Научная статья на тему 'Мультимедийное обучение как средство построения открытой образовательной среды'

Мультимедийное обучение как средство построения открытой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1162
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МНОГОЯЗЫЧИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПОДКАСТЫ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИНГВО-ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / MULTIMEDIA EDUCATION / MULTILINGUALISM / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / PODCASTS / LANGUAGE PERSONALITY / LINGUO-ORIENTATION FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелунова Елена Денисовна

В статье рассматривается возможность построения образовательной среды в обучении иностранному языку с использованием интерактивных технологий. Содержательным компонентом выступают образовательные веб-сайты, мультимедийные обучающие программы, подкасты и другие интернет-ресурсы, которые обеспечивают открытость среды. При этом мультимедиа как педагогическая технология лежит в основе обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нелунова Елена Денисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia training as a means of open leargning environment creation

The article considers multimedia as an opportunity for building up an open learning environment for teaching foreign languages with the use of interactive technologies. The content component of education is presented by means of web-sites, multimedia educational programs, podcasts and other Internet-resources, which guarantee the openness of the environment. In this case multimedia as an educational technology is the basis for teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «Мультимедийное обучение как средство построения открытой образовательной среды»

УДК 378: 34

Нелунова Елена Денисовна

доктор педагогических наук, профессор кафедры преподавания иностранных языков Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова nelunovaed@mail.ru

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье рассматривается возможность построения образовательной среды в обучении иностранному языку с использованием интерактивных технологий. Содержательным компонентом выступают образовательные вебсайты, мультимедийные обучающие программы, подкасты и другие интернет-ресурсы, которые обеспечивают открытость среды. При этом мультимедиа как педагогическая технология лежит в основе обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: мультимедийное обучение, многоязычие, поликультурная среда, подкасты, языковая личность, лингво-ориентирующая функция.

Nelunova Elena Denisovna

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Foreign Languages Teaching of the Institute of Foreign Philology and Regional Studies of NorthEastern Federal University named after M.K Ammosov

nelunovaed@mail.ru

MULTIMEDIA TRAINING AS A MEANS OF OPEN LEARGNING ENVIRONMENT CREATION

The article considers multimedia as an opportunity for building up an open learning environment for teaching foreign languages with the use of interactive technologies. The content component of education is presented by means of web-sites, multimedia educational programs, podcasts and other Internet-resources, which guarantee the openness of the environment. In this case multimedia as an educational technology is the basis for teaching foreign languages.

Key words: multimedia education, multilingualism, multicultural environment, podcasts, language personality, linguo-orientation function.

Модернизация системы высшего образования в России связана с интеграцией и глобализацией развития общества и образования, в рамках которого планируется создание единого образовательного пространства, предполагающее конструирование многовариантных и многообразных моделей высшего образования, возникновение новых образовательных сред, предоставляющих обучающимся возможность быть субъектами собственного развития.

Стратегической миссией созданного на базе Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) является взращивание конкурентоспособной саморазвивающейся личности, умеющей самостоятельно добывать знания и ориентироваться в информационном пространстве (национальный проект «Образование»).

В этом контексте приоритетным становится создание среды образования, которая не только предоставила бы условия для развития, но и обеспечила бы поддержку прогрессивных изменений в образовании конкретных субъектов - преподавателей и учителей, обучающихся. В этой связи целесообразно представить некоторые сущностные характеристики открытой образовательной среды.

Как отмечает В.А. Козырев, важнейшей характеристикой среды, которая, в первую очередь, относится к концентрируемому в ней содержанию образования, является интегративность. Именно это свойство должно стать определяющим в построении образовательного процесса и характеризовать образовательную среду. Следующий исследователь А.Х. Ардеев предполагает образование человека как случайный процесс, находящийся под влиянием двух основных факторов: индивидуальности (определенной природными задатками и последовательно формирующимися новообразованиями) и образовательной среды. Он уверяет, что результаты образования нельзя гарантировать, можно лишь повышать вероятность их достижения за счет облагораживания образовательной среды. А.В. Хуторской представляет под «образовательной средой» естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика. По мнению А.В. Хуторского, формирование образовательной среды в условиях двуязычия (многоязычия) носит развивающий характер и требует постоянного анализа процессов, протекающих внутри этой среды. Такая среда является поликультурной, ибо она ею наполнена посредством «вездесущих языков» разных народов [2; 5; 8].

Отмечается, что образовательная среда информационно насыщена, независимо от того, как она сформирована - естественно или искусственно. Образовательная среда в условиях многоязычия всегда является поликультурной. Эта среда изменяема благодаря своей информативности. По О.А. Клю-гиной, поликультурная образовательная среда характеризуется интеграцией языков.

Их мнения не расходятся, когда исследователи говорят о том, что при построении образовательной среды необходимо придерживаться следующих принципов:

- принцип полноты: содержание образования должно составлять полную систему, позволяющую выпускнику начать самостоятельную достойную и уверенную жизнь в соответствии с устройством современного ему мира и нормами жизни общества;

- принцип минимума: ядро содержания образования составляют необходимые элементы культуры;

- принцип деятельности: содержание образования формируется на основе анализа ведущих видов и способов человеческой деятельности.

В педагогическом образовании главное место имеет язык как средство общения и механизм рефлексии. При этом внутренняя речь активизирует силовые движения к саморефлексии, которая является мостом по пути саморазвития языковой личности. Подмечено, что образовательная среда имеет не только интегративную, расширительную и функцию фундаментализации, но и лингвоориентирующую как ее стратегическое направление развития [4; 6].

В этой связи язык как фактор развития представляется основополагающим средством образовательной среды. Указанными исследователями признано, что образовательная среда всегда была открыта благодаря лингво-ориентирующей функции. Вместе с тем, образовательная среда, качество содержания которой во многом зависит от темпа развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), является открытой не столько благодаря данной функции, сколько применению ИКТ.

Важным для мультимедийного обучения является создание учебной среды на базе ИКТ. Средством построения такой среды представляется инновационное мультимедийное обучение, решающее задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя [7].

По определению К. Халм-Караденица, под мультимедийным обучением подразумевается одна из приоритетных современных форм образования, предполагающая применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и мультимедиа с целью достижения саморазвития личности в процессе самостоятельной работы обучающихся на базе мультимедиа-средств, повышения качества обучения и улучшения управления учебным процессом. Вместе с тем, мультимедийное обучение выступает содержательным элементом образовательной среды в педагогической системе открытого образования [9].

Под мультимедийной образовательной средой (МОС) мы понимаем учебно-информационную среду, где осуществляется взаимодействие субъектов (студентов и учащихся, педагогов) с внешним миром через открытые интеллектуальные системы (всемирная сеть Интернет, учебноинформационные среды - обучающие системы для создания Интернет-проектов, дистанционные образовательные курсы и т.д.), которые во многом основываются на технологии мультимедиа.

В нашем исследовании мультимедийное обучение рассматривается как возможность, предоставляемая человеку пользоваться интеллектуальным результатом техно-социокультурного развития общества, и не только. В понятие «мультимедийное обучение» мы вкладываем и смысл «открытого» на основании того, что «мультимедиа» как технология лежит в основе открытого образования.

Во-первых, мультимедийные обучающие программы личностно-ориентированы, интегративны, более того, они могут обогатить коммуникативный характер обучения языкам через связанные между собой диалоги на основе принципа ситуативности. Они могут неплохо справляться с ролью средства развивающего обучения, так как интенсификация перефразирования и развитие способности комбинировать речевые единицы в условиях применения компьютерной технологии достигается через построение правильной фразы из множества данных на мониторе.

Во-вторых, тщательно подобранное содержание учебного материала, используемых аутентичных текстов, представленных в информационной среде, придают мультимедийному обучению этнопедагогический, духовно-нравственный контекст.

В-третьих, виды и формы представления информации раскрывают богатый спектр технологии и реализуют принцип «незамкнутости» открытых самоорганизующихся систем.

В-четвертых, мультимедийное обучение как новшество является инновационным. Инновационное обучение стимулирует изменения в существующей культуре и социальной среде, в целом, образовании. «Вочеловеченность» и «незамкнутость» как сущностная характеристика открытого образования определяют содержание мультимедиа технологии адаптивной для удовлетворения человеческих потребностей и отвечающей требованиям жизнедеятельности, в том числе и образовательной [1].

Остановимся на учебно-методическом обеспечении мультимедийной образовательной среды. Как сказано выше, образовательная среда создается естественно или искусственно (мы соли-

дарны с А.В. Хуторским) в условиях открытости образования. В нашем случае - это мультимедийная образовательная среда, построенная посредством мультимедийного обучения, содержание которого обеспечивается, отчасти, интернет-ресурсами (подкастами, образовательными сайтами и т.д.). Иначе говоря, средства ИКТ дают возможность каждому преподавателю (учителю) построить свою образовательную среду.

Достоверность высказанных положений доказывается на практических занятиях в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия). Ниже представляем один из примеров использования интернет-ресурсов в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе № 5 г. Якутска. Учителем английского языка работает Егорова Александра Васильевна, отличник образования РС(Я), куратор педагогической практики студентов Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета.

В Интернете существует множество образовательных веб-сайтов, каждый из которых по-своему интересен, полезен для обучения и оригинален. Мы остановили свой выбор на сайте, который находится по адресу: www.LinguaLeo.ru. От тысяч подобных сайтов LinguaLeo отличается не совсем обычным подходом к мотивации пользователей. Сайт делится на четыре тесно взаимодействующих раздела. Первый называется «Джунгли» и представляет собой коллекцию медиаконтента на английском языке. Здесь находятся видео, песни, аудиокниги и просто тексты, которые удобно и приятно изучать. Все незнакомые слова из того или иного материала будут переведены, помечены и включены в состав тренировок.

Следующий раздел - личный словарь обучаемого, где можно отслеживать, какие слова помечены как новые. Их закрепление осуществляется в «Тренировках», где материал приводится в контексте. Всю статистику - новые слова, успехи в их изучении, времени, проведенного на сервисе и другие параметры можно найти в персональном «Журнале развития».

На сайте подбирается программа, которая соответствует уровню и интересам учащегося. Программы включают в себя не только разговорный материал, но и упражнения на расширение словарного запаса, а также упражнения по грамматике. Некоторые программы перекликаются с материалом тех учебников, которые используются на уроках, другие являются самостоятельным лингвистическим пособием.

С учетом возникающих технических трудностей использования веб-сайтов на уроках, предлагаем применять некоторые элементы сайта. Для успешности подготовки к урокам с применением данного веб-сайта нами разработана технологическая карта урока, которую приводим в качестве примера. Составленная нами технологическая карта способствовала ускорению процесса подготовки к урокам и помогала вносить коррективы в организацию уроков английского языка. Карта, приведенная в табл. 1 универсальна для применения, так как ее можно использовать на всех ступенях обучения иностранному языку.

Подача материала осуществляется через видео и аудиофайлы с текстом.

Использование компьютера помогает охватить все названные аспекты. Это можно увидеть на примерах следующих компьютерных упражнений:

1. Упражнения на отработку формы слова.

Звуковая форма. Экран дисплея разделен на 3 столбика, в которых написаны звуки /i:/,/a:/,/i/; справа даются слова, в которых есть один из этих звуков: rich, field, classroom, green, finish, dark, tree, dinner, eagle, heart. Учащимся предлагается распределить эти слова по столбикам.

2. Графические упражнения. На экране дан набор букв, например, i, l, k, e. Учащимся предлагается составить из данных букв английское слово.

3. Грамматические упражнения. Перед учащимися группа слов английского языка. Перемещая слова из рамки в соответствующий столбик, учащиеся должны сгруппировать эти слова в три столбика по их принадлежности к разным частям речи, например: существительные - letter, bird, blackboard; прилагательные - blue, hungry, big, beautiful; глаголы - give, take, know

4. Упражнения для отработки значения слова: распределение слов по тематическим группам в зависимости от их значения (vegetables: tomato, potato, cabbage, carrot; fruits: orange, lemon, apple; animals: fox, dog, elephant, tiger, cat, mouse).

5. Упражнения на тренировку в употреблении слов, например, предложив учащимся составить предложение из данных слов: is, a, big, there, window, bedroom, in, my - There is a big window in my bedroom.

Возможность перемещать слова с дисплея компьютера в рабочую тетрадь способствует их запоминанию, формированию произвольного внимания учащихся, повышению устойчивости их внимания, управляемости восприятия. В условиях использования интернет-ресурса ученик гораз-

до быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам.

Таблица

Технологическая карта урока с использованием образовательного веб-сайта LinguaLeo.ru в 11 классе

№ Названия этапов урока Языковой и речевой материал урока Оборудование Формы взаимодействия и приемы обучения

1. Орг. момент I'm on duty today Is/are present/ absent The weather is... Ответы на вопросы учителя

2. Фонетическая зарядка Звуки из предыдущего урока и вновь вводимые Компьютер с колонками Хоровая, индивидуальная и фронтальная формы работы

3. Речевая зарядка Закрепление речевых образцов, фраз предыдущего урока Компьютер с колонками Работа в диадах, триадах, кольцевая цепочка по рядам или группам

4. Введение новой лексики Объяснение, показ новых слов и выражений по теме урока Компьютер с колонками или видеопроектор Учитель - класс Ученик - компьютер.

5. Активизация лексики Упражнения по закреплению лексики Компьютер с колонками Ученик-компьютер, ученик-ученик.

6. Этап повышения коммуникативной активности Прослушивание подкастов, чтение статей, инициация дискуссий. Хоровая, индивидуальная и фронтальная формы работы Работа в диадах, триадах, кольцевая цепочка по рядам или группам

7. Распределение домашнего задания Компьютер Индивидуальная работа

8. Подведение итогов урока Создание учителем психологической комфортности для последующей работы

На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов исходя из их употребления. С целью формирования продуктивных лексических навыков компьютер создает возможности для тренировки операции сочетания лексических единиц. Примером упражнения для отработки этой операции может служить следующее задание: скажи, какими могут быть перечисленные предметы (envelope, stamp, paper, letter). Ученик должен правильно составить словосочетания из предложенных ему прилагательных (thick, thin, big, small, new, old) и названных существительных, перемещая слова из соответствующих столбиков на строчки снизу. При этом количество незаполненных строчек подсказывает ученику, что есть другие возможные словосочетания, которые он еще не составил. Учащийся, который составил больше словосочетаний, получает большее число баллов. Поскольку все ученики работают одновременно, компьютер сразу же сообщает имя победителя и заносит результаты каждого ученика в журнал успеваемости.

Таким образом, использование образовательных веб-сайтов в обучении иностранному языку всегда сопровождается учетом ведущей деятельности возраста и жизненного опыта учащихся. У каждого преподавателя есть возможность построить свою траекторию образовательной среды. Это может быть мультимедийная образовательная среда, состоящая из веб-сайтов и подкастов Интернета. Такой подход к обучению является открытым, инновационным, в основе которого лежит мультимедиа технология. Мультимедийное обучение не только содержательно обогащает учебный материал, делает его интерактивным, интересным, открытым благодаря Интернет-ресурсам, но и представляет обучение как инновационную педагогическую деятельность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Абрамов А.А. К программе обновления содержания общего среднего образования. URL: http: // www.informika.ru (дата обращения 23.10.2012).

2. Ардеев А.Х. Теория и методика профессионального образования: дис. ... канд. педагог. наук. Ставрополь, 2004.

3. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика наблюдения как познавательный процесс // Философия, наука, цивилизация: к 65-летию В. С. Степина. М., 1999.

4. Городецкий Б.Ю., Кобзева И.М., Сабурова И.Г. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике: сб. М., 1989.

5. Козырев В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды. URL: http://www.informika.ru (дата обращения 23.10.2012).

6. Клюгина О.А. Поликультурная среда образования школы как ресурс развития ценностно-смысловой компетентности учащихся. URL: http://www.informika.ru (дата обращения 23.10.2012).

7. Крестинский И.С. Формирование интегративного подхода к обучению иностранным языкам в западноевропейской педагогике второй половины ХХ века: дис. ... канд. педагог. наук. М., 2007 г.

8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М., 2008.

9. Halm-Karadeniz Katja. Das Internet: Ideales Medium fuer DaF und Landeskunde. In: Info DaF 28, 4 (2001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.