Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках теоретического обучения'

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках теоретического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках теоретического обучения»

У/РВЕк 1

чать студентов разным приемам его математической и статистической обработки, многоаспектного анализа и разным видам интерпретации. С результатами исследования студенты в нашем опыте работы знакомят не только учителей начальных классов, но и родителей младших школьников (на родительских собраниях).

Большие возможности в формировании исследовательской компетенции у студентов имеют и разные виды педагогической практики. Например, практика «Внеклассная воспитательная работа», организованная на основе диагностического подхода, позволяет формировать у студентов широкий круг умений, необходимых в исследовательской деятельности. Среди них такие, как умение применять методы педагогической и психологической диагностики. Анализировать и обобщать собранные психолого-педагогические факты, определять актуальные задачи воспитательно-образовательной работы с детьми и детским коллективом в целом, осуществлять рефлексию процесса и результата собственной деятельности и т. п.

Целенаправленное, последовательное формирование навыков исследовательской деятельности у студентов педагогического колледжа приводит к существенным качественным изменениям их мышления: развитию таких его качеств, как самостоятельность, критичность, глубина, широта, гибкость.

Обозначенные пути формирования исследовательской компетенции у студентов педагогического колледжа требуют разработки методического их обеспечения. Так, нами разработаны программа педагогической практики на основе диагностического подхода, методические пособия в помощь студентам, руководителям учебного исследования, преподавателям дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности». Методические и учебно-методические пособия, разработанные нами, уже несколько лет успешно реализуются в воспитательно-образовательном процессе Кемеровского педагогического колледжа, а отдельные из них - и в других образовательных учреждениях области («Методика преподавания дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности», «В помощь руководителю учебного исследования», «Психологические упражнения, игры, диагностические методики», программа практики «Внеклассная воспитательная работа» и др.).

Организуемая со студентами педагогического колледжа исследовательская деятельность помогает решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить специалистов с повышенным творческим потенциалом, причём не столько будущих учёных, сколько педагогов, способных использовать научно-исследовательские методы в практических целях.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Н. В. Евдокимова, преподаватель ГОУ НПО «Профессиональное училище № 86», г. Белово

Современный мир становится более зависимым от информационных технологий. Они все больше применяются во всех сферах жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной ин-

формации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры - информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в образовании объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов:

- внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта;

- современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более

успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям;

- активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

Основной целью использования ИКТ является повышение эффективности урока. Это достигается через реализацию следующих задач:

• повышение мотивации обучения;

• развитие познавательной активности учащихся;

• стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;

• совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

Понятие ИКТ включает следующие составляющие:

информация — это понятие, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо знаний;

коммуникация — это путь сообщения, форма связи между двумя или более индивидуумами с помощью технических средств;

технология — это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами или совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий.

Примером успешной реализации ИКТ стало появление Интернета. Но современный этап применения Интернета в образовании, особенно в России, является экспериментальным. Идет процесс поиска новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции преподавателя, умения включать в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт.

Каковы же преимущества использования ИКТ?

Во-первых, рост объема выполненных на уроке заданий. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Становится более быстрым процесс записи определений.

Во-вторых, расширение информационных потоков при использовании интернета побуждает

преподавателя искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера.

В-третьих, учащиеся овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе компьютер. Это возможность для учащихся проявить свои творческие способности.

В-четвертых, повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента, что вызывает у учащихся эмоциональный подъем.

Независимая оценка знаний учащихся с помощью применения на уроке компьютерных тестов позволит преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения. А именно:

1. Нет компьютера в домашнем пользовании некоторых учащихся.

2. У преподавателей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

3. Недостаточная компьютерная грамотность преподавателей.

4. Отсутствие контакта с преподавателем информатики или программистом.

5. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик компьютера.

С появлением в кабинете первого персонального компьютера меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по спецпредметам, учебные карточки, задания, инструкционные карты, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах.

В дальнейшем в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, интернет-ресурсы, был накоплен огромный материал, который я сейчас использую на своих уроках.

В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока:

при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и их контроля. Компьютер -это хорошее средство предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний, информационной поддержки учебного процесса, определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала и дополнительный источник информации. Это презентации к темам уроков, видеоматериалы, игры и тесты.

Самый распространенный вид - мультимедийные презентации, которые мною разработаны по темам профессионального модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» и учебной дисциплине «Организация и технология розничной торговли». Во время их демонстрации повышается наглядность изложения материала и качество усвоения. Некоторые презентации помещены на сайте нашего училища, где учащиеся в разделе «Библиотека» могут самостоятельно просмотреть материал для изучения или закрепления.

С целью активизации, выявления предыдущих знаний или закрепления изученного материала применяю игры. Например, игра «Крестики-нолики». В ней учащиеся делятся на две команды «крестиков» и «ноликов». В ходе игры выбирают ячейку вопроса на поле, высвечивается на экране вопрос с тремя вариантами ответов, из которых команда выбирает правильный. Если учащиеся правильно ответили на вопрос, на поле высвечивается знак их команды, если неправильно, высвечивается знак команды соперников.

Игра «Крестики-нолики» предназначена для проведения урока с использованием интерактивной доски. Учащиеся стали более активными. Они обсуждают новые темы, принимают участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом, использование игровых моментов и интерактивной доски, помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.

Кроме мультимедийных презентаций и игр, на уроках я использую флеш-фильмы или видеоролики. Это короткие по времени фильмы на 2-3 минуты. Они не отнимают много времени на уроке, но позволяют разнообразить его.

Особенно полезны флеш-фильмы на уроках для закрепления пройденного материала. Стараюсь подобрать их к каждой теме. А по окончании просмотра мною задаются вопросы учащимся, происходит обсуждение видеоролика и подобных ситуаций.

С помощью видеоматериалов я стараюсь расширять кругозор, прививать интерес к профессии, познакомить с дополнительной позна-

вательной информацией. Например, продавцы в профессиональной деятельности могут столкнуться с тайным покупателем. Кто такой тайный покупатель и каковы его функции? На эти вопросы даст ответ видеоролик «Тайный покупатель». Это любой потребитель, которого нанимает собственник предприятия для проверки качества предоставляемых услуг и процесса обслужива-

ния клиентов в его фирме или магазине.

Для контроля знаний учащихся на своих уроках я использую различного рода тесты (в том числе и онлайн). Онлайн-тесты возможны при наличии в кабинете Интернета.

Для проверки знаний с помощью компьютера мною опробована тестовая программа «Кnоving». В этой программе по различным темам предметов разработаны вопросы тестов и варианты ответов. Учащиеся выбирают тему для проверки знаний, программа выдает вопросы по теме, а после прохождения теста знания учащихся оцениваются тестовой программой. Такое тестирование исключает влияние преподавателя на выбор ответов и оценку знаний учащегося.

Большая роль в ФГОС третьего поколения отводится самостоятельной работе учащихся. Выполненные самостоятельные работы учащиеся могут прислать в электронном виде на проверку на специально созданный адрес электронной почты.

По моему мнению, ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, способствуют активизации мышления учащихся и позволяют повысить качество обучения.

Введение новых государственных стандартов требует от выпускников НПО умения владеть такими компетенциями, как использование информационно-коммуникационные технологий в профессиональной деятельности и осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет подготовить грамотного выпускника, успешно овладевшего компетенциями и соответствующего современным требованиям работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.