Markelov S. V. In: Vestnik Permskogo instituía FSIN Rossii [Bulletin of Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia]. Vol. 1(5) (2012): 29-31. (In Russian).
Nikitina T. V. In: Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education]. Vol. 10 (2015a): 88-92. (In Russian).
Nikitina T. V. In: Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Journal of the Kemerovo state University], Vol. 3, № 2 (62) (2015b): 88-92. (In Russian).
Nikitina T. V. In: Professionalnoye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. Vol. 3 (23) (2016a): 102-109. (In Russian). .
Nikitina T. V. In: Yuridicheskoye obrazovaniye i nauka [Legal education and science]. Vol. 3 (2016b): 66-71. (In Russian).
Olkhovskaya T. I. In: Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia] Vol. 6 (2003): 98-99. (In Russian).
T. V. Nikitina
Perm, Russia
FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CADETS IN THE PROCESS OF RESEARCH ACTIVITIES
Abstract. This article deals with the problem of formation of professional communicative competence of cadets in the departmental institution in the process of self-education. The aim of this work is to prove that one of the conditions of efficiency of process of self-education of students is their active participation in research activities. For realization of research tasks the following methods of research were used: the analysis and generalization of pedagogical, methodical literature on the work problem; the synthesis of pedagogical experience. On the basis of Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia the author the author describes forms of research activity of cadets, which are used in the educational process and in extracurricular time. The author suggests forming professional communicative competence, not only within the discipline «Russian language and Standard of Speech», but also to include the communicative blocks of profile orientation in the cycles of General and professional disciplines, and program practices in the framework of implementation of the basic educational program. This is due to the fact that other linguistic disciplines (except «Russian language and Standard of Speech») aimed at building these competencies in the training plan. The author describes in detail the process of development of communicative competence of cadets by organizing their research work. The article suggests exercises that develop the readiness of cadets to communication in the scientific field.
Key words: professional communicative competence; research activities; departmental institution.
About the author: Tatyana Vasilievna Nikitina, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Chair of the Humanities.
Place of employment: Perm Institute of the Federal Penal Service
Никитина Т. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности курсантов в процессе научно-исследовательской работы // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 39-43.
Nikitina Т. V. Formation of professional communicative competence of cadets in the process of research activities // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 39-43.
УДК 378 Е. А. Павлова
Нижневартовск, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. С введением новых федеральных образовательных стандартов в высшей школе компетент-ностный подход становится ведущим в образовании. Задача преподавателя - организовать учебный процесс так, чтобы студенты научились получать, перерабатывать и использовать большой объем полезной информации, т.е. все больше часов отводится на самостоятельную работу.
Предмет рассмотрения данной статьи - вопросы формирования информационно-коммуникационной компетентности у бакалавров - будущих учителей английского языка посредством активного внедрения ИКТ-технологий.
Автор делится опытом организации самостоятельной работы студентов с бесплатными инструментальными онлайн-программами. Студенты становятся более автономными в создании образовательного контента и взаимодействии с другими участниками процесса обучения. Преподаватель выступает в качестве модератора учебной деятельности, осуществляет «обратную связь».
В статье представлен широкий обзор ИКТ-технологий с использованием онлайн-ресурсов, которые помогут будущим учителям освоить важные компьютерные программы при планировании уроков английского
языка на разных ступенях обучения: разработка «облаков слов», интеллект-карт, комплекса интерактивных упражнений и тестов-тренажеров, составление учебных кроссвордов и мультимедийных презентаций и др.
Использование онлайн-ресурсов в процессе решения профессионально-ориентированных методических задач обеспечивает развитие информационной культуры студентов, способствует формированию навыков творческого саморазвития.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность; смешанное обучение; самостоятельная работа; интернет-технологии; сетевые инструментальные средства обучения.
Сведения об авторе: Елена Александровна Павлова, доцент кафедры лингвистики и перевода.
Место работы: Нижневартовский государственный университет
Контактная информация: 628605, г.Нижневартовск, ул.Ленина, д. 56, тел.: 27-28-27; e-mail: [email protected].
Современное российское общество характеризуется значительными социально-экономическими переменами, связанными с комплексным внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы производства, культуры и науки.
Особую значимость приобретает информатизация образования, которая рассматривается как «целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования технологией и практикой создания и оптимального использования учебно-методических, программно-техноло-гических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационно-коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегаюгцих условиях» (Роберт 2005:21).
Под термином «информационно-коммуникационные технологии» понимается «система методов и способов ввода, обработки, хранения, поиска и передачи информации в компьютерных сетях» (Сысоев 2012: 5).
В поиске оптимальной, эффективной модели подготовки компетентного выпускника, мобильно реагирующего на требования меняющегося мира, социума и общества в целом, профессия заставляет педагога все чаще обращаться к ИКТ-технологиям (Путистина 2016: 163).
Интернет-ресурсы являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования студентов, удовлетворения их личных и профессиональных интересов и потребностей. Важно организовать процесс обучения в вузе так, чтобы студенты научились получать, перерабатывать, оценивать и использовать в практической деятельности большой объем полезной информации.
Есть замечательная английская поговорка: «Dort't give your children a fish, but teach them how to fish» - He давайте детям рыбу, но научите их рыбачить! Она отлично отражает цель обучения, которую должен ставить современный преподаватель перед собой, - научить обучающихся из огромного количества ресурсов находить самое нужное и интересное для усвоения неродного языка.
Задача современного образования - не просто дать знания студентам, а научить их самостоятельно приобретать и развивать умения и навыки в ходе выполнения практических задач, помочь им почувствовать себя уверенно в новых
ситуациях. Мобильность, конструктивность, самостоятельность, готовность к переменам - важные качества современных выпускников-бака-лавров (Павлова 2016: 77).
Иными словами, инновационные процессы в современном образовании обуславливают переход от сообщения студентам готовых знаний к развитию у них умения добывать самостоятельно полезную информацию, т.е. дополнение «знание-вой» парадигмы педагогического процесса «ком-петентностной» парадигмой, переход от «сообщающих» к интерактивным методам обучения, что соответствует требованиям современных ФЕОС (Федеральный государственный ...).
В свете последних требований к подготовке специалистов, образование рассматривается не как способ передачи информации и знаний, а как «общественный институт, формирующий компетенции, которые способствуют становлению личности студента как активного субъекта учебной деятельности и позволяют ему инициировать и управлять процессом обучения, стремиться к непрерывному образованию и самосовершенствованию» (Захарова 2003: 79).
В условиях информатизации образования основным направлением подготовки бакалавров -будущих учителей английского языка является развитие их информационно-коммуникационной компетентности. П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев определяют ИКТ-компетентность как «способность учителя использовать интернет-ресурсы, социальные сервисы Веб.2.0 и другие технологии с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка» (Сысоев, Евстигнеев 2011: 17).
Активизация внедрения ИКТ в учебный процесс и новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, требуют поиска новых подходов к разработке методов преподавания, организации самостоятельной работы студентов, проверке качества и результативности их обучения.
Новые ФЕОС требуют пересмотра способа приобретения знаний студентами в условиях смешанного (очно-дистанционного) обучения и поиска оптимального соотношения объема аудиторной учебно-познавательной деятельности студентов (под непосредственным управлением со стороны преподавателя) и внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуально или в малых группах, при опосредованном руководстве препо-
давателя - обсуждение в блоге, практические рекомендации, рефлексия).
ИКТ-технологии приобретают все большую популярность в практике обучения иностранному языку. Это может быть обусловлено следующими причинами:
• большинство вузовских библиотек имеют свободный доступ в сеть;
• современное поколение студентов чувствует себя уверенно и привычно, самостоятельно перемещаясь по разным сайтам и веб-страницам, причем интеграция Интернета в обучение возможна с использованием телефонов, ноутбуков, планшетов;
• интернет-ресурсы предлагают широкие возможности организации как индивидуальной, так и совместной работы студентов, разделенных географически;
• интернет-технологии располагают новыми возможностями проверки и оценки знаний обучающихся (с их помощью можно создавать интерактивные задания, тренажеры, тесты, где сразу виден результат выполненной работы).
Тенденция развития высшей школы такова, что все больше и больше часов отводится на самостоятельную работу студентов, что подразумевает умение преподавателя организовать эту работу. Формирование навыков самостоятельной работы и учебной автономии является важным этапом использования онлайн-технологий в обучении английскому языку.
В сети Интернет будущему учителю представлен широкий выбор педагогических и методических технологий с использованием онлайн-ресурсов. Главные критерии выбора инструментальных программ в сфере образования - доступность, распространенность, простота использования, стремление к упрощению рабочей оболочки (Сысоев, Евстигнеев 2010: 74).
Приведем примеры проблемных профессионально-ориентированных задач в рамках дисциплины «Методика обучения и воспитания», которые помогают студентам-бакалаврам освоить важные компьютерные программы и гарантируют формирование информационно-коммуникационной компетентности.
Самостоятельная работа с электронными ресурсами включает выполнение следующих заданий:
1. Индивидуальная или коллективная разработка аннотированного каталога интернет-ресурсов по обучению разным видам речевой деятельности и публикация материалов на виртуальной доске (сервис padlet.com).
Как правило, студенты работают в малых группах сотрудничества, т.к. в этом случае возможно редактирование информации несколько раз двумя-тремя студентами.
2. Совместное создание и редактирование ментальной карты (с помощью сервисов Ми^ото; ЪиЪЫ.т; iMindMap9; spiderscribe.net), которая наглядно отражает логику мышления студентов в рамках изучаемой темы и позволяет хранить большие куски информации: новые сло-
ва, грамматические правила и структуры, страноведческую информацию об англоговорящих странах, фактическую информацию из фабульных текстов при их пересказе.
3. Создание «облаков слов» (с помощью сервисов www.wordle.net,www.tagul.com, www.worditout.com) и разработка комплекса упражнений по их использованию на уроке для формирования рецептивных и продуктивных фонетических, лексико-грамматических навыков и речевых умений (при обучении говорению «снизу вверх» и «сверху вниз»).
Ключевые слова, зафиксированные в одном привлекательном рисунке, выступают в качестве вербальных опор-стимулов, которые помогают студентам без особого труда восстановить общий смысл прочитанного/прослушанного текста (реконструировать текст-образец) или удерживать в памяти собственное монологическое высказывание в рамках изучаемой лексической темы. Иными словами, это один из способов научить студентов логически и последовательно формулировать мысли в устной и письменной форме.
4. Составление учебного интерактивного кроссворда (на онлайн-сервисе «Фабрика кроссвордов» http://puzzlecup.com/crossword-ru/ или www.hotpotatoes.net, www. theteacherscorner. net) - для использования его в дальнейшем на занятии в качестве интеллектуальной паузы (а не как форму контроля).
Это задание стимулирует познавательную активность, развивает логическое мышление, творческие способности и эрудицию будущих учителей, учит их четко, логично и лаконично выражать свои мысли (совершенствует дискурсивную компетенцию), повышает грамотность (что немаловажно, т.к. компьютер практически вытеснил письмо из нашей повседневной жизни). Для обучающихся разгадывание тематического кроссворда на занятии, с одной стороны, станет повторением изученной лексики, с другой стороны, это еще и практика в чтении (с общим охватом содержания, если студенты сами читают дефиниции ключевых слов) или в понимании иноязычной речи на слух (преподаватель читает определения слов, зашифрованных в кроссворде -глобальное аудирование).
5. Разработка фрагмента урока с использованием интерактивных заданий (с помощью сервиса www.learningapps.org/) и обоснование эффективности выбранного упражнения: на составление слов из букв, на выбор ответа (одного или нескольких), на установление соответствия изображений с названиями, аудио или видео, на заполнение пропусков в тексте и др.
Интерактивные задания предполагают реализацию когнитивного и дифференцированного подхода (создаются упражнения разной степени сложности). Они отлично подходят для кабинетов, оборудованных интерактивными досками, где есть функция тактильного управления. Более того, затрачивается минимум времени на уроке, и обучающиеся имеют возможность сразу видеть
правильность выполнения задания или получить справку.
6. Разработка языковых тестов-тренажеров (посредством инструментальной программы testonline.pad.com или www.hotpota.toes. net) с целью контроля качества позволяет:
- экономить учебное время;
- снимать такой отрицательный психологический фактор, как «ошибкобоязнь»;
- максимально объективно оценивать результаты (по определенной шкале) и прогнозировать прогресс;
- накапливать статистическую информацию в процессе изучения каждой темы.
Анализируя ошибки студентов, верные/неверные ответы, обращение к подсказкам, объем времени, затраченный на определенные задания, преподаватель делает вывод о степени сформированное™ полученных студентами знаний.
7. Создание интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой (сервис prezi.com http://oprezi.ru/) и публикация материалов на сервисах calameo.com или slida-share.com, озвучивание презентаций PowerPoint с помощью бесплатного звукового редактора Audacity.
Преимущества использования мультимедийных презентаций на уроках английского языка:
- это одно из визуальных средств представления языкового материала, позволяющее объединять текстовую информацию, анимацию, аудио-и видеоряд;
- гипертекстовая творческая организация большого объема информации позволяет соединять электронные тексты и их фрагменты с помощью системы гиперссылок и тем самым работать одновременно с несколькими ресурсами (Титова 2003: 213);
- использование различных каналов восприятия информации на уроке обеспечивает развитие основных видов речевой деятельности -аудирование,чтение, говорение.
8. Разработка сценариев викторин страноведческого характера для контроля грамматических навыков говорения (с помощью сервисов http://www.jeopardylabs.com,).
Это игры типа телешоу «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?», когда при правильном ответе играющие получают сумму баллов, равную цене вопроса. Они, как правило, проводятся после завершения изучения темы и являются своеобразным смотром знаний («контроль без видимого контроля» - термин профессора Е. И. Пассова).
9. Создание индивидуальных учебных блогов (на платформах WordPress -http://wordpress.org, Blog.com - http://blos.com, Blosser - http://www.blosser.com) - персонального информационного пространства пользователя (по сути электронного портфолио), на котором студенты публикуют фрагменты уроков, разрабатываемые при подготовке к семинарским занятиям,
справочные материалы и средства наглядности, презентации, комплексы упражнений, интересные ссылки, фото- и видеоматериалы для комментирования их одногруппниками.
Ведение блогов - это возможность реали-зовывать интерактивный характер обучения и развивать коммуникативную компетенцию, в том числе с носителями языка из разных англоговорящих стран (которые также могут оказаться пользователями).
Благодаря использованию блогов в работе со студентами активизируется познавательная деятельность, повышается уровень творческой самореализации, совершенствуется навык поиска и анализа информации, формируются навыки критического мышления, автономной работы (Ажель 2012: 371).
10. Создание звуковых подкастов (при помощи бесплатных программ аудиозаписи Audacity http://audacity.sourceforge.net/ или Podomatic https://www.podomatic.com/) и размещение их в индивидуальных блогах.
Подкасты выступают не только как средство развития умений аудирования, но и как инструмент совершенствования навыков говорения студентов (при обучении «сверху вниз»).
Профессионально направленное содержание всех приведенных заданий активно развивает коммуникативно-профессиональные качества будущих учителей, готовит их к успешному прохождению педагогической практики.
Преимущество использования свободных электронных ресурсов заключается в возможности привлечения всех студентов для участия в учебном процессе в качестве активных создателей образовательного контента. В центре педагогического процесса оказывается студент, который становится более автономным (с точки зрения управления учебным процессом) и более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками процесса обучения (Шишковская 2011: 15).
Преподаватель выступает в качестве модератора учебной деятельности, он осуществляет «обратную связь»: консультирует студентов в случае возникновения каких-либо сложностей, оценивает работы, выполненные студентами, дает советы и рекомендации по углублению знаний.
Использование онлайн-ресурсов обеспечивает реализацию ведущих дидактических принципов обучения иностранному языку:
• принцип сознательности - студентам предоставлена большая свобода действий, преподаватель лишь направляет их работу;
• принцип активности - каждый студент сам выбирает время и направление для разработки интерактивных заданий, наполняет задания контентом, регулирует темп выполнения заданий;
• принцип наглядности - интернет-среда позволяет студентам оформить свой речевой продукт в визуально доступной форме;
• принцип развивающего обучения - неограниченность онлайн-ресурсов расширяет общий лингвистический кругозор будущих учителей, культурологические знания и навыки;
• принцип посильности и доступности -наличие разноуровневых материалов позволяет как преподавателю, так и студентам выбирать материал, соответствующий их уровню коммуникативной компетенции.
Преподавание английского языка с помощью ИКТ позволяет студентам приобрести навыки работы с информацией (поиск, анализ, структурирование, обработка, редактирование, передача) и развивает их автономию, т.е. «способность к принятию решений, осознанию ответственности, рефлексивной оценке анализу учебной деятельности, обеспечивающей адекватный выбор коммуникативно-когнитивных стратегий при самостоятельном решении коммуникативных задач в про-
цессе взаимодействия с другими субъектами» (Путистина 2007: 313).
Итак, обучение иностранному языку с использованием интернет-ресурсов интересно своей новизной, актуальностью, креативностью. Работа с помощью ИКТ способствует повышению мотивации студентов к использованию постоянно обновляющихся образовательных технологий, развитию ИКТ-активности, самоактуализации в быстро меняющемся информационном мире. Конечно, невозможно использовать в образовательном процессе только материалы Интернета, однако правильно организованная, планомерная работа студентов-бакалавров с инструментальными программами поможет сформировать их автономию и устойчивую потребность в самообразовании, что является одной из ключевых компетенций большинства современных образовательных программ.
ЛИТЕРАТУРА
Ажель Ю. 77. 2012. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков // Молодой ученый 6, 369-371.
Захарова И. Г. 2003. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия».
Павлова Е. А. 2016. Интеллектуально-нагруженные задания как важный фактор развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка // Нижневартовский филологический вестник 1,76-83.
Путистина О. В. 2007. Использование интерактивных форм работы как один из способов развития коммуникативно-когнитивной автономии студентов на продвинутом этапе обучения иностранному языку // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Еерцена 14, 37, 312-315.
Путистина О. В. 2016. Из опыта использования информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка // Рогозина И. С. (отв. ред.). Multicultural World: challenges of mutual understanding (Мультикультурный МИр: проблемы взаимопонимания): Материалы международной научно-методической конференции. Сыктывкар: Изд-во СЕУ, 161-166
Роберт И. В. 2005. Основные направления информатизации образования в отечественной школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования 5, 19-27.
Сысоев 77. В. 2012. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе 2, 2-9.
Сысоев 77. В., Евстигнеев М. П. 2010. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Ростов-на-Дону: Феникс; Москва: Елосса-Пресс.
Сысоев 77. В., Евстигнеев М. П. 2011. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе 6, 16-20.
Титова С. В. 2003. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы. URL: http://www.akvobr.ru/fgos_dla_vysshei_shkoly.html (2017. 18 янв.).
Шишковская Ю. В. 2011. Развитие учебной компетенции студентов технического вуза посредством технологий веб 2. 0 // Вестник Томского государственного педагогического университета 6, 14-16.
REFERENCES
Azhel Yu. P. In: Molodoy uchenyy [Young Scientist], Vol. 6 (2012): 369-371. (In Russian).
Zaharova I. G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: Ucheb. posobie dlya stud, vyssh. ped. ucheb, zavede-niy [ICT in Education: Study Guide]. - Moscow: Izdatelskiy centr «Akademiya», 2003. (In Russian).
Pavlova E. A. In: Nizhnevartovskiy filologicheskiy vestnik [Nizhnevartovsk Bulletin of Philological Studies]. Ed. by O.M. Kultysheva. Vol. 1 (2016): 76-83. (In Russian).
Putistina О. V. In: Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena [Bulletin of Herzen University], Vol. 37 (2007): 312-315. (In Russian).
Putistina О. V. In: Multikulturnyy mir: problemy vzaimoponimaniya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferencii [Multicultural World: challenges of mutual understanding: Proceedings of international scientific conference]. Ed. by I.S. Rogozina. Syktyvkar: Izd-vo SGU, 2016. (In Russian).
Robert I. V. In: Vestnik MGPU. Ser.: Informatika i informatizaciya obrazovaniya [Bulletin of Moscow Pedagogical University. Issues on Informatics and informatization of education]. Vol. 5 (2005): 19-27. (In Russian).
Sysoev P. V. In: Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school]. Vol. 2 (2012): 2-9. (In Russian).
Sysoev P. V., Evstigneev M.N. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispolzovaniem novyh informacion-no-kommunikacionnyh Internet-tehnologiy [English language teaching methodology with the use of ICT]. Rostov on Don: Feniks; Moscow: Glossa-Press, 2010. (In Russian).
Sysoev P. V., Evstigneev M.N. In: Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school]. Vol. 6 (2011): 16-20. (In Russian).
Titova, S. V. Resursy i sluzhby Interneta v prepodavanii inostrannyh yazykov [Internet resources in language teaching]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 2004. (In Russian).
Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart dlya vysshey shkoly [Federal state educational standard for higher education]. Available at: // http://www.akvobr.ru/fgos_dla_vysshei_shkoly.html (Accessed on 2017. 18 Jan. 2017). (In Russian).
Shishkovskaya Yu.V. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University]. Vol. 6 (2011): 14—16. (In Russian).
E. A. Pavlova
Nizhnevartovsk, Russia
ON-LINE RESOURSES IN DEVELOPING FOREIGH LANGUAGE TRACHERS' ICT COMPETENCE
Abstract. The Federal Education Standards in higher school define a competency-based approach as the leading one in modern education. The teacher's task is to organize the educational process so that students can receive, evaluate and use in their practice a large amount of useful information, i.e. more hours are given to independent work of students.
The article considers the ways to develop the foreign language teachers' ICT competence thanks to the active introduction of the informational and communication technologies.
The author shares his own experience how to teach students independently acquire and develop skills while practicing some free on-line instrumental programs. Students become more autonomous in the creation of educational content and interaction with the other members of the learning process. The teacher acts as the moderator of all training activities, he provides 'feedback'.
The article presents a wide range of ICT technologies using on-line resources to help future teachers learn important computer programs for planning English lessons at various levels: creating 'clouds of words', mind maps, interactive exercises and language tests, making up thematic crosswords and multimedia presentations, etc. The use of on-line resources in the process of solving the professionally-oriented teaching tasks ensures the formation of students' ICT competence, they improve their skills and creative self-development.
Key words: ICT competence; blended education; independent work; information technologies; educational network tools.
About the author: Elena Alexandrovna Pavlova, Associate Professor Department of Linguistics and Translation Studies.
Place of employment: Nizhnevartovsk State University
Павлова E. А. Использование онлайн-ресурсов для формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей английского языка // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. №2. С. 43-48.
Pavlova Е. A. On-line resourses in developing foreigh language teachers' ict competence // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 43-48.
УДК 378.1 М. П. Прохорова, С. В. Булганина
Нижний Новгород, Россия
ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ АБИТУРИЕНТАМИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию инноваций в профессиональном образовании и оценке влияния внедренных образовательных инноваций на выбор образовательного учреждения абитуриентами. Предмет исследования - восприятие образовательных инноваций абитуриентами педагогического вуза. Целью исследования выступало определение степени влияния знаний абитуриентов об образовательных инновациях, используемых в образовательной организации, на их выбор образовательного учреждения. Задачами исследования являлись определение осведомленности абитуриентов об образовательных инновациях, определение места образовательных инноваций среди критериев выбора вуза абитуриентами, определение готовности абитуриентов к обучению с использованием образовательных инноваций.
Исследование было проведено с использованием анкетирования в марте 2016 г. Выборка респондентов составила 142 школьников Нижнего Новгорода в возрасте от 13 до 18 лет. Анкеты обрабатывались статистическими методами, формировались сводные таблицы и проводилась графическая интерпретация резуль-