Игровые ситуации с использованием ИКТ позволяют учащимся проявить максимум находчивости, изобретательности. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
Работа с учащимися начальной школы ведется с опорой на наглядность, а неисчерпаемые ресурсы Internet дают богатейший иллюстративный материал (фотографии, иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы), который можно использовать для создания различных дидактических игр.
Применяя ресурсы Internet и программу Microsoft Power Point, нами были разработаны и проведены игры: «Умники и умницы», «В гостях у сказки», «Своя игра», «Хочу все знать» и другие.
Если сравнивать руководство дидактическими играми, проведенными традиционным способом с руководством дидактическими играми, проведенными с компьютерной поддержкой, то можно выделить ряд преимуществ.
1. Игры, созданные с применением ИКТ, позволяют учителю компактно представить большой объем учебной информации.
2. Такие игры могут проводиться либо учителем, либо учеником. Задания дети читают самостоятельно, что активизирует мыслительную деятельность учащихся.
3. При нажатии кнопки на экране появляются предметы, с которыми ученики должны работать. Можно показать 1 предмет, а можно показать все сразу, что облегчает работу учителя и дает ясное представление детям о поставленной задаче, затрачивая при этом минимум времени.
4. Изображение на компьютере красивое, яркое. Все движется, как в мультфильме. Это привлекает внимание детей и вызывает большой интерес к игре.
5. Правильность ответа можно увидеть сразу посредством звукового или светового сигнала на экране. Ориентируясь по этому сигналу, ребенок контролирует количество правильных ответов и сам может оценить свой ответ, что очень важно для учащихся в игре.
Таким образом, использование мультимедийных технологий в игровой деятельности позволяет повысить эффективность образования и воспитания, развивает позитивную мотивацию учеников. Применение ИКТ во внеурочной деятельности позволяет организовывать мероприятия на качественно высоком уровне, что увеличивает долю творческих работ, благодаря чему создаются ситуации успеха для учеников.
Литература
Бездетная, Т.Н. Игры в начальной школе с компьютерной поддержкой / Т.Н. Бездетная // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-13.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
Новые подходы в преподавании русского языка учащимся
с особыми образовательными потребностями
Е.А. Егорова ([email protected])
МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения № 85», г. Набережные Челны
На современном этапе развития теории и практики педагогики бесспорна необходимость применения ком -пьютерно - опосредованных технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями. В своей работе мы опираемся на принцип «Не от компьютера к ребенку, а от ребенка к компьютеру».
Используя компьютерные обучающие программы, мы реализуем следующие цели:
- обеспечение комплексности изучения явлений действительности, неразрывности между техникой и гуманитарными науками;
- раскрытие, сохранение и развитие индивидуальных способностей обучаемых;
- формирование у учащихся познавательных способностей;
- обновление содержания, форм, методов обучения.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи отводится примерно 20-40% учебного времени.
128
ИТО Марий Эл - 2009
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность. Поэтому, используя на уроках русского языка компьютеры, учитель создает условия для компенсации моторных и речевых затрудне -ний, развития деятельности, поведения, памяти, учитывая индивидуальные возможности учащихся. В компьютерных программах закрепляется речевой материал, развиваются словообразовательные возможности, формируется способность к наблюдениям и обобщениям в сфере языка и наглядно-образного мышления.
В своей работе на уроках русского языка мы используем программные комплексы:
■ «Семейный наставник» (4-9 классы). Эта программа позволяет проводить уточняющую диагностику по разделам программы по русскому языку, формировать конкретные рекомендации по устранению пробелов в усвоении учебных элементов, определять режим учебной работы, проводить выбор учебного элемента, подбирать задания на коррекцию знаний по разделам.
■ «Фраза». Программа позволяет реализовать дифференциацию процесса обучения за счет возможностей выбора заданий разного уровня, возможности реализации самостоятельного продвижения по темам предмета успевающим учащимся и возврату к запущенному материалу - отстающим. Задания предлагаются в виде обучающего тренажера. В случае затруднения имеется ссылка на подсказку. Задания предлагаются в оптимальном объеме, в конце работы на экране монитора высвечивается результат.
Характер работы учеников с тренажерами имеет свои особенности в зависимости от особенностей восприятия. Анализируя работы с данными тренажерами, было видно, что у учеников с преобладанием зрительной памяти при использовании компьютерной поддержки происходит более быстрое освоение грамматических правил.
■ «Волшебный букварь» (1-4 класс). В программе использована концепция «чтение через письмо». Она помогает ребятам научиться читать и писать. Основная идея программы - мотивация детей к общению с «живыми» и «говорящими» буквами. Программа имеет два режима - режим обучения и свободный. В режиме обучения ребенку предлагается выполнить те или иные задания, которые помогут ему научится читать. Режим обучения имеет несколько уровней сложности. Самый простой уровень - знакомство с алфавитом. На более высоких уровнях предлагаются слова с все более сложным правописанием. В свободном режиме компьютер предлагает игры с данными словами. Эту программу в среднем звене можно использовать при работе над словарными словами.
■ Текстовый редактор Word. Данная программа используется при работе на уроках делового письма. Текстовый редактор вводится как средство содержательной учебной деятельности учащихся. Традиционные задания необходимо выполнить нетрадиционным способом, например: исправить ошибки в тексте на экране монитора, выполнить тестовые задания с фиксированным результатом, создать текст на компьютере, работа с деформированным текстом и т.д.
В условиях повышенной напряженности современной жизни для учащихся коррекционной школы и, прежде всего для старшеклассников, становится актуальным изучение начал экономики в целях формирования у них моделей экономического поведения, адекватных российским реалиям.
Для повышения работоспособности выпускников коррекционной школы в новых экономических условиях требуется соответствующая социальная и экономическая грамотность. Для этого был разработан спецкурс «Деловое письмо». Учебный план позволяет выделить время для работы с учащимися по развитию связной письменной речи.
Уроки делового письма ведутся интегрировано с уроками информатики. Основная работа на компьютере проходит в текстовом редакторе Word. На изучение одного вида документа отводится 2 часа. Первый час - изучение нового материала: дается определение документа, готовый образец документа, план-схема написания (заполнения) документа, анализ образца документа в соответствии с планом-схемой, запись образца в тетрадь. На первом уроке самостоятельная работа учащихся с компьютером не ведется, учитель предлагает готовый образец документа в электронном виде. Второй час - закрепление изученного материала: проводится комбинированный опрос (устный, проверка письменного домашнего задания), работа в текстовом редакторе Word с документом, набранным в виде опорных фрагментов, компьютерные тестовые задания по изучаемому виду делового документа.
Уроки строятся таким образом, чтобы была частая смена видов деятельности, работа перед монитором не превышала по длительности 20 минут. При проведении уроков учитываются индивидуальные возможности учащихся. Материал подбирается с условием, что задание может выполнить каждый ученик, владеющий навыками работы в «текстовом редакторе». Все учащиеся получают одинаковое задание, но содержание, объем работы и результаты у всех индивидуальные.
■ Программа презентаций Microsoft Office Power Point. Данная программа позволяет создавать динамичные и эффективные презентации, которые используются на уроках для изучения новых тем и закрепления пройденного материала. Проведение интегрированных уроков русского языка и информатики в старших классах разрешает проводить самостоятельную работу по составлению учащимися тематических презентаций, что способствует практическому применению компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе и создает условия для компенсации моторных и речевых затруднений.
Введение компьютерных технологий в учебный процесс несет в себе много положительных моментов, но данный процесс должен проходить с оценкой разумности использования той или иной программы на каждом конкретном уроке. Необходимо помнить что сказал С. Пайперт: «Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать». Нужно помнить, что компьютер не решит всех проблем, он только может быть добрым помощником в умных руках.
Литература
1. Кравцов, С.С. Методические требования к проведению занятий с отстающими учащимися с применением программ, разработанных на базе технологии мультимедиа / С.С. Кравцов. - ИТО-99, М., 1999.
2. Сборник материалов учебно-методической конференции «Современные информационные технологии в учебном процессе» ч. 2, тезисы докладов 26-27 апреля 2001 г. - Ростов н/Д, РГУ.
Применение электронных учебников на уроках математики
Е.Ю. Завалишина ([email protected])
МОУ «Лицей № 11 им. Т.А. Александровой г. Йошкар-Олы»
Важнейшей задачей школы, в том числе и преподавания математики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании личности. Одной и главных задач образования становится привлечение интереса детей к процессу обучения. Использование электронных учебников решает эту проблему и существенно облегчает работу. На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п.
В лицее № 11 г. Йошкар-Олы активно используется образовательный комплекс «1С: Школа. Геометрия, 8 кл.», «1С: Школа. Геометрия, 7 кл.», предназначенный для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса по геометрии для 7, 8-го класса, «1С: Школа. Математика, 5-11 классы. Практикум». Материалы комплекса поддерживают все виды учебной деятельности и предназначены как для самостоятель -ной работы дома, так и для использования в классе под руководством учителя.
Компьютерный курс «1С: Школа. Геометрия, 8 кл» соответствует программе курса математики для общеобразовательных учреждений России и рекомендован Министерством образования России в качестве учебного пособия для средних школ. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся к предмету. В этом, на наш взгляд, значительное преимущество продукции фирмы «1С» по сравнению с другими фирмами. Теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у детей. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых выражений. Режим работы электронного учебника предполагает многовариантность. Например, его можно использовать при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером), электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала.
Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых выражений.
Однако наряду с достоинствами этой программы есть и небольшие недостатки:
1. Есть некорректные формулировки заданий в разделе «Аксиомы параллельных прямых».