ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.881.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
Магомедова П.С., к.филол.н., доцент, ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», e-mail: [email protected]
Максютова З.Г., к.филос.н., доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы использования современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в преподавании лингвистических дисциплин в вузе. Информационная компетентность, ставшая одним из основных показателей качественного обучения, является одним из главных условий современного образования, и ее формирование напрямую зависит от активной деятельности обучающихся в открытой информационно-образовательной среде. Современные ИКТ позволяют создавать уникальные дидактические условия для разработки и упорядочения индивидуальных образовательных траекторий в преподавании лингвистических дисциплин в вузе.
Ключевые слова: информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, лингвистические дисциплины, языковая и речевая компетенции, индивидуальная образовательная траектория, информационная компетентность, компьютерная грамотность.
Информатизация образования является многоуровневым, многоаспектным процессом, предполагающим не только использование инновационных форм учебных материалов и средств ИКТ в процессе обучения, но и выдвижение особых критериев информационно-цифровой компетентности педагогов. Информационная компетентность, ставшая одним из основных показателей качественного обучения, является одним из главных условий современного образования, и ее формирование напрямую зависит от активной деятельности обучающихся в открытой информационно-образовательной среде.
В современном словаре дается следующее определение термина: «ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации»1. Определение ИКТ имеет множество формулировок, но в контексте анализируемой проблемы базовым является их понимание как совокупности сетевых технологий, методик и программно-технических средств, созданных и используемых с целью сбора, анализа, сохранения, распространения использования информации.
Прогрессивность обучения с применением ИКТ доказана тем, что, во-первых, их включение в образовательный процесс значительно ускоряет преемственность социального опыта и знаний от поколения к поколению; во-вторых, ИКТ способствуют более мобильной и успешной адаптации обучающихся к изменениям, происходящим в социальной сфере; в-третьих, использование ИКТ в системе образования позволяет обновить и «осовременить» обучение в соответствии с социальным заказом общества. Кроме того, избранная предметная область осваивается студентами на различных уровнях, вырабатываются навыки и умения решения типовых практических задач, скорости принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях, развиваются способности к определенным видам деятельности.
Также нарабатывается опыт проведения учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов2.
Качество учебно-методической работы непосредственно зависит от научно-педагогического состава, играющего центральную роль в обучении студентов. От преподавателей требуются не только основные навыки работы с обучающими программами, веб-приложениями и т. д., но и непрерывная работа по изучению имеющихся достижений в сфере ИКТ и обновление собственного педагогического арсенала. При этом педагоги сталкиваются с такими проблемами, как нехватка времени, необходимого для подготовки, отбора, адаптации или разработки материалов и инструментов контроля и оценки, необходимость учета разных возможностей и потребностей обучающихся, объемность постоянно обновляющейся базы информационно-образовательных ресурсов и т. д.
Наиболее часто обучающиеся и преподаватели обращаются к таким средствам ИКТ, как электронные учебники, пособия, хрестоматии и справочники; тренажеры и программы тестирования; образовательные ресурсы интернета; электронные носители с произведениями искусства; видео и аудиотехника, используемая при подготовке научно-исследовательских работ и проектов; интерактивная доска.
Современные информационно-коммуникационные технологии, в зависимости от их технических и обучающих возможностей, подразделяются на аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеопроектор) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т. д).
Специфика программных средств ИКТ позволяет их использование в таких видах образовательной деятельности, как:
- быстрый поиск литературы и источников в различных поисковых системах и программах;
- дальнейшая обработка информации (реферирование, конспектирование, создание презентаций);
- работа с текстами с помощью основных программ Microsoft Office;
- автоматический перевод текстов;
- хранение и накопление информации на электронных носителях и т. д.
Образовательные средства ИКТ можно сгруппировать по характеру решаемых
педагогических задач, функциональному и информативному типу. К первым относятся средства, обеспечивающие базовую и практическую подготовку (электронные учебники, обучающие программы и системы, практикумы, виртуальные тренажеры), а также вспомогательные и комплексные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, мультимедийные учебные занятия, дистанционные учебные курсы).
К функциональным ИКТ - информационно-обучающие (электронные библиотеки и периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы), интерактивные (электронная почта, телеконференции), поисковые каталоги и системы. По информационно-типовому параметру выделяются электронные и информационные ресурсы с текстовой, визуальной и аудио- и видеоинформацией (учебники, учебные пособия, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы, фото- и видео коллекции, модели, виртуальные лаборатории, звукозаписи, аудио- видео объекты, предметные экскурсии).
Перечисленные средства ИКТ стали незаменимыми инструментами для организации самостоятельной работы обучающихся при изучении отдельных тем и для самоконтроля полученных знаний.
В целом современные информационно-коммуникационные средства помогают строить учебно-методическое сопровождение учебного процесса по принципу альтернативности и многоуровневости. Преподаватель демонстрирует обучающемуся многообразие возможных способов достижения конечной цели изучения дисциплины и
контролирует выбор наиболее результативного пути. Создание личностной образовательной траектории в рамках учебных предметов лингвистического цикла (или находящихся на стыке лингвистики, логики, теории литературы) подразумевает ознакомление с планируемым и ожидаемым результатом обучения, определение и выбор содержания интересующих студента аспектов, изучаемых тем, форм, методов и темпа обучения, а также согласование и корректировка индивидуальной образовательной траектории с преподавателем и с общей образовательной программой курса в целом.
Современные ИКТ позволяют создавать уникальные дидактические условия для разработки и упорядочения индивидуальных образовательных траекторий в преподавании лингвистических дисциплин в вузе. Повышение уровня общей речевой культуры студентов, овладение ресурсами как родного, так и иностранного языка, развитие коммуникативных способностей - основные задачи курсов «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Риторика» и некоторых других дисциплин. Преподавание этих дисциплин в вузе предполагает использование педагогических технологий, ориентированных на личность, интересы и способности обучающихся. Задача современного вуза - разработка и внедрение в практику гибкой модели обучения, которая сочетает традиционные и информационные технологии. Лингвистические дисциплины выполняют коммуникативную функцию, поэтому могут являться одновременно и целью, и средством обучения.
Современный этап развития методики преподавания иностранного языка, русского языка и культуры речи, риторики в вузе характеризуется поиском взаимосвязанных, интегрированных инновационных подходов к преподаванию. При изучении этих дисциплин требуются навыки подготовки и произнесения публичной речи, поскольку формирование коммуникативной компетенции студентов является одной из ключевых задач. В числе таких технологий, с одинаковым успехом используемых в дисциплинах лингвистического направления, уместно назвать интерактивные методы (деловые игры, дебаты на русском и английском языке, личностные и профессиональные тренинги и др.), а также моделирование конкретных проблемных ситуаций.
В современной глобальной сети существует большая база информационно-образовательных ресурсов, содержащих учебно-методическую и научно-теоретическую информацию, разработки ведущих специалистов и др. Преподаватель с их помощью получает возможность оперативно оказывать обучающимся консультационную помощь, проектировать и контролировать студенческую научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные семинары, лекции, консультации в режиме реального времени. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дает возможность избежать субъективной оценки3.
Кроме того, необходимо отметить, что использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании лингвистических дисциплин, в частности, английского языка, помогает студентам преодолеть психологический барьер в общении при публичном выступлении. ИКТ, являясь одновременно средством подачи материала и оценочно-контролирующим средством, обеспечивают высокое качество подачи материала и индивидуализируют темп и глубину процесса обучения с учетом психологических особенностей студента.
Среди большого объема образовательных Интернет-ресурсов и ИКТ, доступных преподавателю-лингвисту, наиболее активно используются следующие.
1. Технология телекоммуникаций, осуществляемая с использованием современных средств связи и представляющая собой информационное взаимодействие пользователей с помощью разнообразных методов и способов обмена, транспортировки, транслирования информации в произвольном виде (электронная почта, сервис Skype, социальные сети, через которые студенты обмениваются с преподавателями материалами для проверки и подготовки).
2. Режим интерактивного диалога, при котором взаимодействие пользователя с программной системой основано на ответном действии от системы или пользователя (работа в компьютерном классе с программами-тренажерами). Такая технология позволяет оперативно оценить работу студента, выявить пробелы в знаниях, сэкономить время.
3. ИКТ тестовой формы контроля знаний по изучаемому модулю, блоку или одной теме позволяет реализовать принцип разноуровневого обучения и личностно ориентированного подхода, проанализировать уровень усвоения учебного материала как всей группы, так и отдельного обучаемого.
4. Особый интерес студентов вызывают задания на игровой основе, которые позволяют объединить план условности и план реальности. Речевая ситуация в рамках игрового задания имеет ограниченные временные рамки, что активизирует быстрое восприятие информации и ответную реакцию на проблемный вопрос, формирует операционный навык мышления. На игровой основе могут быть разработаны интерактивные викторины, конкурсы собственных «телепередач», «интервью» на иностранном языке.
Очевидным и общепризнанным преимуществом ИКТ перед традиционными формами обучения можно считать коммуникативную направленность, визуализацию учебной информации, возможность хранения большого количества информации, автоматизацию процессов контроля и самоконтроля, возможность постоянного обновления и пополнения материалов4.
К еще одному преимуществу современных образовательных технологий можно отнести полноценную реализацию принципа наглядности в статичной и динамичной (цветовой, графичной, звуковой, иллюстративной, инфографичной) формах. Современные мультимедийные средства, используемые в преподавании лингвистических дисциплин, способны повысить учебную мотивацию с помощью таких аудиовизуальных обработок учебного материала, как его наложение, перемещение, деформирование, фиксирование, контаминированная подача с анимационными эффектами, совмещение в одном окне разных видов аудиовизуальных средств обучения, демонстрация в реальном времени (вебинар, видеолекция и т. д.). Наглядные аудиовизуальные средства помогают студентам в осмыслении общетеоретических основ языковых явлений и закономерностей, но чаще всего реализуются в аудиторной работе. В самостоятельной работе с помощью обучающих программ и приложений заучивают новые слова и словоформы, определения, таким образом формируя и совершенствуя языковую компетенцию и в гораздо меньшей степени речевую.
Овладеть грамматикой, лексикой, культурой речи только с помощью технических средств невозможно, поскольку почти все лексико-грамматические структуры содержат смысловые значения, которые в зависимости от контекста проявляются по-разному. Например, обучающая программа наиболее эффективна при выполнении упражнений по подстановке правильных вариантов словоформ, определении частеречной принадлежности, переводе отдельного слова. А задания творческого характера рассчитаны на вариативность мышления, и роль ИКТ в их выполнении весьма условна. На практике попытка самостоятельно выстроить стратегию собственного обучения, основываясь только на обучающих программах и образовательных ресурсах, чаще всего оказывается неудачной, поскольку студент не всегда информирован о возможностях и направленности той или иной программы, о том, каким образом она встроена в процесс изучения дисциплины. Исключение может быть в системе дистанционного обучения, но и в ней нельзя полностью избежать парадигмы «преподаватель - обучающийся».
Подбор материалов ИКТ к занятиям, способ их подачи должен быть методически обоснован и подчинен единой цели - развитию уровня запоминания и выявления важнейших характеристик языкового материала для дальнейшей работы с ним. Успешно применяется в практике преподавания лингвистических курсов ресурс Национальный корпус русского языка, позволяющий подобрать к теме интересные примеры из современного словоупотребления или классической литературы. Интерактивная доска также открывает
широкие возможности для моделирования абстрактных и конкретных понятий и установления связи между языковыми понятиями и явлениями в режиме реального времени.
Наиболее полноценное развитие речевых и языковых компетенций происходит при работе с текстом (устной, письменной или комбинированной), в процессе его анализа и живого обсуждения, чего не может заменить ни один тренажер. А поскольку в современных учебных программах более 50% отведено самостоятельной работе, то одним из основных критериев ИКТ должно, на наш взгляд, стать то, в какой мере они ориентируют и направляют студентов к самостоятельной деятельности.
Вышесказанное позволяет говорить о том, что внедрение современных ИКТ в обучение способствует овладению уже существующих систем обобщений и подготавливает обучающегося к выработке собственных навыков осмысления и обобщения информации. Однако следует оговорить, что, хотя виртуальные образовательные ресурсы являются ценной базой для формирования информационно-предметной и открытой образовательной среды, доступ к Интернет-ресурсам сам по себе отнюдь не становится гарантом качественного и быстрого языкового образования. П.В. Сысоев справедливо отмечает: «Информатизация языкового образования вовсе не означает, что современные ИКТ должны дублировать в чистом виде традиционные средства обучения для достижения абсолютно идентичных целей. Наоборот, благодаря своим уникальным дидактическим свойствам, наряду с развитием тех же речевых умений и формированием языковых навыков, современные информационные и коммуникационные технологии способны значительно обогатить образовательный процесс»5. Использование в процессе обучения современных ИКТ создает реальные условия для развития у обучающихся дополнительных умений и стратегий, что было невозможно в такой степени на основе традиционных средств. Но средства ИКТ, несмотря на свои многообещающие возможности, имеют прежде всего вспомогательный характер, поскольку с их помощью не формируются новые формы мыслительной и творческой деятельности, а дополняется содержательный аспект образования, улучшается уровень восприятия усваиваемой информации.
Приходится констатировать, что, несмотря на актуальность проблемы информатизации образования и востребованность ИКТ, в настоящее время еще не выработаны единые стратегии их использования, не скоординирована связь цифровых технологий с учебными планами и программами, недостаточно проработаны дидактические и психолого-педагогические аспекты взаимодействия традиционных и инновационных форм интеллектуальной деятельности.
Методически грамотно организованный учебный процесс предполагает оптимальное сочетание информационных технологий и традиционных методов преподавания на всех этапах обучения. Использование ИКТ позволяет усовершенствовать и дифференцировать обучение, учитывать индивидуальные особенности обучающихся и стимулировать их к дальнейшей самостоятельной работе.
Примечания
1 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). [Электронный ресурс]. - URL: methodological_terms. academic.ru
2 Тарамова, Э.А. Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. С. 156. [Электронный ресурс]. - URL: moluch.ru/conf/ped/archive/146/6975/
3 Виды современных информационно-коммуникативных технологий и требования к ним. [Электронный ресурс]. - URL: vuzlit.ru/429697/
4 Казакова, Т.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка в вузе // Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2015. - Выпуск №3 (17). - С. 78.
5 Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции. [Электронный ресурс]. - URL: cyberleninka.ru.
USE OF INFORMATION-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING LINGUISTIC DISCIPLINES IN THE UNIVERSITY
Magomedova P.S., Maksyutova Z.G., South-Ural Institute of Management and Economics, e-mail: [email protected]
Abstract
The article deals with the use of modern information and communication technologies in the teaching of linguistic disciplines in the university. Information competence, which has become one of the main indicators of quality education, is one of the main conditions of modern education, and its formation directly depends on the active activity of students in an open information and educational environment. Modern ICT allows creating unique didactic conditions for the development and ordering of individual educational trajectories in the teaching of linguistic disciplines in the university.
Keywords. Informatization of education, information and communication technologies, linguistic disciplines, linguistic and speech competence, individual educational trajectory, information competence, computer literacy.