа с учащимися, закрепление
материала, записи в тетрадях (интерактивных или печатных)
Для первичного ознакомления с темой «СССР накануне Великой Отечественной войны» выбрана форма проблемно-поисковой деятельности с использованием фрагментов документального фильма из цикла «Великая война», 1 серия «План Барбаросса». Данная форма работы учитывает специфику темы урока и поставленных задач. Очень важно передать учащимся знания, которые способствуют научному пониманию ситуации в СССР и Германии накануне Великой Отечественной войны, изучить понятия, связанные с данным периодом истории, сформировать собственное отношение к историческим событиям 1941-1945 годов. Задания с использованием видеофрагментов развивают мышление учащихся, создают систему теоретических знаний и практических умений. Кадры документального фильма благодаря использованию в них хроники предвоенных и военных лет, компьютерной графики и исторической инфографики раскрывают сложные явления и понятия на уровне, понятном учащимся, оказывают эмоциональное воздействие, способствуют глубокому восприятию и запоминанию материала.
Интерактивные аудиовизуальные средства обучения появились сравнительно недавно. Интерактивное (англ. «взаимодействие») средство обучения - средства, предоставляющие учителю и ученику возможность организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса, управления потоком учебной информации, превращения процесса обучения в творческое и познавательное сотрудничество. Благодаря появлению информационно-коммуникационных технологий, стало возможным соединение этих двух понятий - интерактивные аудиовизуальные средства обучения [16; с.5].
Необходимость применения компьютерных технологий в качестве наглядности на уроках истории, является следствием общественного (в том числе технического) прогресса, имеющего огромное влияние на образовательный процесс. Использование интерактивных карт, схем, диаграмм, мультимедийных учебников, электронных рабочих тетрадей и других средств аудиовизуальной наглядности на уроке истории не только повышает методическую значимость урока, но и создает благоприятные условия для обучения.
Современные разработчики образовательных программ предлагают различные интерактивные аудиовизуальные средства обучения, являющиеся источником теоретических знаний и формирующие практические умения и навыки [15; с. 193].
К таким средствам относятся информационно-справочные средства (например, мультимедийный справочник «История мира», программа для изучения терминов по истории и обществознанию «Русская рулетка»). Эти программы отражают справочную информацию в виде текстового, статистического и иллюстративного материала. Платформы для виртуального изучения реальных объектов позволяют совершить экскурсию в прошлое («От Кремля до Рейхстага», «Сокровища России»). Так, виртуальное знакомство с историческими памятниками побуждают интерес учащихся к изучению истории, активизируют их мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.
Мультимедийные учебники по истории содержат систематизированный материал, расширяющий знания. Также существуют программы для контроля знаний (например, «Экспресс-подготовка к ЕГЭ по истории», «Тренажер по истории от древности до XIII века»), которые помогают учащимся пройти экзамен, не выходя из дома, и различные исторические интерактивные игры (например, «Современники»).
Применение на уроке истории средств аудиовизуальной наглядности способствует увеличению мотивации и целеустремленности учащихся, повышению качества усвоения материала и улучшения результатов образовательного процесса в целом.
Одной из таких возможностей является применение в обучении электронных презентаций, которые создают информационную поддержку при подготовке и проведении уроков, иллюстрируя рассказ учителя или ученика, и также относятся к наглядным средствам обучения. Презентации позволяют демонстрировать тот иллюстративный материал, которого нет в учебнике: портретов политиков, выдающихся деятелей истории; изображений памятников культуры и др. Учащиеся могут использовать презентации, например, как иллюстративное сопровождение доклада по конкретной теме, защите исследовательской работы, статьи, реферата и т.д.
В наши дни существуют коллекции цифровых образовательных ресурсов (Российский образовательный портал, библиотека электронных ресурсов истфака МГУ, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
Следующим наглядным средством на уроках истории являются исторические карты, так как без опоры на историческую географию изучение многих процессов и событий может стать бессмысленным. Каждый кабинет истории оборудован комплектом карт, однако в современном образовательном процессе более применимы электронные карты, кроме того на просторах сети Internet можно найти интерактивные (анимированные) исторические карты, демонстрирующие изменения границ тех или иных государств, геополитической ситуации в мире в ходе истории. Ученики, таким образом, видят не застывшую в прошлом картинку, а «ожившую» историю. Такие интерактивные карты можно демонстрировать на слайдах презентации [12; с.6].
На уроках нередко возникает необходимость музыкального сопровождения изучаемого материала: военные марши, гимны, классические музыкальные произведения (фрагменты из них) [17; с.145]. Учитель имеет возможность добавить необходимые музыкальные элементы в презентацию и сопроводить ими изучение того или иного вопроса.
Если говорить о творческо-поисковой работе учащихся, презентации являются результативным средством для раскрытия созидательных способностей, увлечения конкретной темой и историей в-целом, поиска и анализа нужных средств наглядности и исторической информации. Роль учителя в данном процессе заключается в консультировании и помощи в создании конечного продукта [12; с.8].
Все вышеперечисленные средства интерактивной аудиовизуальной наглядности могут быть объединены в одном - электронной презентации.
Такое средство отлично подходит для первого (и одного из важнейших) этапа урока - мотивации деятельности учащихся. Предлагаем рассмотреть фрагмент урока в 7 классе по теме «Петровские преобразования» с использованием интерактивных аудиовизуальных средств (Таблица 2).
Таблица 2 - Технологическая карта (фрагмент) урока истории в 7 классе на тему «Предпосылки петровских преобразований»
Тема урока Петровские преобразования
Тип урока Первичное ознакомление с темой
Цель урока Осознание и осмысление новой учебной информации по теме, формирование у учащихся представления об экономической, политической и культурной ситуации в России к началу правления Петра I, о предпосылках реформ во всех сферах жизни общества.
Образовательные ресурсы Учебник по истории. Компьютер. Мультимедийный проектор.
Методы и формы обучения Проблемно-поисковая деятельность с использованием презентации Power Point как аудиовизуального средства наглядности.
Основные понятия Абсолютизм, коллегия, губерния (губернатор), Синод, Сенат, фискалы, Табель о рангах, ассамблея.
Планируемые результаты
Предметные Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, объяснять, в чем заключались предпосылки реформ Петра I, характеризовать реформаторские замыслы и проекты государственных деятелей 2/2 XVII века.
Метапредмет-ные УУД Умение логически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи, владение умением работать разными историческими источниками, способность анализировать изученный материал, делать выводы, умение структурировать информацию.
Личностные УУД Осмысление социально-нравственного опыта человечества; овладение целостными представлениями об исторических событиях, как основой для понимания современной картины мира. Развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; способность учитывать разные мнения; формировать собственное мнение и позицию.
Организационная структура урока (этап «мотивация»)
Этап урока Мотивация
Обучающие, развивающие компоненты, задания и упражнения Презентация «Петровские преобразования» Power Point, исторические источники
Формы организации взаимодейст-вия Фронтальная беседа по вопросам, работа с презентацией и интерактивными аудиовизуальными средствами
Универсаль-ные учебные действия (УУД) Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, высказывают предположения. Познавательные: осуществляют анализ высказываний историков, стоят логическую цепь рассуждений
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель создает проблемную ситуацию, предлагает учащимся разгадать «кроссворд». После каждого ответа учащихся, в клеточках появляется первая буква отгаданного термина. Учитель предлагает составить слово из букв и назвать тему урока. Учитель демонстрирует слайд презентации с высказываниями историков о Петре I и характере его реформ и ответить на вопрос: кто же из историков прав? Учитель организует беседу по поставленному вопросу, акцентирует внимание учащихся на важных моментах. Учащиеся отвечают на вопросы, разгадывают буквы кроссворда. Составляют слово «реформа» из букв. Учащиеся читают высказывания, анализируют их и участвуют в обсуждении данного вопроса
Окончание табл. 2 - Технологическая карта (фрагмент) урока истории в 7 классе на тему «Предпосылки петровских __преобразований»_
Тема урока Петровские преобразования
Вариант проведения данного этапа урока в «сильном» классе
Учитель: К началу царствования Петра I в Российском государстве существовал ряд проблем в различных сферах жизни государства. Демонстрирует слайд презентации. Какие это проблемы? Как вы думаете, какие пути решения этих проблем можно было предложить? А какие из предложенных вами путей решения могли бы быть реальными? Учащиеся изучают изображения на интерактивной доске, называют проблемы: отсутствие выхода к морю, отсутствие регулярной армии и флота, нехватка металла, слабое развитие промышленности, неразвитость научных знаний Учащиеся выдвигают предположения, участвуют в обсуждении
На первом этапе данного урока, этапе мотивации учителем применяются возможности интерактивной доски и презентация Power Point. Учащиеся отгадывают известные им понятия, составляют из отдельных букв слово - тему урока. Данный метод позволяет активизировать деятельность семиклассников, заинтересовать их изучаемой темой, разнообразить игровой интерактивной формой образовательный процесс. Нами предлагается два варианта начала урока для учащихся с разным уровнем подготовки и познавательной активности учащихся.
Применение презентаций на уроках позволяет не только создать у учащихся образные представления, но и сформировать понятия, отвлеченные связи и зависимости, то есть выполнить одно из важнейших принципов дидактики.
Для повышения качества и эффективности образования педагогу необходимо установить взаимосвязь между различными средствами обучения, применяемыми на занятии и уметь сочетать устный рассказ, без которого уроки истории невозможны, с образами, отражаемыми в разнообразных аудиовизуальных средствах.
Подводя итоги, можно отметить, что применение аудиовизуальной наглядности на уроках истории способствует увеличению мотивации и целеустремленности учащихся, повышению качества усвоения материала и улучшения результатов образовательного процесса в целом. Аудиовизуальные средства, благодаря оказанию на учащихся эмоционального воздействия, играют немалую роль в преподавании истории, повышение качества и эффективности образования и выполнение требований образовательного стандарта по данной учебной дисциплине.
Аудиовизуальные средства обучения, сопровождаемые живым словом учителя, в наши дни являются наиболее эффективными средствами обучения на уроке истории.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М., 2012. - 36 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс] - URL: http://economy.gov.ru/minec/ac1ivi1y/sec1ions/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009
3. Концепция модернизации Российского образования. На период до 2010 года. // Учительская газета. - 2002. - № 28.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] - URL: https://xn-80abucjiibhv9a.xn-p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D 1 %8B/1450 (Дата обращения 30.11.2018)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 38. - ст. 5096.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 38. - ст. 5096.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Об образовании в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53. - ст. 7598.
8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М., 2004. - 286 с.
9. Ваисова Л. М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию / Л. М. Ваисова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 5. - С. 22-25.
10. Гузеев, В. В. Консультации: электронные ресурсы для образования / В. В. Гузеев, А. В. Дворецкая, Н. В. Новожилова, В. А. Петерсон, А. В. Рафаева // Педагогические технологии. -2006. - №3. - С. 115 - 125.
11. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории //Преподавание истории в школе. - 2002. - №8. - С. 67-69.
12. Комарова, Н. И. Технические и аудиовизуальные средства обучения / Н.И.Комарова. - М., 2004.
13. Лазукова Н.Н. Использование технологического подхода в обучении истории //Преподавание истории в школе. -2001. - №1. - С. 59-67.
14. Микитенко, С. А. Методика применения интерактивных аудиовизуальных средств обучения. - Нижний Новгород, 2016. - 116 с.
15. Носкова, Т. Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н.Носкова. - СПб, 2004. - 23с.
16. Смирнов A.B. Технические средства в обучении и воспитании детей: Учебное пособие для средних учебных заведений. - М., 2005.
17. Студеникин, М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе. - М., 2007. - 79 с.
18. Уткина, О. Н. Интерактивные средства на уроках истории как инструмент изложения результатов исследований// Наука и школа. - 2013. - С.23-25.
19. Чернобай Е. В. Формирование мотивации учителя истории к использованию средств ИКТ в условиях совершенствования профессиональной деятельности // Преподавание истории в школе. - 2009. - № 9. - С. 57-59.
20. Чернов А. И. Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание и перспективы развития// Преподавание истории в школе. - 2008. - № 3. - С. 7-8
Список литературы на английском языке / References in English
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: ofits. tekst. [Constitution of the Russian Federation: Official Text] - M., 2012. - 36 p. [In Russian]
2. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda, Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 10.02.2017) [Concept of Long-term Socio-economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020, Decree of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 N 1662-p (as amended on 02.10.2017)] [Electronic resource] - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009 [In Russian]
3. Konceptsiya modernizatsii Rossiiskogo obrazovaniya. Na period do 2010 goda. [Concept of Modernization of Russian Education. For the Period up to 2010] // Uchitel'skaya gazeta [Teacher's Newspaper]. - 2002. - No. 28. [In Russian]
4. Natsionalnaya obrazovatelnaya initsiativa «Nasha novaya shkola» [National Educational Initiative "Our New School"] [Electronic resource] - Access mode: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/1450 (Accessed: 30.11.2018) [In Russian]
5. Federalnyi gosudarstvennyi obrazovatelnyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. [Federal State Educational Standard of Basic General Education] Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 17, 2010 N 1897 // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the Legislation of the Russian Federation] - 2014. - No. 38. - Art. 5096. [In Russian]
6. Federalnyi gosudarstvennyi obrazovatelnyi standart srednego obshchego obrazovaniya. [Federal State Educational Standard of Secondary Comprehensive Education] Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 05/17/2012 N 413 // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the Legislation of the Russian Federation]. - 2014. - No. 38. - Art. 5096. [In Russian]
7. Federalnyi zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 03.08.2018) "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [Federal Law of 29.12.2012 N 273-FZ (ed. 03.08.2018) "On Education in the Russian Federation"] // Collection of the Legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 53. - Art. 7598. [In Russian]
8. Federalnyi komponent gosudarstvennogo standarta obshchego obrazovaniya [Federal Component of the State Standard of Comprehensive Education] // Sbornik normativnykh dokumentov. Istoriya [Collection of Normative Documents. History] / Comp. by E.D. Dneprov, A.G. Arkadyev. M., 2004. - 286 p. [In Russian]
9. Vaisova L. M. Informacionnye tekhnologii v proektnoj deyatel'nosti po istorii i obshchestvoznaniyu [Information technology in project activities for history and social studies] / by L. M. vaisova // history Teaching at school. - 2007. - № 5. - P. 22-25.
10. Guzeev, V. V. Konsultatsii: elektronnye resursy dlia obrazovaniya [Consultations: Electronic Resources for Education] / V. V. Guzeev, A. V. Dvoretskaya, N. V. Novozhilova, V. A. Peterson, A. V. Rafaeva // Pedagogicheskiye tekhnologii [Pedagogical Technologies]. -2006. - No. 3. - P. 115 - 125. [In Russian]
11. Zherlygina, S.P. Ispolzovanie kompyuternykh tekhnologii v prepodavanii istorii [Use of Computer Technology in History Teaching] // Prepodavaniye istorii v shkole [Teaching History at School]. - 2002. - No.8. - P. 67-69. [In Russian]
12. Komarova, N. I. Tekhnicheskie i audiovizualnye sredstva obucheniya [Technical and Audiovisual Teaching Aids] / N.I. Komarova. - M., 2004. [In Russian]
13. Lazukova, N. N. Ispolzovanie tekhnologicheskogo podkhoda v obuchenii istorii [Use of the Technological Approach in Teaching History] // Prepodavaniye istorii v shkole [Teaching History at School]. - 2001. - No.1. - P. 59-67. [In Russian]
14. Mikitenko, S. A. Metodika primeneniya interaktivnykh audiovizualnykh sredstv obucheniya. [Methods of Using Interactive Audiovisual Teaching Aids] - Nizhny Novgorod, 2016. - 116 p. [In Russian]
15. Noskova, T. N. Audiovizualnye tekhnologii v obrazovanii [Audiovisual Technologies in Education] / T.N. Noskova. - SPb, 2004. - 23 p. [In Russian]
16. Smirnov A. B. Tekhnicheskie sredstva v obuchenii i vospitanii detej: Uchebnoe posobie dlya srednih uchebnyh zavedeni [Technical means in teaching and education of children: Textbook for secondary schools]. - M., 2005. Ааа
17. Studenikin, M. T. Sovremennye tekhnologii prepodavaniya istorii v shkole [Modern technologies of teaching history at school]. - M., 2007. 79 p.
18. Utkina O. N. Interaktivnye sredstva na urokah istorii kak instrument izlozheniya rezul'tatov issledovanij [Interactive tools in history lessons as a tool for presenting research results] // Science and school. - 2013. Pp. 23 - 25.
19. Chernobai E. V. Formirovanie motivatsii uchitelya istorii k ispolzovaniyu sredstv IKT v usloviyakh sovershenstvovaniya professionalnoi deyatelnosti [Formation of Motivation of a History Teacher to Use ICT Tools in the Context of Improving Professional Activity] // Prepodavaniye istorii v shkole [Teaching History at School]. - 2009. - No. 9. - P. 57-59. [In Russian]
20. Chernov, A. I. Multimediinyi kabinet istorii: osnashchenie, soderzhanie i perspektivy razvitiya [Multimedia Study of History: Equipment, Content and Development Prospects] // Prepodavaniye istorii v shkole [Teaching History at School]. - 2008. - No.3. - P. 7-8 [In Russian]