Микулич А.В.1, Чиркова Л.Н.2
гСАФУ имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, магистрант 1 курса ИМИКТ, учитель начальных классов МБОУ СОШ№5 г. Сосногорск, Республики Коми, [email protected]
2САФУ имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, к.п.н., доцент кафедры экспериментальной математики и информатизации образования института математики, информационных и
космических технологий, [email protected]
СТРУКТУРИЗАЦИЯ ЭОР В ПЕРСОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Электронные образовательные ресурсы, компьютерные тренажеры, библиотека ЭОР учителя. начальная школа.
АННОТАЦИЯ
В статье представлен структурированный обзор ЭОР для начальной школы, который используется учителем для удобства подготовки к занятиям с использованием ИТ в начальной школе.
До настоящего времени в школе использование педагогом в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), поощрялось, но не являлось для них обязательным. С введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ситуация существенно изменилась. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить разумному и эффективному использованию его учащимися.
Основываясь на собственном опыте работы по применению ЭОР на уроках в начальной школе, можно отметить существенную экономию времени на уроке, увеличение глубины погружения обучающихся в изучаемый материал урока, повышается мотивация обучения, появляется возможность разнообразить виды деятельности: мыслить, спорить, рассуждать на основе использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.
Что дает применение ЭОР ученику? Наблюдения за работой обучающихся и ее результатами позволяет судить о том, что использование электронных образовательных ресурсов:
• содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
• позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
• формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
• способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
• делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины.
Сегодня выбор электронной продукции велик. Чтобы подготовиться к уроку с использованием готовых современных обучающих программ, учитель должен из моря
образовательных ресурсов выбрать только те, которые соответствуют целям и задачам урока. В этом помогает проведение классификации и создание собственной библиотеки образовательных ресурсов. Например, для удобства использования «своя библиотека» электронных носителей разбита на три раздела:
Первый раздел — информационно-энциклопедический (в него входят «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», "Большая советская энциклопедия", "Энциклопедия истории, географии России", "Большая детская энциклопедия", " Детская энциклопедия подводного мира" и т.д.)
Второй раздел — мультимедийные учебники и учебные пособия на электронных носителях. Наиболее распространенные примеры использования:
• Мультимедийный учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» — это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам начального обучения. УМК содержит методически выверенные наборы учебных медиаобъектов к урокам по различным предметам начального обучения и простую эффективную систему управления учебным процессом в компьютерном классе, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Содержание уроков имеет богатый иллюстрированный материал, сопровождаемый видеоизображениями, анимированными интерактивными игровыми упражнениями.
•Сайт «Страна Мастеров» объединяет учителей и обучающихся, родителей и детей, состоявшихся мастеров и новичков. Страна Мастеров — сайт учебный, дидактический. Официально внесен в новую версию учебников по технологии, согласно новым стандартам. Тематика сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда. Цель: развитие творческих способностей.
•Серия компакт — дисков под редакцией издательства "Учитель": "ИКТ в помощь учителю" электронное пособие "Математика", "Русский язык". Содержит слайд — презентации, задания — тесты, занимательные иллюстрации, схемы, таблицы, наглядно демонстрирующие изучаемый материал.
•Медиатека мультимедийных уроков. Многие авторские разработки находятся в свободном доступе на образовательных порталах и сайтах: Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" издательского дома "Первое сентября", "Сеть творческих учителей", "Всероссийский Интернет — педсовет" — новости, методика и опыт преподавания учебных предметов.
Третий раздел — информационно-учебный — это компьютерные тренажеры, тестеры, мультимедийные дидактические игры и викторины. Например, мультимедийные материалы по программе "Проверь себя" [1]. В этом разделе сайта размещаются электронные материалы для текущего и тематического контроля по разным курсам начальной школы. Материалы представляют собой компьютерную программу и предназначены для скачивания и установки на персональный компьютер для использования ребенком дома и в школе. Материалы представлены в виде заданий тестового типа. Компьютерная программа создана с учетом возрастных особенностей учащихся и имеет возможности дублирования текста заданий голосом, поскольку первоклассники только начинают читать, ограничения по времени (продолжительность работы ребенка не более 15 минут), оформление текста соответствует СанПиН.
Выполнение заданий возможно в тренировочном и проверочном режимах, направленных на закрепление изученного на уроках материала. В тренировочном режиме задания располагаются по уровню сложности, по мере изучения материала в течение года, поэтому их следует выполнять по порядку. В тренировочном режиме ребенок может увидеть «указание на ошибку» и выполнить задание еще раз. Переходить к выполнению заданий в проверочном режиме рекомендуется только после полного освоения темы в тренировочном режиме.
В работе учителя начальных классов широко используются компьютерные тренажеры по различным предметам, один из них представлен программой «Отличник», которая способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются — это даёт возможность ведения статистики оценок. Работа с данным тренажёром проводится на этапах актуализации опорных знаний, на этапе закрепления изученного материала. Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается быстрой обработке результатов, определении проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции), объективности оценки учащегося.
Стало привычным, что урок закрепления изученного материала строится на основе тестирования. Учащиеся выполняют тестовые задания, получив их в индивидуальное пользование в распечатанном виде, или работая, сидя за компьютером. Очень часто тесты проектируются на экране через мультимедийную систему, а учащиеся заполняют только карточку ответов. Самое важное — создание "ситуации успеха", чтобы ученик находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Например, для отстающих учеников возможно проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. На "устном счете", орфографической разминке или кратком повторении изученного, можно пригласить для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни. При проведении динамических учебных игр, эстафет с классом учащиеся с заниженной скоростью мыслительных процессов могут выполнять аналогичные задания за компьютером.
Кроме того, большим подспорьем в работе учителя начальных классов является «Семейный наставник» — это программно — методический комплекс по русскому языку, математике, используемый для организации диагностического и коррекционного тестирования, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Компакт — диск "Русский Медвежонок"- содержит систему тестов — заданий для подготовки к конкурсам по языкознанию (http://www.rm.kirov.ru}. Компакт — диск "Кенгуру" — содержит систему тестов — заданий для подготовки к конкурсам по математике. (http://www.kenguru.sp.ru)
Кроме презентаций, на уроках с мультимедийной поддержкой, можно использовать видеофрагменты и интерактивные плакаты. Использование видеотехнологии позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу. Например, на уроке окружающего мира в 1 классе по теме "Рыбы. Приспособление рыб к жизни в водной среде" "погружение" учащихся в подводное царство совершается путем просмотра видеоролика из "Энциклопедии подводного мира". Во 2 классе при изучении растений, расширить детский кругозор помогает видеофильм "Жизнь леса". В 4 классе по теме "Человек" можно использовать материалы учебного видеофильма "Анатомия для малышей". В 1 классе при обучении письму букв и цифр большую помощь оказывают интерактивные плакаты, где ручка "сама прописывает образцы букв и цифр".
Таким образом, уроки с мультимедийной поддержкой позволяют учителю максимально эффективно вовлекать ребенка в учебно — познавательный процесс, вовремя переключать его внимание на другой вид деятельности. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы расширяют детский кругозор, способствуют его творческому осмыслению, повышают мотивацию к учебе. Электронные образовательные ресурсы расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; они значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.
Использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе, развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения, снижению дидактических затруднений у учащихся, повышению активности и инициативности младших школьников на уроке, развитию информационного мышления школьников, формированию информационно- коммуникационной компетенции.
Литература
1. http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
2. http://www.zankov.ru/practice/multimedia).
3. http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
4. http://edu.h1.ru/plan/plan10.htm Компьютер в начальной школе, авторская программа Салтановой Н.Н., учителя информатики многопрофильной гимназии 13 г. Пензы.
5. http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
6. http://skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир».