Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности обучающихся на основе комплекса информационных технологий в обучении химии'

Активизация познавательной деятельности обучающихся на основе комплекса информационных технологий в обучении химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности обучающихся на основе комплекса информационных технологий в обучении химии»

языков, географии, истории, математики и практически ничего не смогут использовать учителя русского языка и литературы. Тем не менее коллекцию можно пополнять любыми изображениями, что позволяет создать собственную коллекцию ресурсов, а затем перенести ее на все мультимедийные комплексы, использующиеся в образовательном процессе.

Еще одна возможность - создание вложений, которые позволяют вставить копию файла, гиперссылку на файл или ярлык для файла. И мы можем непосредственно из программы открывать презентацию, документ Word, электронные таблицы, web-страницы и др.

В программе возможно создание гиперссылок:

- на web-страницу;

- на конкретную страницу в презентации, с которой Вы в данный момент работаете;

- на любой файл компьютера, за которым Вы работаете;

- на текущие вложения, если таковые у Вас уже имеются.

Таким образом, интерактивная доска Smart Board, даже при использовании лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения, позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне.

Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала.

Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.

Интерактивные доски органично войдут в образовательный процесс при условии активной постоянной ра -боты учителя, накопления им методических идей, разработок и совершенствования навыков работы с современным оборудованием.

Литература

1. Усенков, Д.Ю. Интерактивная доска Smart Board: до и во время урока / Д.Ю. Усенков // Информатика и образование. - 2006. - № 2. -С. 40-48.

2. Наука и образование [Электронный ресурс] http://technomag.edu.ru/doc/70782.html

3. Новые интерактивные технологии сегодня. [Электронный ресурс] http://www.pricenews.ru/articles/26032008/spasinfo.htm

Активизация познавательной деятельности обучающихся

на основе комплекса информационных технологий в обучении химии

С.Д. Мухамедзянова ([email protected])

МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2», п. Советский

Каждый учитель химии хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам, и учителю. Можно ли достичь такого уровня преподавания химии, чтобы эти желания сбылись?

Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.

Считаем, что учебный процесс эффективен в освоении знаний и умственного развития только тогда, когда он способствует организации познавательной деятельности обучающихся. Главная задача на уроке - вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем. Существует много путей и способов решения этой задачи. Один из них, по нашему мнению, использование информационных технологий. Исследования показали, что применение компьютерных информационных технологий в процессе изучения основ наук способствует повышению эффективности учебного процесса в области овладения умением само -стоятельного извлечения и представления знаний; самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения. На практике, наряду с иллюстративно-объяснительными методами

160

ИТО Марий Эл - 2009

обучения, используем широкий спектр разнообразных видов учебной деятельности, ориентированных на активное использование информационных технологий в качестве инструмента познания, исследования, конструирования. Современные информационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации (Интернет), позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Инструменты познания базируются на интеллекте обучаемого, а не на «интеллекте компьютера». Это означает, что ответственность за планирование, принятие решения и самоконтроль процесса обучения лежит на ученике. Тем не менее считаем, что информационные технологии служат «катализатором» приобретения знаний и навыков, так как способствуют обдумыванию, обсуждению и решению проблем. Информационные технологии активно вовлекают учеников в процесс формирования знаний, что способствует их лучшему усвоению.

При использовании компьютера в обучении химии необходимо учитывать степень сформированное™ у обучающихся навыка персональной работы с компьютером, поэтому в процессе изучения химии в курсе 8-9 классов основной акцент делается на использование компьютера для групповой работы, а в старшей школе уже возможно применять его для организации индивидуальной работы обучающихся.

Одной из форм, которые используются при изучении новой темы, являются уроки-лекции с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.

Возможность использования компьютера в процессе обучения химии зависит от наличия программных средств учебного назначения. Они могут обеспечивать изучение определенных предметных областей или поддерживать различные виды учебной деятельности. Это так называемые педагогические программные средства. К ним относятся обучающие программы, программы-тренажеры, контролирующие, информационно-справочные, моделирующие, демонстрационные, учебно-игровые и другие виды программ.

Информационные технологии, по нашему мнению, позволяют решить еще одну проблему. Ученики на уроках бойко анализируют условие задачи, решают ее, а на контрольной значительная часть класса не может решить ей аналогичную, не говоря уже о задаче творческого характера. И это понятно: на уроке они ориентировались на указания учителя, а самостоятельно организовать свои действия не могут. Причем, если при традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату, после того, как работы учеников собраны и проверены, то при использовании компьютерных технологий учитель имеет возможность проконтролировать каждый шаг работы каждого из учеников в классе с помощью специальных программ-тестировщиков, которые могут работать как в режиме тренажера, так и в режиме контрольной работы. В режиме тренажера программа указывает на ошибки обучающегося, сообщает правильный ответ, сообщает необходимый теоретический материал по данной теме. При работе в режиме контрольной работы программа фиксирует количество вопросов, количество правильных ответов, время выполнения задания, выставляет оценку, заносит данные в базу.

Кроме этого, учитель, используя компьютерные технологии, может создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение обучающихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения обучающихся.

Считаем, что обучающие компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении химии. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса химии на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально-логического и образного мышления.

Результаты работы показывают, что использование компьютерных технологий в обучении химии позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явления, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. В изучении школьного курса химии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование учебных компьютерных моделей:

- наглядное представление объектов и явлений микромира;

- изучение производств химических продуктов;

- моделирование химического эксперимента и химических реакций.

Дальнейший поиск путей активизации познавательной деятельности обучающихся привел к идее проведения уроков, построенных на инициативе обучающихся. Среди них особое место в нашей работе занимает проектная деятельность. Китайская пословица «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это - и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов. В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.

Еще одна важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, обучающиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности. Данный метод учитель может активно использовать и при организации занятий кружка «Юный химик». Одной из форм проектной деятельности с использованием компьютерных технологий обучения может стать создание учениками собственных тематических сайтов на химическую тематику.

Заключительным этапом работы над проектом является его общественная презентация, основная задача создания которой - сформировать свое понимание того, каким образом может выглядеть представление результатов работы обучающихся. Наиболее распространенным видом презентации проекта является мультимедийная презентация - логически связанная последовательность слайдов, объединенных одной темой и общими принципами оформления.

Результаты использования метода проектов во внеклассной деятельности вдохновили меня на его внедрение в учебный процесс. В новых образовательных стандартах предусмотрено использование 10% учебного времени для реализации авторских подходов, внедрения разнообразных форм организации учебного процесса.

Пример применения компьютерных технологий на одном из уроков химии в 10 классе. Тема: «Природный каучук». Урок проводился по методу проекта. В ходе урока обучающиеся должны были создать проект - компьютерную презентацию по данной теме. Класс разбит на группы, которые работают над проектами по заданным схемам. Теоретики подбирали теоретический и исторический материал. Практики работали по карточкам. Технические редакторы работали на компьютере, выбирали макет, шаблон оформления, набирали текст. В конце урока группы защищали созданные проекты.

В настоящее время мы находимся в ситуации, когда учитель, имеющий высокую квалификацию, отличный специалист в области химии, но не владеющий информационными технологиями стоит на ступеньку ниже молодого специалиста, свободно владеющего компьютером. Следует остановиться на возможностях, которые открывает перед учителем Интернет. Интернет приспособлен как для решения задач по химии, так и для практического применения исследовательских работ. Он обладает хорошей базой для самостоятельного углубленного изучения химии и поиска материала для реализации проектов. Опыт работы показывает, что новые информационные технологии (программированное обучение, демонстрации, базы данных, электронные таблицы, текстовые, графические, музыкальные редакторы, мультимедиа, алгоритмизация и программирование, микромиры, телекоммуникации и другие), используемые учителем в учебном процессе как инструменты познания, способствуют развитию творческой познавательной деятельности обучающихся.

Итак, включение в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий делает его технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть свои трудности. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности.

Использование ИКТ в разработке интегрированных уроков

В.С. Недопёкина, Т.Н. Зверева

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Йошкар-Олы»

Цель обучения современной школы состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.