УДК 378:[37.016:81]
ББК74ю261.7
Ч-68
Чистобаева Людмила Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета международного образования Майкопского государственного технологического университета, е-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ АУДИТОРНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
(рецензирована)
В статье анализируется неоднозначный вопрос о возможности использования мобильных мультимедийных устройств в процессе аудиторного обучения студентов иностранному языку в ВУЗе. Делается вывод о том, что в век технологий любые виды интерактивных заданий в целом и интеграция доступных мобильных мультимедиа в процессе преподавания и обучения студентов улучшает общее качество преподавания и изучения иностранных языков в ВУЗе.
Ключевые слова: мобильные мультимедийные устройства, интеграция, обучение иностранному языку, учебные мобильные приложения, интерактивные задания.
Chistobayeva Ludmila Vladimirovna, Candidate of Philology, associate professor of the Department offoreign languages of the Faculty of international education ofMaikop state technological university, e-mail: [email protected]
USE OF MOBILE MULTIMEDIA DEVICES IN A FOREIGN LANGUAGE CLASSROOM IN A
UNIVERSITY
(reviewed)
In the article the ambiguous problem of possibility of the use of mobile multimedia devices in a foreign language classroom in a university has been analyzed. The conclusion has been made that in the epoch of technologies any kinds of interactive tasks in general and integration of available mobile multimedia in the course of teaching and training of students improves the general quality of teaching and learning of foreign languages in a university.
Keywords: mobile multimedia devices, integration, teaching foreign language, educational mobile applications, interactive tasks.
Дискуссии, имеющие место относительно уместности использования мультимедийных мобильных устройств в аудитории в основном сфокусированы на том, давать ли студентам возможность использовать свои смартфоны и планшетные компьютеры в аудитории и пользоваться ли преподавателям своими смартфонами в аудитории в образовательных целях.
Проанализируем минусы и плюсы использования мобильных мультимедийных устройств:
- мобильные мультимедийные устройства отвлекают от занятия;
- поощряют списывание;
- преподаватели теряют время, пытаясь уследить за студентами;
- студенты могут выложить фото и видео снятые на занятии в интернет;
- студенты и без того тратят на них слишком много времени.
Принимая все вышеупомянутое во внимание, мы все же не можем игнорировать тот факт, что наши студенты носят в кармане мощное компьютерное устройство. Не многие образовательные учреждения могут угнаться за техническим прогрессом и обеспечить наличие суперсовременных компьютеров в аудитории, те которые имеются,
быстро устаревают. В то же время, у большинства студентов есть новейшие модели смартфонов с возможностью выхода в интернет. Так почему не попытаться превратить их из врагов в друзей?
- создают высокую мотивацию к изучению иностранного языка;
- создают положительный настрой и атмосферу сотрудничества в аудитории;
- стимулируют творчество;
- экономят время преподавателя;
- позволяют добиваться высоких результатов в обучении.
Результаты исследований, проведенных в США, показывают, что значительную часть времени, которое студенты проводят и интернете, они тратят на чтение и письмо. Это именно то, чего пытаются добиться от них преподаватели, следовательно, существует возможность извлечь этого определенную пользу. Преподаватели могут воспользоваться тем, что студенты уже обладают навыками использования мультимедиа и помочь им использовать эти навыки в изучении иностранного языка. Использование мультимедийных мобильных устройств в целом позволяет обогатить опыт студентов в использовании их в качестве действенных помощников в процессе обучения.
Рассмотрим то, насколько продвинутыми в отношении использования мобильных мультимедийных устройств являются различные возрастные группы. Наиболее продвинутыми являются подростки и молодые люди 14-15. В силу того, что они выросли в «цифровом веке», у них выработались принципиально иные навыки общения и использования мультимедиа по сравнению с людьми более старшего поколения. Вторая группа-это подростки и молодые люди 16-24-“ earlyadopters” [1] .
Знаю эту статистику, многие преподаватели полагают, что их студенты (вторая возрастная категория), значительно более продвинуты в этом отношении, чем они, поэтому с неохотой пользуются мультимедийными мобильными устройствами в аудитории. Истинно ли это утверждение? Исследования показали, что основная масса подростков, пользуется мультимедийными мобильными устройствами в целях развлечения, многие из них не знакомы даже с Web 2.0, разработанным для создания информации и информационного обмена.
Для чего же они используют мультимедийные технологии?
- Телефонные звонки 3%;
- Общение в социальных сетях или обмен сообщениями (Skype,Whatsup и т.д.) более 90%;
- Написание электронных писем 2%;
- Обмен фотографиями и видеосообщениями, комментирование фотографий 10%
[1].
Преподаватели, же наоборот, используют их для решения текущих образовательных задач, увеличения продуктивности образовательного процесса, а также в качестве обучающего инструмента, соответственно они в большей степени ориентируются в образовательных возможностях мультимедийных устройств [2].
Хорошей идеей представляется разработка так называемого “classroommode”-режима аудитории (по аналогии с “flightmode’’-режимом полета). Использование смартфона в аудиторном (ограниченном) режиме подразумевает блокирование доступа к социальным сетям, в целом позволяя пользоваться устройством лишь для решения задач, поставленных преподавателем.
Для чего преподаватель может пользоваться мультимедийными мобильными устройствами в аудитории? Многое зависит от того, какие именно задачи преподаватель ставит перед студентами, для поощрения их к использованию мультимедиа в целях решения образовательных задач, а также от способа внедрения мультимедийных технологий в процесс обучения. В подавляющем большинстве
случаев, эти задачи сводятся к поиску информации, преподаватели редко дают студентам задания, стимулирующие творчество. Основные виды работы с мультимедиа (BYOD - «bringyourowndeviceactivities») включают: конспектирование, аудио или видео запись фрагментов занятия, поиск информации в интернете (Wikipedia,Wikihow, Googlesearch), использование различных учебных приложений, мирового времени, мировой погоды, словарей ABBYlingo, MerriamWebsteronline,
McMillandictionaryonline, ресурса YouTube с различными образовательными целями: доступ к видеоурокам и видеосюжетам по различной тематике, песням на иностранном языке и т.д., доступ к образовательным ресурсам Britishcouncil - любые виды интерактивных заданий, игр, подкастов с транскриптами и заданиями к ним, сохранение и обмен информацией с помощью серверов типа Dropbox, участие в видео конференции с иным образовательным учреждением, виртуальные прогулки по мировым музеям, сервисы Googleearth и т.д. [3].
Существуют мультимедиа, созданные специально для работы в аудитории. Большая часть современных учебников содержит инструменты и ресурсы для преподавателей, таких как, например, интегрированные видеосюжеты. Целью их использование является попытка добиться того, чтобы тематический видеосюжет гармонично вписался в занятие, а не являлся отдельным его элементом, кроме того у обучаемых есть возможность видеть то, как общаются люди в различных ситуациях, выражение лиц, мимику, жесты, что в совокупности позволяет создать стойкую модель речевого поведения. Современные учебные пособия также содержат прочие виды интегрированного интерактивного контента, что позволяет студентам выполнять упражнения и тесты вместе и мгновенно видеть результат своей работы. Использование системы моментальной проверки важна для студентов в силу того, что каждый их них имеет возможность увидеть результат персонализированной проверки и получить оценку сразу после выполнения упражнений, без необходимости ждать следующего занятия. Использование такой системы в аудитории также значительно экономит время преподавателя [4].
Преподаватели могут скачать дополнительные грамматические и лексические упражнения, комплекты презентаций доступных на веб-сайтах издателей. Веб-сайты, специализирующиеся на целом ряде ресурсов для преподавателей, предоставляют возможность загрузки видео и аудио сюжетов и транскриптов, проектов, генераторов тестовых и т.д. (www.onestopenglish.com, www.britishcouncil.ru) Используя контент, предлагаемый на сайтах издателей, преподаватель получает возможность видеть процесс выполнения студентами заданий, какие упражнения они завершили, в каких случаях необходима дополнительная работа над материалом и т.д.
Выполнение проектов также хороший способ интеграции мультимедиа в аудитории. Примерами проектов, которые естественным образом интегрируют мультимедиа в аудитории, могут являться следующие проекты: создание фото истории, дубляж фильма, запись аудио в соответствии с тематикой занятия (в компании, в автосервисе и пр., в магазине, на выставке). Все это может вдохновить учителей и их учеников использовать больше мультимедиа в аудитории. Использование мобильных мультимедийных устройств для аудиторного обучения иностранному языку является лишь одним из методов, стимулирующих мотивацию студентов в развитии навыков владения иностранным языком, интеграция мультимедиа в процессе преподавания и обучения, применение технологий улучшает общее качество преподавания и изучения иностранных языков.
Литература:
1. http://www.ofcom.org.uk
2. http://www.sciencedaily.com
3. http://fcit.usf.edu/multimedia/overview/overviewb.html
4. http://www.christianschoolproducts.com/articles/2012-December/Featured-Articles/10-Reasons-to-Use-Multimedia-in-the-Classroom.htm
References:
1. http://www.ofcom.org.uk
2. http://www.sciencedaily. com
3. http://fcit.usf.edu/multimedia/overview/overviewb.html
4. http://www.christianschoolproducts.com/articles/2012-December/Featured-Articles/10-Reasons-to-Use-Multimedia-in-the-Classroom.htm