современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету. Одним из существенных факторов необходимости использования информационных технологий является еще и дефицит источников учебного материала, возможность представления уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и т.д.). Наряду с этим, с помощью компьютерных технологий, мы решаем не только профессиональную задачу построения образовательного процесса, направленного на достижение целей образования, но и имеем возможность создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, что актуально для нашей республики. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая развивать активно - деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы - полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.
Таким образом, обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.
Список литературы
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное
образование, 1998. 256.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Нурмуродова Ш.И.
Нурмуродова Шахноз Ибрагимовна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье рассматривается понятие информационной культуры. В статье говорится о наиболее оптимальном способе достижения цели - медиаобразовании. Также в статье подчеркивается необходимость целенаправленной подготовки в области медиаобразования современного педагога.
Ключевые слова: информатизация, медиатека, медиаграмотность.
Динамичность процесса информатизации общества, развитие информационных технологий - все эти факторы обусловили необходимость формирования информационной культуры личности.
Понятие информационной культуры включает в себя комплекс знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, направленных на удовлетворение потребностей в ней. Информационная культура становится основой прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в медиатеках, компьютерных сетях, информационно--ресурсных центрах, библиотеках, то есть является определенным критерием развития личности, характеризующим открытость системы знаний. Она предполагает также владение личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации посредством особых методов и технологий. Здесь следует говорить уже о формировании медиаграмотности, об умении воспринимать, понимать, анализировать медиатексты, а также создавать их. Термин «медийная грамотность» обозначает способность читать, анализировать и оценивать информацию, осуществлять коммуникацию с использованием различных форм медиаресурсов, например, телевидения, печати, радио, компьютеров и т.д. медийная грамотность позволит пользователям эффективно взаимодействовать с медиаресурсами, развивать критическое мышление и навыки обучения на протяжении всей жизни.
Наиболее оптимальный способ достижения этой цели - медиаобразование, которое является гарантией эффективности формирования вышеуказанных умений. В настоящее время наиболее важными областями, где необходима медиаобразовательная работа, являются:
> сфера обеспечения информационной безопасности личности пользователя, т.е. овладение умениями ориентироваться в медиапространстве, грамотно осуществлять отбор необходимой информации;
> сфера поиска информации, что предполагает овладения умениями составления поисковых запросов, отбора информации, ее сохранение и изменение по заданным параметрам;
> сфера восприятия и интерпретации медиатекста, что предполагает понимание и освоение контекста, умения воспринимать концепцию медиатекста.
Из сказанного выше следует, что медиаобразование - это система, позволяющая использовать современные методики и технологии формирования коммуникативной компетенции, аудиовизуальной и информационной грамотности на основе развития критического мышления, выработки собственных концепций на базе полученной информации, передаваемой по различным каналам связи.
Методы медиаобразования можно классифицировать по: источникам полученных знаний -словесные (лекция, рассказ, беседа, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа). По уровню познавательной деятельности: объяснительноиллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); исследовательские (организация исследовательской деятельности учащихся). При этом на занятиях преобладают практические, творческие задания [1, с. 97].
Развитие умений работать с информацией не должно носить эпизодический характер, хотя и может иметь разные формы по отношению к различным областям знаний. Освоение медиаобразовательных технологий в учебно-воспитательном процессе школы, внедрение их в урочную и внеучебную деятельность становятся фактором повышения эффективности обучения и воспитания в целом.
Одним из наиболее перспективных путей освоения медиаобразовательных технологий является создание в учебном заведении, помимо интеграции медиаобразования в учебные предметы, системы подготовки и защиты творческих проектов, что важно для выстраивания моделей профильного образования, изучения азов будущей профессии.
Глобальный процесс информатизации общества, культуры ставит новые задачи перед образовательной системой. Одним из путей воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем медиамире, является целенаправленное, продуманное включение современных информационных средств в учебно-воспитательную деятельность.
Таким образом, представляется совершенно очевидной необходимость целенаправленной подготовки в области медиаобразования современного педагога, выработки у него навыков обращения с информационными потоками, восприятия и анализа информации. Умений в повышении информационной компетентности.
Понимание и учет данных особенностей позволят современному педагогу построить свою деятельность в соответствии с происходящими в информационном мире изменениями и новыми информационными потребностями детей и подростков, умело использовать медиаресурсы в процессе повышения собственной профессиональной квалификации.
Список литературы
1. Федоров Александр. Медиаобразование: история и теория. Учебное пособие для вузов. МОО «Информация для всех». Москва, 2015.
МАСТЕРСТВО И ИНИЦИАТИВНОСТЬ - ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ Нурмуродова Ш.И.
Нурмуродова Шахноз Ибрагимовна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье рассматриваются новейшие педагогические и информационно -коммуникационные технологии. В статье говорится об успехе, которого можно достичь только за счет четкого планирования каждого урока. Также в статье подчеркивается изучение иностранных языков.
Ключевые слова: креативное мышление, интеллект, потенциал.
Для эффективной передачи знаний учащимся на современном этапе педагогам необходимо обладать высоким профессионализмом - владеть новейшими педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями, умело используя их в ходе занятий, иметь креативное мышление и быть умелым организатором учебной и внеурочной деятельности учащихся, создавать благоприятную, дружелюбную атмосферу в образовательном учреждении. Только находясь в постоянном поиске и апробации новых форм и идей, учитель может увлечь детей процессом получения знаний, раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал.
Это мнение разделяют все наставники школы, потому что основной движущей силой эффективного учебного процесса являются учителя. Ядром педагогического коллектива являются опытные педагоги с многолетним стажем работы. Это дружный сплоченный коллектив, объединенный одной главной целью - дать качественные, глубокие знания каждому ученику. Основным мерилом своей работы учителя считают качество организации и проведения уроков.
Успеха можно достичь только за счет четкого планирования каждого урока. Каждая учебная тема тщательно прорабатывается с методической точки зрения - выбираются наиболее уместные для ее усвоения педагогические методы и технологии, готовится необходимый наглядный материал. Сегодня для реализации цели урока учитель обладает значительным арсеналом технических и электронных средств - компьютерами, видеопроекторами, оргтехникой. Их использование расширяет возможности учителя, позволяя ему комбинировать формы работы, повышать объем и качество передаваемой информации, создавать наиболее благоприятные условия для усвоения учащимися учебного материала.
Сегодня современное образование невозможно представить без изучения иностранных языков. Также можно коротко рассказать о работе, проводимой в рамках исполнения постановления Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года. Целью постановления является расширение рядов молодежи, в совершенстве владеющей иностранными языками, создание условий для проявления ими своего потенциала на международных аренах [1].
Этот документ предоставляет широкие возможности для обучения молодежи иностранным языкам путем внедрения передовых методов обучения и использования современных педагогических и информационно - коммуникационных технологий, коренного совершенствования системы подготовки владеющих иностранными языками специалистов, развития в сфере международного сотрудничества и диалога.