Изучение английского языка
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Киндулкина Надежда Георгиевна ([email protected])
МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа», РМЭ
Аннотация
Интеграция российской экономики в мировую способствует формированию повышенного спроса на специалистов со знанием иностранных языков, в основном английского. В наше время ускорения научно-технического прогресса важнейшая задача - научить подрастающее поколение жить в информационном мире. Владение ИКТ расширяет возможности в совершенствовании языковой компетенции и умений межкультурной коммуникации. Следовательно, применение ИКТ на уроках английского языка способствует не только повышению уровня знаний обучающихся, но и саморазвивает как учителя, так и обучающихся.
Информационное общество, в котором живут дети, изменилось за последние десятилетия. Психология ребенка, его способность воспринимать и запоминать новое, воспринимать и усваивать материал остались, в основном, прежними. Но значительно изменились предпочтения детей к способу получения материала. Возросла роль аудиовизуальной подачи информации, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), внедрение которых активно происходит в настоящее время.
Сегодня учитель, чтобы быть успешным, должен обладать навыками плодотворного сотрудничества с обучающимися на основе информационного взаимодействия. Современный урок должен быть интересным, познавательным, запоминающимся и креативным.
Основной целью обучения английского языка является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе обучения английского языка. Современные методики помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучающихся. Ведь современный обучающийся - это личность, чей круг интересов очень разнообразен.
В обучении английскому языку, как и в любой другой сфере, стали широко применяться информационно-коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационные технологии - средство развития мотивации учебной деятельности на уроках. Также использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе способствует развитию познавательной деятельности и достижению основных целей обучения предмету, активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулирует и развивает мышление и память. На уроках английского языка такие технологии позволяют обучающимся в интересной форме овладеть коммуникативно-речевыми умениями: аудированием, чтением, письмом и говорением и закрепить пройденный материал в необычной форме.
Следует отметить, что развитие перечисленных умений полностью соответствует требованиям современного образовательного стандарта по иностранным языкам. Это значит, внедрение учебных интернет-ресурсов в процесс обучения иностранному языку (наряду с печатными изданиями) способствует достижению основных целей обучения английского языка в средней общеобразовательной школе.
По нашему мнению, в обучении английскому языку выделяются две главные задачи: научить детей понимать англоязычную речь на слух и научить их читать и понимать прочитанное на английском языке. В обучении аудированию учитель или читает текст сам, или применяет запись на кассете или СБ. Но данные способы в настоящее время не так уж интересны. Другое дело - взятые из Интернета аудио- и видеоматериалы различной степени сложности по различной тематике с речью носителя языка. Дети воспринимают материал не только на слух, но и визуально, что значительно повышает их интерес.
В ходе овладения навыками аудирования обучающиеся могут усвоить большее количество новой лексики. Чем шире словарный запас, тем легче понимать речь на слух.
Обучение чтению на уроках английского языка также важно. Конечно, мы читаем на уроках, но этого недостаточно для более полного усвоения англоязычной речи. В Интернете можно найти
94
ИТО Марий Эл -2010
произведения разных авторов, тексты на разные темы. Можно выбрать адаптированные или неадаптированные тексты, в зависимости от уровня знаний обучающихся.
Глобальная сеть Интернет создает все условия для получения любой необходимой учителям и обучающимся информации: страноведческий материал, фотоматериал, статьи из газет и журналов, необходимую литературу, материал для проектов и т. д. Обучающиеся могут принимать участие в викторинах, конкурсах, олимпиаде по Интернет. Можно найти огромное количество материала по грамматике английского языка. Естественно, сложность материала и его объем должны варьироваться и соответствовать уровню развития обучающихся. После выполнения можно сразу же самому проверить свои результаты: дается определенное количество правильных и неправильных ответов и правильные варианты.
В своей работе мы, как и другие учителя, применяем материал, взятый из Интернета, и лицензионные диски, так как использование мультимедийных электронных учебных пособий повышает эффективность учебных занятий. Мы пользуемся обучающей программой «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!», который состоит из двух курсов: курса английской фонетики и курса английской грамматики. Особенность обучения по данной программе - возможность сравнения собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, по специально разработанной системе графического отображения звука на экране монитора. Практические упражнения составлены по простому принципу - «от простого к сложному». Курс применим и для самостоятельных занятий, и для работы в аудитории.
Мультимедийные презентации, созданные с помощью программы MS PowerPoint прочно вошли в образовательный процесс школы. Довольно часто мы проводим свои уроки с использованием пре -зентаций.
Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определенного возраста обучающихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико-грамматической теме. Она базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.
Например, при изучении страноведческого материала мы показываем фотоизображения достопримечательностей страны, взятые из Интернета. Как еще дети могут посмотреть Букингемский Дворец, Трафальгарскую площадь, Гайд Парк и другие места? А при изучении темы «Oceans of adventures» в 8 классе для поиска дополнительной информации для выполнения домашнего задания были даны адреса сайтов, где обучающиеся могли найти сведения о реальном человеке.
Выделенная информация, красочное оформление способствуют более быстрому запоминанию и стимулируют детей к активной работе на уроке.
Постепенно начинаем использовать и ЦОР нового поколения - ОМС (открытые образовательные модульные мультимедиа системы) по английскому языку. На сайте Федерального центра (http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/p/page.html) информационно-образовательных ресурсов можно найти большое количество ОМС на разные темы. Например, в 8 классе при изучении темы «The place where you live» использовался модуль mmc.english_a_ place_to_live.L2.02. Надо прослушать троих людей, описывающих комнаты, и ответить на вопросы. Можно сразу же проверить ответы и, при необходимости, переделать вновь.
Обобщая опыт, можно сделать вывод, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности:
- способствует повышению мотивации обучающихся и активизации их речемыслительной деятельности;
- дает возможность рационально организовать познавательную деятельность, обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса;
- улучшает качество усвоения материала;
- дает возможность индивидуализировать процесс обучения;
- ускоряет процесс обучения;
- активизирует все виды памяти, что в значительной мере влияет на результативность процесса обучения.
Использование информационных технологий в сочетании со знаниями и умениями в области иностранных языков позволяет обучающимся получать представление о реалиях современной экономической
и социальной ситуации в стране и мире, способствует успешной социальной адаптации, что очень важно в наше непростое время.
Учитель не должен останавливаться на достигнутом. Он должен постоянно развиваться, заниматься самообразованием, чтобы знания, полученные обучающимися, соответствовали требованиям современного общества и образования в том числе. Информационно-коммуникативные технологии открывают широкие возможности учителям, которые ищут дополнительные средства для решения своих профессиональных задач.
Литература
1. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием // Иностранные языки в школе. 2008. № 3.
2. Литвинова С.Л. Использование ИКТ для повышения мотивации на уроках английского языка // http://pedsovet.org.
3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся // Иностранные языки в школе. 2008. № 6, 8.
САМООБРАЗОВАНИЕ В СЕТИ
Князева Наталья Юрьевна ([email protected])
ГОУРМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш»
Аннотация
Автор статьи рассматривает роль сетевых педагогических сообществ в самообразовании педагога.
Сегодня традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность учителя и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Мир стремительно меняется: умножение информации, ускоренная смена все новых и новых технологий приводят к тому, что молодое поколение обгоняет старшее на пути прогресса. 8М8-дети (SаMоSтоятельные дети) уже к десяти годам в жизненном плане знают больше, чем его учитель. Последний при этом более осведомлен по вопросам своего конкретного предмета - по физике, математике или литературе. Во всех остальных вещах современного информационного общества он, с точки зрения рядового школьника, полный профан, а ребенок - эксперт. Следует помнить, чтобы быть активной и творческой личностью, интересным человеком, способным повести за собой учеников, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, используя новые информационные технологии и участвуя в интернет-инициативах. Возможно, культура педагога будет богаче и разнообразнее, диалог с учащимся станет интереснее. Взаимодействие должно осуществляться в атмосфере взаимопонимания и доверия, а его может организовать лишь педагог-мастер, умеющий использовать в практической деятельности современные технологии. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в ней.
В настоящее время перед учителем стоит одна из самых серьезных задач. Это - гибкость в обновлении содержания образования и не освоение учеником определенных знаний, а обучение его мыслить современно, работать с информацией, находя и отбирая только нужное из того информационного разнообразия, которое содержится в сети, анализировать, делать обоснованные выводы, принимать решения.
И, прежде чем научить, необходимо понимать, что, в первую очередь, педагогическая компетентность сегодня должна включать такой элемент, как способность работать с потоком информации, постоянно обновлять ее содержание, быть готовым серьезно перестроиться. Для решения данной задачи все шире используются современные сетевые технологии - сетевые профессиональные педагогические сообщества учителей. Они применяются для поддержки педагогов на рабочем месте, для профессионального развития, взаимодействия и общения, не выходя из школы.
Основная цель педагогического сообщества - подготовка учителей для профессиональной деятельности в Интернете. Здесь учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети,