Научная статья на тему 'Современные инновационные технологии в профессиональном образовании'

Современные инновационные технологии в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1639
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦОР ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / E-LEARNING MATERIALS DIGITAL LEARNING RESOURCES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ / ICT IN EDUCATION / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / E-RESOURCES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / COMPUTERIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ватунский А.А.

Данное исследование направлено на обзор (ИКТ) информационно-коммуникационных технологий и применения их потенциала, как эффективного средства интенсификации и повышения качества образовательного процесса в спектре современного профессионального образования. На основании актуализации подобного рода технологий и (ЦОР) цифровых образовательных ресурсов с сфере образования, рассмотрены позиции современных авторитетных научных деятелей. Также в работе представлены (ЦОР) в виде Интернет-источников, их классификации, тематические направления и действующие электронные адреса. В данном исследовании выявлены задачи, решаемые посредствам внедрения ИКТ и ЦОР в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ватунский А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL EDUCATION

The study is a review of information and communication technologies (ICT) and their potential as an effective means of intensification and improvement of the quality of the educational process in the spectrum of modern professional education. Based on the actualization of this kind of technology and digital educational resources in the field of education, the positions of modern authoritative scientists are considered. The work presents DSC in the form of Internet sources, their classification, thematic areas and existing e-mail addresses. The problems solved by the introduction of ICT and DSC in the educational process are identified.

Текст научной работы на тему «Современные инновационные технологии в профессиональном образовании»

УДК 376

Vatunsky A.A., postgraduate, Faculty of Engineering and Modern Technologies, North-Caucasus Federal University

(Stavropol, Russia), E-mail: disserjons@yandex.ru

MODERN INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL EDUCATION. The study is a review of information and communication technologies (ICT) and their potential as an effective means of intensification and improvement of the quality of the educational process in the spectrum of modern professional education. Based on the actualization of this kind of technology and digital educational resources in the field of education, the positions of modern authoritative scientists are considered. The work presents DSC in the form of Internet sources, their classification, thematic areas and existing e-mail addresses. The problems solved by the introduction of ICT and DSC in the educational process are identified.

Key words: e-learning materials digital learning resources, information technology, ICT in education, e-resources, computerization of educational process.

А.А. Ватунский, аспирант, факультет техники и современных технологий, Северо-Кавказский Федеральный

Университет, г. Ставрополь, Е-mail: disserjons@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Данное исследование направлено на обзор (ИКТ) информационно-коммуникационных технологий и применения их потенциала, как эффективного средства интенсификации и повышения качества образовательного процесса в спектре современного профессионального образования. На основании актуализации подобного рода технологий и (ЦОР) цифровых образовательных ресурсов с сфере образования, рассмотрены позиции современных авторитетных научных деятелей. Также в работе представлены (ЦОР) в виде Интернет-источников, их классификации, тематические направления и действующие электронные адреса. В данном исследовании выявлены задачи, решаемые посредствам внедрения ИКТ и ЦОР в образовательный процесс.

Ключевые слова: ЦОР цифровые образовательные ресурсы, информационные технологии, ИКТ в образовании, электронные ресурсы, информатизация образовательного процесса.

Процессы модернизации российского образования требуют внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс, что повысит качество образования и будет способствовать развитию у обучающихся профессиональных компетенций.

По мнению А.А. Кораблева, интеграция и внедрение инфо-коммуникационных технологий в сферу образования является актуальной и значимой задачей эпохи XXI века, решение которой послужит основой для устранения глобальных проблем в спектре современных образовательных процессов [1].

По словам А.А. Аксюхина, информационные технологии в образовании в настоящее время являются необходимым условием перехода общества к информационной цивилизации. Современные технологии и телекоммуникации, подчеркивает автор, позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать обучающихся в получении знаний. Интеграция информационных технологий в образовательные программы осуществляется на всех уровнях: школьном, вузовском и послевузовском обучении [2].

Таким образом, исходя из вышеприведенных точек зрения относительно понятия «инновационные технологии» авторитетными исследователями, совершенно очевидно, что информационные технологии являются неотъемлемым компонентом содержания обучения, средством оптимизации и повышения эффективности учебного процесса, а также могут способствовать реализации многих принципов развивающего обучения.

В рамках нашего исследования, мы сочли необходимым в первую очередь, рассмотреть потенциал информационных технологий с позиций отечественных и зарубежных исследователей.

Е.И. Машбиц уделяет особое внимание рассмотрению возможностей информационных технологий для образовательного процесса, среди которых автор выделяет следующие аспекты: неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации; повышение доступности образования; обеспечение непрерывности получения образования; развитие личностно ориентированного обучения, создание единой информационно-образовательной среды обучения; совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса; развитие самостоятельной поисковой деятельности обучающегося; повышение мотивационной стороны обучения и др. [3].

Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают информационные технологии обучения как некоторую совокупность об-

учающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте [4].

Заслуживает внимания позиция О.И. Пащенко. Автор рассматривает инструментарий информационных технологий, использование которых позволяет достичь поставленной пользователем цели. К инструментарию, автор относит известные программные продукты общего назначения: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки. Функциональные свойства современных информационных технологий, уточняет автор, предоставляют образовательному процессу реализацию множества возможностей, которые могут способствовать повышению качества образования [5].

Так, И.В. Роберт рассматривает возможности компьютера с точки зрения целевого подхода в обучении и выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счёт применения средств современных информационных технологий

2. Развитие личности

3. Работа по выполнению социального заказа общества мышления обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества [6].

На основе анализа литературы [5; 6 и др.], мы сочли целесообразным выделить основные аспекты образовательных средств информационных технологий. Так, мотивационный аспект применения информационных технологий способствует повышению интереса к учебным занятиям, раскрытию творческого потенциала обучающихся.

Следует обратить внимание на то, что обучающиеся имеют возможность построения интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины за счет информационных технологий, что составляет содержательный аспект.

Также необходимо отметить, что информационные технологии могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса.

Важно обратить внимание на то, что компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний, что в принципе составляет контрольно-оценочный аспект [5].

Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что создание и организация учебных дисциплин с использованием

цифровых образовательных ресурсов, в особенности на базе Интернет-технологий, представляет непростую технологическую и методическую задачу.

Целесообразно отметить, что при организации учебных занятий, как в традиционной форме, так и с использованием ЦОР педагог должен выполнить ряд общих дидактических требований:

- проведение анализа целей занятия, его содержания и логики изучения материала;

- тщательная подготовка обучающего и контролирующего материала: четкое формулирование всех определений изучаемой предметной области, выделение главных положений, которые должны быть усвоены обучающимися (факты, гипотезы, законы, закономерности), разработка необходимого дидактического материала;

- выбор необходимых ЦОР в соответствии с целями занятия;

- разработка методики применения выбранных ЦОР

Придерживаясь позиции Л.И Горохова, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) - это систематизированные учебные материалы и образовательные интернет-технологии которые хранятся в интернет-пространстве и включают в себя: видеофрагменты, текстовые документы, объекты виртуальной реальности, динамические и статистические модели, объекты интерактивного моделирования, а также средства деловой графики и иные учебные материалы, которые служат средствами организации обучения и образовательного процесса [7].

Внедрение цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс влечет за собой использование новых способов учебно-воспитательного процесса, повышения профессиональных компетенций преподавателя.

Цифровые образовательные ресурсы - это продукты, используемые в образовательной среде, воспроизводимые непосредственно на компьютере в сети Интеренет. Интенсивно развивающиеся инфокоммуникационные технологии предоставляют инновационные средства для обеспечения более комфортного и продуктивного образовательного процесса, что вдохновляет многих педагогов включать данные технологии в свою методическую систему обучения.

Следует отметить, что различные ЦОР можно найти на интернет-портале https://nsportal.ru.

♦ http://de.dstu.edu.ru. Центр дистанционного обучения ДГТУ. Полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы и технологии, используемые для предоставления доступа к знаниям. Преимуществом данного ЦОР является доступность и объемность информации. Отличительной чертой данного ресурса от многих ЦОР является наличие ООР (отрытых образовательных ресурсов), так как они на сегодняшний день оказывают все большее влияние на формирование образовательной политики, предоставляя наиболее экономичные пути решения задач, а также изменяя модели взаимодействия и упрощая обмен информацией между государственными и частными структурами. Так же данный сервис располагает общедоступным учебно-методическим комплексом «Пакеты прикладных программ», который предназначен для студентов технических специальностей высших учебных заведений. Целью изучения курса «Прикладные программные пакеты» является воспитание

Библиографический список

у студентов информационной культуры, отчетливого представления о роли современных компьютерных технологий, применяемых в образовательном процессе. Для преподавателей предлагаемый курс может послужить хорошим методологическим и дидактическим дополнением по соответствующим преподаваемым ИТ(ИКТ) дисциплинам.

♦ http://cis.rudn.ru Информационно-образовательный портал СНГ. Проект Российского университета дружбы народов информационного характера. Сайт предоставляет доступ к ресурсам по использованию свободно распространяемых ЦОР, оОр, ИКТ и ПО в образовательном процессе и обучении. Однозначным преимуществом данного портала является общедоступность к ресурсам разного спектра знаний, а так же информационной средой, где студенты или абитуриенты могут легко ориентироваться. Практическое значение в применении данного Интернет-порта как ИКТ в образовательном процессе обуславливается актуальностью информации, поскольку на сегодняшний день дистанционное образование для проблемных регионов является ключевым решением вопросов, связанных с обучением и получением знаний на территориях, где профессиональное образование является дефицитом. Данный ЦОР создан для информационной поддержки и обеспечения государств СНГ в области информационных образовательных систем по средствам сети Интернет.

♦ http://www.researcher.ru Данный веб-объект создан на основе современной Интернет-технологии ARP - Auto Refresh Pages. Эта технология дает возможность посетителям вносить изменения на сайте, не используя стороннее ПО. Фиксы и поправки можно вносить по средствам обычного браузера (например, Mozila), в то время, как управление web-серве-рами требует профессиональной компетентности и знания веб-технологий. Алгоритм создания АРП сайтов дает возможность любому пользователю обновлять информацию в своем разделе сайта, вести блоги или публиковать статьи. Концепция дизайна обеспечивает восприимчивую структуру Интернет-ресурсов, что дает возможность легко и быстро осваивать и использовать сайт в повседневной работе даже не подготовленному пользователю. Это является главной отличительной особенностью от большинства ЦОР. Дизайн портала разработан по принципу минимальной визуальной нагрузки, сосредотачивая обучающихся на содержимом портала. Практическое применение данного ЦОР в образовательном процессе обуславливается его простотой использования, интегрированной информационной средой, а так же консолидацией образовательного потенциала и методик организации исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что использование ЦОР дает принципиально новые возможности для повышения эффективности процесса обучения, являясь оперативным средством наглядности в процессе получения новых знаний, в работе со схемами, таблицами, графиками, а также помощником в отработке практических умений студентов, в организации и проведении опроса и контроля и оценки домашних заданий. Особенностью информационного обучения является алгоритм самостоятельной деятельности студентов, который способствует активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

1. Кораблев А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе. Школа. 2006; 2.

2. Аксюхин А.А. Информационные технологии в гуманитарном высшем профессиональном образовании. Педагогическая информатика. 2006; 5: 8 - 16.

3. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы, перспективы. Москва, 1986.

4. Талызина Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. Москва, 1977.

5. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании. Нижневартовск, 2013.

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Москва, 2010.

7. Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов. Фестиваль педагогических идей 2006 - 2007. References

1. Korablev A.A. Informacionno-telekommunikacionnye tehnologii v obrazovatel'nom processe. Shkola. 2006; 2.

2. Aksyuhin A.A. Informacionnye tehnologii v gumanitarnom vysshem professionalem obrazovanii. Pedagogicheskaya informatika. 2006; 5: 8 - 16.

3. Mashbic E.I. Komp'yuterizaciya obucheniya: problemy, perspektivy. Moskva, 1986.

4. Talyzina N.F. Puti i vozmozhnosti avtomatizacii uchebnogo processa. Moskva, 1977.

5. Paschenko O.I. Informacionnye tehnologii v obrazovanii. Nizhnevartovsk, 2013.

6. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva, 2010.

7. Gorohova L.I. Primenenie cifrovyh obrazovatel'nyh resursov. Festival'pedagogicheskih idej 2006 - 2007.

Статья поступила в редакцию 28.05.18

УДК 378

Volenko O.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, chief researcher, Educational and Research Center for Priority Research and Problems of Training of Scientific and Pedagogical Personnel, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: docenza@mail.ru

Zilina L.V., teacher, School of Foreign Languages, English Language Department for Economic and Mathematical Disciplines, National Research University Higher School of Economics (Moscow, Russia), E-mail: lilyazhilina@gmail.com

SOME ASPECTS OF PROFESSIONAL PREPARATION OF SPECIALIST ON INTERNATIONAL RELATIONS: PERSONALITY-ORIENTED APPROACH. The article deals with a problem of foreign language training of students at a university, which involves a combination of mastering a professionally-oriented foreign language with the development of personal qualities of students, knowledge of the culture of the country of the language and the acquisition of special skills based on professional and linguistic knowledge, the activation of educational activities. When implementing a student-centered process in the university, it is necessary to take into account that the formation of such qualities of students occur in the process of mastering professional knowledge, skills and abilities. When mastering professionally-oriented language material, a link is formed between the student's desire to acquire special knowledge and the success of language acquisition. In other words, a foreign language is an effective means of not only professional, but also social orientation of students of non-linguistic specialties.

Key words: personality-oriented approach, international affairs specialist, linguistic knowledge, learning technology, cognitive activity.

О.И. Воленко, д-р пед. наук, проф. учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, Е-mail: docenza@mail.ru

Л.В. Жилина, преп. aнглийcкoгo язы^ для экoнoмичecкиx и мaтeмaтичecкиx ди^плин, НИУ «Высшая Школа Экономики», г. Москва, Е-mail: lilyazhilina@gmail.com

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-МЕЖДУНАРОДНИКА: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В статье раскрывается проблема иноязычной подготовки студентов в вузе, которая предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях, активизацией учебной деятельности. При реализации личностно-ориентированного процесса в вузе необходимо учитывать, что становление качеств обучающихся происходит в процессе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками. При освоении профессионально-ориентированного языкового материала формируется связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком. Иными словами, иностранный язык является эффективным средством не только профессиональной, но и социальной ориентации студентов неязыковых специальностей.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, специалист-международник, лингвистические знания, технология обучения, познавательная активность.

На современном этапе развития общества мы наблюдаем процессы, связанные с глобализацией образовательного пространства, а также стремительный рост научной информации во многих отраслях знания.

В системе отечественного образования за последние годы многое изменилось: обновляется содержание образования, появляются различные дидактические модели, предпринимаются попытки разработки эффективных технологий формирования профессионализма студентов. Все чаще образовательный процесс в вузе стратегически выстраивается на активизацию познавательной активности и самостоятельности студентов, что продиктовано необходимостью готовить конкурентоспособных и мобильных специалистов, нацеленных на достижение успехов в выбранной профессиональной деятельности. Вместе с тем, как показывает опыт, успеха в профессиональной деятельности невозможно достичь без активной позиции индивида, без глубоких теоретических знаний и практических навыков.

Современная цель обучения студентов в вузе предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях, активизацией учебной деятельности. В современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог быть субъектом собственного развития, выстраивать логику собственного активного отношения к миру, траекторию профессионально-личностного развития.

Активность личности характеризуется стремлением субъекта выходить за собственные пределы, способностью расширять

сферу своей деятельности, действуя за границами требований ситуаций и ролевых предписаний. Активность обусловлена наличной целью субъекта. Понимая активность, прежде всего, как проявление преобразовательного отношения человека к объекту познания, А.Н. Леонтьев обоснованно указывает, что в познании и в отражении действительности всегда находится активный субъект, моделирующий объект и связи, в которых он находится [1]. Учёный рассматривает вопрос не только о внутреннем содержании личности, требующем своей реализации, но и о внешних условиях, обеспечивающих эту реализацию. Таким внешним условием самореализации личности является деятельность.

Известно, что реальные связи с общественным бытием, другими людьми осуществляются через деятельность (2). Деятельность является специфической формой активности, направленной на сознательное преобразование им окружающего мира. Исследователь сформулировал принцип единства сознания и деятельности, согласно которому мы можем сделать вывод о том, что формирование познавательной активности у обучающихся невозможно без воспитания самосознания, т. е. понимания необходимости формирования познавательной активности в процессе обучения иностранному языку для последующего использования своих знаний в профессиональной деятельности.

Сравнивая активность и деятельность, К.А. Абульхано-ва-Славская находит их принципиальное отличие в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность - из потребности в деятельности. Более того, активность, по мнению исследователя, не только «предшествует» деятельности, но и «сопровождает» её в течение всего процесса осуществления. «Нельзя представить оптимальную деятельность, лишенную активности, происходящую по инерции, по жесткому плану, активность «строит» варианты по ходу деятельности» [3, с. 41].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.