ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
О. Л. Степанова, учитель информатики МОУ «Основная общеобразовательная школа № 24», г. Новокузнецк
Мы живем в нестабильном, неспокойном мире. XXI век поставил ряд сложных глобальных проблем, от решения которых зависит будущее человечества. Эти проблемы часто называют вызовами XXI века.
Первый вызов -энергетический. Не за горами истощение ресурсов традиционных источников энергии в недрах земли. В то же время потребление энергии, особенно в индустриально развитых странах, продолжает расти. Мы надеемся на ученых, на то, что ими, с одной стороны, будут открыты новые, пока неизвестные, источники энергии, с другой -разработаны новые энергосберегающие технологии.
Второй вызов - экологический. Человечество хотя и осознало необходимость охраны окружающей среды и использования экологически безопасных технологий, но разработка природоохранных мероприятий и безвредных технологий пока существенно отстает от потребностей экосистемы.
Следующий вызов - демографический. Численность населения планеты за счет экономически развитых стран продолжает уменьшаться, что не способствует повышению мирового культурного уровня, которому и предстоит решать проблемы XXI века.
Еще один вызов - социальный. Социальные проблемы обостряются в связи с неравенством в распределении ресурсов, как между слоями населения в масштабах России, так и между «золотым миллиардом» и остальным человечеством в глобальном масштабе.
Для решения этих проблем наметились следующие тенденции. Первая - постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая - повышение культурного и профессионального уровня большин-
ства жителей Земли на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования. Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах.
Информационные технологии
в образовательном процессе
Стремительное развитие информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования. Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на интернет-технологиях. С использованием интернет-технологий появилась возможность неограниченного и очень дешевого тиражирования учебной информации, быстрой и адресной ее доставки. Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса и т. д. Эти преимущества обусловили активизацию работы коллективов многих вузов, техникумов и колледжей по внедрению информационных технологий в традиционную модель учебного процесса. Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса, включая организационную, дидактическую, методическую, теоретико-методологическую, экономическую деятельность.
Применение образовательных информационных ресурсов (ОИР)
В настоящий момент проявляется социальный запрос, направленный на бизнес-ориентированное применение информационных технологий, пользовательские навыки работы на персональных компьютерах для подготовки и печати документов, бухгалтерских расчетов и т. д. На самом деле содержание обучения информа-
тике не ограничивается только информационными технологиями, а несет в себе значительный мировоззренческий потенциал, присущий именно этому предмету.
Таким образом, моей задачей на уроках информатики является формирование у обучающихся информационной компетентности, которая включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, основанное на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, и преобразование на практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий, этические, правовые нормы поведения людей в информационной среде. Овладение информационными технологиями позволяет выпускникам лицея в перспективе найти свое место в новых экономических условиях. Применяемая классно-урочная система делает неизбежной принадлежностью каждого урока переход от фронтальной работы, от объяснения учителя к индивидуальной работе обучающегося, завершить которую нужно обсуждением итогов работы, вследствие чего увеличивается объем информации как прямой (от учителя), так и обратный (от обучающегося). При этом обмене информацией большую помощь оказывают компьютеры. Они позволяют учителю контролировать и степень усвоения материала, и скорость его изложения для каждого конкретного обучающегося в зависимости от уровня подготовки. Применение образовательных информационных ресурсов в качестве дополнения к традиционному учебному процессу имеет большое значение в тех случаях, когда на качественное усвоение объема учебного материала, предусмотренного ФГОСом, не хватает аудиторных занятий по учебному плану. Кроме того, в нашей школе имеется опыт такой формы организации учебного процесса при неодинаковой начальной подготовке обучающихся. Информационные технологии (ИТ) в образовании в настоящее время являются необходимым условием перехода общества к информационной цивилизации. Современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучающегося в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Новые информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной под-
держки организации управления в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Интеграция информационных технологий в образовательные программы осуществляется на всех уровнях: школьном, вузовском и послевузовском обучении. Постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса вместе с развитием и перестройкой общества, с созданием единой системы непрерывного образования является характерной чертой обучения в России. Осуществляемая в стране реформация школы направлена на то, чтобы привести содержание образования в соответствие с современным уровнем научного знания, повысить эффективность всей воспитательно-образовательной деятельности и подготовить обучающихся к адаптации в условиях перехода к информационному обществу. Поэтому информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом содержания обучения, средством оптимизации и повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, а также способствуют реализации многих принципов развивающего обучения.
Основными направлениями применения ИТ в учебном процессе школы являются: разработка педагогических программных средств различного назначения; разработка web-сайтов учебного назначения; разработка методических и дидактических материалов; осуществление управления реальными объектами (учебными ботами); организация и проведение компьютерных экспериментов виртуальными моделями; осуществление целенаправленного поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, её сбора, накопления, хранения, обработки и передачи; обработка результатов эксперимента; организация интеллектуального досуга учащихся. Наиболее широко в данный момент используются интегрированные уроки с применением мультимедийных средств. Обучающие презентации становятся неотъемлемой частью обучения, но это лишь простейший пример применения ИТ. В последнее время учителя создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Типология используемых в образовании педагогических программных средств весьма разнообразна: обучающие, тренажеры, диагностирующие, контролирующие, моделирующие, игровые.
Тестирование - одна из форм использования информационных технологий в учебном процессе
Информационные технологии могут быть использованы в процессе обучения несколькими способами. В самом простом случае реальный учебный процесс идет по обычным технологиям, а информационные технологии применяются лишь для промежуточного контроля знаний обучающихся в виде тестирования. Этот подход к организации образовательного процесса представляется очень перспективным ввиду того, что при его достаточно широком использовании учебное заведение может получить серьезную экономию средств из-за более низкой стоимости проведения сетевого компьютерного тестирования по сравнению с бланочным.
Из личного опыта
Казалось бы, как и для чего использовать информационные технологии на уроках информатики и вычислительной техники, ведь эти дисциплины и так подразумевают работу с компьютером. Но как показала практика, применение информационных технологий - неотъемлемая часть, без которой не целесообразно и не интересно проводить даже такие дисциплины, где компьютер - неотъемлемая часть урока. Первоначально компьютер дал всем нам возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам информатики и вычислительной техники, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках. В дальнейшем в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, интернет-ресурсы, был накоплен огромный материал, который я сейчас использую в своей педагогической деятельности. Как показывает опыт, на уроке информатики целесообразнее применять компьютер при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.
Мой опыт работы заключается в создании собственной системы уроков, разработке системы их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе. Все полученные навыки учащиеся применяют для создания проектов по различным темам по информатике, а также и по другим предметам (химии, физике, математике, литературе и т. д.) с использованием исследователь-
ской деятельности. Это позволяет разрешать противоречия между требованиями к качеству образования выпускника по информатике и отношением учащихся к информатике; интересом учащихся к информатике как к игровой дисциплине и требованиями, предъявляемыми к профессиям, связанными с ИКТ; запросами родителей на изучение дисциплины только в пользовательском аспекте и требованием минимального стандарта содержания образования по информатике; возрастающим объемом необходимой информации и временем, отведенным для ее усвоения.
Теоретически каждый учитель и ученик должны знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться; уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах; оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.
Однако не все учебные программы отвечают этим требованиям. В современной образовательной практике предполагается совместное создание информационных блоков учителем и учеником. При создании проекта изучения темы учитель может использовать компьютер в качестве источника информации, связанной с новейшими научными открытиями и техническими достижениями, в этом случае желательно подключение компьютера к сети Интернет; устройства, с помощью которого можно просмотреть и отобрать для учебных занятий компьютерные демонстрации опытов и явлений, учебные программы для моделирования процессов (это возможно при наличии CD-ROM, программного обеспечения); средства отбора и составления обучающих программ для отработки учебных умений учащихся и подготовки тестов для диагностического входного, выходного, промежуточного и тематического контроля (самоконтроля) учебных достижений школьников. Интернет предоставляет информационное поле для поиска материала, который не входит в содержание школьного курса. Обучающиеся получают поисковые задания для подготовки уроков, а также непосредственно на уроках информатики. Поэтому важно не само по себе использование ИКТ, так как соответствующие технологии могут быть недоступны или ограниченно доступны в школе. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). И, как показывает практика, со-
ответствующие средства ИКТ по мере роста их доступности быстро и легко становятся естественной частью таких уроков.
В стандарте по информатике и ИКТ конкретно не указывается, с помощью какого программного обеспечения изучать те или иные темы, лишь оговариваются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть выпускники. Поэтому выбор программного обеспечения остается за преподавателем.
ИКТ на своих уроках я использую в следующих вариантах: самый распространенный вид -мультимедийные презентации. За время своей преподавательской деятельности мною разработаны и накоплены как системы презентаций, то есть начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит около 2-2,5 часа. Зато готовая продукция позволяет отказаться от остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Программа для создания презентаций дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. На словах или схематично, мелом на доске, это представить намного сложнее и не дает полного понимания. Также в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты.
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Способы работы с тестами также разнообразны - фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные
ответы. Тренажеры так же содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу обучающихся на уроке и дома, провести контроль обучающихся по результатам усвоенного материала.
Часто на своих уроках я использую кроссворды, которые готовлю либо сама, либо обучающиеся дома, либо использую готовые формы. Чаще всего работа с кроссвордами ведется на интерактивной доске. Это одностороннее движение. Самое же важное на уроке - это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними.
Главным признаком того, что данная работа способствует решению задачи обучения школьников телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Такое коммуникационное пространство существует и эффективно используется, оно естественным образом «втягивает» в себя вновь появляющиеся средства ИКТ. Например, мультимедиапроектор и электронная мультимедийная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступлений учителей и учащихся. Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Учащиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.
Таким образом, использование ИТ помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Эти наблюдения относятся и к новым компьютерным технологиям в целом. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии, и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, а создать условия для проявления познавательной активности обучающихся.
Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: «Филинъ», 2003.