Научная статья на тему 'Применение мультимедийных технологий на уроках литературы'

Применение мультимедийных технологий на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2541
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин А. С.

Статья посвящена проблеме эффективности применения мультимедийных технологий на уроках литературы. На основе научных работ исследователей рассматриваются особенности внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс, раскрывается понятие «мультимедийные технологии». Описан опыт создания электронного учебного пособия по литературе, посвященного творчеству А. Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AT LITERATURE LESSONS

The article deals with the problem of effective use of multimedia at Literature lessons. The peculiarities of implementing information and communication technologies (ICT) into the education process based on the relevant research works are under consideration. The notion «multimedia technologies» is revealed. The experience of creating an electronic teaching aid on Literature devoted to the works by A. N. Tolstoy is presented.

Текст научной работы на тему «Применение мультимедийных технологий на уроках литературы»

УДК 371.68

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AT LITERATURE LESSONS

А. С. Ильин

A. S. Ilyin

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена проблеме эффективности применения мультимедийных технологий на уроках литературы. На основе научных работ исследователей рассматриваются особенности внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс, раскрывается понятие «мультимедийные технологии». Описан опыт создания электронного учебного пособия по литературе, посвященного творчеству А. Н. Толстого.

Abstract. The article deals with the problem of effective use of multimedia at Literature lessons. The peculiarities of implementing information and communication technologies (ICT) into the education process based on the relevant research works are under consideration. The notion «multimedia technologies» is revealed. The experience of creating an electronic teaching aid on Literature devoted to the works by A. N. Tolstoy is presented.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, ИКТ, электронный учебник.

Keywords: multimedia technologies, information and communication technologies, electronic textbook.

Актуальность исследуемой проблемы. Стремительное развитие компьютерных технологий в современном мире постепенно охватывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе образование. Возникает вопрос: как эффективно использовать колоссальные возможности технических средств в образовательном процессе? За последнее время появилось большое количество исследований, описывающих опыт применения ИКТ в преподавании предметов гуманитарного цикла. Несмотря на это, методика использования информационных технологий на уроках литературы разработана недостаточно.

Материал и методика исследований. В ходе исследования были проанализированы научные работы таких ученых, как Б. Б. Андерсен, М. В. Буланова-Топоркова,

В. С. Кукушкин, Г. К. Селевко. В работе был использован комплекс теоретических

и эмпирических методов: анализ научно-методической литературы, наблюдение, эксперимент. Исследование проводилось на базе МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары в 1011 классах.

Результаты исследований и их обсуждение. Ряд исследователей (М. В. Буланова-Топоркова, И. Г. Захарова, Г. К. Селевко) сходятся во мнении, что обучение при помощи компьютера действительно является эффективным, способствует реализации дидактических принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность учителя новым содержанием. Проанализировав результаты научных исследований, можно выделить следующие особенности применения ИКТ в образовании:

1. ИКТ позволяют реализовать принципы дифференцированного и индивидуального подходов в обучении. Компьютерные средства обучения помогают учащимся самостоятельно работать с учебными материалами и решать, как их изучать, как применять интерактивные возможности программ, как организовать совместную работу в группе. Индивидуальная образовательная программа может включать различные информационные средства и использоваться в виде самостоятельного освоения предмета, выполнения индивидуального задания в классе, работы с модульной частью электронного пособия.

2. В процессе применения ИКТ происходит развитие личностных качеств обучаемого: наглядно-образного, теоретического, творческого видов мышления, коммуникативных способностей, умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации, умений осуществлять обработку информации.

3. ИКТ усиливают мотивацию учения. По словам Г. К. Селевко, «новизна работы с компьютером, разнообразие и красочность информации (текст+звук+видео+цвет) создают интерес к учебному материалу. Такие средства позволяют устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь» [3, 107].

4. ИКТ обладают свойством интерактивности: учащиеся имеют возможность активно участвовать в процессе обучения (изучать результаты, отвечать на запросы программы о своих конкретных предпочтениях, регулировать темп подачи материала и число повторений).

5. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Наряду с достоинствами некоторые исследователи отмечают недостатки применения ИКТ в образовании. Так, Б. Б. Андерсен подчеркивает, что зачастую такие сложные и запутанные способы представления информации отвлекают пользователя от изучаемого материала, рассеивая его внимание. «Возможности обратной связи с пользователем в обучающих приложениях весьма ограниченны. Программы не поддерживают возможности динамического выбора различных стратегий обучения, не предоставляют развернутых комментариев правильного и ошибочного ответа. Мультимедиа-приложения не способны определить индивидуальные потребности или особенности обучаемого, поэтому они не могут реагировать подобно преподавателю» [1, 36].

С внедрением ИКТ в процесс образования произошло коренное изменение роли учителя. По мнению Г. К. Селевко, «главной компетенцией педагога становится роль помощника, консультанта, навигатора как в мире знаний, так и в становлении у ученика

“целостного качества быть Личностью”. Лозунг образования “Учить знаниям” также трансформируется через “Учить учиться” к актуальному для информационного общества “Учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута” и способов его прохождения, т. е. “навигации в образовании”, а может быть, и еще шире - выбору образа жизни, области саморазвития» [3, 102].

Стоит отметить, что в преподавании такого гуманитарного предмета, как литература, роль учителя традиционно высока. Урок построен таким образом, что педагог, общаясь с учениками, выявляет их интересы, общий уровень подготовки (знания предмета, речевые навыки, умение выразить свою позицию), что компьютерные программы сделать не в состоянии. Главную роль здесь играет именно проблемный диалог учителя и ученика. Однако, на наш взгляд, уместное, органичное включение ИКТ в образовательный процесс позволит повысить эффективность урока литературы.

Современные информационные средства обучения являются мультимедийными.

Мультимедиа-технологии - совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления) [2, 160].

Существует ряд средств применения мультимедийных технологий на уроках литературы (табл. 1). Каждый из них уже давно имеет свою историю использования и, соответственно, свои положительные и отрицательные стороны.

Таблица 1

Применение мультимедиа-технологий на уроках литературы

Средства Цели

Презентация (программа Microsoft PowerPoint) Наглядность обучения, создание проблемных ситуаций

Тестовый комплекс (программы MyTest, Tester, Adobe Flash и др.) Контроль и мониторинг деятельности учащихся

Электронный учебник (программа Adobe Flash) Индивидуализация обучения, контроль знаний, формирование умений работать с информацией

Презентация (Microsoft PowerPoint) - одно из самых популярных средств использования ИКТ, сравнительно простое с точки зрения владения компьютером. Оно требует глубокого знания изучаемого предмета. При использовании презентаций реализуется принцип наглядности. Знакомя учащихся с литературным произведением, педагог может использовать слайды с разнообразным иллюстративным материалом: репродукциями художественных картин, фотографиями, схемами и др. Таким образом можно формировать представления детей об эпохе, быте определенного периода времени. С помощью презентаций удается успешно обобщать и систематизировать материал. Главный недостаток этого способа в том, что им можно охватить изучение лишь отдельных разделов материала (например, биографии писателя и поэта), тогда как основная часть изучается традиционным способом.

Тестовый комплекс и проверочные работы в программе Adobe Flash - несомненно, самые удачные средства применения компьютера на уроках. Они заметно облегчают труд учителя (программа сама проверяет работы и выставляет оценки), позво-

ляют качественно улучшить контроль за деятельностью учащегося, вести мониторинговый режим. Однако есть один существенный недостаток: текстуальный анализ произведений, направленный на понимание идеи, замысла автора, невозможно провести с помощью тестов.

Наиболее эффективным средством применения компьютерных технологий, на наш взгляд, являются электронные учебные пособия. Во-первых, их создание включает в себя другие способы работы с учебным материалом (использование презентаций и тестов). Во-вторых, такая форма работы предоставляет огромные возможности учащимся реализовать свой творческий потенциал. Работа над дизайном такого пособия потребует знаний в области изобразительного искусства. Программирование пособия и создание тестового комплекса вызовут интерес у учеников, увлекающихся информатикой. Работая с содержательной частью пособия, школьники научатся самостоятельно анализировать литературу по предмету, систематизировать полученные знания.

Разработка электронного учебного пособия является проектной деятельностью, цель которой - формирование таких важных компетенций учащихся, как способность работать с информацией, умение систематизировать ее, отделять главное от второстепенного. Подобные проекты развивают навыки групповой работы, умения эффективно взаимодействовать в коллективе.

В 2009 г. был реализован проект создания электронного учебного пособия по литературе. Материал был разработан на основе уроков по творчеству А. Н. Толстого. В создании принимали участие учащиеся 10-11 классов. Проект прошел апробацию в МАОУ «Гимназия № 5».

Данное электронное учебное пособие - это образовательный сайт, где представлена информация для учителей-предметников, учащихся и студентов. На сайте даны сведения по биографии А. Н. Толстого, фотографии и краткая характеристика творчества писателя.

Наиболее интересными для практики школьного преподавания являются разделы «Планы-конспекты уроков» и «Компьютерные презентации уроков». Здесь отражены разработки пяти уроков по роману А. Н. Толстого «Петр I» (количество часов и примерные темы уроков взяты из программы А. И. Княжицкого).

В разделе «Компьютерные презентации» можно найти вспомогательный материал для проведения занятий. Здесь даны проблемные ситуации, разделяющие урок на отдельные этапы. Таким образом, ученики видят перед собой вопросы, на которые они постепенно отвечают по ходу урока и обсуждают их с учителем. Такая «презентационная» схема позволяет несколько упорядочить ход беседы во время урока. Данная работа выявляет глубину понимания идейного содержания произведения.

На этом сайте предложены варианты тестов по произведению. Их учитель может использовать в конце работы над романом для проверки усвоения теоретического материала. Критика, данная в последнем разделе электронного учебного пособия, позволит углубить понимание идейного своеобразия произведения А. Н. Толстого.

В целом, эти методические разделы сайта представляют собой полностью разработанный комплекс занятий по произведению «Петр I» А. Н. Толстого. Планы-конспекты уроков даны отдельно, поэтому педагог может использовать только презентацию, а во время обсуждения обратить внимание на те моменты содержания или литературоведческого материала, которые он считает необходимыми. На сайте учащиеся могут найти и дополнительную информацию о романе «Петр I» и об авторе произведения.

Результаты работы были следующие: учащиеся активно включились в работу по оформлению и разработке проекта «Петр I». Ими были собраны материалы по биографии писателя и критические статьи по роману. Практиканты факультета русской филологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Екатерина Молокова и Ольга Дементьева приняли участие в разработке конспектов уроков по биографии и творчеству А. Н. Толстого.

Резюме. Урок литературы с использованием мультимедийных технологий сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Компьютер становится активным помощником преподавателя. Сочетание проблемно-диалогического обучения с применением ИКТ акцентирует внимание учащихся на содержании излагаемого преподавателем материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным. При этом существенно меняется роль педагога в учебном процессе. Учитель эффективнее использует время урока, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов материала. Учащиеся, принимая участие в создании образовательных ресурсов, получают навыки групповой работы, учатся работать с информацией, критически к ней относиться и реализовывать свой творческий потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андресен, Б. Б. Мультимедиа в образовании : спец. учеб. курс / Б. Б. Андресен, К. ван ден Бринк. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Дрофа, 2007. - 125 с.

2. Педагогические технологии : учебное пособие для пед. спец. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Ду-хавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков ; под общ. ред. В. С. Кукушина. - 3-е изд. испр. и доп. - М. : Ростов н/Д. : Март, 2006. - 333 с.

3. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.