Научная статья на тему 'К вопросу о возможности применения Интернет-технологий на уроках английского языка в средней школе'

К вопросу о возможности применения Интернет-технологий на уроках английского языка в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
999
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / ИКТ / ICT / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET-TECHNOLOGIES / ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ШКОЛЕ / ICT'S USING AT SCHOOL / ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0 / WEB 2.0 TECHNOLOGIES / WORDLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенцова Оксана Александровна, Алмазова Надежда Ивановна

Описано использование Интернет-технологий на уроках английского языка в российской средней школе, затрагивается вопрос актуальности использования технологий в процессе обучения английскому языку, представлены некоторые исследования этого вопроса в научной литературе. Рассматриваются понятия «интерактивность», «ИКТ», «Интернет-технологии». Оцениваются опыт и результаты использования автором одной из Интернет-технологий Wordle при работе с текстом на уроках английского языка в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенцова Оксана Александровна, Алмазова Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON USING INTERNET-TECHNOLOGIES IN THE ENGLISH LANGUAGE CLASSES AT SECONDARY SCHOOL IN RUSSIA

The article focuses on a problem of using Internet-technologies in the English language lessons at Russian secondary school. Russian educational system needs new methods of integrating ICT into school teaching system. The article presents the author’s experience of using Web 2.0 technology Wordle into class activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о возможности применения Интернет-технологий на уроках английского языка в средней школе»

12. Слюсарь Е.А. Формирование культуры взаимопонимания у студентов (на материале процесса обучения иностранному языку). Автореф. канд. пед. наук. - Калининград. -2006. - 24 с.

13. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Бордовской Н.В. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011 - 432 с.

14. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 272 с.

15. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц -М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007 - 746 с.

УДК 372.881.111.1

Сенцова О.А.

Гимназия 1573, Москва Алмазова Н.И.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Описано использование Интернет-технологий на уроках английского языка в российской средней школе, затрагивается вопрос актуальности использования технологий в процессе обучения английскому языку, представлены некоторые исследования этого вопроса в научной литературе. Рассматриваются понятия «интерактивность», «ИКТ», «Интернет-технологии». Оцениваются опыт и результаты использования автором одной из Интернет-технологий Wordle при работе с текстом на уроках английского языка в средней школе.

Ключевые слова: интерактивность; ИКТ; Интернет-технологии; применение ИКТ в школе; технологии Web 2.0; Wordle.

Основная сложность в процессе изучения иностранного языка заключается в некой «виртуальности» предмета. Находясь вне общества носителей языка, ученику трудно наметить ориентиры, которые помогут ему овладеть большим объемом лексики и грамматики нового для него языка общения.

Существует огромное количество методической и вспомогательной литературы, посвященной теме организации учебного процесса таким образом, чтобы на выходе сформировать у школьников 4 базовых умения:

— умение использовать присвоенную иностранную культуру в ее диалоге с родной (как продукт познавательного аспекта);

— умение использовать в общении способности разного характера (как продукт развивающего аспекта);

— умение реализовать нравственный потенциал, накопленный в иноязычном образовании (как продукт воспитательного аспекта);

— умение общаться посредством всех видов речевой деятельности (как продукт учебного аспекта) [2].

Однако данные базовые умения строятся на первоначальном освоении различных знаний и умений, актуализируемых в различных видах речевой деятельности, при этом оптимизация и интенсификация процесса обучения являются непременными задачами, решать которые предстоит учителю-методисту, учителю-практику. Кроме чисто познавательных задач, которые педагог решает в рамках содержательно-процессуальных мероприятий образовательного процесса, большое влияние должно уделяться воспитательной стороне. Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях, при этом особо подчеркивается, что одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития учащихся.

Одним из способов оптимизации, интенсификации образовательного процесса, ориентированных как на информационные (учебные), так и воспитательные цели, являются инновационные технологии, связанные, прежде всего, с внедрением в учебный процесс компьютерных и Интернет-технологий. Закон Российской Федерации «Об образовании», «Проект Национальной образовательной инициативы «Наша школа» говорят о тесной связи современного образовательного процесса и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), необходимое использование которых зафиксировано в ФГОС нового поколения [11,12].

Для определения возможности применения ИКТ в процессе обучения иностранному языку в школе остановимся на определении понятий «интерактивность» и «ИКТ», а затем наметим пути применения одного из видов информационных и коммуникационных технологий - Интернет-технологий.

Термин интерактивность - достаточно новый, различные дефиниции отражают разные сферы употребления. Так, в социологии под интерактивностью понимается одна из ключевых категорий социологического анализа, описывающая многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях: межличностном, групповом, институциональном. В информатике данным термином обозначается взаимодействие в мире телекоммуникаций, к явлениям которого относятся компьютерные игры, электронная почта, общение «он-лайн» в Интернете, телефонное или Интернет-участие зрителей в телепрограммах (интерактивные опросы, голосования и проч.), технологии виртуальной реальности и др. [9,10]. Обобщая данные дефиниции, можно определить интегральную характеристику данного понятия, а именно: интерактивность - это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.

В сфере образования мы не нашли четкого определения понятия «интерактивность», поэтому при понимании сущности данного термина, мы

отталкивались от значения английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие» и от специфики области применения. Таким образом, наше толкование термина «интерактивность» в рамках образовательного процесса будет следующим. Интерактивность - это процесс информационного взаимодействия участников образовательного процесса с целью получения запрограммированного образовательного результата.

Субъектами этого взаимодействия являются обучающий и обучающиеся. На Схеме 1 видно, что все субъекты образовательного процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Схема 1. Субъекты взаимодействия в образовательном процессе.

Теперь обратимся к понятию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Это понятие можно рассматривать с двух сторон. Если отталкиваться от значения слова «технологии», то можно дать следующее определение. ИКТ - это совокупность средств и методов их применения для целенаправленного изменения свойств информации, определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы [10]. С другой стороны, все чаще ИКТ связывают именно с мультимедийными средствами сбора, хранения, обработки и передачи информации. Опираясь на определение Сысоева П.В., понимаем под информационными и коммуникационными технологиями информационные каналы и программные средства создания, сбора, хранения, передачи, обработки, использования различных видов информации. [7]

В результате национального проекта «Образование» практически все школы страны обеспечены компьютерами и интерактивными досками. Это те виды ИКТ, которые достаточно активно используются в образовательном процессе сейчас. Однако мы выделяем среди этих средств Интернет-технологии, как наиболее перспективные (Схема 2). Основное их преимущество, по нашему мнению, в огромных возможностях, которые дает информационное поле Интернета, а также в гибкости системы, которая реагирует на нужды пользователей и новые решения, таким образом, являясь наиболее интерактивной из всех образовательных технологий.

Схема 2. Виды ИКТ

Под Интернет-технологиями мы понимаем технологии создания и поддержки различных информационных ресурсов в компьютерной сети Интернет. В таблице 2 представлены основные виды Интернет-технологий.

Виды Интернет - технологий

Веб-сервисы Среди веб-сервисов особенно выделяются сервисы Веб 2.0 (Web 2.0) - термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, позволяющих пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать, размещая в сети текстовую и медиа информацию. Другое название их - социальные сервисы. Сюда относятся все социальные сети (Вконтакте, Одноклассники, Facebook и т.д.), Живой Журнал, поисковые системы Google, Свики и др., графические редакторы и накопители (Фликр, Панорамио, Пикаса и др.), видео сервисы Ютьюб, Видео@Мэйл.ру и др.

Гипертексты В отличие от обычного текста, который всегда линеен, гипертекст — это множество отдельных блоков текста (узлов), связанных между собой через гиперссылки.

Электронная почта и ICQ @mail.ru, @yandex.ru, @yahoo.com, @gmail.com и др.

Форумы и блоги

Чат

Телевидеоконференции

Вики-энциклопедии

Интернет - это необычайно гибкая система, отзывающаяся на все новое в мире, на требования и нужды пользователей, т.е. идущая в ногу со временем.

Поэтому мы видим в нем огромные перспективы в плане применения в сфере образования. Проанализировав разные виды Интернет-технологий, мы увидели в них огромные возможности для применения на уроках английского языка в средней школе при обучении различным видам речевой деятельности. Результаты выводов можно представить в следующей Таблице 3.

Таблица 3. Возможности применения Интернет-технологий при обучении различным видам речевой деятельности.

Продуктивные Рецептивные

Говорение Письмо Аудирование Чтение

Web 2.0 + + + +

Гипертексты + +

Электронная почта и ICQ + +

Форумы, блоги и чаты + +

Теле-и + +

видеоконференции

Вики-энциклопедии + +

Как видно из таблицы, технологии Web 2.0 по возможностям применения охватывают все виды речевой деятельности. Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что данные технологии являются наиболее перспективными в плане применения в процессе обучения иностранному языку.

Современные исследователи все чаще обращаются к вопросу использования Интернет-ресурсов и технологий для формирования различных умений и навыков, лежащих в основе формирования компетенций определенного характера. Так, российские исследователи Сысоев П.В. и Пустовалова О.В. опубликовали ряд статей об «Использовании сервиса «Твиттер» в развитии умений письменной речи обучающихся» [8]. Кащук С.М. разработала методику обучения аудированию и говорению посредством ИКТ, в частности посредством применения приложения Audioboo (голосовая версия Твиттера) [4]. Разработками вопросов в области образования и ИКТ занимались и занимаются такие известные ученые, как Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю., Евстигнеев М.Н. и др. [1, 3, 5, 6].

Остановимся на возможностях использования Интернет-технологий в таком виде речевой деятельности, как обучение чтению и работе над текстом.

Данные базовые умения позволяют не только познакомиться с новыми лексическими единицами, активизировать их, качественно обработать текст, понять его смысл, но в дальнейшем будут формировать у обучаемых умения обсуждать, дискутировать, оценивать ту или иную информацию.

При работе с текстом на уроках английского языка в средней школе мы видим огромные возможности применения технологии Web 2.0 (см. таблицу 2) Wordle. Основная методическая задача при использовании данной технологии -введение и активизация новой лексики и дальнейший выход в иноязычную коммуникацию. Суть программы в необычном формате введения и активизации лексики текста. Данная программа превращает любой текст в «облако» из слов, отображенных разным кеглем. Все слова текста отражаются в этом «облаке» один раз, причем, чем чаще определенное слово встречается в тексте, тем крупнее оно будет отображено в «облаке». Сейчас эта программа широко используются в печатной продукции при оформлении обложек. Мы предлагаем использовать ее на уроках английского языка в средней школе.

Работать с Wordle (Рис.1) очень легко и быстро. Необходимо лишь наличие Интернета и текста, напечатанного и сохраненного на электронном носителе. Мы заходим на сайт (открытый доступ) www.wordle.net, нажимаем «Create», помещаем наш текст путем вставки в специальное окошко, нажимаем кнопку «Go» и сразу же получаем готовое к работе «облако» лексики этого текста. Наиболее часто встречающиеся слова в тексте будут напечатаны большим шрифтом, наименее встречающиеся - меньшим по размеру (Рис. 2).

Home Create Gallery Credits News Forum FAQ Advanced

Wordleis a toy for generating "word clouds" from text that you provide. The clouds give greater prominence to words that appear more frequently in the source text. You can tweak your clouds with different fonts, layouts, and color schemes. The images you create with Wordle are yours to use however you like. You can print them out , or save them to the Wordle gallery to share with your friends.

Create your own.

Рис. 1. Первая страница сайта Wordle.net.

Рис. 2. Два облака из слов введенного текста.

Использование данной программы стимулирует обучаемого на интерактивное взаимодействие, поскольку программа позволяет обучаемым самостоятельно создавать цветовую гамму, выбирать шрифты, особым образом располагать слова, создавая свое «облако». При выполнении подобного творческого задания можно использовать элементы игры, например, устроить соревнование, кто составит большее облако или тематическое облако, кто выделит больше частотных слов в тексте или кто найдет несколько наиболее редко встречающихся слов в тексте. Игровые моменты стимулируют участие практически всех обучаемых в классе, привносят элемент творчества и мотивирую обучаемых к активной деятельности на уроке, снимая психологические барьеры.

При изучении новой темы и введении новой лексики в таком виде деятельности, как аудирование, «облака» из слов могут выступать в качестве опорного материала для лучшего понимания текста и качественной работы с ним. Такая работа гарантирует включение в деятельность во время урока при работе над текстом как хорошо подготовленных, так и слабо подготовленных учащихся. Так как аудирование является одним из самых сложных видов деятельности при изучении английского языка в средней школе, при прослушивании записи текста «облака» служат мотивацией, ориентиром, подсказкой учащимся и приводят каждого из них к маленькому успеху.

Алгоритм использования технологии Wordle при подготовке к аудированию включает следующие шаги. Сначала следует прослушать с

учащимися запись, далее на интерактивной доске высветить «облако», где крупным шрифтом выделены чаще всего встречающиеся слова, меньшим -реже встречающиеся слова. Далее необходимо прочитать слова в «облаке» по мере убывания «роста» этих слов, соотнося графический образ слова с фонетическим. Для понимания соотношения «ключевые»/«второстепенные», выделяем слова, напечатанные более крупным шрифтом как ключевые, более мелким как второстепенные. Здесь же выделяем новые (незнакомые) слова. Выясняем, входят ли они в группу ключевых, заложен ли в них смысл текста или нет. В «облаке» ищем ранее изученные слова (при работе с лексикой на этом этапе не дается перевод новой лексики). Далее слушаем текст еще раз. Учащиеся дают перевод новой лексики. После этого учитель задает вопросы по тексту учащимся с целью первичной проверки понимания прослушанного текста. Если учащимся текст по силам, даем задание учащимся составить и записать вопросы по тексту, опираясь на лексическое «облако». Заключительный этап - чтение учащимися этого же текста вслух.

Имея перед собой полную лексическую картину, учащиеся легко ориентируются в тексте, опираясь на ключевые слова и определяя смысл текста. «Облако» дает возможность быстро отвечать на вопросы учителя по тексту и далее самим составлять поверхностные и глубинные вопросы, работая одновременно с изученной и новой лексикой. На последующем этапе это же «облако» может использоваться для промежуточного контроля.

При проведении контрольных измерений при работе над новым текстом усвояемость лексических единиц в группе с применением технологии Wordle возрастает на 18%, по сравнению с группой без применения этой технологии, количество времени на усвоение лексики уменьшается на 15%, вовлеченность в работу учащихся на уроке увеличивается до 100%, отсроченный контроль демонстрирует усвоение лексики на уровне 67% (в контрольной группе) и 78% в экспериментальной группе (с применением технологии «облака»).

Таким образом, современный урок английского языка должен строиться с учетом новейших технологических достижений, к числу которых относятся различные ИКТ, при этом каждый новый формат взаимодействия участников образовательного процесса должен быть не только тщательно подготовлен педагогом, но диагностирован с точки зрения достижения искомого образовательного результата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2012.

2. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. - М.: Глосса-Пресс; Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учебно-методическое пособие. М.: Академия, 2004.

4. Кащук С.М. Методика обучения аудированию и говорению посредством применения приложения Audioboo. // Иностр. языки в школе. - 2012. - №9. - С. 30-34.

5. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А, Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа,2008.

6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: Учебно-методическое пособие. - М.: Глосса-Пресс; Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

7. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий. // Иностр. языки в школе. - 2012.- №6. - С.12-21.

8. Сысоев П.В., Пустовалова О.В. Использование сервиса «Твиттер» в развитии умений письменной речи обучающихся. // Иностр. языки в школе. - 2013. - №1. - С.12-18.

9. Википедия.

10. www.slovari.net.

11. Проект «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^У/президент.рф/

12. Федеральные государственные образовательные стандарты, М: образования и науки РФ, 2010, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://минобрнауки.рф

УДК 372.881.111.1

Федорова М. В.

Средняя образовательная школа № 422,

Санкт-Петербург

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ЛИЧНОСТНО-

ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В

ЛИНГАФОННОМ КЛАССЕ

В статье показано, что личностно-ориентированный подход при обучении аудированию реализуется посредством использования Интернет-ресурсов, что обусловлено требованиями, предъявляемыми ФГОС. В процессе обучения учитываются психологические факторы, в частности, репрезентативная система обучающихся. Дается оценка роли лингафонных классов, Интернет-ресурсов, интеграции коммуникативных и подготовительных упражнений, групповых и проектных форм работы. Приведены примеры заданий предтекстового, текстового и послетекстового этапов.

Ключевые слова: ФГОС; личностно-ориентированный подход; аудирование; Интернет-среда; аудиовизуализация; аутентичные материалы.

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) предъявляет определенные требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса. Лингафонный кабинет или компьютерный класс может в полной мере обеспечить реализацию образовательной программы.

Роль лингафонных кабинетов всегда была значимой, поскольку давала возможность обучать языку разносторонне. Однако ранее не приходилось говорить о многофункциональности лингафонных кабинетов, поскольку технические возможности таких кабинетов были ограничены. Сейчас наблюдается тенденция к усовершенствованию лингафонных классов, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.