Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности педагога в области проектирования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)'

Формирование профессиональной компетентности педагога в области проектирования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
икт-насыщенная образовательная среда / профессиональная компетентность / педагогическое проектирование / цифровые образовательные ресурсы / the educational environment sated with information communication technologies / professional competence / pedagogical designing / digital educational recourses

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье раскрываются особенности педагогического проектирования ЦОР в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды. На основе постановки профессиональных задач на ключевом, базовом и специальном уровнях раскрыта структура профессиональной компетентности педагога в области проектирования ЦОР. Предложены критерии сформи-рованности профессиональной компетентности в области проектирования ЦОР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of training for designing of digital educational recourses in condition of the educational environment sated with information communication technologies is presented in the work Also there is the structure of professional teacher's competence in the area of digital education recourses designed on the base of statement of professional tasks on the key, base and special levels Cntenas of generation of the professional competence in the area of designing of digital educational recourses are suggested

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности педагога в области проектирования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)»

УДК 002:378

В.Н. Подковырова, ст. преп. АлтГПА, г. Барнаул

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР)

В статье раскрываются особенности педагогического проектирования ЦОР в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды. На основе постановки профессиональных задач на ключевом, базовом и специальном уровнях раскрыта структура профессиональной компетентности педагога в области проектирования ЦОР Предложены критерии сформи-рованности профессиональной компетентности в области проектирования ЦОР

Ключевые слова: ИКТ-насыщенная образовательная среда, профессиональная компетентность, педагогическое проектирование, цифровые образовательные ресурсы.

Информатизация образования, происходящая на современном этапе развития общества, открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом, но при этом повышаются требования к профессиональной компетентности педагога. На сегодняшний день одной из составляющих профессиональной компетентности педагога является уровень использования им информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, разработка и внедрение в педагогический процесс ЦОР.

Это требует совершенствования профессиональной подготовки учителей в области ИКТ, формирования внутренних мотивов на основе раскрытия целесообразности и преимуществ использования ЦОР, обучения поиску и методам работы с современными коллекциями ЦОР, использования технологии педагогического проектирования учебных материалов в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды, их апробации и методики применения в рамках конкретных учебных занятий.

Использование информационных и коммуникационных технологий в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую - ИКТ-насыщенную образовательную среду.

Развивая понятие «информационно-коммуникационная среда», под которым И.В. Роберт понимает совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным ресурсом) с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью [1], предложим трактовку понятия «ИКТ-насыщенная образовательная среда».

Под ИКТ-насыщенной образовательной средой будем понимать совокупность условий, реализуемых на базе информационных и коммуникационных технологий, направленных на осуществление образовательной деятельности, способствующей формированию профессионально значимых и социально важных качеств личности в условиях информатизации общества.

Характерными особенностями ИКТ-насыщенной среды, на наш взгляд, являются: интеграция различных информационных и коммуникационных технологий; всестороннее использование локальных, региональных и глобальных сетевых ресурсов; поддержка и развитие качественно новых технологий обработки информации, адаптированных для субъекта информационной среды; активное использование современных средств, методов и форм обучения в образовательном процессе.

Организация педагогической деятельности в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды предполагает соответствующие изменения во взаимодействии между субъектами образовательного процесса: учащимися, педагогами, администрацией образовательного учреждения, родителями. Изменяются цели, методы, средства, связанные с распространением новых способов работы с информацией, современными средствами коммуникации, совершенствуются традиционные дидактические средства и появляются новые, в частности цифровые образовательные ресурсы.

Тенденцией современного этапа информатизации образования является разработка технологии проектирования и целесообразное использование в образовательном процессе цифровых образовательных ресурсов.

Цифровой образовательный ресурс будем рассматривать как сложный объект и более того - как информационно-педагогическую систему, состоящую из простых и сложных элементов (подсистем).

Простыми объектами считаются объекты, обладающие содержательной и функциональной целостностью и осмысленностью. Простые объекты выражены в определенной форме (текст, изображение, звук) и часто имеют иллюстративный характер.

Сложными объектами считаются объекты, которые состоят из простых, обладают содержательной и функциональной целостностью более высокого уровня. Необходимо отметить, что эти объекты могут быть интерактивными [2].

Вследствие того, что цифровой образовательный ресурс мы понимаем как информационно-педагогическую систему, то, на наш взгляд, основной методологией построения подобных систем является педагогическое проектирование. Действительно, как отмечает Е.И. Машбиц, «в сфере образования функции проектирования не сводятся к разработке обучающих систем или отдельных компонентов этих систем, в этой сфере проектирование выполняет методологическую функцию, выступая как средство исследования закономерностей психического развития ребенка, особенностей формирования учебной деятельности и управления и т.д.» [3, с. 137].

При этом, в соответствии с определением Е.С. Заир-Бек, педагогическое проектирование мы будем понимать как «специальным образом организованное осмысление педагогических проектов и систем, когда на основе имеющегося состояния и прогноза желаемых результатов создается новый облик системы и одновременно процесс реализации в действительности задуманного» [4, с. 45].

При описании структуры профессиональной компетентности выделяют ключевые компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, базовые компетентности, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности, и специальные компетентности, отражаю-

щие специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности [5, с. 9].

Выделив составляющие ключевых, базовых и специальных компетентностей, представим структуру профессиональной компетентности педагога в интересующей нас области -в области проектирования ЦОР:

— ключевые компетентности: информационная компетентность; аналитическая компетентность; проектировочная компетентность; компетентность в области психолого-педагоги-ческих технологий;

— базовые компетентности: компетентность в области разработки элементов ЦОР с использованием различного программного обеспечения; компетентность в области педагогического проектирования; компетентность в области педагогического дизайна;

— специальные компетентности: компетентность в области апробации разработанного ЦОР и оценки его учебной эффективности; компетентность в области методики использования ЦОР в учебном процессе.

Отметим, что профессиональная компетентность педагога в области проектирования ЦОР формируется посредством решения профессиональных задач в указанной области на соответствующих уровнях (ключевом, базовом и специальном).

Ключевой уровень:

• определение цели обучения в соответствии с требуемым уровнем подготовки учащихся, отбор средств, методов и организационных форм учебного процесса;

• изучение состояния психических функций учащихся, учёт учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;

• владение навыками планирования и организации педагогической деятельности;

• анализ целевой аудитории учащихся и ожидаемых результатов обучения;

• умение производить поиск, анализ и систематизацию необходимой информации;

Критерии компетентности педаг

• использование различных информационных источников и умение проводить анализ источника представленной информации;

• умение предвидеть, анализировать и разрешать возникающую педагогическую проблему;

• разработка учебных материалов в традиционной форме и их использование в учебном процессе;

• анализ и структурирование учебного материала, выделение основных тем и разделов;

• умение работать над проектом.

Базовый уровень:

• умение осуществлять решения педагогических задач с опорой на современные ИКТ;

• умение проектировать ЦОР по конкретной учебной теме;

• использование процедур педагогического дизайна при проектировании и разработке ЦОР;

• умение использовать необходимое программное обеспечение при разработке элементов ЦОР.

Специальный уровень:

• умение самостоятельно и творчески организовывать процесс обучения на уроках с использованием ИКТ.

• умение реализовывать ЦОР по собственным проектам и проектам других в рамках учебно-воспитательного процесса;

• формирование педагогического опыта применения в профессиональной деятельности комплекса современных ЦОР.

С учетом декомпозиции представленных выше уровней профессиональной компетентности педагога в области проектирования ЦОР определены структура и компоненты содержания обучения и выделены основные содержательные линии:

• Цифровые образовательные ресурсы в системе современного образования.

• Технология педагогического проектирования ЦОР.

• Инструментальные средства разработки ЦОР.

• Педагогическое оценивание с использованием ЦОР.

Таблица 1

I в области проектирования ЦОР

Уровень Показатели

Высокий Сформированность научно-методических основ педагогического проектирования. Четкое и осознанное выполнение всех этапов проектирования ЦОР, включая их цикличность. Целесообразность отражается в методически грамотном использовании ЦОР или в четком представлении использования ЦОР в учебно-воспитательном процессе. Направленность действий определяется общественно значимой мотивацией, общечеловеческими ценностями, пониманием общественных запросов к современной системе образования. Выбор тематики ЦОР, его разработка и дальнейшее использование в учебном процессе подкреплено внутренними мотивами. Проявление творческого подхода, оригинальность в выборе форм представления учебной информации в ЦОР. Использование разнообразные мультимедийные формы подачи информации (текст, графика, анимации, аудио, видео).

Достаточный Научно-профессиональная осознанность деятельности. Умение целесообразно выделять тематику будущего ЦОР. Знание, четкое представление особенностей и выполнение этапов педагогического проектирования ЦОР. Умение проводить поиск необходимых элементов ЦОР, используя специализированные сайты, образовательные порталы, электронные библиотеки, электронные энциклопедии, словари, справочники. Использование оптимальных форм представления учебной информации в ЦОР.

Ограниченный Слабая сформированность проектной культуры, проявляющаяся в недостаточности и непоследовательности выполнения этапов педагогического проектирования. Целесообразность выполнения некоторых этапов далеко не всегда реализуется успешно, имеют место ошибки в выборе цели, форм представления и содержания информации. Осознанность педагогической деятельности в педагогического проектирования ЦОР носит локальный характер на уровнях как обыденного, так и теоретического сознания. Отсутствие оригинальности в представлении учебной информации в ЦОР, происходит напрямую копирование информации из учебников и учебных пособий без попыток изменить форму подачи учебной информации.

Низкий Ограниченное владение ключевыми понятиями. Использование ЦОР мотивируется лишь только внешними мотивами, педагог не видит целесообразности применения их в учебном процессе ЦОР или же применяются уже готовые ЦОР с существенными недостатками и методически неграмотно. Решения, принимаемые в процессе педагогической деятельности, противоречивы, часто нецелесообразны, несвоевременны, неточны, неоригинальны.

• Система оценки качества ЦОР.

• Методическое обеспечение использования ЦОР вучеб-ном процессе.

Для построения логической структуры содержания обучения и выбора наиболее оптимального варианта учебного курса была использована топологическая сортировка учебных элементов.

Экспериментальная апробация проходила на базе Барнаульского государственного педагогического университета в рамках изучения спецкурса «Основы проектирования ЦОР» при очной и дистанционной формах обучения. Цель эксперимента заключалась в исследовании эффективности разработанной методической системы обучения, направленной на формирование профессиональной компетентности педагога в области проектирования ЦОР.

В рамках формирующего эксперимента было проведено тестирование испытуемых, использовались методы самооценки, оценки знаний и умений независимыми экспертами, статистические методы обработки данных.

Наличие педагогических эталонов, норм, правил, которым должна удовлетворять профессиональная компетентность педагога в области проектирования ЦОР, делает возможным ее измерение. Оно может осуществляться как измерение качества деятельности, с помощью экспертных оценок, тестирования или других методов. При этом проблема измерения профессиональной компетентности связана с проблемой выбора критериев, показателей и уровней ее сформированности.

Выбор критериев и показателей, наиболее полно характе-

ризующих профессиональную компетентность педагога, позволил обосновать возможность использования четырех уровней ее сформированности: низкого, ограниченного, достаточного, высокого.

Использование обоснованных критериев и уровней сфор-мированности профессиональной компетентности в области проектирования ЦОР позволило оценить способности студентов разрабатывать качественные ЦОР.

Оценка результатов достижений обучаемых осуществлялась экспертами по разработанным критериям профессиональной компетентности педагога в области проектирования ЦОР на основе достижения показателей профессиональной компетентности в рассматриваемой области (табл. 1).

В рамках опытно-экспериментальной апробации была установлена динамика уровней сформированности компонентов профессиональной компетентности в области проектирования ЦОР.

Научно-теоретический компонент оценивался по результатам входного и итогового тестирования, а операционно-технологический компонент - по результатам создания будущими учителями цифровых образовательных ресурсов до изучения спецкурса (на педагогической практике, в рамках дисциплин «Компьютерные сети и Интернет», «Теория и методика обучения информатики» и др.) и по окончании обучения, по результатам выполнения итоговых проектных работ.

Библиографический список

1. Роберт, И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования [Текст] / И. В. Роберт // Информатика и образование. - 2004. - №5; №6.

2. Муранов, А.А. Состав цифровых ресурсов, необходимых для активного использования в ИКТ образовании [Электронный ресурс] / А.А. Муранов, Т.А. Шумихина // Информационные технологии в образовании (ИТ0-2004): XIV Международная конференция-выставка - Москва: 2004. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/VII/VII-0-4761 .№т!.

3. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1988.

4. Заир-Бек, Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1995.

5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой.

- СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2004.

Статья поступила в редакцию 12.0309

УДК 002:378

О.Н. Козел, ас. АлтГПА, г. Барнаул

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ: СТРУКТУРА, СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ

Статья посвящена актуальным вопросам формирования вычислительной компетентности будущих учителей информатики (студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Информатика», «Информатика с дополнительной специальностью») как составляющей профессионально-педагогической компетентности учителя информатики.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, вычислительная компетентность, вычислительный эксперимент, структура профессиональной вычислительной компетентности учителя информатики, формирование профессиональной вычислительной компетентности учителя информатики.

Изменения современного общества требуют пересмотра века мобилизовать в конкретной ситуации полученные зна-основной парадигмы высшего профессионального образова- ния и опыт» [7, с. 6].

ния, в том числе педагогического. С позиций компетентнос- Динамизм развития современного общества предполага-

тного подхода, рассматриваемого как одно из важных кон- ет необходимость непрерывного образования специалиста, го-

цептуальных положений обновления содержания образова- товность к постоянному повышению своей профессиональ-

ния, результатом обучения студента в вузе должна стать его ной компетентности. Способность адаптироваться к часто ме-

профессиональная компетентность, которая «определяется не няющимся условиям и технологиям особенно актуальна для

через сумму знаний и умений, а характеризует умение чело- будущего специалиста, в том числе учителя информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.