Ш
М.И. Мамедова,
преподаватель анформамики
высшей категории, КГКП «Костанайский строительный колледж»
He2i32i свздер: ацпараттъщ технологиялар, мультмедиа, цуз1реттшк, ресурс, жацгырту.
Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа, компетентность, ресурс, модернизация.
Keywords: information technology, multimedia, competence, resource, upgrading.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Ацдатпа
Бшм беру урдюшде акпараттык технологияларды к;ол-данудын езектшп бшш сапасын арттырудьщ элеуметпк кажеттш1п жэне заманауи компьютерл1к багдарламалар-ды колданудын практикальщ кажетплтмен шартталады. Окыту урдюш модернизациялау оку материалын дэрю туршде беруден белсенд1 топтьщ жэне жеке жумыс тур-лерше кэшу, студенттердщ езд1к пдешс жумыстарын жур-пзуд1 уйымдастыруды кажет етедк
Аннотация
Актуальность использования информационных технологий в образовательном процессе обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и практической потребностью в использовании современных компьютерных программ. Модернизация учебного процесса требует перехода от пассивных, главным образом лекционных, способов освоения учебного материала, к активным групповым и индивидуальным формам работы, организации самостоятельной поисковой деятельности студентов, что позволит готовить специалиста с выраженной индивидуальностью и организовать деятельность занимающихся в различных условиях.
Annotation
The relevance of using information technologies in the educational process is due to the social need to improve the quality of education and the practical need to use modern computer programs. Modernization of educational process requires a transition from passive, primarily, lecture methods for teaching to active group and individual work, independent searching performance of students, which will allow to train specialist with strong identity and to organize their activity in various conditions.
Процесс вхождения казахстанского образования в мировое образовательное пространство требует его совершенствования, а также серьёзную переориентацию компьютерно-информационной составляющей. Лавинообразный рост объёмов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. «Особый интерес
в; s х
<С m
о
СП
t W О
О О W
=г о
CL
С
ш
X X
о S
=г
<с
m
о
X х s
в;
5 х
<с
m
о
го
6
W О
¡3
о о
W
=г о
CL
с
ш ¡3
X X
о
S =Г
<с
m
о х
х s
представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку "ручные методы" без использования технических средств давно исчерпали свои возможности»[1, с.23]. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение компьютеров, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и преподаватели при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода "электронных учебников", методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. «Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых "электронных учебников"» [2, с.48]. Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представления информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.
«Мультимедийные презентации прочно вошли в жизнь. Практически каждый преподаватель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а также предполагаемой аудитории» » [3, с. 52]. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечается
улучшение грамотности и развитие речи обучаемых через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. «Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой обучаемому на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности обучаемых» [3, с. 111].
Компьютерная технология предоставляет множество дидактических возможностей:
• использование различных компьютерных учебных курсов;
• электронных учебников и книг;
• мультимедийных энциклопедий;
• тренажеров различных видов;
• контролирующих систем для автоматизированного тестирования.
«Необходимо правильно организовать урок с применением мультимедийных ресурсов: это рассказать теоретическую часть, правильно выбрать обучающий курс, проконтролировать усвоение материала и грамотно спланировать практические задания. Итак, использование мультимедийных курсов на уроках информатики помогает педагогу в преподавании предмета и обучаемому в его освоении. С другой стороны, слишком частое или долгое использование данных электронных учебных пособий ведет к утомлению учащихся и, следовательно, к невнимательности и усталости» [4, с. 68].
Мультимедийные уроки решают определенные дидактические задачи:
сформировать мотивацию к учению; усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
«Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, ко-
1(19)/2018
торое усиливается при подключении зрительной памяти» [4, с. 79]. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность обучаемого. «Структурная компоновка мультимедийной презентации с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока» [5, с. 41].
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
• как сопровождение объяснения учителя;
• как информационно-обучающее пособие;
• для контроля знаний.
Мультимедийные технологии используются
при объяснении материала в качестве сопровождения. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые учащиеся записывают и зарисовывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как преподаватель, не тратя время на повторение,
успевает рассказать больше. Показ такой презентации проводится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран). Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Сегодня в обучении особенный акцент ставится на собственную деятельность учащегося по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Преподаватель в этом случае выступает как организатор процесса обучения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Хорошим помощником педагога является информационно-обучающие пособия.
Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда обучаемый по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме.
Индивидуальный режим работы учащегося, позволяет использовать мультимедийные пособия при индивидуальном обучении. «Мультимедийное пособие, позволяющее организовать такую работу, должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам» [5, с. 89]. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения. Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам, ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложной структуры важно предусмотреть хорошо оформленные кадры, выполняющие роль "главного меню" (а
в; х х
<с
т
о
СП
я
ш О
Л
о о м =г о 0-с ш
Л X X
о к
=Г
<с
т
о х
х
ад®_„
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая также вспомогательных меню) для выбора желаемой темы и под темы, а также имеющиеся на каждом кадре "типовые" кнопки навигации, оформленные в виде единой по стилю "панели управления".
«Мультимедийные технологии важны при организации самостоятельной работы. При подготовке к уроку необходимо предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков» [5, с. 101]. Использование компьютера на этом этапе имеет помимо плюсов (индивидуальный темп работы с программой, большой объем информации по теме, наличие мультимедиа) и минусы: отсутствие контакта с преподавателем, восприятие текстовой информации с экрана монитора.
С целью контроля знаний обучаемых широко используется компьютерное тестирование, оно повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучаемых. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые учащийся записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию преподавателя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. При создании теста с выбором ответа на § компьютере можно организовать вывод реакции ® о правильности (не правильности) сделанного § выбора или без указания правильности сделанно-<С го выбора. Можно предусмотреть возможность ^ повторного выбора ответа. Такие тесты должны 2 предусматривать вывод результатов о количестве
о правильных и неправильных ответов. По резуль-м
д" татам таких тестов можно судить о степени ш-
2 товности и желании учащегося изучать данный
щ раздел. Особого внимания требует вопрос со-
еЭ вместнош использования мультимедийных пре-
® зентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не
К следует опираться только на возможности ком-
<! пьютера, хотя он предоставляет великолепные
О средства для наглядного и красочного представ-
д ления информации по изучаемой теме, тексты К
основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащих-
аука и практика ^^
ся в виде "бумажной копии". При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.
Преимущества использования мультимедийных презентаций в:
• новизне проведения мультимедийных уроков. Во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой обучаемые стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у них пропадает страх перед компьютером;
• возможности самостоятельно обучаться с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У обучаемых появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания;
• самоконтроле практических действий обучаемого.
Реализация целей образования в современном мире возможна только на основе доступа к выработанным человечеством информационным ресурсам, организации информации, специально с ориентацией на ее изучение, разработки специальных методов освоения больших массивов информации на основе новых информационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-Ш «Об образовании» с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2017 г. гакоп.кз
2. Концепция развития образования РК. -Астана, 2007.
3. Михеева В.К. Информационные технологии в профессиональной деятельности / В.К. Михеева - Москва, 2007. - 417 с.
4. Назаренко Е.Ф. Информационные технологии / Е.Ф.Назаренко - Астана - Фолиант, 2007. -312 с.
5. Прохоров В.А. Методика использования мультимедийных технологий на уроках информатики 7 В.А.Прохоров - Москва - 2008. - 327 с.