Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе'

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1079
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PRESENTATIONS / PROJECTS / PERSONALLY-ORIENTED APPROACH / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Т. В.

Larionova Т.V. Information and communication technologies in primary school. The article considers an experience of the primary school teacher at the lessons and in out-of-school activities using information and communication technologies. It is presented the work of pupils on projects and presentations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе»

вое общение как компонент профессиональной деятельности», «Формирование умений делового общения».

1. Венедиктова В.И. Деловая репутация. М., 1996.

2. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов-на-Дону, 2006.

3. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. М., 1996.

4. Петренко А.А. Безопасность в коммуникации делового человека. М., 1994.

5. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999.

6. Старцев М.В. Категория «взаимодействие» в философской, социологической, психологической и педагогической литературе // Психоло-го-педагогический журнал Гаудеамус. 2007. № 1(11). С. 49-61.

Поступила в редакцию 17.03.2012.

УДК 373.3

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Т.В. Ларионова

Larionova T.V. Information and communication technologies in primary school. The article considers an experience of the primary school teacher at the lessons and in out-of-school activities using information and communication technologies. It is presented the work of pupils on projects and presentations.

Key words: information and communication technologies, presentations, projects, personally-oriented approach, project and research activities, junior schoolchildren.

Информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребенка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.

Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды [4]. Начальная школа -фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счет для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сего-

дня она должна стать первым опытом ребенка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребенка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Наша практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на

развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

При использовании ИКТ становится легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. В своей работе мы используем готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаем собственные мультимедийные обучающие программы и презентации, проекты, используем средства сети Интернет. Информационные технологии мы применяем на всех учебных предметах. На уроках русского языка используется тренажер «Грамотное письмо», где дети на компьютерах выполняют практические задания разных видов. Для учащихся 2-4 классов используется сборник дидактических материалов «К грамотности ступенька», содержащий пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули. Сборник содержит богатый и разнообразный материал по грамматико-орфографическим темам, представленный в трех вариантах, для текущего изучения правил и обобщающего повторения [1].

При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте используется электронное учебное пособие «Азбука». Оно содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для зву-ко-буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включенные в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. Дифференциация процесса обучения по данному пособию достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности. При разработке тематического планирования по обучению грамоте мы включаем в планирование соответствующие электронные темы и разделы. При разработке плана урока

продумываются те этапы урока, на которых целесообразно применение «Азбуки» для фронтальной, индивидуальной и групповой работы [2].

На уроках математики используется диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого. При работе над задачами используются компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время можно вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. В 3 и 4 классах применяются слайд-фильмы с анимированными задачами на движение. Для создания таких слайдов используются анимационные картинки, взятые из Интернета, которых накопилась целая коллекция.

Но в работе с учащимися используются не только электронные диски с готовым для работы материалом. На всех учебных предметах используются тестовые задания. Первоначально мы использовали тесты только в печатном виде, которые разрабатывали сами, набирали на компьютере и распечатывали для каждого ученика. За годы использования ИКТ мною разработаны разные виды тестов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру с 1 по 4 класс почти по всем темам. Теперь на уроках применяются не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку, и выявить свои недоработки по той или иной теме.

По предмету «Окружающий мир» разработаны компьютерные тесты по всем темам 4 класса. Вот некоторые из них: «Водоемы нашего края», «Земля-кормилица», «Лес и луг - природное сообщество», «Отрасли сельского хозяйства». «Наш край», «Наши подземные богатства», «Поверхность нашего края», «Животноводство и растениеводство нашего края» и другие. По русскому языку разработаны компьютерные тесты по теме «Лексика», так как этот раздел вызывает у учащихся затруднения при толковании лексического значения слова и классифика-

ции единиц, изучаемых в разделе «Лексика». Это антонимы, синонимы, омонимы. Тест 1 развивает лексический потенциал учащихся -учит находить прямое и переносное значение слов. Тест 2 обучает правильно подбирать синонимы. Тест 3 обучает различать синонимы, антонимы и омонимы. Заключительный тест 4 - «Игра наоборот» - посвящен работе с антонимами.

Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения.

Кроме тестов используются кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере по определенному алгоритму, самостоятельно изучая материал урока.

На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего материала, использую видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Классическая музыка», «Интерактивная энциклопедия - открытая дверь в мир науки и техники», «Красота в музыке и живописи», «Русские писатели и поэты». Обязательно используется краеведческий материал с видеофильмами и фотозарисовками «Родные просторы», «Цветы весны», «По земле гуляет лето», «Зимние зарисовки», «Святыни земли Тамбовской» и многие другие. Часто использую на уроках фотографии (около 400 штук по разным темам).

Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. Главное в презентациях - тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Благодаря этой программе, мы совместно с детьми составляем презентации по самым разнообразным темам и предметам. Для их создания используем фотографии, рисунки, картинки, анимацию, дополнительную информацию. Вот некоторые темы последних презентаций по разным учебным предметам «Ядовитые растения и грибы», «Подводный мир», «Мастера русского пейзажа», «Золотая Хохлома», «А.С. Пушкин».

Неоценимую помощь в учебной и внеклассной работе оказывает сеть Интернет. Всем известно, что Интернет - это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Нахожу там нужную информацию, затем, переработав и размножив ее, устанавливаю на все компьютеры и предлагаю детям самостоятельно с ней поработать в парах, группах, индивидуально. Используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предлагаю учащимся разные виды заданий: провести исследование, выбрать главное, составить схему, презентацию, заполнить таблицу.

Учащиеся 3 и 4 классов уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять ее и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций или разработке и выполнении разных видов проектов. Уже с 3 класса учащиеся могут выполнять задания не только в тетради, но непосредственно и на компьютере. Это стало возможным благодаря предмету «Информатика», который преподается в нашей школе с 3 класса. На этой учебной дисциплине учащиеся получают первые навыки работы с компьютером, постоянно углубляя свои теоретические знания и совершенствуя практические навыки.

Особое место в нашей работе отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Учащимися под нашим руководством разработаны и выполнены разные виды проектов. Самый большой творческий коллективный проект - электронная книга стихов «Моя семья» - был начат в 2008 г. и посвящен году Семьи. В 2009 г. он был дополнен и прошел презентацию во время публичного отчета лицея 15 мая - День Семьи. Цель проекта: сформировать у учащихся убеждение о важности и роли семьи

в жизни человека, воспитывать уважение и любовь к своей семье.

Учащиеся класса, в котором я работаю уже четвертый год, разработали и выполнили информационный проект «Месяц май». Заказчик проекта: родители учащихся 1 -3 классов, воспитатели детского сада. Цель проекта: собрать информацию о месяце мае, оформить ее в виде электронного информационно - исследовательского проекта. Этот проект включает 12 глав. 1. Значение названия месяца 2. Месяц, посвященный Пресвятой Деве Марии. 3. Народные приметы на май. 4. Православные праздники в мае.

5. Государственные праздники мая. 6. Природные аномалии.7. Явления природы в мае. 8. Бабушкины рецепты. 9. Растения для лечения 10. Майское цветение. 11. Птицы мая. 12. Стихи о мае.

Большую часть материала, фотографий, картин мы нашли в Интернете и оформили в программе Microsoft Power Point. Кроме коллективных проектов, учащиеся выполняют индивидуальные проекты с использованием ИКТ. Каждый учащийся класса выполняет проект по своим силам и интересной для него теме. В прошлом учебном году был выполнен исследовательский проект по окружающему миру «Лекарство на подоконнике. Календула лекарственная». Цель проекта: вырастить цветы календулы лекарственной из семян зимой в условиях отапливаемого помещения на подоконнике, использовать соцветия растения как лекарственное средство. Проект продолжался 4 месяца. Календула была выращена и расцвела пышным буке-

том. Для данных проектов было использовано много информационного материала о растениях из сети Интернет.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию [3]. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. В данной статье описаны лишь основные направления использования ИКТ при обучении в начальной школе. ИКТ также широко используются при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.

1. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка // Начальная школа. 2009. № 4.

2. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии // Начальная школа. 2009. № 9.

3. Ефимов В.Ф. Использование информационнокоммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. 2009. № 2.

4. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. 2008. № 11.

Поступила в редакцию 3.02.2012.

УДК 372.862

ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Т.Н. Чепурина

Chepurina Т.№ Teaching computer science using creative tasks. Methods of formation of creative abilities of schoolchildren at the lessons of computer science are specified in this article. It is defined conditions and criteria of development of creative abilities. Techniques of stimulation of creative development are concretized in the article.

Key words: creativity, cognitive interest, imagination, creative abilities, criteria of development of creative abilities, creative tasks, pedagogical technologies.

Изменения, происходящие сегодня в со- всегда доказывают свою эффективность. Хо-

временном обществе, определяют необходи- чется, чтобы каждый урок был особенным,

мость внесения изменений в деятельность запоминающимся. Поддержанию и развитию

педагога. Традиционные формы работы не познавательного интереса способствует соз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.