Использование информационно-коммуникационных технологий
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Глумова Наталья Ивановна (leppa2007@yandex.ru)
ГОУ Республики Марий Эл «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар-Олы № 2 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
В докладе говорится об опыте работы применения информационно-коммуникационных технологий на разных этапах урока русского языка, что значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает повысить познавательную активность учащихся, заинтересовать учащихся в изучаемом материале.
В современных условиях, когда школа решает задачу приближения преподавания к требованиям жизни, социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья важное значение приобретает применение новых информационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
Перед учителем ставится задача подготовить выпускников, способных ориентироваться в жизненных ситуациях, решая возникающие проблемы, найти свое место в жизни.
Информационно-коммуникационные технологии активизируют мыслительную деятельность учащихся, что ведет к эффективности усвоения материала, формируют познавательные способности, повышают мотивацию.
Различный иллюстрированный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. Современному ученику намного интереснее воспринимать материал с использованием компьютера на уроке.
Информационно-коммуникационные технологии помогают воспитать всесторонне развитую личность, новое поколение грамотных людей.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. Обучение носит не только коррекционную, но и практическую направленность. Очевидно, что использовать только традиционные методы обучения в настоящее время уже недостаточно. Поэтому использование компьютеров на уроках создает условия для закрепления навыков грамотного письма. Разнообразные упражнения в определенной последовательности и задания к ним помогают учащимся овладеть орфографической грамотностью, закрепляют речевой материал, развивают словообразовательные возможности, прививают интерес к изучению русского языка. Компьютерные задания создают условия для успешного овладения языком, что влияет на успеваемость по всем другим школьным дисциплинам.
Применяя компьютер, подключенный к локальной сети с выходом интернет, видеопроектор, я имею возможность подготовиться к урокам с использованием современных инновационных методов предоставления информации.
В своей работе в зависимости от типа урока я использую дидактический материал, таблицы, схемы, выполненные на компьютере. При составлении поурочных планов по классам предусматриваю применение наглядности на уроках по каждой теме с учетом коллективной, индивидуальной и самостоятельной работы учащихся. Урок будет эффективным и достигнет цели лишь в том случае, если, планируя его, учитель подготовит для применения наглядный материал. Наглядный материал удобен в применении тем, что работает по щелчку клавиши мыши. Учитель имеет возможность руководить появлением таблиц, схем, выводов на экране в нужный момент. Перед учителем всегда стояла проблема раздаточного материала. Сейчас уже этой проблемы нет. При использовании мультимедийных технологий материал лучше усваивается, так как подбирается по разным каналам восприятия. К. Ушинский сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
Применение ИКТ эффективно на каждом этапе урока. Это и при объяснении нового материала, и при закреплении, и при повторении, и при контроле знаний, умений и навыков.
Компьютерные технологии основаны на использовании программы MS Power Point по следующим направлениям:
- визуальная информация (наглядный материал);
- интерактивный демонстрационный материал (понятия, опорные схемы, таблицы, упражнения);
- контроль за знаниями и умениями учащихся.
Применение компьютерных технологий на уроке стимулирует познавательную деятельность учащихся через участие ребенка в создании презентаций. Способствует лучшему пониманию изучаемого материала. Дает возможность разнообразить формы представления учебного материала. Так, при изучении новой темы «Имя существительное» для показа через видеопроектор готовятся две таблички, одна из которых -основа, используемая для изучения других частей речи.
Усвоение каждого грамматического правила - сложная задача для учащихся коррекционной школы. При использовании компьютерной поддержки происходит более быстрое усвоение грамматических правил. Работая в текстовом редакторе Word, я разработала тестовые задания для проверки пройденного материала по темам: «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Предложение». В них вошли такие задания: «В каждом ряду зачеркни «чужое» слово», «Подчеркни гласную в корне», «Выбери правильный ответ», «Найди группу родственных слов», «Подчеркни проверочное слово», «Допиши словечко», «Найди нарушения границ предложения», «Подбери вторую часть к каждой пословице», «Подчеркни орфограммы», «Догадайся, какая часть слова написана: приставка, корень, суффикс, окончание?», «Собери слово», «Кто больше знает слов». Эти программы направлены на развитие познавательных процессов. Эффективность коррекционного воздействия определяет выбор и последовательность тестовых заданий. Они дают возможность быстрее, чем при традиционном способе, выявить знания учащихся. Ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Использование ИКТ позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов повышает мотивацию.
Главной задачей учителя русского языка является подготовка выпускников к самостоятельной жизни. Для этого проводятся уроки делового письма. Учащиеся должны научиться писать заявление, автобиографию,
заполнять бланки, анкеты, извещения, составлять доверенности. Деловые документы составляются по определенной форме, им свойственны предельная ясность и точность речи, краткость изложения.
Уроки делового письма невозможно представить без использования информационно -коммуникационных технологий. Нами набраны готовые образцы документов в электронном виде, план - схема написания документа. Опорные фрагменты, компьютерные тестовые задания помогают каждому ученику лучше усвоить материал. Появилась перспектива роста возможностей социальной адаптации.
Применение компьютерных обучающих программ на уроках русского языка дает возможность выбора заданий разного уровня, что позволяет активизировать процесс обучения.
Так, при изучении трудных слов большую пользу оказывает картинный словарь - серия предметных картинок с изображением отдельных предметов, названиями которых являются слова с непроверяемыми безударными гласными. Красочное изображение предмета помогает усвоению даже самого трудного слова. Глядя на картинку, учащиеся учатся наблюдать, рассматривать, запоминать. Картинный словарь облегчает работу по составлению небольших рассказов. Им необходимо пользоваться при проведении словарных диктантов.
В работе со словами, трудными для написания, необходимо пользоваться карточками трудных слов. Также можно использовать на компьютере игры с данными словами.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии используются на всех этапах урока и существенно повышают познавательные способности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
Сборник материалов учебно-методической конференции «Современные информационные технологии в учебном процессе. - Ч. 2, Тезисы докладов 26-27 апреля 2001 г. - РГУ, Ростов-на-Дону.