чества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (одно из требований: слайд должен быть красивым). В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. Совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.
Кроме уроков, эффективно использование информационных технологий в проектной, исследовательской деятельности учителя и обучающихся. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки - это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель обязан использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания, граждан.
Литература
1. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Народное образование, 1998.
2. Пиличаускас, А. Познание музыки как воспитательная проблема / А. Пиличаускас. - М.: Мирос, 1992 г.
3. Селевко, П.К. Современные преподавательные технологии: учеб. пособие / П.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.
Использование интерактивной доски Smart Board
в образовательном процессе
М.А. Мусинская ([email protected])
ГОУРМЭ «Гуманитарная гимназия "Синяя птица" имени Иштриковой Т.В.», г. Йошкар-Ола
В настоящее время, когда говорят об использовании новых информационных технологий в обучении, помимо программированного, имитационного обучения, виртуальных лабораторий, использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и др. подразумевают и интерактивное обучение. В школах появляется новое цифровое оборудование, и одним из последних современных цифровых устройств, использующихся в образовательном процессе, является электронная интерактивная доска.
Интерактивная доска - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. В совокупности с персональным компьютером она дает новые возможности образовательному процессу.
Что такое интерактив? Интерактив - это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия), где как стороны выступают учитель, ученик и используемый цифровой образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного процесса.
При работе с коллективом обучающихся именно интерактивная доска на первых этапах позволяет повысить производительность процесса обучения за счет одновременной работы со всем коллективом в целом. Интерактивная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты и так далее.
Наибольшую популярность по использованию в образовательном процессе, из всех предлагаемых в настоящее время моделей, приобрела интерактивная доска Smart Board. Постараемся разобраться, почему именно эта модель стала столь популярна.
Во-первых, данная модель интерактивной доски сопровождается программным обеспечением, в состав которого входят средства для подготовки материалов к уроку. Преимущества программы:
- простой и удобный русскоязычный интерфейс;
- программа работает с доской любой модели;
- в ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов и т.д.), которую можно постоянно пополнять собственными материалами.
- она очень удобна для предварительной подготовки материалов (информационного ряда), который будет использован учителем на интерактивной доске;
158
ИТО Марий Эл - 2009
- ее можно установить на любом ПК, в том числе и домашнем;
- программа и элементы ее сопровождения бесплатны и доступны на сайте производителя;
- имеется уже достаточно большое количество методических материалов, предназначенных для работы именно в этой программе.
Во-вторых, на доске SMART Board можно рисовать, работать с объектами (даже рукой), тогда как в других моделях интерактивных досок обязательное условие - использование специальных маркеров. Это неоспоримое преимущество, ведь потеря или поломка маркера приводит к тому, что доска перестанет использоваться как интерактивная, а превратится в обычный экран. На интерактивной доске SMART Board можно писать любым предметом, который не царапает поверхность доски, как уже упоминалось, даже пальцем. Кроме того, многочисленные исследования подтверждают преимущества работы с интерактивной доской при помощи пальца. Дело в том, что ручки и другие приспособления для письма могут вызывать трудности, например, у учеников младших классов и детей с ограниченными возможностями, тогда как гораздо проще и интереснее просто прикоснуться пальцем к поверхности доски.
По данным исследований, интерактивная доска SMART Board подходит для всех способов обучения - визуального, слухового и тактильного.
Принципы работы с интерактивной доской Smart Board и моторика действий учащегося при работе с традиционной меловой доской практически полностью совпадают, поэтому выполнять на Smart Board необходимую работу могут даже первоклассники и дошкольники. Всю работу с изображением на интерактивной доске дети воспринимают как работу с «электронным мелом», и вместе с тем скрыто, ненавязчиво происходит и пропедевтика информатики.
Еще одним преимуществом являются дополнительные средства, которые также направлены на эффективную организацию образовательного и воспитательного процесса. Один из таких инструментов - Затенение экрана. Каждый учитель, использующий ИКТ на уроке, сталкивался с тем, что ученики постоянно обращают внимание на экран, даже если на нем отображается стандартное изображение Рабочего стола. Затенение экрана позволяет закрыть экран «шторкой» серого цвета на тех этапах урока, когда доска не используется. Детям неинтересно смотреть на серый экран, и их внимание сосредоточено на учителе. Кроме этого, шторка позволяет открывать часть экрана. Данную функцию можно использовать, например, при проверке знаний учеников. Возьмем в качестве примера урок иностранного языка: обучающимся видны слова на английском языке, а слова на русском языке закрыты шторкой, дети пишут перевод слов с английского языка на русский, обмениваются работами, а затем учитель открывает шторку и ученики проверяют свои знания.
Лупа, подсветка, захват экрана, видеозапись действий на экране - все эти инструменты обладают функциями, которые позволяют сделать образовательный процесс наиболее эффективным.
Для подготовки к уроку разработана специальная программа - Smart Notebook. Программа позволяет создать презентацию, состоящую из отдельных страниц, которая сохраняется в файл с расширением notebook. Соответственно создавать материал к уроку можно на любом компьютере, где установлена данная программа, а затем, сохранив, перенести файл на компьютер, соединенный с интерактивной доской, и проводить подготовленный урок. Кроме этого, мы можем экспортировать файл в формат pdf или PowerPoint, web-страницу, графическое изображение.
Преимущества для учителя здесь неоспоримы:
- создается авторский цифровой ресурс, причем достаточно легко, так как программа проста в изучении;
- пополняется копилка ЦОРов по предмету;
- увеличивается многообразие видов и форм организации деятельности обучащихся на уроке;
- повышается мотивация обучающихся, особенно в младшем и среднем звене.
Презентация, созданная в Smart Notebook, в отличие от созданной в PowerPoint, интерактивна, то есть с ней могут работать учитель и ученики, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов.
Программа снабжена достаточно богатым инструментарием: маркеры любого цвета и ширины пера, прямые линии, стрелки, готовые фигуры и многое другое. Инструмент Текст позволяет работать с печатным текстом, в том числе и копировать фрагменты текста из MS Word с последующим редактированием. В то же время текст воспринимается программой как графический объект, что позволяет выполнять с ним такие действия, как масштабирование и поворот.
Программа содержит коллекцию готовых объектов: фоны и картинки, интерактивные средства и мультимедиа. Единственный минус коллекции - обучающие игры только на английском языке, а также картинки, которые не рассчитаны на Российскую систему образования. В коллекции много для себя найдут учителя иностранных
языков, географии, истории, математики и практически ничего не смогут использовать учителя русского языка и литературы. Тем не менее коллекцию можно пополнять любыми изображениями, что позволяет создать собственную коллекцию ресурсов, а затем перенести ее на все мультимедийные комплексы, использующиеся в образовательном процессе.
Еще одна возможность - создание вложений, которые позволяют вставить копию файла, гиперссылку на файл или ярлык для файла. И мы можем непосредственно из программы открывать презентацию, документ Word, электронные таблицы, web-страницы и др.
В программе возможно создание гиперссылок:
- на web-страницу;
- на конкретную страницу в презентации, с которой Вы в данный момент работаете;
- на любой файл компьютера, за которым Вы работаете;
- на текущие вложения, если таковые у Вас уже имеются.
Таким образом, интерактивная доска Smart Board, даже при использовании лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения, позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне.
Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала.
Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.
Интерактивные доски органично войдут в образовательный процесс при условии активной постоянной ра -боты учителя, накопления им методических идей, разработок и совершенствования навыков работы с современным оборудованием.
Литература
1. Усенков, Д.Ю. Интерактивная доска Smart Board: до и во время урока / Д.Ю. Усенков // Информатика и образование. - 2006. - № 2. -С. 40-48.
2. Наука и образование [Электронный ресурс] http://technomag.edu.ru/doc/70782.html
3. Новые интерактивные технологии сегодня. [Электронный ресурс] http://www.pricenews.ru/articles/26032008/spasinfo.htm
Активизация познавательной деятельности обучающихся
на основе комплекса информационных технологий в обучении химии
С.Д. Мухамедзянова ([email protected])
МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2», п. Советский
Каждый учитель химии хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам, и учителю. Можно ли достичь такого уровня преподавания химии, чтобы эти желания сбылись?
Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.
Считаем, что учебный процесс эффективен в освоении знаний и умственного развития только тогда, когда он способствует организации познавательной деятельности обучающихся. Главная задача на уроке - вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем. Существует много путей и способов решения этой задачи. Один из них, по нашему мнению, использование информационных технологий. Исследования показали, что применение компьютерных информационных технологий в процессе изучения основ наук способствует повышению эффективности учебного процесса в области овладения умением само -стоятельного извлечения и представления знаний; самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения. На практике, наряду с иллюстративно-объяснительными методами