Научная статья на тему 'Специфика интеграции мультимедийных технологий в обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (на материале уроков рисования в коррекционной школе)'

Специфика интеграции мультимедийных технологий в обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (на материале уроков рисования в коррекционной школе) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1279
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / МЕДИАПЕДАГОГИКА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорко Надежда Сергеевна

В настоящее время психологи и педагоги все больше начинают обращать внимание на разработку специального подхода к целенаправленному, поэтапному внедрению мультимедийных технологий в качестве нового средства обучения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями. В статье рассматривается специфика интеграции мультимедийных технологий в обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорко Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика интеграции мультимедийных технологий в обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (на материале уроков рисования в коррекционной школе)»

Н.С. Федорко

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ РИСОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ)

В настоящее время на фоне значительных успехов в медицине, в частности, достижений в борьбе с детской смертностью, во всех развитых странах растет число детей, имеющих те или иные отклонения в развитии и нуждающихся в специальной психолого-медико-педагогической реабилитации.

В соответствии с этим психологи и педагоги, постепенно начинают обращать внимание на разработку специального подхода к целенаправленному, поэтапному внедрению мультимедийных технологий в качестве нового средства обучения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями. «Мультимедийные технологии (ММТ) - это новые информационные технологии, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными изображениями и движущимися видео. Мультимедиа - синтез трех стихий: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации (речь, музыка, другие звуки)» [3, 94].

В таких условиях человек должен быть подготовлен к эффективному взаимодействию с другими людьми любого уровня развития, способностей и возможностей. В соответствии с этим существует необходимость в подготовке специалистов, способных проводить коррекционно-педагогическую, научно-методическую, социально-педагогическую и социально-просветительскую деятельность. Такое разнообразие спектра образовательных услуг вызвано многими факторами. Это и усложнение структуры дефекта, и рост числа детей, не справляющихся с программой обучения, и необходимость повышения квалификации учителей в области дефектологических знаний, а также дефектологического просвещения родителей и др.

В связи с тем, что термин «дети с ограниченными возможностями» используется в педагогике, психологии, медицине в различных аспектах необходимо уточнить определение данного понятия. Согласно единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), «дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания» [5, 6].

Принимая во внимание то, что уроки в коррекционной школе выступают не только как какой-либо определенный предмет, но и как одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей. Для ребенка с нарушениями в развитии мультимедийные технологии не могут и не должны быть только развлечением, игрушкой. Компьютер для такого ребенка, прежде всего, должен использоваться, как инструмент решения самых трудных для него учебных и житейских задач. Именно такими инструментами увлекательного познания и являются специализированные компьютерные программы. Упражнения выстраиваются таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы, разговаривает с ним, спорит, собирается на прогулку, читает занимательные истории, разбирается в календаре, смотрит мультики..., однако на самом деле он учится и каждое упражнение продвигает ребенка на пути его развития.

«Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм (РДА); с задержкой и комплексными нарушениями развития» [5, 8]. Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и, что особенно актуально, в поэтапном приобщении к осознанной деятельности. «Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение пси-

хического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС» [5, 12].

Интеллектуальная недостаточность большинства учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения головного мозга, порождает вторичные нарушения высших форм познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти), проявляющиеся в процессе социального развития ребенка.

Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (географические карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, транспаранты, фильмы). Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал (карточки, контурные карты, карты-схемы, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (таблицы, схемы, географические карты, видеофрагменты и т.д.), создать мультимедийную учебную презентацию.

Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Подчас помогают провести трудную для детей работу на подсознательном уровне. Многие школьники имеют проблемы с чтением (дислексия), не любят читать. С монитора компьютера или интерактивной доски ребята охотно читают, полагая при этом, что они играют, «смотрят кино».

Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении школьников позволяет решать следующие задачи:

1) коррекцию недостатков развития с учетом всех возможностей ребенка, то есть с максимальной индивидуализацией процесса обучения;

2) формирование у детей интереса к интерактивной доске, к играм с использованием компьютерных программ для привлечения внимания учащихся к поставленной цели;

3) развитие у школьников знаний об окружающем мире, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач;

4) освоению знаний, стимуляции приобретения новых знаний, коррекции и развитию психических процессов с помощью мультимедиа, компьютерных игр.

Конечно, наиболее сильное воздействие на учащихся оказывают мультимедийные средства. Они стали объективной реальностью нашего времени, и учителя просто не могут не воспользоваться возможностями, которые они предоставляют. Использование мультимедийных технологий, способствует появлению новой модели обучения, которая основана на следующих положениях:

- в центре технологии обучения - учащийся;

- в основе учебной деятельности - сотрудничество;

- учащиеся играют активную роль в обучении;

- суть технологии - развитие способности к самообучению [10].

Наиболее доступным из мультимедийных средств, следует признать так называемый электронный учебник. По типу организации и способу доставки обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов:

1) на CD-ROM с или без печатного приложения;

2) на Интернет-сайтах с или без печатного приложения;

3) на CD-ROM, но с привязкой к некоторым Интернет-сайтам, с печатным приложением или без такового.

Достоинства электронных учебников:

- наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т.д.);

- быстрая обратная связь;

- интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала.

Необходимо отметить, что работу учителя коррекционной школы в этом направлении значительно осложняет скромное техническое оснащение учебных кабинетов, отсутствие специальных электронных пособий, соответствующих современному уровню развития новых информационных технологий и методических рекомендаций к ним. Мультимедийные учебные комплексы по различным учебным предметам, рекомендованные Министерством образования и науки РФ для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых учащихся.

В связи этим, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством. Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.).

Наиболее успешным, на наш взгляд, будет использование на уроке несложных мультимедийных документов, которые может сделать сам преподаватель в программе Microsoft Word, и презентаций Power Point. Они просты в исполнении и применении, но роль их в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на учащихся достаточно велика.

Достоинством документов Word является их относительно небольшая ёмкость и простота создания. Преподаватель может создавать различные файлы для конкретной ситуации, темы или группы, бесконечно разнообразя варианты. При этом такие документы не теряют достоинств мультимедиа: они ярки, красочны, позволяют учащимся работать в индивидуальном режиме, расширяют возможности работы (например, электронный вариант текста даёт учащимся возможность перемещать объекты в пределах документа, расставляя их на нужные места, удалять их, группировать в соответствии с заданием, вставлять необходимое, и т.д.).

Еще более подходящим для этих целей средством оказалась программа создания электронных презентаций Microsoft Power Point, входящая в состав пакета Microsoft Office. Сначала на основе данного приложения создаются отдельные компоненты, используемые на уроке, например:

• информационно-иллюстративные презентации;

• презентации-тесты и презентации-викторины, построенные по принципу выбора правильного ответа на поставленный вопрос из нескольких представленных вариантов, где варианты ответов являются гиперссылками на файлы (звуковые, анимационные), являющиеся индикаторами правильности выбранного варианта ответа;

комбинированные презентации, представляющие учащимся учебный информационно-иллюстративный материал и контрольные упражнения (тесты) по нему.

Следующий этап использования приложения Power Point - представить весь учебный курс как единую презентацию. В течение урока учитель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. При использовании слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.

В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Конечно же, прежде чем начинать создание мультимедийной учебной презентации желательно:

- определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном уроке;

- разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;

- подобрать и обработать информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить перегруженности;

- продумать простое композиционное решение отдельных слайдов (привлекательное цветовое решение, расположение иллюстративного и текстового материалов, использование крупного шрифта, выделение терминологии и основных моментов и т. п.);

- заранее составить и записать дикторский текст (он должен быть научным, доступным для понимания детьми с интеллектуальной недостаточностью, лаконичным и выразительным);

- определить необходимость, место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и неживой природы;

- продумать предшествующую показу и последующую работу учащихся.

Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету. Использование мультимедийных презентаций, адаптированных с учетом познавательных особенностей умственно отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых объектах или явлениях.

Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.

Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с изобразительной деятельностью, выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.п.

Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется учителем, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала.

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на мониторе компьютера или на интерактивной доске правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.

Ценность созданных самим учителем презентаций состоит в том, что материал в них даётся учащимся компактно, в нужной последовательности; в нём нет ничего лишнего, всё "работает" на достижение целей и задач конкретного урока, в отличие от готовых фильмов и слайдов. Кроме того, под презентацию можно "подложить" текст, максимально соответствующий теме урока с информативной и лексической точек зрения. При повторном просмотре презентации текст может быть отключен, а учащимся дано задание озвучить слайды самостоятельно. Таким образом, преподаватель избавляется от необходимости адаптировать для учащихся готовый текст и тратить драгоценное время урока на "шумовую" информацию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андерсен Бент Б. Мультимедиа в образовании: специальный учебный курс. Информационные технологии в образовании. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дрофа, 2007. 224 с.

2. Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1995. № 1. С. 37-41.

3. Головин Н.А., Завьялов В.В. Введение в преподавание социологии с использованием новых информационных технологий: учеб. пособие. СПб.: Интерсоцис, 2006. 178 с.

4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 256 с.

5. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. 2010. № 1. С. 6-22.

6. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студ. дефектологических фак-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. 416 с.

7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; под ред. Б.П. Пузанова. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 272 с.

8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.

9. Шипицина Л.М.. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 3. С. 29-36.

10. Листрова Л.В. Системный подход к подготовке учителей-предметников в области новых информационных технологий // Международный конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" (ИТО-2003). Режим доступа:

http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&d=light&id_sec=124&id_thesis=4697&r=thesisDesc

М.П. Целых

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI ВЕКОВ*

Современный контекст развития социальной работы в Великобритании противоречив. В то время как правительство стремится показать, что, начиная с 1979 года, в результате политики «новых правых» экономика активно развивалась и социальная сфера была на подъеме, многие британские исследователи дают другие оценки [4; 5; 6]. Признавая высокий уровень развития экономики и несомненное богатство страны, исследователи указывают, что многим гражданам до сих пор не доступны блага процветающего общества. Ученые приводят данные, доказывающие, что большая часть населения страны живет на краю бедности или постоянно испытывает стресс из-за нестабильности социально-экономического положения. В обществе продолжает расти разрыв между богатыми и бедными, между уровнем доходов и возможностями удовлетворения основных социальных потребностей в трудоустройстве, образовании, медицинском обслуживании, персональных социальных службах и т.п.

По данным ученых, за последние годы доступ малообеспеченных категорий населения к образованию и медицинским услугам несколько улучшился, однако средний уровень доходов значительно снизился. Возросло количество людей, не имеющих равного доступа к основным социальным благам, например: рабочие места, социальные услуги, справедливая оплата труда, общение (его отсутствие приводит к социальной изоляции) и пр. Это связано с тем, что в британском обществе увеличивается количество пожилых людей, одиноких матерей, иммигрантов из азиатских стран и ближнего востока, также происходит удорожание социальных услуг в результате инфляции. Рост количества разводов привел к тому, что У часть всех детей в Великобритании воспитывается в неполных семьях, что снижает уровень материального обеспечения детей. Так, согласно данным статистики, уровень бедности среди детей постоянно возрастает. В 1979 году он составлял 10 %, а в 1996-96 гг. уже равнялся 32,9 %. Динамика в этом отношении неутешительная. Считается, что к 2010 году около половины всех детей в стране будут воспитываться в неполной семье, а, следовательно, и благосостояние детей в целом может ухудшиться.

Демографические изменения серьезно осложняют контекст развития современной социальной работы в Великобритании. Возрастная структура населения, которая оказывает немалое влияние на формирование социальной политики страны, следующая: дети в возрасте до 14 лет составляют 16,9 % населения. Граждане от 15 до 64 лет - 67,1 %; 65-летние и старше - 16 %. Процентное

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 10-06-00126а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.