Научная статья на тему 'Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции'

Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

5489
819
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сысоев Павел Викторович

Рассматриваются дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий. Автор выделяет следующие свойства: а) многоязычие и поликультурность; б) многоуровневость; в) многожанровость; г) мультимедийность информации; д) гипертекстовая структура документов; е) возможность создания личной зоны пользователя; ж) возможность организации синхронного и асинхронного общения; з) возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль. Данные функции позволят значительно обогатить языковую и культурную практику обучающихся, а также создадут условия для развития умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся, реализации педагогической технологии обучения в сотрудничестве, разработки индивидуальной образовательной траектории.

Modern information and communication technologies: didactic characteristics and functions

The paper addresses the issue of the didactic characteristics and functions of the modern information and communication technologies (ICT). The author suggests the list of the following didactic characteristics: а) multilanguage and multicultural Internet environment; b) multi-level Internet resources; c) multi-genres of Internet resources; d) multimedia; e) hypertext structure of documents; f) possibility to create personal zone; g) possibility to organize synchronous and asynchronous communication; h) automation of information and methodological support and control the organization of educational activities of students and its control. These features will greatly enrich the language and cultural practices of students, as well as create conditions for the development of skills of independent learning activities, the implementation of educational technology cooperative learning, develop individual learning paths.

Текст научной работы на тему «Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции»

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ

П.В. Сысоев

Аннотация. Рассматриваются дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий. Автор выделяет следующие свойства: а) многоязычие и поликультурность; б) многоуровневость; в) многожанровость; г) мультимедийность информации; д) гипертекстовая структура документов; е) возможность создания личной зоны пользователя; ж) возможность организации синхронного и асинхронного общения; з) возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль. Данные функции позволят значительно обогатить языковую и культурную практику обучающихся, а также создадут условия для развития умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся, реализации педагогической технологии обучения в сотрудничестве, разработки индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: информатизация образования; информационные и коммуникационные технологии; индивидуальная образовательная траектория; обучение в сотрудничестве; самостоятельная учебная деятельность.

Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), которые еще буквально несколько лет назад казались далеким будущем, очень быстро стали реальным настоящим. За последние годы появилось много методических работ, в которых авторами рассматривались вопросы развития видов речевой деятельности, формирования аспектов языка, а также социокультурной и межкультурной компетенций посредством аутентичных и учебных Интернет-ресурсов, блог- и викитехнологий, подкастов и лингвистического корпуса.

Анализ богатого опыта школьных учителей и преподавателей вузов, представленного на страницах журнала «Иностранные языки в школе» и образовательных Интернет-форумах, показывает, что на современном этапе большая часть педагогов в той или иной степени применяют ИКТ в процессе обучения иностранному языку. Некоторые только делают первые шаги по внедрению ИКТ, используя задания на поиск текстового и мультимедийного материала по изучаемой теме. Другие же организуют сетевое взаимодействие между учащимися одного или нескольких классов посредством электронной почты, веб-форума или блога.

Вместе с тем, наряду с позитивными тенденциями в освоении современных ИКТ и построении процесса обучения иностранному языку на их основе, в некоторых случаях приходится говорить о нецелесообраз-

ном использовании ИКТ в образовательном процессе. Приведем лишь один пример, когда внедрение ИКТ в процесс обучения иностранному языку сводилось к замене традиционных тетрадей для выполнения письменных работ флэш-картами. Учащиеся должны были выполнять письменные задания на компьютере в текстовом редакторе Word, сохранять их на флэшке и сдавать на уроке учителю. Учитель, в свою очередь, во внеучебное время открывал флэшку каждого ученика, находил необходимый документ с выполненным письменным упражнением и вносил в него исправления. Безусловно, никакой речи об интенсификации процесса обучения в данном случае вообще быть не может! Более того, учитывая, что не все учащиеся и учителя имеют компьютеры дома и не все способны быстро набирать текст на иностранном языке, такое использование ИКТ в учебном процессе будет требовать значительно больших временных и ресурсных затрат на выполнение заданий и не будет привносить ничего дополнительного в учебный процесс.

Причина же такого узкого восприятия потенциала ИКТ в обучении иностранному языку, на наш взгляд, кроется в ограниченном видении дидактических свойств и функций современных ИКТ. Информатизация языкового образования вовсе не означает, что современные ИКТ должны дублировать в чистом виде традиционные средства обучения для достижения абсолютно идентичных целей. Наоборот, благодаря своим уникальным дидактическим свойствам, наряду с развитием тех же речевых умений и формированием языковых навыков, современные информационные и коммуникационные технологии способны значительно обогатить образовательный процесс. Использование в процессе обучения современных ИКТ создает реальные условия для развития у обучающихся дополнительных умений и стратегий, что было невозможно в такой степени на основе традиционных средств [1, 2].

В этой связи особую актуальность и необходимость приобретает рассмотрение вопроса о дидактических свойствах и функциях современных информационных и коммуникационных технологий, владение которыми поможет учителям и преподавателям целенаправленно интенсифицировать учебный процесс путем оправданного расширения сферы использования ИКТ.

В первую очередь необходимо обозначить понятийный аппарат исследования. Ключевым понятием данной работы является термин информационные и коммуникационные технологии, который обозначает информационные каналы и программные средства создания, сбора, хранения, передачи, обработки, использования информации. Информационные и коммуникационные технологии создают информационно-коммуникационную среду, под которой, согласно определению И.В. Роберт, С.В. Панюковой, А.А. Кузнецова и А.Ю. Кравцовой [3], понимается

«совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Информационно-коммуникационная среда включает следующее: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации; собственно знания; средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы и интерактивное информационное взаимодействие» [3. С. 32].

Информационная образовательная среда - это «совокупность условий, обеспечивающих единые подходы к осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия при использовании распределенного информационного ресурса в области образования, науки и культуры» [3. С. 33]. Единство в реализации подходов к осуществлению информационной и коммуникационной деятельности, по мнению авторов, заключается в следующем:

«- единство способов доступа к информационным ресурсам, обмена информацией, ее передачи, транслирования;

- единство средств самопредставления пользователя, его самоидентификации;

- единство форм и методов осуществления информационного взаимодействия как с партнерами по общению, так и с интерактивным источником информационного ресурса;

- наличие распределенной базы данных научно-педагогической, методической, инструктивной, хрестоматийной, технической информации, предназначенной для образовательных целей» [3. С. 34].

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают дидактическими свойствами и функциями, различия между которыми достаточно четко описаны в работе Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и М.В. Моисеевой [4]. Дидактические свойства современных ИКТ - основные характеристики, признаки конкретных технологий, отличающие одни от других, существенные для дидактики (включая лингводидакти-ку) как в плане теории, так и в плане практики. Под дидактическими функциями современных ИКТ понимаются внешние проявления средств ИКТ, используемые в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей [4. С. 113].

В данной работе выделяется 11 дидактических свойств, которыми обладают современные ИКТ и которые оказывают влияние на интенсификацию процесса обучения иностранному языку.

Многоязычие и поликультурность информационных Интернет-ресурсов. В сети Интернет размещено множество информационных

ресурсов на большинстве языков мира. Значительная часть ресурсов представлена на английском языке, а точнее, на различных его вариантах (британском, американском, канадском, новозеландском, австралийском, и т.п.), диалектах и социолектах. Кроме того, в сети Интернет можно найти материал о разных культурных (этнических, социальных, религиозных, региональных, профессиональных и т.п.) группах страны изучаемого языка. Изучение, сравнение и сопоставление материалов о различных культурных группах, а также вариантах изучаемого языка позволит реализовать принцип диалога культур [5], а также создать у обучающихся представление о языковом и культурном многообразии страны изучаемого языка и о культурном многообразии как о норме сосуществования культур в современном поликультурном мире [6, 7].

Многоуровневость информационных Интернет-ресурсов. В сети Интернет можно встретить информационные материалы, созданные как пятилетним ребенком, так и университетским профессором; как для учебных целей, так и аутентичных ресурсов, разработанные для «носителей» языка и культуры. Различный уровень языковой сложности, а также разная глубина освещения обсуждаемых культурных и социально значимых вопросов в разнообразных источниках позволяют использовать информационные Интернет-ресурсы на всех этапах обучения. При этом важно, чтобы при отборе учебного материала преподаватель руководствовался рядом критериев, специально разработанных с учетом свойств и функций Интернет-среды. К таким критериям отбора Интернет-ресурсов относятся языковая и культурно-историческая сложность материала, источник информации, надежность, актуальность, культуро-сообразность и объективность информации [8, 9].

Разнообразие функциональных типов Интернет-ресурсов. В сети Интернет существуют информационные (текстовые, графические, аудиовизуальные) материалы (причем различных стилей), сетевые энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные туры по известным музеям и галереям, Интернет-СМИ, Интернет-каталоги, Интернет-магазины и т.п. Использование в учебном процессе Интернет-ресурсов различных функциональных типов позволит сформировать умения обучающихся работать с различными типами Интернет-источников с целью извлечения необходимой информации и значительно обогатить их языковую и культурную практику.

Мультимедийность ресурсов. В сети Интернет можно встретить широкое разнообразие форматов представления информации: текст, графика, цветные изображения, аудиофайлы, видеозаписи, анимация. Использование в учебном процессе всего спектра мультимедийных ресурсов максимально приблизит и принесет в учебный класс языковую и социокультурную среду страны изучаемого языка, тем самым обогатит

языковую и социокультурную практику обучающихся. Средства мультимедиа сети Интернет позволят значительно чаще слышать речь носителей языка, а также знакомиться с распространенными диалектами и социолектами, видеть исследуемые аспекты культуры страны изучаемого языка, знакомиться с культурным многообразием современного поликультур-ного мира.

Гипертекстовая структура документов - это особая иерархическая связь между частями информации, создающая дополнительные возможности для свободной навигации по Интернет-документу, удобного перехода от одного раздела документа к другому, перехода на дополнительные ресурсы сети Интернет по освещаемой проблематике. Гипертекстовая структура документов создает условия для быстрой навигации по ресурсам сети Интернет и для обогащения языковой и социокультурной практики обучающихся.

Возможность создания личной зоны пользователя. Современные ИКТ позволяют каждому пользователю сети Интернет на различных социальных сервисах Веб 2.0 (блог, вики, подкасты) и социальных сетях (vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, facebook.com, etc.) создавать свою личную зону, где можно разместить информацию по интересующей теме любого формата (текст, фото, видео, аудио) для всеобщего доступа, хранения и распространения. При необходимости размещенный контент пользователя может добавляться, изменяться, удаляться и т.п. Такое свойство современных ИКТ позволит развивать у обучающихся умения представлять себя, позиционировать собственные интересы, выступать в качестве представителя своего класса, школы, города, страны, культуры и т.п. Общение между пользователями сети Интернет при этом в зависимости от уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции может происходить как на родном, так и на изучаемом языках.

Возможность организации синхронного и асинхронного общения. Современные информационные и коммуникационные технологии создают условия для организации синхронного (чат, технология Skype) и асинхронного (электронная почта, веб-форум, блог) общения между пользователями сети Интернет. Это дидактическое свойство может быть использовано в реализации телекоммуникационных проектов между российскими школьниками и студентами, а также с зарубежными сверстниками, когда обучающиеся во внеаудиторное время совместно работают над решением поставленной проблемы, используя при этом изучаемый язык в качестве средства общения. В методической литературе имеются современные исследования, в которых авторы доказали эффективность телекоммуникационных проектов в развитии видов речевой деятельности и формировании социокультурной и межкультур-ной компетенций.

Возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль. В первую очередь, под информационно-методическим обеспечением учебной деятельности следует понимать систему информации, обладающую методическими свойствами и необходимую для обеспечения учебной дисциплины «Иностранный язык». Учебные ресурсы сети Интернет (с проблемными поисковоисследовательскими заданиями) вместе с информационно-справочными ресурсами могут являться информационно-методическим обеспечением учебного процесса [8-10]. Кроме того, сетевое программное обеспечение (ПО) (ПО управления процессом Moodle, ПО по созданию сетевых языковых тестов Hot Potatoes http://hotpot.uvic.ca) может быть использовано для организации управления учебной деятельностью и автоматизированного контроля сформированности языковых навыков и развития речевых умений.

Анализ приведенных выше восьми дидактических свойств и функций современных информационных и коммуникационных технологий свидетельствует о том, что современные ИКТ способствуют созданию информационной образовательной среды, в которой, как и при традиционном обучении иностранному языку, обучающиеся могут формировать языковые навыки, развивать речевые умения и социкультурную и меж-культурную компетенции. Приведенный перечень дидактических свойств и функций современных ИКТ свидетельствует о том, что на современном этапе развития ИКТ и методики обучения иностранным языкам обучение иностранному языку на основе ИКТ должно восприниматься не как дополнительное, а по меньшей мере, в качестве аналогового или альтернативного варианта обучения. Как свидетельствуют приведенные выше примеры, современные ИКТ способны значительно обогатить языковую и социокультурную практику обучающихся, что будет не всегда возможно при использовании традиционных средств обучения.

Наряду с функциями, которыми характеризуется и традиционный процесс обучения, современные информационные и коммуникационные технологии обладают дополнительными дидактическими функциями, которые позволяют значительно интенсифицировать образовательный процесс, включая и обучение иностранному языку. К таким дидактическим функциям, на наш взгляд, относятся: а) выстраивание индивидуальной образовательной траектории; б) реализация педагогической технологии обучения в сотрудничестве; в) развитие умений самостоятельной учебной деятельности.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Выстраивание обучающимися индивидуальной образовательной траектории. На современном этапе развития образования пробле-

ма выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающихся приобретает особую актуальность. Импульс появлению и развитию данного педагогического направления дали психологические исследования (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и других ученых) о специфике развития и преобладании у обучающихся основных видов мышления (практически-действенного, наглядно-образного и словесно-теоретического). Согласно ведущим компонентам мышления каждый обучающийся по-своему воспринимает учебный материал. Одному необходимо увидеть логические закономерности между изучаемыми объектами, другому - усвоить теоретические знания через практическую деятельность, и т.п. В этой связи, в зависимости от преобладающего вида мышления у конкретного ученика или студента, им используется определенный стиль обучения - способ овладения информацией. Личностно-ориентированный подход к обучению предполагает построение такой образовательной модели, которая была бы направлена на конкретного ученика / студента с его индивидуальными способностями, особенностями восприятия, получения и овладения материалом, интересами и потребностями. В этом смысле выстраивание индивидуальной образовательной траектории является практической реализацией личностно-ориентированного подхода, или, как считают В.В. Краевский и А.В. Хуторской [11], одним из принципов его реализации.

В нашей работе под индивидуальной образовательной траекторией мы понимаем персональный путь достижения поставленной образовательной цели (или учебной задачи) конкретным обучающимся, соответствующий его способностям, мотивам, интересам и потребностям. Индивидуальная траектория достижения поставленной цели выстраивается обучающимся совместно с учителем как с помощью существующих и предлагаемых для общего обучения элементов, так и с помощью дополнительного набора методических элементов. К этим дополнительным методическим элементам структуры индивидуальной образовательной траектории относятся альтернативные формы и методы обучения / овладения материалом, альтернативные методы контроля, альтернативное содержание обучения, альтернативные время и скорость овладения материалом и сформированность необходимых компетенций до нужного уровня.

Функцией педагога при выборе учеником индивидуальной образовательной траектории является не только разрешение выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории, но, главное, обучение ученика или студента реально оценить свои силы, знания, способности, образовательные потребности и интересы для выбора верного индивидуального пути обучения. Выбор индивидуальной траектории обучения предполагает наличие альтернативных путей достижения

образовательной цели в целом и решения конкретных учебных задач в частности. Учебно-методическое сопровождение учебного процесса должно быть построено по принципу избыточности и альтернативности и должно содержать как многоуровневые задания, так и альтернативные творческие работы по изучаемой проблеме. Таким образом, преподаватель помогает обучающемуся увидеть многообразие путей достижения конкретной цели и выбрать из этого множества наиболее подходящее.

Для обучающегося создание индивидуальной образовательной траектории в рамках учебного предмета «Иностранный язык» означает следующее:

- ознакомление с предполагаемым и ожидаемым результатом обучения;

- определение интересующих его аспектов изучаемых тем;

- выбор форм и методов обучения, определение содержания обучения, темпа изучения материала и методов контроля;

- обсуждение, согласование, корректировка выбранной индивидуальной образовательной траектории с преподавателем;

- согласование индивидуального плана с общей образовательной программой курса.

Современные ИКТ создают дидактические уникальные условия для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Приведем несколько примеров. В одной из наших работ, посвященных обучению иностранному языку на основе ИКТ, были описаны пять видов учебных Интернет-ресурсов (хотлист, мультимедиа скрепбук, трэжа хант, сабджект сэмпла, веб-квест) [12]. Последние три учебных Интернет-ресурса являются сценариями проектной деятельности, осуществляемой обучающимися индивидуально или в группах в сети Интернет. Данные задания построены по принципу избыточности. Для решения учебной задачи обучающимся достаточно изучить лишь несколько ссылок на Интернет-источники. Однако избыточность в освещаемых аспектах изучаемой темы, избыточность в приведенных Интернет-источниках, разнообразие предлагаемых форматов представления информации (от текстовой до графической) позволяют обучающимся с высоким уровнем интеллекта, владения языком и интересами, а также потребностями в овладении данной информацией изучить и извлечь значительно больше, чем того может требовать учебная программа.

В последнее время широкое распространение приобретают методики развития речевых умений посредством блог- и вики-технологий, подкастов (П.В. Сысоев, М.Н. Евсигнеев, ТЮ. Павельева, Е.Д. Кошеля-ева, Ю.Ю. Маркова, А.Г. Соломатина). При выстраивании индивидуальной образовательной траектории обучения языку посредством данных ИКТ обучающимся можно предоставить следующий выбор:

а) работать индивидуально или в группе (например, развитие умений письменной речи посредством блог-технологии, когда автором каждого письменного документа является один ученик, или вики-технологии, когда над одним документом работает несколько обучающихся);

б) создавать «продукт» (например, текст) в письменной форме (на сервере вики- или блогов) или устной форме (на сервере подкастов);

в) контроль развития соответствующих умений осуществляется лишь преподавателем или преподавателем и одноклассниками (посредством обсуждения работы в микроблоге);

г) сроки проведения и представления результатов проекта (от двух недель до четверти или семестра) и т.п.

Вариантов выстраивания индивидуальной образовательной траектории на основе использования ИКТ в обучении иностранному языку может быть много. Очевидно, что ИКТ дидактически значительно расширяют возможности образования. Вместе с тем необходимо заметить, что выстраивание индивидуальной образовательной траектории возможно при следующих условиях:

- желание обучающегося и способность педагога выстроить образовательный процесс конкретного ученика / студента по индивидуальной траектории;

- предоставление обучающемуся выбора в выстраивании индивидуальной образовательной траектории (различные формы и методы обучения, содержание обучения и скорость освоения материала);

- разработка учебных материалов в соответствии с принципом избыточности и альтернативного материала по изучаемой теме;

- способность преподавателя вести педагогические наблюдения за обучающимся и мониторинг самостоятельной учебной деятельности ученика или студента с целью внесения необходимых корректив.

Реализация педагогической технологии обучение в сотрудничестве. Теоретические основы педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» были разработаны еще в начале XX в. известным американским педагогом Джоном Дьюи [13]. В России особый виток внедрения в обучение иностранному языку данная технология получила в конце ХХ в. благодаря многочисленным работам Е.С. Полат [14] и ее учеников.

Основная идея данной педагогической технологии заключается в создании условий для активной совместной учебно-познавательной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях [14]. Причем в этой совместной деятельности задействованы все участники образовательного процесса: обучающиеся и преподаватель.

Педагогическая технология «обучение в сотрудничестве», в отличие от традиционных форм совместной групповой работы, характеризуется следующим:

а) взаимозависимость всех членов группы;

б) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

в) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;

г) социализация деятельности учащихся в группах;

д) общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе, наряду с академическими результатами работы [14].

Одним из условий реализации данной технологии выступает взаимозависимость участников совместной учебной деятельности. Эта зависимость может заключаться в следующем:

- единая цель проекта, достичь которую можно только разбив ее на составляющие задачи и решив их в ходе совместной деятельности всей группой;

- распределение материалов для изучения таким образом, чтобы у каждого участника проекта была только часть информации или материала, необходимого для решения поставленной общей задачи;

- использование единого на всех набора оборудования (Интернет-страницы);

- единые для всех участников группы поощрение и оценка.

В основе реализации обучения в сотрудничестве лежит общая система принципов.

Учитель формирует группу обучающихся. Формирование должно осуществляться таким образом, чтобы в каждой группе были обучающиеся обоих полов с различным уровнем владения иностранным языком, разным опытом совместной учебной деятельности и т.п. Такое формирование создаст реальные условия для каждого члена команды развить необходимые умения в ходе выполнения совместного проекта.

Причем совершенно очевидно, что для каждого участника группы это будет разный набор умений: для обучающихся со слабым уровнем владения языком - речевые умения, для обучающихся с высоким уровнем владения языком - закрепление развитых ранее умений и развитие лидерских качеств, умений организовывать обучение в группе и т.п.

Каждой группе дается одно задание, предполагающее необходимость участия в его выполнении каждого члена группы. Между членами группы распределяются роли, и для каждого определяется отдельный сегмент работы.

Каждой группе выдается один комплект необходимых материалов (один текст, один комплект упражнений, одна Интернет-страница, на которой будет выполняться проект и т.п.).

Оценка за выполнение проекта ставится одна на всю группу (на основе работы Е.С. Полат [14]).

В качестве примера рассмотрим, как реализуется педагогическая технология «обучение в сотрудничестве» при развитии умений письменной речи учащихся на основе вики-технологии. После изучения структуры аргументационного эссе учащимся предлагается разбиться на группы по 3-4 человека и посредством вики-технологии принять участие в совместной работе над написанием аргументационного эссе по предлагаемой теме. Алгоритм соответствующей методики может включать следующие шаги:

- распределение ролей между участниками проекта с обязательным выбором группового лидера, который будет выполнять функции модератора группы;

- обсуждение вопросов информационной безопасности при участии в Интернет-проектах;

- мозговой штурм по проблематике предстоящего эссе с целью выявления аргументов в поддержку тезиса;

- распределение аспектов темы (аргументов) и фрагментов эссе между участниками проекта;

- определение сроков, в рамках которых каждый участник готовит и размещает на обозначенной странице вики свой фрагмент эссе (размещение фрагментов можно начать с аргументов, а закончить введением и заключением; после размещения полного текста эссе обучающиеся с наиболее высоким уровнем владения языком могут осуществить языковую корректировку эссе);

- при необходимости обсуждение структуры и содержания написанного группой эссе может происходить на специальном веб-форуме или микроблоге представителями других групп. После получения реакции и комментариев от одноклассников группа может внести изменения в эссе;

- рефлексия членами группы совместной деятельности с целью ее улучшения в будущем;

- оценка эссе учителем.

По аналогичным алгоритмам на основе блог-, вики-технологии и подкастов во внеаудиторное время можно совершенствовать все речевые умения. Развивая виды речевой деятельности во внеаудиторное время с использованием педагогической технологии на основе современных ИКТ, обучающиеся формируют необходимые в современной жизни умения работать в команде и осуществлять совместную деятельность.

Развитие умений самостоятельной учебной деятельности. Одной из отличительных характеристик компетентностного подхода, который стремительно ворвался в российскую систему образования, является переход с «обучения на всю жизнь» на «обучение на протяжении

всей жизни». Совершенно очевидно, что в условиях информатизации современного общества особую важность приобретают умения людей самостоятельно извлекать информацию, получать ее, синтезировать, производить новую и распространять полученную. Такие умения самообразования позволят им быть постоянно востребованными на современном рынке труда в быстроменяющемся мире. Насколько обучающиеся к моменту окончания средней образовательной школы или вуза будут способны к самообразованию на протяжении всей жизни, зависит от развития у них в процессе обучения в школе и / или вузе умений самостоятельной учебной деятельности. Под самостоятельной учебной деятельностью понимается «вид познавательной деятельности, регулируемой и управляемой учащимся как субъектом данной деятельности и направленной на освоение предметных знаний и умений и культурноисторического опыта» [15. С. 14]. Участие в самостоятельной продуктивной учебной деятельности означает, что обучающийся:

- включается в определение целей овладения иностранным языком и соотносит их со своими реальными интересами и потребностями;

- активно участвует в проектировании конечного результата продукта овладения иностранным языком и определении критериев его оценки;

- совместно с учителем и своими товарищами отбирает наиболее приемлемые и эффективные формы и приемы обучения;

- отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении языком;

- оценивает реальные достижения и возможности использования ИЯ в реальной деятельности;

- оценивает продуктивность и опыт своей учебной деятельности;

- оценивает себя, определяет «я-позицию» [15. С. 16].

Использование современных информационных и коммуникационных технологий значительно увеличивает объем самостоятельной учебной деятельности обучающихся, что совместно с выстраиванием индивидуальной образовательной траектории реально готовит их к активной самостоятельной деятельности в современном быстроменяющемся мире.

Приведенные выше дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий предъявляют особые требования к функции педагога в учебном процессе. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий включает как знания и умения организовывать непосредственно процесс обучения и учебное взаимодействие обучающихся посредством ИКТ, так и координацию и модера-цию учебного процесса [16, 17]. Его задача состоит не в подаче готовых знаний, а создании педагогических и методических условий, чтобы обучающиеся сами научились следующему:

- получать, извлекать, синтезировать, классифицировать, обобщать, создавать информацию;

- формулировать проблему и обозначать цель обучения (на конкретном этапе или в рамках конкретной темы, учебного раздела и т.п.);

- выбирать наиболее приемлемый вариант ее решения;

- работать над решением проблемы индивидуально или в группах, при этом распределяя обязанности и разделяя ответственность за выполнение обозначенного фронта работы;

- развивать умения общения и сотрудничества;

- развивать умения самостоятельной учебной деятельности;

- использовать иностранный язык как средство общения и средство ИКТ для удовлетворения познавательных потребностей и интересов;

- формировать способность к анализу своей учебной деятельности и ее результатов (рефлексия).

В заключение необходимо отметить, что современные информационные и коммуникационные технологии обладают рядом дидактических свойств и функций, которые необходимо учитывать при обучении иностранному языку на основе ИКТ. С одной стороны, посредством ИКТ можно развивать не просто те же языковые навыки и те же речевые умения, формировать все составляющие компоненты иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций, а в силу своих дидактических свойств с помощью ИКТ можно значительно обогащать эту языковую и социокультурную практику обучающихся. С другой стороны, современные ИКТ обладают тремя дидактическими функциями, которые значительно сложнее реализовать при традиционном обучении иностранному языку в учебной аудитории с использованием учебника: выстраивание индивидуальной образовательной траектории, реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» и развитие умений самостоятельной учебной деятельности.

Таким образом, необходимость использования ИКТ в обучении иностранному языку объясняется не только возможностью получения нужной информации на иностранном языке, но, главное, модернизацией самого процесса обучения языку и культуре.

Литература

1. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.

2. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 3.

3. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учеб.-метод. пособие. М. : Дрофа, 2008.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения : учеб.-метод. пособие. М. : Академия, 2004.

5. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. C. 17-24.

6. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: теория и практика. М. : Еврошкола, 2003.

7. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе. 2006. № 4. С. 2-14.

8. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 2. С. 8-16.

9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий : учеб.-метод. пособие. М. : Глосса-Пресс ; Ростов н/Д : Феникс, 2010.

10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С. 1-10.

11. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие. М. : Академия, 2007.

12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся // Иностранные языки в школе. 2008. № 8. С. 11-15.

13. Dewey J. Democracy and education: An introduction to the philosophy of education. N.Y. : Macmillan, 1916.

14. ПолатЕ.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 4-11.

15. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык : пособие для учителя. М. : АРКТИ, 2002.

16. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. С. 2-9.

17. Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2012.

MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES: DIDACTIC CHARACTERISTICS AND FUNCTIONS

Sysoyev P.V

Summary. The paper addresses the issue of the didactic characteristics and functions of the modern information and communication technologies (ICT). The author suggests the list of the following didactic characteristics: а) multilanguage and multicultural Internet environment; b) multi-level Internet resources; c) multi-genres of Internet resources; d) multimedia; e) hypertext structure of documents; f) possibility to create personal zone; g) possibility to organize synchronous and asynchronous communication; h) automation of information and methodological support and control the organization of educational activities of students and its control. These features will greatly enrich the language and cultural practices of students, as well as create conditions for the development of skills of independent learning activities, the implementation of educational technology cooperative learning, develop individual learning paths.

Key words: informatization of education; information and communication technology; individual educational trajectory; cooperative learning; independent learning activities.