Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации школьников к изучению английского языка'

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации школьников к изучению английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
984
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИК / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаргаджиева Альбина Гаджиявдибировна, Рагимханова Лариса Камедовна, Никатуева Зайнаб Шахбановна

Проблема повышения качества обучения и развития мотивации к изучению английского языка через использование информационно-коммуникационных технологий как одно из перспективных направлений развития образования остается одной из важных и не до конца разработанных на современном этапе обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умаргаджиева Альбина Гаджиявдибировна, Рагимханова Лариса Камедовна, Никатуева Зайнаб Шахбановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF STUDENTS FOR LEARNING ENGLISH

The problem of improving the quality of training and development motivation to learn English through the use of information and communication technologies as one of the promising directions of development of education remains one of the most important and not fully developed at the present stage of teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации школьников к изучению английского языка»

УДК 811.111(07) А.Г. Умаргаджиева Л.К. Рагимханова З.Ш. Никатуева

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Проблема повышения качества обучения и развития мотивации к изучению английского языка через использование информационно-коммуникационных технологий как одно из перспективных направлений развития образования остается одной из важных и не до конца разработанных на современном этапе обучения иностранным языкам. Ключевые слова: школьник, компьютерные технологии, развитие мотивации, межпредметные связи, качество образования обучающие программы, проектная работа.

Albina Umargadzhieva Larisa Ragimhanova Zainab Nikatueva

INFORMATION AND COMMUNICATION

Keywords: schoolboy, computer technology, development of motivation, interdisciplinary communication, quality of education, training programs, project work.

Применение информационных компьютерных технологий необходимо для осуществления дифференцированного подхода в обучении детей, позволяет учащимся реализовать свой собственный потенциал в соответствии с выбранным темпом развития. Для повышения качества обучения, а также для развития мотивации к изучению английского языка необходимо наладить работу с учащимися при помощи компьютерных программ. Компьютерные программы являются первым шагом к самостоятельному образованию в условиях подготовки к единому государственному экзамену. Также необходимо отметить использование технологии диалогового обучения без насилия. Таким образом, можно отметить, что использование информационно-компьютерных технологий положительно влияет на качество образовательного процесса, а также способствует развитию мотивационных установок на обучение школьников различных возрастных групп [2].

Важной задачей современной школы является использование компьютерных технологий в образовательном процессе, способствующих повышению качества образования. Однако использование новейших информационных технологий не замещает, собственно, саму форму получения образования - урок. Поэтому в практике современного образовательного процесса внедряются технологии, соответствующие определенным качественным характеристикам. Насыщенный по объему воспринимаемой учащимися информацией, урок позволяет учителю преподать детям учебный материал в интересной форме.

Как показывают данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований (Я.А. Ва-граменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Использование средств

© Умаргаджиева А.Г., Рагимханова Л.К., Никатуева З.Ш., 2015

302

ИКТ способствует учету индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых [3]. Включение ИКТ-компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате меняет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ-компонента в учебном процессе позволяет увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ-компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям. Однако, как свидетельствует анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, резервы ИКТ-компонента как средства формирования мотивов к учению у учащихся начальных классов используются не в полной мере [4].

Необходимо отметить важнейшие критерии эффективности современного учебного процесса:

1) доступность объяснения;

2) соответствие сложности домашних заданий индивидуальным способностям каждого ребенка;

3) целесообразность внедряемых способов и технологий в развитии самостоятельной работы учащихся;

4) применение разнообразных форм и методов ведения урока;

5) содержательный компонент урока;

6) мотивационный компонент урока.

В учебно-педагогической практике педагог должен работать по следующей схеме: цель-мотив-средства-результат. Если какое-либо звено из схемы отсутствует, то это значительно ухудшит эффективность проводимых мероприятий, а также отрицательно скажется на окончательном результате преподавания. Если у учащегося нет мотива, то нет и цели, а результат для учащегося может находиться на самом последнем месте. Средства достижения результата обучения могут быть различными. Кроме того, эти средства должны представлять собой гибкие инструменты, способные легко подстраиваться под конкретные нужды и запросы учащихся, особенности класса и уровни методической подготовки учителей. Тем не менее, ни одно средство учебно-педагогической практики не будет работать без должной мотивации. То же самое справедливо и для утверждения, что разнообразие средств позволяет сформировать мотивацию к обучению.

Современная педагогическая наука располагает разнообразными технологиями обучения. Мы считаем, что оптимальным средством обучения являются информационно-коммуникационные технологию. Выбор данного средства обучения обусловлен как требованиями времени, так и требованиями учащихся. Также стоит сказать, что информационно-коммуникационные технологии заметно повышают интерес к процессу обучения. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов развивают интерес, делают урок более интересным.

Интерес учащихся к компьютерным технологиям сформирован благодаря особому подходу к их использованию на любых занятиях и по любому предмету. Рассмотрим основные преимущества и принципиальные отличия уроков с применением информационных технологий от обычного типа урока. Так, обычный урок предполагает использование 2-5 минут для достижения учащимся состояния «вникания» в урок. Недостатком обычного типа урока является быстрая утомляемость, которая достигается спустя 10-30 минут после начала урока. От такого недостатка современный урок с использованием ИКТ лишен, а время адаптации к новому уроку сокращается до 1 минуты; усталость и потеря внимания наступает на 5-10 минут позже.

Применение информационно-коммуникационных технологий помогает учителю в решении труднореализуемых задач, таких как:

- повышение учебной мотивации за счет нетрадиционной формы урока;

- использование максимальной отдачи ребенка в процессе учебного занятия;

- развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами позволяет достичь высокого уровня мотивации к обучению за гораздо меньший промежуток времени. Поэтому реальные межпредметные связи, их применение в решении различных задач при использовании ИКТ необходимы детям, имеющим достаточно высокий уровень сформированности умений и навыков. Применение ИКТ обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей. Учащиеся могут работать как индивидуально, так и в группах. Использование ИКТ позволяет ребенку построить учебную деятельность в соответствии с выбранным им темпом. Например, для школьников ведущим видом деятельности является учеба, но для младших школьников важным видом деятельности является игровая. А использование информационно-коммуникативных технологий позволяют объединить несколько видов деятельности в целях реализации дифференцированного подхода к обучению.

Проблема возможности «живого» общения с носителями языка для жителей мелких населенных пунктов легко решается с помощью Интернета. За счет такого общения возрастает заинтересованность не только в изучении английского языка, но и других предметов. Все учащиеся, независимо от возраста и уровня обученности, принимают участие в любых видах связанной с использованием интернета деятельности, при этом интерес не угасает в течение нескольких лет. Исчезают языковые и культурные барьеры, улучшается успеваемость.

Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернета в обучении английскому языка, следует выделить следующие как наиболее эффективные:

1) переписка по электронной почте со сверстниками-носителями языка и изучающими английский язык как иностранный в других странах;

2) участие в телекоммуникационных международных проектах;

3) участие в текстовых и голосовых чатах;

4) участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании;

5) возможность оперативной бесплатной публикации творческих работ учащихся;

6) получение самообразования на курсах бесплатного или платного дистанционного обучения.

Применение ИКТ позволяет обучать школьников при просмотре мультфильмов, в которых главный персонаж объясняет тему или обучает песне. Важной особенностью ИКТ в учебном процессе является возможность вовлечения учащегося в игровой процесс [5]. Для учеников среднего звена важно общение, и ИКТ обеспечивают организацию общения учащихся при подготовке проектного домашнего или классного задания. Творческие коллективные задания различаются по объему и позволяют ученикам работать в рамках межпредметных связей. Например, изучая в 6 классе тему

«Лондон-столица Великобритании», на вводном уроке можно просмотреть англоязычный фильм о столице, на уроках активизации знаний по употреблению лексики составлять рекламные проекты, драматизировать диалоги, а на заключительном, обобщающем, уроке каждой группе защитить свой проект «Путешествие по Лондону» в виде презентации слайд-шоу, мультфильма или фильма. На эту работу детям понадобится около 2 недель, в течение которых они составляют сценарии, подбирают материал и работают в ресурсном центре над проектом.

Интеграция английского языка и информатики в процессе обучения шестиклассников происходит при помощи обучающей программы «Витаминный курс по английскому языку». Эта программа позволяет обеспечить последовательное выполнение практических заданий, а у учащегося появляется возможность вернуться к непрочитанному или плохо усвоенному теоретическому материалу. Подобный подход к обучению обеспечивает комфортность для выполнения заданий учащимися. Таким образом, дети получают практическую и познавательную радость от учебного процесса и выполненного задания.

Стоит также отметить, что использование образовательных компьютерных программ позволяет приобщить учащегося к самостоятельному образованию в рамках подготовки к единым государственным экзаменам. Благодаря самостоятельной работе на уроках учащиеся могут самостоятельно подготовиться и сдать государственные экзамены как в школе, так и на первых курсах высших учебных заведений. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке английского языка позволяет задействовать скрытый или нереализованный творческий потенциал учащихся, позволяя создать дополнительный стимул к обучению английскому языку в будущем.

Необходимо отметить, что нечастое использование информационно-коммуникативных технологий вызывает быструю потерю интереса учащегося к обучению. Поэтому в течение недели необходимо варьировать от 3 до 6 уроков в неделю. Стоит задуматься и над техникой безопасности при работе с компьютером. Для этого учащиеся должны ежедневно выполнять гимнастику для глаз в течение 5-10 минут, делая перерывы после 40-60 минут обучения.

Напоследок стоит сказать об отрицательных характеристиках урока с использованием информационно-коммуникативных технологий. Использование ИКТ на уроках значительно повышает количество передаваемой информации, вследствие чего учащемуся бывает очень сложно отсортировать ненужную и запомнить важную информацию. Поэтому компьютеризация образовательного процесса должна происходить поэтапно, а учителя должны уметь правильно дозировать объем информации.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении, безусловно, одно из перспективных направлений образования, развития мотивационных установок школьников разного возраста, так как в результате происходит интеллектуальное и творческое развитие ребенка, формируется постоянный интерес к предмету, предупреждается утомление от однообразия работы. Развивается самостоятельность, повышается самооценка школьника, отсутствуют конфликтные ситуации. Современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении английского языка в целях более успешного образования и трудоустройства. Благодаря использованию ИКТ на уроках английского языка уровень мотивации учащихся достаточно изменился. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от недифференцированного мотива любознательности к специфическому интересу к языку и культуре другого народа, от послушания родителям к мотивам собственной смысла жизненной ориентации. Изучение мотивации при обучении английского языка позволило повысить качество знаний и интереса к предмету [1].

Но, как показывают наблюдения, снизился уровень общей функциональной грамотности детей и подростков, с каждым годом уменьшается количество читающих детей, увеличивается число детей с проблемами зрения. Эти проблемы злободневны для каждой школы. Очевидно, образовательные учреждения совместно с органами здравоохранения должны разработать эффективные меры

по защите здоровья детей, использование образовательных технологий, в том числе информационно -коммуникационный должно носить планомерный, целенаправленный характер.

Библиографический список

1. Байкова, JT. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии : учеб. пособие. / JT. А. Байкова, J1. К. Гребенкина - М., 2000. - 256 с. - (Профессиональная культура педагога). - ISBN 5-93134-097-1.

2. Ваграменко, Я. А. Информационные технологии и модернизация образования / Я. А. Ваграменко // Педагогическая информатика. - 2000. -№2.-С. 3-10.

3. Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязин-ский // Инновационные процессы в образовании : сборник научных трудов. - Тюмень, 1990. - С. 8.

4. Подласый, И. П. Педагогика : в 3-х кн. Кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика». - М. : ВЛАДОС, 2008. - 463 с. - (Педагогика и воспитание). - ISBN 978-5-691-01559-5.

5. Сурхаев, М. А. Умения, необходимые учителю для работы в образовательной среде, основанной на средствах ИКТ / М. А. Сурхаев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 6. - С. 50-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.