Несмотря на первый опыт работы, Анна Сергеевна проводила занятия на очень высоком уровне. Она очень серьезно и креативно готовилась к занятиям, во время занятия решала не только учебные задачи, и воспитательные, и успешно применяла дидактические принципы. Практикантка проявляла творческий подход в использовании различных методов и приемов обучения, правильно оцепила знания студентов и во время занятий добилась усвоения студентами основного материала.
За время ведения занятий А.С.Васильченко продемонстрировала высокое владение материалом на теоретическом, методическом и практическом уровнях. Она хорошо решала познавательные, учебные и воспитательные задачи, успешно применяя дидактические принципы обучения. Занятия проходили в оптимальном темпе для усвоения материала, практикант пользовался различными методами, стимулирующими активность и мотивационную сферу учащихся.
Необходимо отметить достаточно свободное владение языковым материалом урока студента-практиканта, что позволяло А.С.Васильченко делать свою речь выразительной и, таким образом, побуждающей учащихся к ведению диалога, что является одним из организующих звеньев продуктивного занятия.
В целом за прохождение учебно-педагогической практики студенту-практиканту можно поставить оценку «отлично». Библиографический список
1. Приказ Минобрнауки РФ от 20.05.2010 № 540 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 Лингвистика (квалификация (степень) "магистр")" "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 34, 23.08.2010 (Приказ).
2. Чибисова, О.В. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам» основной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов / О.В. Чибисова. А.А. Ненашева - Комсомольск-на-Амуре, 2008. - 36 с.
3. Стандарт предприятия ФГБОУ ВПО «КнАГТУ» СТП 7.5-4 Учебно-методическая деятельность, введенный 02.09.2009 года. - [Электронный ресурс]. - (Рус.) - Режим доступа: http://www. knastu.ru/ru/activity/organizational/quality departament.html - Загл. с экрана.
4. Чибисова, О.В. Методические указания по курсу «Методика обучения иностранным языкам» для студентов, обучающихся по основной образовательной программе подготовки магистров по направлению 035700 «Лингвистика». / Сост.: О.В.Чибисова. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2012. - 28 с.
5. easyQuizzy. - [Электронный ресурс]. - (Рус.) - Режим доступа: http:// www.izone.ru/education/test/easyquizzy.html /. - Загл. с экрана.
Чуприна Ирина Витальевна,
учитель иностранных языков Негосударственной общеобразовательной Школы-интерната № 18 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» , г. Барабинск, Новосибирская область dmi-chuprin@yandex.ru Усванова Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы Негосударственной общеобразовательной Школы-интерната № 18 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД», г. Барабинск, Новосибирская область
Конструирование учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий при изучении предметов гуманитарного цикла в средней школе Аннотация. В статье авторы рассматривают опыт применения ИКТ и интернет - технологий на уроках гуманитарного цикла. В статье раскрываются возможности повышения качества обучения путем проведения интегрированных уроков и реализацию межпредметных связей, рассматриваются функции современных информационных и коммуникационных технологий. Проблемы формирования устойчивой мотивации у современного школьника требуют от педагога осознанного подхода к проведению урока. Тем более, что с переходом на новые ФГОС ученик становится "центром" учебно-воспитательного процесса, "добывая" знания, применяя их на практике в учебной и повседневной жизни. Заинтересовать учащихся и сделать процесс обучения простым, доступным и интересным помогут активные методы обучения. Авторы выделяет следующие свойства: ФГОС, метапред-метность, медиапространство и мультимедийность информации. Данные функции позволят значительно обогатить языковую и культурную практику учащихся, а также создадут условия для развития умений самостоятельной учебной деятельности.
Ключевые слова: информатизация образования, конструирование учебного процесса , информационные и коммуникационные технологии, метапредметный подход.
На рубеже XX -XXI веков в общественной жизни произошли существенные изменения, связанные с формированием нового типа общественного устройства- информационного общества. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, постоянно приобретать дополнительные знания.
Одной из приоритетных задач современной системы образования становится разработка концептуальных моделей информатизации образования и научной деятельности.
"Главной задачей современной школы, - как отмечается в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехническом, конкурентном мире"...[1].
В настоящее время одна из основных задач образования - это вхождение в современное информационное общество. Основная цель информатизации образовательного пространства - повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом. Эти цели требуют соответствующего содержания образования и технологий организации образовательного процесса. Инновационные процессы в образовании рассматриваются
в качестве основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Задача повышения конкурентоспособности страны требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит - об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования. К числу основных тенденций, влияющих на развитие образования в современном мире, правомерно отнести: переход к информационному обществу [2].
Введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, предполагает качественно новые концепции содержания и форм образования. В настоящее время они активно внедряются в образовательные учреждения с целью формирования творческого нешаблонного мышления учащихся.
Для XXI века объективным и неизбежным представляется соединение идей непрерывности и гуманитаризации образования [3].
Гуманитарным наукам принадлежит исключительно важное значение в формировании духовно-нравственных основ как отдельного гражданина страны, так и целой нации Согласно новому стандарту результатом успешного освоения
обучающимися образовательной программы считается: умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками, строить индивидуальную образовательную траекторию. Стандарт второго поколения требует обеспечения условий для развития всех обучающихся. В условиях массовой школы это означает индивидуализацию обучения. Проблема индивидуализации обучения языкам- одна из наиболее значимых проблем российской школы.
Трудности успешного внедрения в школу инновационных технологий ,могут быть преодолены при создании моделей и технологий нового стандарта.
Обучение языкам должно максимально опираться на индивидуальность учащихся. Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить основой в индивидуальном подходе при обучении филологическим дисциплинам. Обучая детей русскому и иностранным языкам с учетом их индивидуальности, мы - учителя -добиваемся достижения нашими учениками новых, высоких образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных.
В настоящий момент метапредметный подход является не просто популярной педагогической теорией, он был признан научным сообществом и лег в основу ФГОС.
Метапредметный подход призван решить проблему научных дисциплин и гуманитарных предметов, что определяет его специфические особенности, такие как профессиональное взаимодействие, применение интегрированных уроков.
Основная цель обучения - передача не знаний, а способов работы со знанием; содержание обучения составляют деятельностью единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.;
рефлексия разных форм знания и методов работы с ними; обеспечение усвоения универсальных способов действий.
Метапредметный уровень учебной деятельности определяют учебные метапредметы (курсы, темы) - образовательные структуры, содержание которых группируется вокруг системы фундаментальных образовательных объектов, которые представляют собой ключевые сущности ,отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия.
Формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. Для реализации принципа метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения:
• метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане
• метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
• метапредметный компонент в содержании учебного курса:
- метапредметные уроки
- предметный урок + метапредметная тема
Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.Одним из направлений, реализующих метапредметность достаточно эффективно, являются семинарские занятия, исследовательская и проектная деятельность, элективные курсы, предметные недели. Одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития способностей ученика - это многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно он включается. Таким требованиям как: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности, удовле-
творяет Предметная неделя. Она обусловлена тем, что последовательная ее реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса обучающихся к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Особенностью «Предметной недели как средство развития индивидуальности личности»является
• междисциплинарный подход (объединение иностранного и родного языка), направленный на формирование у школьника интегративного мышления и общей картины мира.
• наличие мероприятий:
- мероприятия, проводимые ежегодно: «Эрудит», ученические исследовательские проекты по английскому и русскому языкам,.«Лингвистика в профессиональной карьере»,которая раскрывает различные сферы применения русского и английского языков, особенности рода деятельности людей многих профессий, связанных с необходимостью овладения им.
Из полученных результатов можно сделать вывод, что реализация принципа метапредметности, заключающегося в переходе от школы информационного потока к школе жизни, позволит научить ребёнка находить знания и умело использовать их.
Освоения Федерального государственного образовательного стандарта и учебных программ по предмету, методологической основой которых является системно -деятельностный (компетент-ностный) подход - одна из основных задач образования. Таким образом, современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. Несмотря на это, путь развития понятия«технология»достаточно долгий. Мысль о технологиза-ции процесса обучения высказал ещё Я. А. Коменский, призывая к тому, чтобы обучение стало «техническим», сформировав тем самым важнейшую идею технологий - гарантированность результата. Педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения. Таким образом, в педагогике появилось новое направление -педагогические технологии. Наиболее часто встречаются следующие определения:
1. Процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий (т. е. технология - это процесс, в котором спланирована последовательность действий);
2. Педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приёмов;
3. Проектирование и реализация проекта обучения и воспитания на практике.
Таким образом, предметом современной педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и обучающихся в любой области деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения или воспитания и т. д.
В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении школьниками знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения.
Педагогическая технология -это система функционирования всех компонентов образовательного процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Г. К. Селевко [4] в структуре педагогической технологии выделяет следующие элементы:
-концепция (философское, психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование); -цели обучения, планируемые результаты обучения; -содержание обучения;
-средства диагностики текущего состояния обучающихся; -критерии выбора оптимальных моделей обучения для данных условий;
-набор моделей обучения (методы и формы деятельности учителя и обучающихся).
Классификация технологий обучения осуществляется по разным признакам, но в настоящее время общепризнанной классификации нет. Так, Г. К. Селевко выделяет следующие группы современных образовательных технологий:
-по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;
-по ориентации на личностные структуры, информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технология саморазвития, эвристические и прикладные технологии;
-по характеру содержания и структуры, технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические и др. В структуру технологии обучения входят: концептуальная основа; содержательная часть (цели, содержание обучения);процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности обучающихся, деятельность
учителя: управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса). В последние годы термин «информационные технологии» часто
выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».
Под «информационной технологией» понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для
получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:
1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш.
Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3-й этап (40 -- 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе
автоматизированные системы управления и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.
5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения.
6-й этап - «сетевая технология»
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности.
С развитием информационных технологий профессиональная деятельность учителя выходит за рамки классно-урочной системы и активизируется в сети Интернет. Она представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика средствами Интернет. В современных условиях расширяются возможности для самообразования, совершенствования профессиональных качеств учителя. Новшеством в сфере образования в последние годы стало участие нашей страны проектах в области дистанционного обучения.
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации. За счет этого, большинство педагогов могут использовать мультимедиа как основу своей деятельности по информатизации образования.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в обучении.
Информация может быть представлена в следующих формах: -изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; -звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; -видео, сложные видеоэффекты; -анимации и анимационное имитирование.
Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые предпочитают учиться
посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи посредством просмотра видео, и т. д.
Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному - учащийся сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации.
Преимущества использования мультимедиа в учебном процессе: -одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
-возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых затруднительно или невозможно; -визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
-возможность развить когнитивные структуры и интерпретации обучающихся, Использование компьютерных мультимедиа технологий в учебном процессе поднимает его на качественно новый уровень, положительно влияет на мотивацию обучающихся к учебной деятельности, повышает уровень их состоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач.
Сегодня умение использовать в своей предметной области средства вычислительной техники и телекоммуникаций следует рассматривать как критерий общей грамотности, сопоставимый на сегодняшний день с традиционной трактовкой данного понятия - как умения читать, писать и считать. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИТК на уроках английского языка, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы и стили к процессу обучения. Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:
-электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и
• мультимедийного проектора,
• интерактивные доски,
• электронные энциклопедии и справочники,
• тренажеры и программы тестирования,
• образовательные ресурсы Интернета,
-DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
• видео и аудиотехника,
• интерактивные карты и атласы, -интерактивные конференции и конкурсы, материалы для дистанционного обучения,
• научно-исследовательские работы и проекты.
• дистанционное обучение.
Изучение английского языка с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно : лингво- страноведческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, online тестов и программных продуктов позволяют моим учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил".За многолетнюю историю своего развития человечество накопило огромный объем знаний. Он настолько огромен, что нельзя даже и думать о его полном усвоении человеком. Поэтому появляется проблема отбора базовых знаний и умений. В школе эти знания попадают разделенными на отдельные части - предметы. Количество школьных предметов постоянно растет. Сегодняшний старшеклассник - человек рационального склада ума. Для него понимание практической необходимости обращения к учебному предмету важнее простого понятия «интересно». Интегрирование же помогает дать школьнику целостное представление о развитии общекультурных, нравственных и эстетических ценностях человечества. Нужно вспомнить и о том, что современный человек, благодаря развитию видео- и аудиотехники, привык воспринимать мир в красках, звуках. Интеграция - процесс и результат становления целого на основе выявления важных связей между относительно независимыми частями, отдельными школьными предметами. Интеграция сопровождается процессами организации знания, цель которой -объединение областей знаний, унификация их, уплотнение, свертывание информации. В современной школе интегрированные уроки, возникшие на основе межпредметной интеграции, наиболее пригодны для формирования обобщенных знаний, умений, способов мышления и деятельности. Интегрированные уроки дают обучаемым системные, уплотненные, компактные знания. Поскольку интегрированные уроки содержат однотипные знания, подлежащие одинаковым закономерностям, то с их помощью легче формируются обобщенные способы деятельности. Изучение гуманитарных предметов в школе всегда сопровождалось обращением к другим видам искусства. Идея параллельного изучения литературы и искусства в их взаимосвязях, в русле определенного художественного метода должна
оставаться ведущей, так как подтверждается современными требованиями к преподаванию в школе. Важнейшим способом интеграции знаний учащихся является проведение совместных уроков. Традиционными стали интегрированные уроки литературы, русского и иностранных языков. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс - неотъемлемая часть развития образования. ИКТ помогают делать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Библиографический список
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Вестник образования. - М., 2009. - № 4.
2. Доклад Государственного совета Российской Федерации от 24.03.2006 г. «Инновационное развитие образования - основа повышения конкурентоспособности России».
3. Юзвишин И. И. Основы информациологии. М., 2001. С. 23-25.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998.С
5. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. О разработке учебника "Информатизация образования". // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, - 2005, №1 (4), С. 24-28
6. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпициной. -С-Пб.: КАРО, 2006.
7. Кларин М. В. Технологии обучения: идеал и реальность. -Рига, 1999.
8. Нелунова Е. Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.
9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998
10. Юзвишин И. И. Основы информациологии. М., 2001
Шамсрахманова Ульяна Константиновна,
учитель начальных классов МБУ лицея №57, г. Тольятти shamsi57@yandex.ru
Обеспечение целостного развития личности учащегося на уроках литературного чтения
с помощью ТРИЗ-технологий Аннотация. Решению главной задачи современного образования по формированию личности учащегося на уроках литературного чтения могут способствовать ТРИЗ-технологии. Ключевые слова: целостное развитие личности, проблема современного образования, современный мир требует инноваций, литературное чтение - один из важнейших предметов в системе начального школьного образования, ТРИЗ-технологии, деятельность учителя, развитие ученика в процессе его собственной деятельности.
Центральным звеном в педагогическом процессе является ученик. Он не только объект обучения, но и субъект специально организованного процесса познания.
Обучение - это сложный двусторонний процесс, который связан с формированием личности каждого ученика. Именно поэтому под основной целью школы нужно понимать обеспечение целостного развития личности учащихся для их дальнейшей успешной социализации в обществе.
Но современная школа очень далека от тех требований, которые предъявляет человечеству научно-технический прогресс. Мир меняется настолько быстро, что учебные программы, учебники и сами учителя не успевают шагать в ногу со временем. Новые знания очень скоро становятся устаревшими. Эту проблему современного образования можно сформулировать в виде «жёсткого противоречия: Учитель должен учить детей жить в мире, о котором сам учитель имеет весьма смутные представления. Всё это влечёт за собой появление ряда глобальных задач в деле изменения системы образования на всех уровнях: от постановки целей образования и определения его содержания до технологий преподавания» [1].
Под содержанием образования сегодня следует рассматривать овладение учащимися эффективными технологиями работы со знаниями, овладение технологиями анализа сложных проблемных ситуаций. Содержание образования должно включать в себя формирование навыков исследовательской деятельности учащихся, способности самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию.
Ответы на вопросы «Чему учить?» и «Как учить?» - даёт сама жизнь: учить не только тому, что было открыто кем-то и когда-то, но учить самостоятельному добыванию знаний, умению перерабатывать полученную информацию; учить видеть проблемы в окружающем и стремиться к их преодолению.
Суждение о том, что «современный мир все чаще требует инноваций, а инновации все чаще связаны с проблемами», [1] всё чаще звучит из уст разработчиков программ для образовательных учреждений. Наряду с другими технологиями, «ТРИЗ и ОТСМ предлагают эффективные инструменты работы с потоками новых проблем» [1]
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в качестве первостепенной ставят задачу повышения качества и результативности обучения. Решение этой задачи требует от учителей поиска новых путей организации образовательного процесса.
«ТРИЗ - научная технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными творческими процессами.» - так писал когда-то Н. Н Хоменко, последователь основателя ТРИЗ в России Г. С. Альтшуллера. [2]
ТРИЗ-технологии помогут повысить результативность любого урока, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе, в том числе и урока литературного чтения.