УДК 94 (372.8 : 007)
О. В. Осокина
ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»
Показаны возможности использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе вуза по учебной дисциплине «История Древнего мира».
Ключевые слова: информационные технологии обучения, мультимедийная учебная среда, компьютерные обучающие программы
O. V. Osokina
MULTIMEDIA TRAINING PROGRAM IN HIGH SCHOOL DISCIPLINE «HISTORY OF ANCIENT WORLD»
The article demonstrates the possibilities of multimedia training means involvement into high school educational process on the academic discipline «History of Ancient World».
Key words: information teaching media, multimedia educational sphere, computer teaching programs
Необратимая информатизация современной жизни обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Эпоха информационных технологий ставит фундаментальные проблемы перед образованием. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием,— акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетенции», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах» [3].
Сегодня школы и вузы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету, это способствует внедрению инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной образовательной системы. В соответствии с новой парадигмой, как справедливо отмечает Е. Е. Вяземский, «главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [2]. Важнейшим фактором фор-
мирования новой модели образования, исторического в том числе, является «профессиональная и личная готовность педагогических кадров воспринимать новые цели образования и обеспечить изменения в области содержания образования, в образовательных технологиях, в решении воспитательных задач» [2].
На современном этапе внедрения информационных технологий обучения (далее — ИТО) в вузовскую систему образования не обсуждается вопрос о необходимости реализации этого направления, данная практика стала реальностью при изучении предметов гуманитарного цикла. Характерным для ИТО становится новый подход к процессам сбора, передачи, переработки учебной информации и доведения до пользователя с помощью средств коммуникации, что кардинально меняет процесс обучения. Значительное место в системе ИТО занимает мультимедийная учебная среда.
«Термин „мультимедиа—(multi — много, media — средство информации; multi media — несколько средств информации) истолковывается как многокомпонентная информационная среда, совокупность которой составляют: текстовая информация (текстовые документы, числовые данные), аудиоряд (звуковые эффекты, речь, музыка), видеоряд (графические изображения, анимация, видео). Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: учащийся не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем» [4].
Мультимедийная учебная среда оказывается идеальной для решения целого ряда задач, стоящих перед любым учебным заведением. Такими задачами могут быть следующие:
- обучение без узкой специализации отдельных классов или аудиторий;
- дистанционное обучение в самом широком смысле;
- хранение и представление учебных курсов в любом виде, от текстовых до видео;
- администрирование базы учебных курсов, их разработка и корректировка;
- доступ к информационному фонду как данного учебного заведения, так и всей сети Интернет;
- обеспечение оперативного взаимодействия обучаемого и преподавателя.
При этом необходимо понимать, что возможности мультимедийной среды огромны, например:
- значительное расширение и упрощение доступа к необходимой информации;
- повышение уровня наглядности и доступности материала;
- простота копирования и тиражирования нужной информации (при необходимости соблюдения авторства и смежных прав);
- расширение возможностей для самостоятельной творческой деятельности учащихся;
- упрощение и ускорение коммуникаций;
- индивидуализация обучения;
- создание новых учебных и тестирующих средств, индивидуальных и групповых учебных программ.
Исследования зарубежных и отечественных исследователей по анализу возможностей мультимедиа-технологий в учебном процессе показывают, что они позволяют на 20-30 % повысить его эффективность, так как применение мультимедиа-технологий изменяет процесс обучения, позволяя получить новый качественный уровень знаний, умений и навыков учащихся [4]. Средства мультимедиа способствуют многоканальному представлению материала. Представленная таким образом информация запоминается легче, быстрее и на длительный срок.
В условиях функционирования традиционных педагогических технологий в педагогике определены методы и средства обучения, которые используются при различных формах организации учебной деятельности. Информа-
ционные технологии выводят на совершенно новый качественный уровень средства обучения, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса [7]. Внедрение мультимедийных средств обучения в образовательный процесс позволит педагогу решать следующие наиболее сложные задачи преподавания:
- оптимизация отбора и представления изучаемого материала;
- внедрение новых концептуально-методологических подходов;
- расширение возможностей использования наглядности;
- оптимизация контроля за знаниями;
- включение познавательных заданий в образовательный процесс;
- обеспечение получения глубоких знаний при сохранении здоровья [8].
Сегодня в связи с развитием ИТО, с потребностью активизировать познавательную деятельность обучаемых и облегчить труд педагога появилось множество разнообразных средств организации и осуществления учебного процесса. В зависимости от выполняемых функций средства обучения можно разделить на несколько групп:
1) носители учебной информации: электронные (компьютерные программы, электронные учебники), лазерные (CD-ROM, DVD, мультимедиа, помогающие обеспечивать интерактивность взаимодействия учащегося с учебным материалом), сетевые (W^b-сайты, дистанционные курсы в сети Интернет);
2) передающие учебную информацию, но не являющиеся ее носителями (мультимедийный видеопроектор для проведения интерактивных лекций, звуковые колонки и др.);
3) совмещающие в себе обе функции;
4) вспомогательные (Microsoft Office, например, программная оболочка PowerPoint, в которой создаются мультимедийные презентации для выступлений, информационно-иллюстративные презентации, презентации — тесты и презентации-викторины и др.) [10, с. 43-44].
В начале 1990-х гг. отечественные компьютерные фирмы начали выпуск энциклопедий на компакт-дисках. Подобный тип программного обеспечения не всегда годится для использования на учебных занятиях. Исследователи и учителя-практики называют следующие основные причины этого:
- при кажущейся простоте поиск информации, особенно если эта информация не связана гиперссылками, может занять в ходе урока чрезмерно много времени;
- сама информация может не соответствовать тем задачам, которые учитель ставит на уроке [11].
Учитывая эти проблемы, разработчики программных средств учебного назначения начали создавать продукты с мультимедийными возможностями по историческим дисциплинам. Исследователи, занимающиеся проблемами мультимедийных средств обучения, предлагают следующую классификацию компьютерных обучающих программ (далее — КОП) на уроках истории как эффективных средств обучений и формирования ключевых компетенций обучаемых:
1. Демонстрационные, которые показывают запланированный ход того или иного явления, используя графические, цветовые, звуковые возможности компьютера. В качестве примера можно привести КОП «Атлас Древнего мира» («Новый Диск»). Обучающиеся, используя поисковую систему, познакомятся с историей Древнего Египта, Греции, Ассирии, смогут принять участие в интерактивных раскопках гробниц фараонов, совершить трехмерные экскурсии в виртуальные гробницы этрусков и древних кельтов.
2. Моделирующие программы позволяют получить различные результаты, меняя факторы, влияющие на ход событий. С помощью компьютера можно моделировать военные действия, восстания, революции, самостоятельно выступить в качестве руководителя или участника события, принять решение на основе сбора и анализа всей имеющейся информации. Например, работая с программой «Египет» (Florix Multimedia), основанной на реальном историческом материале, можно проследить развитие древнего государства, моделируя экономику, государственное устройство, культуру, религию страны, при этом объясняются термины и понятия с учетом особенностей исторической эпохи.
3. Обучающие программы создают ситуацию, цель которой — развитие интересов и способностей школьников, навыков работы с компьютером. В качестве примера можно привести программу «История древнего мира.
Загадки сфинкса» («МедиаХауз»). На диске задачи, за выполнение которых присваиваются очки, исключающие возможность решения методом перебора. Задачи привязаны к семи мудрецам Древней Греции, организации государства, армии и жречества Древнего Рима времен Цезаря, иероглифическому искусству Китая, технологиям получения бумаги и шелка. Всего на диске 40 задач. К этой же группе КОП могут быть отнесены такие программы, как «Всеобщая история. История древнего мира: 5-й класс» («Кордис&Медиа»), «История. Мультимедийное учебное пособие нового образца: 5-й класс» («Просвещение-Медиа»). Данные КОП поддерживают различные режимы работы: гипертекстовый иллюстративный учебник, мультимедиа-уроки, сравнительный анализ источников, режим создания собственных уроков по выбранной теме. Эти программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования и имеют реальные возможности совместного их использования с популярными печатными учебниками по истории Древнего мира. Интересной обучающей программой является программа «Уроки всемирной истории. Древний мир» («Кирилл и Мефодий»). На диске представлено 18 периодов истории Древнего мира, более 950 медиа иллюстраций, задания для самоконтроля, многочисленные тесты и проверочные задания по темам и урокам курса. Данная программа стимулирует познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
4. База данных создает условия для хранения огромной информации и оперативного представления при решении тех или иных познавательных задач. Наиболее распространены базы данных, относящиеся к хронологии, народонаселению, местам событий, историческим деятелям, документам, статистике и т. д.
5. Мультимедийные компьютерные учебники. Самым заметным электронным продуктом в гуманитарном образовании стал мультимедиа-учебник «История России: ХХ век» («КлиоСофт»). В нем дано систематическое описание отечественной истории ушедшего века, снабженное богатыми аудиовидеоматериалами (фрагменты из речи выдающихся государственных деятелей и т. д.), что существенно увеличивает доступность, эмоциональность и образность в восприятии прошлого
нашей Родины. Об этом компьютерном учебнике имеется огромное количество публикаций [1; 6; 10, с. 44-45; 11].
Использование в процессе обучения компьютерных обучающих программ значительно улучшает качество образования, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и эффективность учебного процесса. Мультимедийные гипертекстовые продукты являются мощным средством индивидуализации обучения. Пути и темпы изучения материала могут быть выбраны и реализованы обучающимся в зависимости от имеющегося уровня знаний, сложившихся приемов работы и психологических особенностей личности. Работа с мультимедийной системой формирует и развивает способность к самостоятельной деятельности по получению и развитию знаний и умений. В учебно-методической литературе все больше внимания уделяется возможностям использования электронных пособий при изучении исторических дисциплин [9, 10].
В рамках учебного курса «Современные педагогические технологии при изучении вузовского курса «История Древнего мира» на социально-экономическом факультете Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга автором данной статьи совместно со студентами 3-5-х курсов были разработаны критерии оценивания КОП по истории Древнего мира. Одной из форм работы при изучении указанного курса является анализ мультимедийных обучающих программ в рамках групповой учебной деятельности. Предлагаемая схема для характеристики КОП включает два аспекта: технические и методические возможности программного средства. Вероятно, предложенная схема может быть дополнена и скорректирована как преподавателями информатики, так и методистами.
Схема для характеристики компьютерной обучающей программы
1. Выходные данные программного средства учебного назначения: разработчики, авторы, сведения об авторах, учебный предмет, год разработки.
2. Функциональное назначение программного средства: вид общеобразовательного учреждения, для которого создана программа; адекватность программы возрастным позна-
вательным возможностям обучающихся; соответствие обязательному минимуму содержания образования; возможность совместного использования с учебной, учебно-методической печатной литературой.
3. Виды учебной деятельности, обеспечиваемой программным средством: индивидуальная, групповая, коллективная.
4. Функции компьютерной обучающей программы: информационная, систематизирующая, обучающая, воспитательная.
5. Методологический подход к изучению исторического процесса, которым руководствуются авторы программы: формационный, цивилизационный, антропологический, культурологический, синкретический; в программе представлена единственная официальная оценка исторических событий или представлен спектр оценок этих событий, предлагаются или нет дискуссионные вопросы, научные гипотезы.
6. Методы и приемы учебной деятельности: репродуктивный, эвристический, исследовательский, метод проблемного изложения исторического материала.
7. Принципы изложения исторического материала: хронологический, тематический, синхронистический, причинно-следственный, проблемный.
8. Формирование умений и навыков: учебноорганизационные, речевые, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, навыки работы с компьютерным мультимедиатексто-вым материалом.
9. Характеристика текстового материала: текст выводится на экран для чтения, озвучивается диктором (аудиоматериал в форме лекции), двойной вариант.
10. Преобладающие приемы изложения основного текста: описание, объяснение, конспективное повествование, проблемное изложение.
11. Преобладающие виды текста: научные, научно-популярные, документальные, фрагменты из художественных произведений.
12. Соотношение фактического и теоретического материала в программе, его соответствие возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного исторического курса.
13. Характеристика иллюстративного ряда: красочность, разнообразие, степень сложности для восприятия иллюстраций, соответствие иллюстративного ряда текстовому материалу, их логическое соответствие, соответствие иллюстраций возрастным познавательным возможностям учащихся.
14. Виды иллюстраций: изобразительные иллюстрации (учебные рисунки, репродукции произведений искусства, документальные изображения), условно-графические иллюстрации (картосхемы, картопланы, схемы, чертежи, линии времени).
15. Пояснительный текст к иллюстрациям содержит или не содержит: название изображения, время, место, автора изображения, вид изображения, сюжет или основная идея изображения, местонахождение и состояние в настоящее время (для документальных изображений). Присутствует прием фрагментарного комментированного рассмотрения иллюстраций, или имеется возможность только для целостного рассмотрения.
16. Характеристика музыкального сопровождения: есть или нет, если есть, то какую нагрузку несет (функция фона, смысловая нагрузка).
17. Картографический материал: присутствует или отсутствует, карта представлена целиком или по частям, полнота легенды карты, цветовая гамма карты, с какими разделами содержания карта связана, карта статичная или подвижная (анимационная).
18. Виды исторических карт: по охвату территории (мировые, материковые, карты государств), содержанию (обобщающие, тематические), своему масштабу.
19. Наличие или отсутствие схем, картосхем, контурных карт: представленные методические приемы при работе с наглядными материалами, степень сложности заданий к ним.
20. Характеристика представленной источниковой базы: виды исторических документов (актовые, повествовательно-описательные, памятники художественного слова), привлечение одного или значительного количества источников. Имеются ссылки на авторов источников или нет; исторические документы предлагаются в оригинале или адаптированном виде.
21. Соответствие предложенных источников целям и задачам обучения, отражение в них типичных фактов и событий эпохи, доступность по содержанию и объему, информативность для развития познавательной самостоятельности обучающихся, содействие актуализации исторических знаний.
22. Степень отражения личностного фактора в истории: биографии выдающихся представителей исторической эпохи, их субъективный или объективный характер, действительно ли эти личности отражают ту или иную историческую эпоху.
23. Характеристика контрольно-диагностирующей функции: наличие тестов, творческих заданий, оцениваются эти задания или нет; характер вопросов и познавательных заданий: на воспроизведение информации, на преобразование информации, на творческую реконструкцию фактов, на создание проблемных ситуаций.
24. Характеристика справочного материала: полнота, соответствие текстовому материалу и иллюстративному ряду, простота пользования, адекватность терминов возрастным возможностям учащихся, соответствие термина русской традиции написания и произношения географических названий, имен собственных.
25. Характеристика предложенных таблиц: хронологические, синхронистические, срав-нительно-обобщающие, конкретизирующие, иллюстрированные; представлены или нет: схемы, меры весов, денежные единицы, словари архаизмов; предлагается ли список литературы в целом по курсу или по разделам.
26. Возможности использования компьютерной обучающей программы: на лекционносеминарских занятиях, в ходе факультативных занятий, для самостоятельной подготовки обучающихся, для составления рефератов, контрольных, курсовых работ, для проектной деятельности, для создания мультимедийных презентаций.
27. Характеристика главного меню, архитектура диска: из каких разделов состоит, насколько логически они связаны между собой; характер рубрикации, тематических символов.
28. Возможности использования представленных на диске материалов: копирование текстового материала и иллюстраций, распечатка на принтере.
29. Возможности использования технологии мультимедиа в программе: текст, графика, видео, аудио и анимация в интерактивном режиме, гиперссылки.
Возможности использования в обучении исторических дисциплин электронных пособий огромны. Нами представлен лишь один из вариантов такой работы при изучении вузовского курса «История Древнего мира».
Таким образом, подчеркнем еще раз, что мультимедиа-технологии — это новая форма обучения, основанная на использовании компьютерных технологий для управления процессом обучения. Методические основы применения этих технологий в процессе обуче-
Библиографич
1. Антонова Т. С., Харитонов А. Л. Мультиме-
дийный учебник истории России ХХ в.: мифы и реалии информатизации процесса обучения // Преподавание истории в шк. — 2000. — № 3.
2. Вяземский Е. Линейность или концентры? //
История: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 2006. — № 2. — С. 34-36.
3. Иванов Д. Компетентности и компетентност-
ный подход в современном образовании. — М.: Чистые пруды, 2007. — С. 7-8.
4. Мультимедийные продукты в обучении //
Преподавание истории и обществознания в школе. — 2001. — № 1. — С. 74-75.
5. Мультимедийные продукты в обучении //
Преподавание истории и обществознания в школе. — 2001. — № 3. — С. 73-76.
6. Несмелова М. Л. Варианты организации учеб-
ной работы с использованием мультимедийного учебника по истории // Преподавание истории в школе. — 2002. — № 9. —
С. 51-62.
ния будут отвечать современным требованиям общества к подготовке специалиста, если цели методической системы будут направлены в первую очередь не на усвоение готовых предметных знаний, а на их творческую переработку и самостоятельное использование, на развитие способности оценивать свою деятельность. Современная модель образования характеризуется переходом от традиционной методики, использующей обычные лекционносеминарские формы работы, к моделям инновационного образования, подразумевающим использование активных методов обучения — ролевых и деловых игр, проблемных и творческих заданий, конкурсов, проектных работ. Несомненно, мультимедийные обучающие продукты должны помочь в реализации данного направления.
ский список
7. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: кон-
текст информатизации. — М., 2004. — С. 17.
8. Сафронова И. В., Лебедев И. Е. Информацион-
ные технологии в системе исторического образования // Методист. — 2002. — № 5. — С. 51-52.
9. Ушакова О. А. Использование электронных
пособий на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2007. — № 3. — С. 31-35.
10. Чернобай Е. В. Мультимедийные средства обу-
чения историческим дисциплинам в условиях информатизации образования // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2007. — № 7. — С. 43-46.
11. Чернов А. В. Использование информационных
технологий в преподавании истории и об-ществознания // Преподавание истории и об-ществознания в школе. — 2001. — № 8. — С. 40.