3. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
4. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики / С-1. Рубинштейн // Вопросы философии. - 1989. - №4. -С 8« -'95.
5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1995. - №4. - С. 29 - 36.
6. Ротенберг В.А., Нюрин В.М. Педагогическое наследие И Г. Песталошш. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. / В.А. Ротенберг. В.М. Кларин. - М.: Педагогика, 1981. - 336 с.
7. Беспшько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика. 1989. - 192 с.
8. Основы вузовской педагогики: уч. пос. / Отв. редактор
Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во Ленингр-го универ-та, 1972.
- 311 с.
УДК 372.1.02:372.8:371.64/69+801.4
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в учреждении дополнительного образования
С.В. Федорова
В статье рассмотрены возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках андийского языка. Даны основные понятия ИКТ, подходы в обучении ИКТ. Проанализированы образовательные характеристики ИКТ в учебном процессе. Рассмотрены пути реализации дидактических функций электронной почты, интернет-ресурсов на уроках английского языка.
The article deals with the possibilities of using information and communication technologies at English lessons. Key definitions of ICT and approaches in teaching English language using ICT are given. Ways of realization of didactic functions of e-mail, in ¡err, et-resources at English lessons are examined.
~~~ Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденнии все более широкого использования информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе. В настоящее время можно наблюдать активное распространение информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях различного типа. Данное явление обусловило интенсивное развитие учебного программного обеспечения. Термин "информационно-коммуникационные технологии" является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ. Так, в Приказе Министерства образования и науки РФ "О концепции модернизации педагогического образования до 2010 года" говорится, что необходимо введение раннего
ФЕДОРОВА Саргылана Васильевна, преподаватель английскою языка, РЦНИТ Министерства образования РОЯ).
изучения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Теоретический анализ показал, что проблема использования информационных технологий в образовательном процессе рассматривается в общем контексте проблем современной системы образования (Р. Вильям, К. Маклин, Г. Клейман, Ф. Уинфрей, В.Г. Кинелев, Э.А. Манушин и др.).
Исследования в области применения информационных и коммуникационных технологий, а также технических средств в учебном процессе рассматриваются в работах И.В. Роберт. Е.С. По-лат, A.B. Смирнова, С.В. Панюковой, В.В. Гузеева и др.; духовно-гуманистический аспект в компьютерном обучении с применением информационно-коммуникационных технологий -A.B. Хуторской, Е.Д. Нелунова и др.
Важное теоретическое направление в изучении проблемы информатизации образования предстаатено в реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий (Е.В. Бондаревская. И.С. Якиманская и др.), в
которой определены и раскрыты дидактические принципы личностно-ориентированного обучения в условиях применения средств И КТ.
Особое место в применении И КТ в обучении занимают вопросы психофизиологического подхода и разработанной на этой основе системы охраны здоровья учащихся (М.Е. Сандомирский, Л.С. Белгородский, Т.А. Баумштейн, А.М. Большаков. Е.Л. Скворцова, Е.А. Гельгишева и др.).
Рассмотрим основные определения понятия информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). И.В. Роберт дает следующее определение данному термину: "Информационные и коммуникационные технологии - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечение операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных) [1, С. 12 - 17).
В исследовании A.B. Смирнова дано следующее определение средств новых информационных технологий: "...аппаратные и программные средства учебного назначения, необходимые для реализации новых информационных технологий обучения" [2, С. 46]. Под средствами информационных и коммуникационных технологий С.В Панюкова понимает "комплекс технических, программно-аппаратных, программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе средств вычислительной техники; современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, хранения, обработки, передачи и оперативного управления информацией" [3, С. 7].
Наиболее общей работой, в которой рассматривается классификация средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) по способу их использования в образовательных целях, является работа И.В. Роберт и П.И. Самой-ленко "Информационные технологии в науке и образовании" [1], в которой предлагается следующая классификация использования ИКТ в качестве:
- средств обучения, совершенствующих процесс преподавания;
- инструмента познания окружающей действительности и самопознания;
- средств развития личности обучаемого;
- информационно-методического обеспечения
и управления учебно-воспитательным процессом;
- средства автоматизации процессов контроля и коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики;
- средств организации интеллектуального досуга и коммуникации.
Применение компьютерных технологий в образовании вносит в развитие человека различные изменения, которые относятся как к познавательным, так и к эмоционально-мотивационным процессам, они влияют на характер человека, при этом отмечается усиление познавательной мотивации обучаемых при работе с компьютером. Использование средств ИКТ в обучении способствует увеличению доли самостоятельной учебной деятельности и активизации обучаемого, "формированию личности обучаемого за счет развития его способности к образованию, самообучению, самовоспитанию, самоактуализации, самореализации" [4, С. 154]. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и модульно-рефлексивного мышления обучаемых, что компьютерная визуализация учебной информации оказывает существенное влияние на формирование представлений, занимающих центральное место в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.
Знаменательное открытие XX века - интернет является всемирной информационной магистралью, позволяющей осуществлять еще более интенсивный диалог культур. По данным источника Ь»п: //www.cnews.ru/. министр информационных технологий и связи Леонид Рейман заявил, что в 2008 г. количество пользователей услуг интернета в России достигнет 40 млн человек. По словам министра, по состоянию на конец 2006 г. их было 27 млн, что уже представляет собой уровень проникновения, сопоставимый с европейскими показателями.
По данным другого источника ИЦр.УАуц^'.info-expert.ru/. по совокупному количеству пользователей интернета Россия остается на 6-м месте в мире - после Германии (40 млн), Великобритании (29 млн), Бразилии (27 млн), Италии (25 млн), Франции (23 млн). В то же время эта цифра составляет лишь 20% всего населения страны - на 2% меньше, чем в Бразилии. У развитых стран данный показатель в разы выше: во Франции интернетом пользуется 48% всех жителей, в Испании - 47%, в Италии -
52%, в Германии - 58%, в Великобритании - 60%, в Австралии - 70%, в Гонконге - 62%. а в Швеции - 77%. Сопоставление России с десятью странами мира делалось на основе данных Nielsen//NctRatings за 4-й квартал 2004 гола.
Росту числа пользователей интернета в РФ будут способствовать и различные программы поддержки, проводимые государством, одна из которых - инициатива по информатизации школ страны. Так, по словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, к 1 сентября 2007 г. интернетом должны быть обеспечены 95% школ страны.
Подключение школ к интернету позволит создать равный доступ сельских и городских школьников к образовательным интернет-порталам, упростить подготовку к вступительным экзаменам в вузы, а также поможет расширить возможности дистанционного образования. Появление компьютера, и особенно доступа в интернет, у школьников, безусловно, повышает их успеваемость.
Развитие систем связи привело к появлению уникальной сети - интернет. Развитие сети интернет происходит исключительно интенсивно, позволяя обеспечивать доступ к информации, к любому источнику в любом географическом месте, без ограничения объема информации.
По своей сути, интернет - это глобальная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей. Сеги, входящие в интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP)
[7].
В настоящее время признано, что интернет-обучение, по сравнению с очным обучением, имеет ряд новых образовательных характеристик, в частности, можно отметить:
• преодоление барьеров в пространстве и времени, получение свежей информации и возможность обмена ею между педагогами и учениками:
• резкое увеличение объема и разнообразия доступных образовательных и научных массивов, быстрый и эффективный доступ к мировым культурным сокровищам из любого населенного пункта, использование кибербиблиотек:
• проведение совместных дистанционных занятий;
• усиление активной роли учащегося в образовании при выборе средств, форм и темпов изучения различных образовательных областей;
• увеличение творческой составляющей учебного процесса за счет применения интерактив-
ных форм занятий, мультимедийных обучающих программ, индивидуализированное дистанционное обучение;
• усиление поля общения обучающихся, например, соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах, странах, при помощи участия в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах, публикация в сети и электронная рассылка ученических работ, их экспертиза и оценка;
• создание более комфортных, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей деятельности для всех желающих:
• снятие психологических барьеров и проблем, устранение погрешностей устного общения" [5].
Далее рассмотрим возможности применения И КТ на уроках английского языка в учреждении дополнительного образования.
Модернизация российского образования открыла новые перспективы перед учреждениями дополнительного образования. Система дополнительного образования, являющаяся подсистемой общего образования, решает задачу реализации прав ребенка на полноценное развитие и образование. Термин "дополнительное образование" впервые появился в Законе РФ "Об образовании". A.B. Скачков рассматривает дополнительное образование "как специфическую органическую часть системы общего образования, представляющей собой процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющей детям интеллектуальные, психолого-педагогические. образовательные, развивающие услуги на основе свободного выбора и самоопределения" (6, С. 12].
Рассмотрим, прежде всего, возможности электронной почты, которые могут быть использованы в учебном процессе. Существует три вида электронной почты, которые могут быть использованы на занятиях: 1) один-на-один, 2) почтовый листок. 3) телеконференция.
Электронная почта (e-mail) один-на-один - это стандартный вил коммуникации. Школьники обмениваются адресами, пишут друг другу через определенный интервал под руководством преподавателя. Для школьников важно иметь четкое представление о том. что они пишут друг другу. Темы корреспонденции могут быть различными: написать общую поваренную книгу, туристический справочник для своего города, написать о культуре, традициях, праздниках своей страны и
т.п. Одним из мотивирующих факторов в таких занятиях, как отмечают исследователи, является чувство ответственности перед своим собеседником за сообщение полезной или достоверной информации.
Почтовый листок (mail list) известен как дискуссионный клуб. Все дискуссионные клубы имеют свою тематику и задачи. Участники отправляют запрос на бесплатное членство в клубе и получение почтовых сообщений, посланных в листок за один день. Участники могут поднимать новые проблемы, задавать вопросы членам листка, отвечать па отправленные сообщения и ответы. Это своего рода форум международного обмена идеями, вопросами и опытом. Школьники могут использовать такой клуб для поиска нужной им информации и участвовать в дискуссиях но учебе и культуре. Наиболее известный почтовый листок для преподавателей английского языка как иностранного - TESL-L http://www.tesol.org/s_tesol/index.asp, основанный в 1991 году Нью-Йоркским университетом. В настоящее время участниками листка являются преподаватели и учащиеся 90 стран мира.
Телеконференция (teleconference), в отличие от почтового листка, является открытым дискусси онным клубом, не требующим членства для участия в нем. Телеконференции разбиты по тематическому признаку на рубрики, иначе называемые группами новостей (newsgroups). Информация, помещенная в телеконференцию, как правило, носит неофициальный характер. Большое количество членов телеконференции, однако, не гарантирует эффективного использования содержащейся там информации в учебных целях в силу открытости доступа к таким клубам для пользователей, не использующих телеконференции в образовательных целях.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования электронной почты (e-mail) в учебном процессе:
- электронная почта дает возможность школьникам общаться в реальном времени и, как средство коммуникации, создает среду индивидуализированного, интерактивного, межличностного общения;
- школьники, используя электронную почту, активно ачияют на учебный процесс, общаясь с носителями языка, выходя за пределы обычной аудитории;
- коммуникативные задания через электронную почту направлены на решение проблемы и в
качестве средства при решении этой проблемы используется, прежде всего, английский язык.
Основной формой организации учебной деятельности обучающихся в сети, на уроках английского языка, стал учебный телекоммуникационный проект (telecommunication project). Это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, исследование какой-то проблемы, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности [7, С. 204].
Применение телекоммуникаций рассматривается с точки зрения метода проектов или проектной деятельности, на основе личностно-ориентированного подхода, основанной на поисковых, исследовательских методах, что позволяет организовывать различного рода совместные исследовательские работы учащихся и учителей из различных школ.
Одной из основных организационных форм учебной деятельности А.Ю. Уваров считает метод учебных телекоммуникационных проектов, при этом "возникает исследовательская деятельность учащихся как элемент содержания обучения" [8. С. 31]. Включение учебных телекоммуникационных проектов привносит в структуру учебного предмета новые методы работы с использованием новых информационных технологий, создает оперативную поддержку учителей на рабочем месте, условия для исследовательской работы учителей, новые средства исследовательской деятельности как элемент содержания обучения.
Рассмотрим дидактические возможности обучающих интернет-ресурсов (включающих в себя текст, графику и мультимедиа), которые все чаше находят свое применение в учебном процессе, при обучении иностранному языку. Интернет связывает компьютеры всего мира в единую систему и имеет ряд услуг, которые делают эту систему коммуникационно-передающим средством. Интернет включает: электронную почту (e-mail), входящие в нее телеконференции (newsgroups). почтовый листок (mail list) и "всемирную паутину" (world wide web). Интернет, прежде всего, рассматривается исследователями, как отечественными, так и зарубежными, как источник информации, находящийся в распоряжении подготовленного преподавателя, который обеспечивает учебный процесс неисчерпаемым аутентичным материалом и с помощью которого можно
строить мотивированные и продуктивные учебные занятия.
Какие же виды учебных действий можно выполнять с источниками интернета? Эта деятельность может быть в основном направлена на формирование у школьников таких речевых навыков, как чтение и письмо, а также навыков анализа и систематизации информации. Формирование коммуникативных навыков происходит не только в процессе общения с преподавателем и друг с другом, но и с виртуальным партнером в сети интернет. Через интернет школьник, работая с аутентичным языковым материалом, получает возможность формирования всех составляющих коммуникативной компетенции: грамматической, межкультурной, социолингвистической. Кроме того, в процессе работы с ресурсами интернета школьники, выполняя совместно работу на английском языке, развивают навык говорения. Иными словами, в процессе учебной деятельности с интернет-ресурсами обучающиеся, исследуя аутентичный материал и решая общую задачу, развивают поисковый навык, учатся отбирать, анализировать информацию; развивают навыки чтения и обогащают словарный запас в процессе чтения аутентичного материала; развивают навыки письма, составляя отчет исследования; в процессе решения учебных коммуникативных задач формируют навык устного общения на английском языке.
Ресурсы интернета содержат миллионы страниц информации в виде текста, а также в фафи-ческой, аудио- и видеоформе. С помощью связей интернета школьники могут найти информацию по любой интересующей их проблеме. Документы, которые получают школьники, могут быть из базы данных учебного заведения, правительственного кабинета, книги или газеты, рекламного журнала. Объем информации в буквальном смысле бесконечен.
Каким образом можно использовать интернет в учебном процессе при обучении иностранному языку? Существует два типа интернет-страниц, представляющих интерес для преподавателей иностранных языков: аутентичные страницы для всех пользователей и страницы, специально разработанные для изучающих иностранные языки.
Преимущества электронного издания очевидны: цветные изображения, аудио и видео, сопровождающие текст, мотивируют обучающихся к чтению. Интернет-сайты для изучающих английский язык постоянно развиваются. Многие центры изучения английского языка открыли свои сайты, например, esl help center on the web
предоставляет возможность школьникам задать любой вопрос и получить ответ на него от преподавателей, носителей английского языка, которые участвуют в проекте. Использование образовательных ресурсов сети интернет должно быть предварительно соотнесено педагогами с основными компонентами реализуемой методической системы обучения - целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Используемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить и соответствовать ее компонентам.
Интернет в прямом смысле изобилует любой информацией. На первый взгляд, возможности интернета безграничны и оптимистичны.
В России ежедневно в рамках нацпроекта "Образование" подключается к широкополосному интернету примерно 400 школ. Как признался куратор нацпроектов Дмитрий Медведев, проводя интернетизацию школ, чиновники должны помнить, что всемирная паутина - "очень непростое оружие". Поэтому школьников следует оградить от "сомнительных сайтов". Речь не идет о введении в школах политической цензуры, но на сайты эротического содержания доступ учащимся будет обязательно запрещен.
Общение школьника с интернетом может оказаться пагубным явлением, если оно осуществляется без присмотра, если это общение носит неконтролируемый характер. Школьники, в силу несформировавшейся психики, подвержены нездоровому влиянию различных сомнительных сект и религиозных течений, свободно распространяющих информацию о своей деятельности в сети. Рост случаев педофилии, нетерпимости, угрозы, агрессии повсеместны в сети. Все это и другое вовлечение школьников в различного рода негативные ситуации несет в себе сеть интернет.
В связи с этим знакомство с услугами интернета должно проходить исключительно под наблюдением преподавателей, а дома - родителей. Компьютеры должны быть оснащены так называемой "системой фильтрации доступа к ресурсам".
В ближайшие годы нам всем предстоит решать проблему адаптации к новым условиям жизни в информационном обществе, где решающую роль будут играть информация, способы ее получения. В целом, практически все исследователи приходят к единому выводу о высокой эффективности использования И КТ в учебном процессе, массовом переходе к изучению общеобразовательных дисциплин с использованием
ИКТ на всех ступенях непрерывного образования и формированием на этой основе информационной культуры учащихся.
Поскольку ИКТ постоянно совершенствуются, расширяются сферы применения их в учебном процессе, необходимо не только научить школьников использовать ИКТ в конкретных учебных целях, но и дать им совокупность знаний. умений и навыков, позволяющих приобретать новые знания, умения и навыки, соответствующие данному этапу информатизации образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Роберт И В. Информационные технологии в науке и образовании / И В. Роберт. П И. Самойленко. - М.. 1998.
- 178 с.
2. Смирнов A.B. Технические средства в обучении и воспитании детей: учеб. пособие для средних учеб. заведений / A.B. Смирнов. - М.: Академия, 2005. - 208 с.
3. Панюкова С.В. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно-ориентированном обучении: на примере общепрофсссиональных дисциплин технических вузов дисс. ... д-ра пед. наук / С.В. Панюкова. М., 1998. - 390 с.
4. Машбии Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбии. - М. : Педагогика, 1988. - 192 с.
5. Ястребкова Е.Н. Моя провинция - Центр Вселенной: развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах / Е.Н. Ястребцова. Я.С. Быковский. - М.: Проект Гармония, 1999. - 205 с.
6. Скачков A.B. Дополнительное образование как соииаль-но-пелатогическая проблема : автореф. дисс. ... канд. пел. наук / A.B. Скачков. - Ростов-на-Дону, 1996. - 24 с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для стул. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат. М.К). Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Пол рел. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия". 2003. -272 с.
8. Уваров А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов: В 2 вып. / А.Ю. Уваров Барнаул: БГПИ, 1996. - Вып. 2. С. 31.
". ¿Kt.':