Научная статья на тему 'Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе'

Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30118
2639
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / MODERN EDUCATIONAL PARADIGM / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ICT-COMPETENCE / EDUCATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямалетдинова А.М., Медведева А.С.

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ресурс (ЦОР) и один из его видов библиотека электронных наглядных пособий (БЭНП), их цели, задачи, компоненты и содержание. Обоснованы и определены возможности применения средств информатизации в учебном процессе в рамках курса «Русский язык и культура речи» для географического факультета Башкирского государственного университета. В статье раскрыты компоненты концепции формирования ИКТ-компетентности педагога в системе профессионально-педагогического образования. Приведен материал, отражающий формы, методы и приемы использования ИКТ, способствующих повышению эффективности обучения русскому языку и культуре речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ямалетдинова А.М., Медведева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Currently in the all world, there is a period of profound reform in the educational system. All branches of the educational system are moving to digital technologies, the introduction of ICT made great impa ct on educational processes. In this article, information and communication technologies (ICT) are discussed, as the creation and development of the Information Society assumes their widespread use in education. In addition, a classification and characteristics of ICT are provided in the article. Digital educational resources (DER) and one of its kinds, the library of electronic visual aids (BENP) are described including their goals, objectives, components, and content. The possibility of use information resources in the educational process within the framework of the course “Russian language and culture of speech” on the Faculty of Geography was substantiated and identified. The article deals with the concept of formation of the components of ICT competence of teachers in the system of professional teacher education. A material reflecting the forms, methods, and techniques of ICT application that helps to improve the efficiency of teaching the Russian language and culture of speech is given.

Текст научной работы на тему «Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе»

УДК 372.8

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

© А. М. Ямалетдинова*, А. С. Медведева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 229 9613.

*ЕтаИ: a.glinski@mail.ru

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ресурс (ЦОР) и один из его видов - библиотека электронных наглядных пособий (БЭНП), их цели, задачи, компоненты и содержание. Обоснованы и определены возможности применения средств информатизации в учебном процессе в рамках курса «Русский язык и культура речи» для географического факультета Башкирского государственного университета. В статье раскрыты компоненты концепции формирования ИКТ-компетентности педагога в системе профессионально-педагогического образования.

Приведен материал, отражающий формы, методы и приемы использования ИКТ, способствующих повышению эффективности обучения русскому языку и культуре речи.

Ключевые слова: современная образовательная парадигма, информационные и коммуникационные технологии, ИКТ-компетенция, образовательный проект.

Глобальная информатизация является одной из ключевых проблем современного мира. Это связано с повышением роли информации, превращением ее в одну из важнейших движущих сил во всех сферах человеческой жизни. Поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в образование - необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

«.... ИКТ - это технологии, использующие вычислительную технику и телекоммуникационные средства для сбора, хранения, обработки и передачи информации с целью оперативной и эффективной работы с информацией» [10, с. 33-35].

Большой вклад в разработку компьютерной технологии обучения внесли такие ученые, как О. И. Агапова, Г. Р. Громов, В. Ф. Шолохович, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, В. И. Гриценко, Б. Сендов, Б. Хантер и др. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране были отражены в работах А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, И. В. Роберт; методические - Б. С. Гершунского, Е. И. Машбица, Н. Ф. Талызиной; психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения - В. В. Рубцова, В. В. Тихомирова, Е. И. Виштынецкий, А. О. Криво-шеев, Е. С. Полат [9]; роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения - Б. С. Гершунский, И. Г. Захарова и др. [3, с. 27].

Многие исследователи отмечают, что компьютер необходимо рассматривать не только как средство обучения, но и как один из важнейших элементов образовательного процесса.

«Принципиально новые возможности получения информации и ее постоянно растущий объем,

новые способы коммуникации не могут не оказывать значительного влияния на образование. Сам процесс обучения, роль преподавателя и роль студента начинают существенно меняться. Если раньше преподаватель делился со студентами своими знаниями и помогал им черпать знания из книг, то сегодня . роль преподавателя становится иной и акцент в преподавании все больше переносится на самостоятельную работу студента. Это ставит перед преподавателем новые, более сложные задачи. Он должен сориентироваться в безбрежном море информации, научить своих студентов превращать информацию в знания и привить им вкус к этой работе» [11, с. 13].

Для облегчения и улучшения процесса обучения, повышения уровня подготовки учащихся используются компьютер, компакт-диски, веб-сайты, ЦОР (цифровой образовательный ресурс - продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер), интерактивные модели, электронная почта и др.

«Появление различных компьютерных технологий в школах и вузах внесло значительные изменения в педагогический процесс. Интеллектуальная подготовка учителей впоследствии будет заменена компьютерными программами, и, таким образом, учитель, который обучал науке и знаниям, предстанет в качестве руководителя и консультанта» [13, с. 54-60].

Анализируя учебные пособия И. Г. Захарова, Е. С. Полат, сборник научных и методических работ [5, с. 7-56; 8, с. 145; 12, с. 324], мы пришли к выводу, что информационно-коммуникационным технологиям в образовании свойственны пять основных

функций: обучающая, развивающая, воспитывающая, познавательная и мотивирующая.

«Обучающая функция: изучение и закрепление нового материала; проведение лабораторных работ или практикумов; иллюстрирование объяснения нового материала; самообразование; контроль.

Развивающая функция: развитие умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования и др.; развитие приемов умственной деятельности поискового характера; развитие творческих способностей и

др.

Воспитывающая функция: воспитание личностных качеств школьников; воспитание моральных качеств личности; воспитание чувства прекрасного и др.

Мотивирующая функция: увлекательность, занимательность, интересность ИКТ; обоснование полезности и необходимости изучения того или иного теоретического материала через жизненный или адаптированный сюжет и др.

Познавательная функция: ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему; возможность совместной работы с другими людьми; установление коммуникационных связей; получение информации и др.» [14, с. 67].

ИКТ, ЦОР - важнейшие составляющие всех направлений деятельности современного преподавателя, способствующие оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников.

Для того чтобы формировать данную компетентность у студентов, преподаватель сам должен обладать информационно-коммуникативной компетенцией, понимать роль ИКТ в образовании, уметь ориентироваться в различных видах ЦОР, иметь возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для решения различных педагогических задач: мотивирования учащихся, постановки целей и задач, организации и управления образовательным процессом, оценки результатов деятельности и др.

По мнению Е. А. Гнатышиной, С. А. Богатен-кова, под ИКТ-компетентностью педагога профессионального обучения следует понимать его «мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях многопредметной и полифункциональной педагогической деятельности при обучении, воспитании и развитии обучаемых в соответствии с направлением и профилем подготовки» [2, с. 10-12].

Методичное внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных техноло-

гий способно не только увеличить имеющийся арсенал методических средств, но и полностью изменить существующие формы обучения. Применение современных ЦОР не только дополняет образовавшийся традиционный учебный процесс, но и приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Использование ЦОР уместно на всех этапах: от актуализации, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания.

Из-за отсутствия методической базы и методологии исследования ИКТ в образовании возникают проблемы в процессе его освоения, что заставляет педагога ориентироваться только на личный опыт и умение находить пути эффективного применения информационно-коммуникационных технологий.

Применение средств ИКТ при создании учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Посредством сетевых средств ИКТ становится возможным обширный доступ к учебно-методической и научной информации, создание своевременной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в режиме реального времени.

В то же время следует учесть, что использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, нередко приводит к отрицательным последствиям.

1. Преподаватель, в отличие от компьютера, - это личность, оказывающая системное воздействие на ученика. Он является носителем нравственных ценностей, смыслов, идеалов, и это воздействие реализуется в непосредственном контакте, а не в текстах учебных заданий.

2. Собственно интеллектуальное развитие, уровень мышления компьютера ограничивает уровень мышления обучающегося.

3. Чаще всего при использовании средств ИКТ срабатывает принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня привычным фактом, что не способствует повышению эффективности обучения и воспитания. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Определяющей особенностью системы учебного процесса является ее общественный смысл -организованная деятельность коллектива людей, решающих целенаправленные учебные, научные и практические задачи. Отсюда следует, что учебная и

обучающая деятельность должна непрерывно совершенствоваться и быть оптимальной.

«Преимущества применения ИКТ для оптимизации процесса обучения заключаются в следующем:

1. Все, использующие ИКТ, подчеркивают их мотивирующую функцию. Следует принимать во внимание, что школьники и студенты сегодня - это новое поколение, выросшее в условиях компьютеризации жизни. В большинстве своем они принадлежат к так называемому Ые(ОепегаИоп (Интернет-поколение) и поэтому ожидают от учебного заведения широкого использования технологий в обучении. Выполняя упражнения в виде интерактивных обучающих или ролевых игр, тестовые задания с получением немедленного ответа о правильности их результата, студенты постоянно работают, и при этом они делают это с интересом.

2. Следует сказать и о интерактивности компьютерных обучающих программ. Они привлекают внимание учащихся больше, чем упражнения в учебниках. Использование интерактивных программ привносит разнообразие в учебный процесс, учащиеся получают возможность работать с материалом в новой увлекательной форме.

3. Использование телекоммуникационных технологий позволяет осуществлять постоянное взаимодействие, независимо от места нахождения участников коммуникации, может соединить преподавателя и ученика для дополнительных индивидуальных занятий в случае необходимости.

4. Повышение успеваемости, вовлеченность в учебный процесс, улучшение понимания изучаемого материала, формирование функциональной, проектной грамотности, теоретического мышления, социального, языкового и социокультурного мышления, коммуникативности, социальной активности, гражданского сознания, толерантности, предоставление возможностей для самоопределения и др.» [7, с. 86-92].

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия: максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; раскрытия творческого потенциала обучающихся; освоения студентами современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы: при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разде-

лам учебной дисциплины; для создания индивидуальных тестовых мини-уроков; для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана; при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки обучения в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Тесты могут проводиться в режиме online (на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается системой автоматически) и в режиме offline (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ значительно повышает не только эффективность обучения и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.

Проблема использования информационных технологий является одной из актуальных в рамках современной методики преподавания филологических дисциплин.

Так как отказаться от уже разработанных и доказавших свою эффективность форм обучения и внедрить альтернативные формы за короткий срок невозможно, включение ИКТ поможет усовершенствовать и разнообразить традиционные формы передачи и усвоения учебного материала.

Приводим материал, отражающий формы, методы и приемы использования ИКТ на занятиях по русскому языку и культуре речи на 1 курсе географического факультета (гр. 1.1., 1.5.).

Формы обучения Формы реализации с использованием ИКТ

Лекция. «Русский язык и культура речи как учебная дисциплина». 1. Интерактивная доска и мультимедийный проектор (использование интерактивных моделей позволяет преподавателю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся, значительно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество, особенно на начальном этапе, так как образы явлений, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго). 2. Мультимедийная презентация (визуальное выделение опорных понятий, деление материала на блоки в интерактивных цифровых ресурсах, оформление заключительных слайдов в презентации, формулировка выводов.Графические объекты являются не просто аналогами традиционных иллюстраций учебников, они дополняют, дидактически обогащают материал, формируют правильные представления об изучаемых объектах).

Практические занятия. Модули: «Ортология (нормативный аспект культуры речи)», «Коммуникативный аспект культуры речи», «Книжные стили и их особенности», «Речевой этикет (этический аспект культуры речи)». 1. Электронные учебники (иллюстрированные учебные материалы в цифровой форме. Электронная форма значительно облегчает поиск информации в тексте. Это краткие конспекты учебника, формулировки правил. Текстовые объекты могут быть органически включены во все формы и методы обучения и использоваться на разных этапах учебного процесса как преподавателями, так и учащимися. Тексты со звуковым комментарием могут быть эффективны для домашнего повторения студентами материала урока.). 2. Упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков, упражнения по образцу, включенные в интерактивные цифровые образовательные ресурсы (различные виды ЦОРов: электронные учебные пособия (репетиторы, тренажеры), предметные коллекции (справочники, словари; практические и лабораторные задания).

Семинар. Доклады на тему «Стили современного русского языка», защита рефератов. 1. Доклады студентов, выступления по собственным и совместным исследовательским проектами и их последующее обсуждение, обмен мнениями по проблемам, вынесенным на семинар (с использованием мультимедийных презентаций, иллюстрирующих и структурирующих учебный материал). 2. Выступление ученого или специалиста в той или иной области (просмотр видеоматериалов), ответы на вопросы и обмен мнениями по вопросам, затронутым в выступлении. 3. Защита рефератов (презентация проектов).

Самостоятельная работа студентов. Выполнение упражнений, написание конспектов, подготовка сочинения на тему «Книга в моей жизни». 1. Библиотека электронных наглядных пособий (БЭНП) - «набор мультимедийных информационных объектов и инструментальных средств работы с ними» [1, с. 93]. БЭНП позволяет эффективно привлекать все виды наглядности в комплексе, комбинировать и дополнять их для повышения качества образования, усиления мотивации, интенсификации обучения. По решаемым педагогическим задачам БЭНП - это вспомогательное средство обучения, по функциям в организации образовательного процесса - информационно-обучающая электронная библиотека с поисковой системой, по типу информации - электронный ресурс с текстовой, визуальной и аудиоинформацией, по форме применения может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Если основная цель БЭНП - способствовать повышению эффективности учебного процесса, то задачи БЭНП - содействие в достижении целей, закрепленных в программе; способствовать развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учителя и обучающихся. При создании БЭНП авторы опираются на коммуникативно-деятельностный и лич-ностно-ориентированный подходы, где характерным признаком является творчество обучающихся. Именно эти подходы диктуют расширение традиционного комплекса средств обучения в современной методике преподавания. Интерактивные упражнения помогают избежать неэффективного заучивания и способствуют активизации самостоятельной работы студента вне урока. Для тренировки и тестирования предлагаются объекты интерактивного взаимодействия со стандартизирующей функцией наглядности, когда зрительно-слуховые образы помогают образованию речевых автоматизмов. В этом смысле БЭНП обладает несомненными преимуществами, так как помимо статичных объектов (иллюстраций и текстов) содержит медиа-объекты (аудио- и видеофайлы), а также интерактивные упражнения. Таким образом, использование мультимедиа элементов обеспечивает полисенсорность обучения через вовлечение в процесс восприятия различных каналов [4, с. 50].

Зачет 1. «Тестовый контроль (электронные издания контроля ЗУНов: тесты, тестовые задания, методические рекомендации по тестированию и контролю знаний, инструментальные средства)» [6].

Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.

Для проверки эффективности внедрения ИКТ в курс «Русский язык и культура речи» был проведен педагогический эксперимент на 1 курсе географического факультета Башкирского государственного университета (гр. 1.1., 1.2., 1.3., 1.5.).

Чтобы определить эффективность была проведена контрольная работа по теме «Книжные стили и их особенности», в которой приняли участие 86 студентов (4 гр.), из них в группах 1.1. и 1.5. обучение проводилось с использованием ИКТ (экспериментальные группы), а в группах 1.3., 1.2. - по традиционной методике (контрольные группы).

В контрольных группах обучение велось по традиционной методике с использованием традиционных средств обучения в кабинете, не оборудованном компьютером.

В экспериментальных группах обучение проводилось с использованием современных ИКТ. На занятиях использовались компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, электронные учебники и методические пособия. Преподавание осуществлялось с применением компьютерного тестирования, компьютерных презентаций, видеоматериалов.

Наши исследования показали, что обучающиеся усваивают материал лучше при организации работы с применением ИКТ в учебном процессе. Результаты, полученные в экспериментальных классах, выше, чем в контрольных (табл. 1-2).

Качество знаний обучающихся сразу после изучения темы «Книжные стили и их особенности» в экспериментальных группах составило 79%, а в контрольных группах - 60.4% (табл. 1). При повторной проверке через месяц качество знаний в экспе-

Результаты контрольного среза, проведенного после

риментальных группах понизилось на 4.6% и составило 74.4%. В контрольных группах - понизилось на 11.6% и составило 48.8% (табл. 2). Объяснить этот факт можно тем, что в ходе работы в экспериментальных классах использовались средства ИКТ на уроках для обучения, закрепления и проверки знаний. В контрольных же группах такой работы не проводилось.

Сходные результаты мы получили и при изучении других тем курса «Русский язык и культура речи» («Ортология (нормативный аспект культуры речи)», «Коммуникативный аспект культуры речи»).

Результаты, полученные в процессе эксперимента, свидетельствуют об эффективности внедрения ИКТ в курс «Русский язык и культура речи».

Включение ИКТ в традиционную лекционно-практическую систему преподавания русского языка и культуры речи обеспечивает целенаправленную работу с разнообразными источниками информации и повышает эффективность занятий и оперативность проведения текущего контроля усвоения учебного материала, а значит, способствует повышению качества обучения. Использование ИКТ в преподавании данной дисциплины увеличивает заинтересованность обучающихся в получении новых знаний и глубокое усвоение их, помогает организовать осмысленное включение студентов в активный образовательный процесс, развивает самостоятельность, умение находить, отбирать и оформлять материал по изучаемым разделам программы. Самостоятельная постановка вопросов и определение пути их решения различными исследовательскими способами способствует раскрытию творческого потенциала студентов. В итоге студенты, научившись определять образовательные потребности и восполнять пробелы под руководством преподавателя и самостоятельно, приучаются к активному освоению учебного материала и испытывают радость от овладения новыми способами деятельности.

Таблица 1

изучения темы «Книжные стили и их особенности»

Характеристика ответов Контрольная группа Экспериментальная группа

Абс. % Абс. %

Общее число работ 43 100 43 100

Правильные ответы 6 13.9% 14 32.6%

В ответах допущены ошибки 20 46.5% 20 46.5%

Не справились с заданием 17 39.6% 9 20.9%

Качество знаний 60.4% 79%

Таблица 2

Результаты контрольного среза, проведенного через месяц после изучения темы «Книжные стили и их особенности»

Характеристика ответов Контрольная группа Экспериментальная группа

Абс. % Абс. %

Общее число работ 43 100 43 100

Правильные ответы 4 9% 11 25.6%

В ответах допущены ошибки 17 40% 21 48.8%

Не справились с заданием 22 51% 11 25.6%

Качество знаний 48.8% 74.4%

Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и культуре речи станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

В преподавании русского языка и культуры речи ИКТ используются при объяснении нового материала для максимального его усвоения, для оптимального закрепления изученного материала, для улучшения контроля знаний обучающихся, для организации эффективной самостоятельной работы по предмету, в т.ч. и поисково-исследовательской деятельности.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся, дает возможность студентам самим оценить свои знания и уровень лингвистической (языковой) компетенции. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

В процессе систематического практического применения ИКТ позволяют вносить дополнения, коррекцию в методику проведения занятий и внеаудиторных мероприятий. Образность подачи учебного материала помогает проиллюстрировать теоретические понятия, увидеть их новые смыслы и грани, оживляет эмоциональную сферу образовательной деятельности участников. Мультимедийные презентации способствуют усвоению теоретического материала не только через активизацию мыслительной деятельности, но и через возможность переноса знаний при наличии идентичных элементов из опыта прошлой деятельности.

Средства мультимедиа значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств мультимедиа позволяет создавать активный познавательный процесс и повышать заинтересованность студентов в образовательной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. Разнообразные цифровые образовательные ресурсы позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Наглядность и активность ИКТ способствуют формированию у студентов навыков рефлексии, а обучающие программы дают возможность наглядно представить результат своих действий.

Постоянная работа по подготовке занятий с использованием ИКТ открывает новые возможности для творческого роста и профессионального развития самих преподавателей.

Исходя из анализа теоретических основ и практического использования ИКТ в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи», можно сделать выводы о целесообразности внедрения ИКТ на следующих этапах работы:

1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);

2) в закреплении программного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);

4) в самостоятельной работе студентов (БЭНП, обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);

5) в проведении интегрированных занятий по методу проектов;

6) в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей студентов.

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по русскому языку и культуре речи на 1 курсе географического факультета позволило:

- обеспечить положительную мотивацию обучающихся;

- проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить эффективность обучения (развитие навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности);

- расширить объем предъявляемой учебной информации;

- повысить качество контроля знаний;

- повысить объем выполняемой на занятиях работы в 1.5-2 раза;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить его эффективность;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- включить студентов и педагогов в современное пространство информационного общества.

Студенты проявляют устойчивый интерес к изучению русского языка и культуре речи, показывают хорошие результаты.

Использование ИКТ дает возможность проводить занятия с обучающимися, которые имею разный уровень знаний по данному предмету, предлагать им задания различной степени сложности, применять набор заданий и упражнений соответственно их способностям, обеспечивать 100% участия.

При правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки учащихся.

Вместе с тем необходимо отметить, что направление дальнейшего исследования проблемы использования ИКТ в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» должно лежать в практической и экспериментальной областях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие / под ред. М. А. Бовтенко. М.: Флинта: Наука, 2005. 216 с.

2. Гнатышина Е. А., Богатенков С. А. Понятие информационной и коммуникационной компетентности выпускника учреждения профессионально-педагогического образования // Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. Сер.: Педагогика, психология. 2012. №2. С. 10-12.

3. Васина Ю. М. Дидактические условия использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2002. 227 с.

4. Зайцева С. А., Иванов В. В. Современные информационные технологии в образовании. URL: http://sgpu2004. narod.ru/infotek/infotek2.htm

5. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Г. Захарова. 2-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 192 с.

6. Классификация и применение ЦОР. URL: http://www.edu. ru/attach/17/5890.doc

7. Назаренко А. Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-ob-informatizatsii-lingvisticheskogo-obra-zovaniya#ixzz41 dtJbaRm

8. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / под ред. Е. С. Полат. 4-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 272 с.

9. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 368 с.

10. Польщиков А. В. Понятие информационно-коммуникационных технологий в системе технико-криминалистического обеспечения деятельности ОВД // Российский следователь. 2010. №16. С. 33-35.

11. Садовничий В. А Университет XXI века. М., 2008. 92 с.

12. Современные информационно-коммуникационные технологии в дополнительном образовании сельских школьников: Сборник научных и методических работ. Арзамас: АГПИ, 2007. 324 с.

13. Турри А. Начало электронного обучения // Тегеран, 2002. С.54-60.

14. Шкильменская Н. А. Основные функции современных информационно-коммуникационных технологий в условиях гуманитаризации образования. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-funktsii-sovremennyh-in-formatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-usloviyah-gumanitarizatsii-obrazovaniya#ixzz41YCR06IU

Поступила в редакцию 17.11.2016 г.

MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

© A. M. Yamaletdinova*, A. S. Medvedeva

Bashkir State University 32 Zaki Validi St. Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 229 9613.

*Email: a.glinski@mail.ru

Currently in the all world, there is a period of profound reform in the educational system. All branches of the educational system are moving to digital technologies, the introduction of ICT made great impa ct on educational processes. In this article, information and communication technologies (ICT) are discussed, as the creation and development of the Information Society assumes their widespread use in education. In addition, a classification and characteristics of ICT are provided in the article. Digital educational resources (DER) and one of its kinds, the library of electronic visual aids (BENP) are described including their goals, objectives, components, and content. The possibility of use information resources in the educational process within the framework of the course "Russian language and culture of speech" on the Faculty of Geography was substantiated and identified. The article deals with the concept of formation of the components of ICT competence of teachers in the system of professional teacher education. A material reflecting the forms, methods, and techniques of ICT application that helps to improve the efficiency of teaching the Russian language and culture of speech is given.

Keywords: modern educational paradigm, information and communication technologies, ICT-competence, educational project.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Bovtenko M. A. Komp'yuternaya lingvodidaktika: ucheb. posobie [Computer linguodidactics: textbook]. Ed. M. A. Bovtenko. Moscow: Flinta: Nauka, 2005.

2. Gnatyshina E. A., Bogatenkov S. A. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosuniversiteta. Ser.: Pedagogika, psikhologiya. 2012. No. 2. Pp. 1012.

3. Vasina Yu. M. Didakticheskie usloviya ispol'zovaniya komp'yuternykh tekhnologii v protsesse obucheniya mladshikh shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tula, 2002.

4. Zaitseva S. A., Ivanov V. V. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. URL: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

5. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii [Information technologies in education: textbook for university students] / I. G. Zakharova. 2 ed., ster. Moscow: Izd. tsentr «Akademiya», 2005.

6. Klassifikatsiya i primenenie TsOR. URL: http://www.edu.ru/attach/17/5890.doc

7. Nazarenko A. L. K voprosu ob informatizatsii lingvisticheskogo obrazovaniya. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-in-formatizatsii-lingvisticheskogo-obrazovaniya#ixzz41dtJbaRm

8. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovanii: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. uchebn. zavedenii [New pedagogical and information technologies in the education system: textbook for university students]. Ed. E. S. Polat. 4 ed., ster. Moscow: Izd. tsentr «Akademiya», 2009.

9. Polat E. S. Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii [Modern pedagogical and information technologies in the education system: textbook for university students]. 3 ed., ster. Moscow: Izd. tsentr «Akademiya», 2010.

10. Pol'shchikov A. V. Rossiiskii sledovatel'. 2010. No. 16. Pp. 33-35.

11. Sadovnichii V. A Universitet XXI veka [University of the 21st century]. Moscow, 2008.

12. Sovremennye informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v dopolnitel'nom obrazovanii sel'skikh shkol'nikov: Sbornik nauchnykh i metodicheskikh rabot [Modern information-communication technologies in supplementary education in rural schools: Collection of scientific and methodical works]. Arzamas: AGPI, 2007.

13. Turri A. [The beginning of e-learning]. Tegeran, 2002. Pp. 54-60.

14. Shkil'menskaya N. A. Osnovnye funktsii sovremennykh informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v usloviyakh gumanitarizatsii obrazovaniya. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-funktsii-sovremennyh-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-usl oviyah-gumanitarizatsii-obrazovaniya#ixzz41YCR06IU

Received 17.11.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.