ИКТ - ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Калинина А.И.
Калинина Анна Ивановна — преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык), Федеральное государственное казенное образовательное учреждение Московское суворовское военное училище Министерства обороны. Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрены возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку, обозначены цели применения ИКТ на уроках английского языка, охарактеризованы виды деятельности, способствующие эффективному усвоению материла.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, повышение мотивации, личностно-ориентированный подход, коммуникативная компетентность.
В настоящее время идет активный процесс информатизации в области образования, который предполагает внедрение и применение новых информационных технологий, использование средств коммуникаций, которые могут быть полезны в формировании интеллектуально развитой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве. Как гласит китайская народная мудрость:
Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь.
В современной науке существует много различных определений термина «информационно-коммуникационные технологии». Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д. п. н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
1. повышение мотивации к изучению языка, интереса к предмету, желания общаться на иностранном языке;
2. развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение грамматически и лексически верно передавать информацию;
3. расширение объема знаний о культуре страны изучаемого языка;
4. развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
В современном обучении в качестве источников информации все шире используются электронные средства. Каждый урок иностранного языка должен быть направлен на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности, т.е. определенного уровня языковых, страноведческих знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Использование на уроках ИКТ позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным, доступным и интересным для каждого обучающегося. Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует: развитию творческих возможностей и способностей обучающихся; созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний; повышению уровня использования наглядности на уроке; повышению производительности урока; установлению межпредметных связей; приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке; обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого языка; развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде. Таким образом, применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшает качество усвоения материала, позволяет индивидуализировать процесс обучения и дает возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом обучающихся к иностранному языку, эффективностью. При организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в изучении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятному, если это требуется, или изучать дальше.
Но, тем не менее, каждый учитель должен помнить, что компьютер в учебном процессе не является педагогом, заместителем или аналогом самого учителя, компьютер - это средство развития детей, усиливающее и расширяющее возможности его познавательной деятельности. Компьютер предоставляет педагогу возможность высвобождения времени для творческой деятельности и создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Л.Н. Толстой писал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику». Действительно, учителю нужно обдумывать каждый урок и стараться соизмерять с силами своих учеников. Ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивные материалы и пособия, а также дают возможность учителю самостоятельно разработать презентации с материалами.
Для организации личностно-ориентированного образовательного процесса учителям иностранных языков необходимо овладеть методикой использования средств ИКТ.
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
- компьютер и мультимедийный проектор,
- образовательные ресурсы Интернета,
- электронные учебники и пособия,
- тренажеры и программы тестирования,
- DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями, видео- и аудиоматерилами,
- научно-исследовательские работы и проекты.
Возможность применения средств ИКТ в обучении иностранному языку необычайно широка. Являясь преподавателем английского языка, я вижу целый ряд преимуществ использования ИКТ как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На своих уроках я часто использую презентации, как при объяснении нового материала, так и при отработке и закреплении. Стоит заметить, что не следует перегружать презентацию текстом. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с обучающимися. Вопросы такой беседы следует показывать на слайдах, но не в виде простого текста (особенно это касается обучения младших классов). Вопросы могут быть представлены небольшим видеорядом, фото, рисунком. Вспоминая изученный материал, можно привести несколько слайдов из предыдущей презентации, при этом их оформление не нужно менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. Презентации хороши тем, что они могут содержать в себе не только текст, но так же и анимации, фото, картинки (закрепление лексики), аудиофайлы (чтение текста и одновременное прослушивание), видеофайлы (обсуждение эпизода). Применение презентаций на уроках очень нравится обучающимся, так легче воспринимается материал, и более того обучающиеся видят полезность такого обучения и сами предлагают свою помощь в создании презентации (закрепление грамматического материла (схемы), создание тестов для своих одноклассников). Это позволяет обучающимся освоить не только навыки в работе с компьютером, но и помогает сконцентрироваться на основной мысли, обобщить и преподнести ее в интересном виде. Зная, что их работа будет востребована, они очень серьезно выполняют такие задания.
Не менее интересной деятельностью для обучающихся является проектная деятельность. Такой метод позволяет развивать у учеников познавательную активность, воображение, навыки совместной работы. Проектная работа - процесс творческий. Обучающиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от ученика самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у обучающихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала. Проектная работа ставит ученика в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности. Такой вид деятельности способствует развитию социокультурной компетенции школьников, воспитанию уважения к чужим культурам и пробуждению интереса к ним.
По моему мнению, не только урочная деятельность дает результаты при обучении языку, но этому способствует также и внеурочная деятельность. Она обеспечивает наибольшую степень активности учащихся, что говорит об интересе обучающихся к предмету, обеспечивает развитие разных видов деятельности. Внеклассная работа даёт возможность обучающимся использовать иностранный язык как средство общения, показывает широкие возможности его использования,
В заключении можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.
Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у обучающихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.
В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:
- делать занятия более наглядными;
- обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
- приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом; привлекать пассивных слушателей;
- обеспечивать моментальную обратную связь;
- активизировать познавательную активность обучающихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
- объективно оценивать действия обучающихся.
Таким образом, использование ИКТ на уроках, сотрудничество учителей и обучающихся способствуют повышению мотивации к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности обучающегося.
Список литературы
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000.
2. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК "Enjoy English" для средней школы // Иностранные языки в школе, 1999. № 3.
3. Нарышкина Е.А. Использование компьютерных программ при обучении английскому языку // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007., 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/503443/ (дата обращения: 01.04.2019).
ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК АКТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МАОУ «СОШ № 77 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Г. ПЕРМИ) Апанасенко О.М.
Апанасенко Ольга Михайловна - аспирант, кафедра педагогики и психологии, специальность 13.00.01, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, учитель истории, обществознания, МХК, Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 77 с углубленным изучением английского языка г. Перми,
г. Пермь
Аннотация: поликультурное образование является актуальной проблемой для современной школы. В статье описывается актуальный опыт формирования поликультурной образовательной среды к школе, а также обозначается смысл понятия «диалог культур».
Ключевые слова: поликультурное образование, диалог культур, толерантность, культура, общество.
УДК37. 373
Идея поликультурного образования не нова: о ее сущности и цели, философской базе и значимости писали многие авторы. В частности, Н. Рерих [4], в начале XX века озвучил идею «благодатного синтеза», «единения культур», позволяющих выстраивать эффективную коммуникацию между участниками культурного взаимодействия. Помимо Н. Рериха о поликультурности писали и другие культурологи (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, Л.Н. Бахтин) [1]. Их объединяет идея понимания неразрывности историко-культурного процесса, невозможности его деления на отдельные дефиниции, поскольку они приведут к неизбежному разрушению. Философия рассматривает поликультурное образование через понятия «культурный монизм», «культурный плюрализм».