Научная статья на тему 'Обучение студентов бакалавриата английскому произношению на основе мультимедийных программ'

Обучение студентов бакалавриата английскому произношению на основе мультимедийных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИКТ / ICT TOOLS / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРОГРАММА / MULTIMEDIA PROGRAM / ОМОФОНЫ / HOMOPHONES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Виктор Петрович

В данной статье рассматривается проблема обучения студентов бакалавриата английскому произношению на основе мультимедийных программ. Рассматривается эффективность применения ИКТ на занятиях по иностранному языку. Главное достоинство мультимедийной программы большой потенциал при формировании фонетических навыков у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов бакалавриата английскому произношению на основе мультимедийных программ»

Training undergraduate students of English pronunciation based on multimedia programs Volkov V. (Russian Federation) Обучение студентов бакалавриата английскому произношению на основе мультимедийных программ Волков В. П. (Российская Федерация)

Волков Виктор Петрович / Volkov Viktor - магистрант, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема обучения студентов бакалавриата английскому произношению на основе мультимедийных программ. Рассматривается эффективность применения ИКТ на занятиях по иностранному языку. Главное достоинство мультимедийной программы - большой потенциал при формировании фонетических навыков у обучающихся.

Abstract: this article considers the problem of teaching undergraduate students English pronunciation on the basis of multimedia programs. Considered the effectiveness of using ICT in the classroom in a foreign language. The main advantage of a multimedia program -the largest capacity in the formation of phonetic skills in the students.

Ключевые слова: средства ИКТ, мультимедийная программа, омофоны. Keywords: ICT tools, multimedia program, homophones.

На сегодняшний день, в систему образования идет интенсивное внедрение современных технологий. Внедрение новых технологий в систему образования выступает одним из ключевых критериев для достижения более высоких результатов обучающихся.

Совершенствование знания языка и технологий его преподавания - залог успешной работы педагога иностранного языка.

Современный преподаватель - не просто человек, который учит студентов, он и сам не перестает учиться на протяжении жизни. В связи с этим, необходимым условием для достижения успехов в преподавании является самообразование, а также овладение новыми средствами обучения.

Мир новейших компьютерных технологий стремительно входит в нашу жизнь и занимает все большее место. В наше время, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, главнейшая задача - научить будущее поколение жить в мире компьютерных технологий и море информации.

В наши дни компьютер - это незаменимый помощник любого человека. Персональные компьютеры и Интернет сделали возможным получение огромного объёма информации для каждого из нас. Все это делает компьютер необходимым инструментом на всех этапах обучения. Благодаря его комплексности, универсальности и интерактивности.

Средствами ИКТ могут быть: проектор, ноутбук, электронные книги, различные обучающие программы.

Занятие с использованием новейших технологий всегда будет актуально по следующим причинам:

1) происходит повышение мотивации у учащихся;

2) нестандартное оформление урока;

3) повышается эффективность в запоминании материала;

4) помогает ориентирования в информационном обществе;

5) учитываются индивидуальные особенности памяти, мышления, восприятия информации.

European science № 6(16) ■ 84

Сегодня под «мультимедийной программой по английскому языку»понимается специальная программа для компьютера, при использовании которой достигается определенная цель в зависимости от того, какого результата мы хотим добиться. Данные программы включают в себя текст, звук, различного рода изображения, таблицы, визуальные эффекты. Они направленны на развитие у обучающихся речевой деятельности, обучению грамматике с использованием правил и примеров, обучению культуре страны изучаемого языка.

Штурба Яна Юрьевна [4] говорит о том, что мультимедийные материалы можно использовать: а) на занятиях по иностранному языку в качестве дополнительных, наряду с традиционным учебником; б) при организации проектной деятельности, когда обучающимся необходимо найти материал по изучаемой теме; в) в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции; г) во время развития аудитивных умений обучающихся на основе звуковых аутентичных текстов; д) при пополнении словарного запаса лексикой современного языка.

На первых этапах обучения английскому языку, пока ещё дети не овладели компьютером, можно применить специальные обучающие короткометражные фильмы на определенную тематику. Например, чтобы помочь детям в освоении английского алфавита, можно включить фильм, который будет показывать алфавит, а также озвучивать правильное название букв. Благодаря этому фрагменту, дети смогут легко запомнить транскрипцию и правильность произношения букв.

В английском языке существует огромное количество слов, похожих по написанию и звучанию, которые называются омофонами. Произношение таких слов требует особой четкости. Малейшее искажение даже незначительного от эталонного произношения может привести к изменению смысла слова. В связи с этим обучающиеся должны научиться самостоятельно контролировать свое произношение и как можно раньше начать отличать правильное от неправильного. Примеры: Accept vs. Except. Accept - принимать или соглашаться, является глаголом. Except - кроме, за исключением, является предлогом. Mail vs. Male. Mail - письмо. Male - мужчина. Advise vs. Advice. Advise - предлагать, рекомендовать. Advice - мнение, сделать что-либо, рекомендацию. Aisle vs. Isle. Aisle - проход. Isle - остров. Idea vs. Ideal. Idea - идея, мысль. Ideal - идеальный, совершенный, великолепный. Flour vs. Flower. Flour - мука. Flower - цветок. Lie vs. Lay. Lie - это лежать, непереходный глагол. Lay - это класть, переходный глагол. Rise vs. Raise. Rise - это подниматься. Raise -растить, поднимать кого-либо, что-либо. Company vs. Compaign. Company - это организация. Compaign - это акция, какое-то действие.

Существуют мультимедийные программы, которые можно использовать при изучении английского языка, например: Teacher, Singlish English, BX Language acquisition, Grammar, Selfin, Irregular Verbs, Language Memory Bomber. Используя данные программы, можно существенно повысить уровень владения английским языком.

Множество учебных пособий уже оснащены мультимедийными приложениями. Так, программа «Enjoy Listening and Playing» является мультимедийным приложением к учебнику по английскому языку «Enjoy English». Программа предлагает обучающимся окунуться в языковую среду изучаемого языка. Программа «Enjoy English». С помощью языковых игр, предметных и сюжетных рисунков и анимации программа помогает закрепить лексико-грамматические и фонетические умения, а также формировать навыки чтения и орфографии. После проверки уровня владения английским языком программа позволяет сохранить и распечатать результаты работы каждого ученика.

Мультимедийная программа English Pronunciation Course направлена на изучение и совершенствование иноязычного произношения. Все материалы, включенные в курс, озвучены англичанами, имеющими высшее педагогическое образование.

Задания на аудирование являются базовыми при обучении монологической и диалогической речи. Они включают в себя два этапа: ознакомительный, на котором

85 ■ European science № 6(16)

студенты слушают аудиоматериалы, и проверочный, на котором студенты должны ответить на поставленные вопросы исключительно по теме прослушанного материала.

Мультимедийные программы производят анализ речи и эталонного произношения диктора. При правильном произношении программа предложит другую фразу, увеличив уровень сложности. Если программе не удастся распознать произношение обучающегося, то она предложит заново произнести фразу. Если из всей фразы было неправильно или нечетко произнесено слово, то обучающийся сможет перейти к тренировке данного слова, отрабатывая его правильное произношение. Дополнительно эти программы оснащены механизмом визуализации речи ученика.

Каждому человеку, независимо от возраста, при использовании мультимедийных программ предоставляется возможность работать в определенном темпе, выбранном пользователем программы, и в любое удобное для него время. Наличие обратной связи позволяет выявлять ошибки при выполнении различных заданий и упражнений, предоставляет возможность учащемуся скорректировать неправильное произношение и сформировать навык правильного выполнения действия.

Мультимедийные программы имеют большой потенциал при формировании фонетических навыков у обучающихся. Они объединяют все положительные свойства визуальных и вербальных средств обучения и в силу своей универсальности реализуют их с большим эффектом.

Несомненно, данные программы положительно скажутся на уровне владения иностранным языком, но никакие новейшие технологии не смогут заменить на уроке учителя. Самое важное на уроке - живое общение.

Таким образом, ключевой фигурой на уроке является сам педагог. Применение информационных технологий на уроках необходимо рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. Мультимедийные программы обладают огромным потенциалом при обучении иностранному языку. Главное -правильно ими пользоваться.

Литература

1. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. Спб.: Союз, 2001. 192 с.

2. Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: Академия, 2008. 334 с.

3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. 272 с.

4. Штурба Я. Ю. Преподавание иностранного языка посредством новых информационных технологий // Филологические науки, 2012. № 7. С. 222-225.

Еигореап БЫепсе № 6(16) ■ 86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.