Научная статья на тему 'Концептуальные основы методики проектирования, применяемой на уроках английского языка'

Концептуальные основы методики проектирования, применяемой на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика проектирования / системно-деятельностный подход / ключевые компетенции / коммуникативные навыки / познавательный интерес / творческие способности / design technique / system and activity approach / key competencies / communication skills / cognitive interest / creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломатина Елена Владимировна

В статье рассматривается актуальная проблема применения методики проектирования в изменѐнной парадигме образовательных стандартов. Анализ практической деятельности позволяет автору раскрыть концептуальные основы методики проектирования. Это происходит в рамках системно-деятельностного подхода в процессе формирования у учеников ключевых компетенций на уроках английского языка. Особое внимание автор уделяет развитию коммуникативных навыков, познавательного интереса, творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF THE TECHNIQUE APPLIED DESIGN ON ENGLISH LESSONS

The issue question of design technique application in the changed paradigm of educational standards is examined in the article. The analysis of practical activity allows to the author to expose conceptual bases of design technique. This happens as a part of system-defined pragmatic approach in the process of forming students basic skills on English lessons. The author pays special attention to communicative skills development, cognitive interest, and creative capabilities.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы методики проектирования, применяемой на уроках английского языка»

УДК 372.016:211.111+373.3/.5

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ,

ПРИМЕНЯЕМОЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Соломатина Елена Владимировна.

г. Новосибирск, Муниципальное образовательное учреждение Лицей №22 «Надежда Сибири», учитель английского языка, e.v.solomatina@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема применения методики проектирования в изменённой парадигме образовательных стандартов. Анализ практической деятельности позволяет автору раскрыть концептуальные основы методики проектирования. Это происходит в рамках системно-деятельностного подхода в процессе формирования у учеников ключевых компетенций на уроках английского языка. Особое внимание автор уделяет развитию коммуникативных навыков, познавательного интереса, творческих способностей.

Ключевые слова: методика проектирования, системно-деятельностный подход, ключевые компетенции, коммуникативные навыки, познавательный интерес, творческие способности.

CONCEPTUAL BASES OF THE TECHNIQUE APPLIED DESIGN ON

ENGLISH LESSONS

Solomatina Elena.

Novosibirsk, Municipal educational establishment Lyceum - №22 "Hope of Siberia", teacher of English, e.v.solomatina@mail.ru.

Abstract. The issue question of design technique application in the changed paradigm of educational standards is examined in the article. The analysis of practical activity allows to the author to expose conceptual bases of design technique. This happens as a part of system-defined pragmatic approach in the process of forming students basic skills on English lessons. The author pays special attention to communicative skills development, cognitive interest, and creative capabilities.

Key words: design technique, system and activity approach, key competencies, communication skills, cognitive interest, creativity.

Главное качество, которое обучающийся должен приобрести в стремительно меняющемся мире, в соответствии с ФГОС, - способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем. Этому способствует системно-деятельностный подход, определяющий

цель и основной результат образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, что отвечает требованиям информационного общества; перехода к стратегии социального проектирования и конструирования. ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся: личностным, метапредметным, предметным. Главной задачей учителя английского языка является формирование у учеников ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенций личностного самосовершенствования [2, 3].

Основной задачей обучения английскому языку является развитие личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкулътурной коммуникации на изучаемом языке, самосовершенствуясь в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности [4].

Для этого эффективна проектная методика, которая основана на целеполагании. Методика проектирования предусматривает обучение конструктивному общению на английском языке, расширение лексического запаса и практическое усвоение грамматических конструкций языка в условиях психологического комфорта - специально смоделированной ситуации деловой игры. В игровой ситуации формируются образ собственного «Я», целеполагание, мотивация, самоорганизация, навыки само- и взаимоконтроля. Дети, обучаясь английскому языку, формируют навыки культуры диалога, развивают все психические процессы на основе приобщения к культурно-историческим и общечеловеческим ценностям средствами речевой коммуникации [2, 3, 4].

Перед началом работы необходимо определить структуру проекта и процесс его реализации, состоящий из следующих этапов:

- анализ, формулирование замысла, цели проекта: формулирование идеи, конкретизация проблемы, выдвижение предположений разрешения проблемы, перевод проблемы в серию задач;

- реализация проекта: планирование этапов выполнения проекта, обсуждение возможных средств решения задач, выдвижение гипотез решения поставленной проблемы методом «мозгового штурма»; обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), оформление результатов;

- подготовка итогового продукта: подготовка оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов и т.д.);

- рефлексия: обсуждение проекта, выводы, оценка достигнутого результата;

- выявление новых проблем [2, 3].

Базовыми требованиями к использованию метода проектов являются: наличие значимой задачи, требующей интегрированного знания, поиска её решения (например, организация путешествий в разные страны, проблемы семьи, проблема отношений между поколениями, проблема

свободного времени у молодежи, исследование истории возникновения различных праздников в англо-говорящих странах и т.п.); практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, презентация по данной проблеме, совместный выпуск электронной газеты, видеоальманах с репортажами с места событий, программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка и т.д.); самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей); использование исследовательских методов; определение проблемы; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (методы «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.п.) [2, 3].

На уроках английского языка необходимо организовать образовательную среду так, чтобы в ней ребёнок познавал и усваивал то, что характеризует его как личность (задания, предлагаемые на уроках, предполагают аспекты нравственного воспитания); как человека безграничных возможностей, созданного для добрых дел и созидания; как искателя общественного простора для развития своей истинной природы; как человека, заинтересованного ценностями культуры, эстетикой, мировоззрением. Уроки английского языка должны оппонировать источникам, провоцирующим ребёнка на асоциальные проявления (грубость во взаимоотношениях, ущемление его личности и достоинства, авторитаризм, принуждение, несправедливость) [1, 4].

Реализация методики проектирования определяется необходимостью построения личностно-ориентированного подхода в изучении английского языка.

1. В центре обучения находится сам ребёнок со своими когнитивными, эмоционально-волевыми, мотивационно-личностными особенностями.

2. Темперамент, характер, возможность и способность каждого ребёнка определяют учебные цели и задачи урока английского языка.

3. Вербальные представления ребёнка о самом себе, о сверстниках, семье, самооценке - «Я-образе» - являются центром личностно-ориентированного обучения.

Методика проектирования создает оптимальные условия для реализации творческих способностей учащихся, позволяет интегрировать практико-ориентированные знания обучающихся из разных областей в социуме, развивает их когнитивную сферу, даёт возможность учителю быть ориентированным на каждого обучающегося, позволяет эффективно достигать прогнозируемых результатов. Применение методики проектирования ребёнка на уроках английского языка позволяет приобретать опыт публичных выступлений, осознавать собственную самоценность, конструктивно общаться на английском языке, развивать творческие способности, основанные на стойком познавательном интересе.

При этом познавательный интерес возникает, когда у обучающихся сформировано положительное отношение к учителю, к самому предмету «Английский язык», к деятельности, которую предлагает учитель на этом предмете. Деятельность заключается в методике проектирования, основанной на творческих заданиях, поддерживающих интерес к английскому языку. В непосредственной деятельности возникает и учебная мотивация. Все эти составляющие помогают обучающимся обретать личностные смыслы в процессе развития языковой способности на английском языке.

Библиографический список:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике - Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

2. Безверхова И. Метод проектов в современной практике учителя английского языка//Иностранные языки, 2014. - [Электронный ресурс] -URL: http://iyazyki.prosv.ru/2014/12/projectmethod-contemporarypractice. -(дата обращения 24 июля 2017).

3. Ледней А.С. Метод проектов на уроках английского языка с использованием ИКТ-технологий // Технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/03/07/tekhnologiya-proektirovaniya-na-urokakh-angliyskogo. - (дата обращения 24 июля 2017).

4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М: Просвещение, 1991. - 223 с. - (Библиотека учителя иностранного языка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.