Научная статья на тему 'Использование презентаций Power Point и слайд-фильмов в обучении иностранному языку'

Использование презентаций Power Point и слайд-фильмов в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5197
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛАЙД-ФИЛЬМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРОЕКТ / POWER POINT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышкина Лариса Ивановна

Статья посвящена эффективности использования презентаций Power Point и слайд – фильмов в обучении иностранному языку в учебных заведениях СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование презентаций Power Point и слайд-фильмов в обучении иностранному языку»

Следующее задание: «Детский» вопрос

Маленькому мальчику Пете купили конструктор «Лего».

Петя взял 4 красных и 8 синих деталек и собрал паровозик. Когда паровозик ему надоел, он его разобрал и из этих 12 деталек собрал машинку. Действуя методом мальчика Пети, проделайте на бумаге то же самое, если в вашем распоряжении 4 атома углерода и 8 атомов водорода.

Выполняя это задание, учащиеся должны составить изомеры для вещества состава С4Н8

Следующее задание: «Криминальное агентство». В тюрьму города С-Петербурга привезли двух преступников по фамилиям: «Этанович» и «Эти-ленович». Преступники по внешнему виду были так похожи друг на друга, что их, чтобы не перепутать, поместили в разные камеры. Привезли преступников ночью и надзиратель, спросонья, не запомнил какой преступник в какой камере. Поэтому, утром, пришлось вызывать группу экспертов - криминалистов для установления личности каждого. Выполните работу экспертов. Страна превращений. Учащиеся должны ответить на вопрос: какие чудесные превращения происходили с метаном и написать уравнения происходивших реакций.

Отправился как-то раз метан на рыбалку, прихватив по дороге в магазине шоколадку в красивой блестящей обертке под названием «Катализатор». Название больно понравилось!

На берегу речки разбил палатку, развел костерок, разомлел на солнышке, достал шоколадку, откусил и.....Вдруг кажется метану, что стал он совсем другим человеком: нет прежней легкости в движении, появились два странных П - ореола. Но дело к вечеру, горемыка уснул, и скатился в костер. Не пугайтесь! Костер к тому времени совсем затух, одни раскаленные угли остались. На утро, идущие мимо прохожие заметили лишь небольшую лужицу со странным запахом недалеко от палатки метана.

Ответом на это задание являются два уравнения реакций: 1. Превращение метана в ацетилен (реакция крекинга метана), 2. Превращение ацетилена в бензол (реакция тримеризации).

Мы рассмотрели лишь два примера креативного подхода к применению педагогических технологий. В современной школе такой подход должен использоваться постоянно. Конечно, не возможно, да и не нужно проводить каждый урок с использованием технологии мастерских или игровых технологий, так как на таких уроках, как правило, отсутствует серьезный труд обучающихся, невысока их результативность. В силу этого они не должны преобладать в общей структуре обучения, преподавателю необходимо определить место нетрадиционных уроков в своей работе. Однако, можно попытаться внести в каждый урок «изюминку» - нечто не традиционное, оригинальное, близкое и интересное детям.

Библиографический список

1. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентации для педагогов и школьников, СПБ.: Паритет, 2003.

2. Маслоу А. Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл.1999.

3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. - М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. - 269 с.

Малышкина Лариса Ивановна,

преподаватель иностранного языка, ГБОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум» lmalysch@mail.ru

Использование презентаций Power Point и слайд-фильмов в обучении иностранному языку Аннотация. Статья посвящена эффективности использования презентаций Power Point и слайд - фильмов в обучении иностранному языку в учебных заведениях СПО.

Ключевые слова: Power Point, слайд-фильм, эффективность использования презентаций, интерактивный проект.

Темой моего исследования является использование презентаций POWER POINT и слайд фильмов в обучении иностранному языку. Компьютерные мультимедиа средства обладают колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией входят в ту группу средств коммуникационных технологий, с помощью которых мы не только узнаём о проблемах, происходящих вокруг нас, но и получаем дополнительную информацию, с помощью которой открываем для себя новые горизонты, покоряем неизведанные информационные вершины.

В настоящее время произошли значительные преобразования в области образования. В част-

ности, стали интенсивно внедряться в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ и, т. п.

Использование в учебно-воспитательном процессе ИЯ информационных технологий создает условия, мотивирующие учебный процесс, а также способствуют углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся.

Учебное значение использования компьютерных телекоммуникаций в образовании состоит в том, что они:

- стимулируют и облегчают обмен опытом преподавания различных предметов;

- повышают интерес учащихся к учебному процессу;

- расширяют коммуникационную практику учащихся;

- делают возможным использование новых методических приемов,

основанных на сопоставлении собственных данных учащихся, и тех, которые они получают в результате общения.

Виды телекоммуникационных технологий - социальные проекты, свободная переписка, глобальный класс, электронные встречи, электронное обучение, ролевые игры.

Таким образом, цель работы - теоретически изучить возможности применения различных информационных технологий в методике преподавания иностранного языка.

Цель требует решения следующих задач:

• Дать теоретическое обоснование эффективности использования информационных технологий на основе анализа научно- теоретической литературы по данной проблеме.

• Показать преимущества использования информационных технологий для студентов и преподавателей.

1. Эффективность использования презентаций POWER POINT в преподавании

Нам всем известно, что человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Мы все это «опробовали» еще в раннем детстве. По данным ученых более 90% информации поступает к нам через зрение и слух. Зрение и слух - самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Знания, которые мы получаем - это та же информация, следовательно, большую часть наших знаний мы получаем посредством органов зрения и слуха. И чем ярче и разнообразнее будет предоставление информации (знаний), тем эффективней будет процесс усвоения этой информации. В сегодняшней ситуации сложившейся в учебных заведениях, преобладают лекционные, то есть речевые занятия и мы наблюдаем недостаточность, наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися.

В настоящее время, время повсеместной компьютеризации и прихода в образование новых технологий, у педагогов возникает настоятельная потребность в использовании мультимедийных средств, в том числе и в создании электронных презентаций для использования их на аудиторных занятиях.

Использование средств мультимедиа и создание презентаций помогут преподавателю привнести эффект наглядности даже в лекционные занятия и помогут студенту усвоить материал быстрее и в полном объеме. Термин «мультимедиа» - можно перевести с английского языка как «многие среды» (от multi - много и media - среда). Мультимедиа презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т. е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля. Графический интерфейс мультимедийных продуктов обычно содержит различные управляющие элементы (кнопки, текстовые окна и т. д.) В последнее время появилось много мультимедийных продуктов, энциклопедических и обучающих. Одним из видов мультимедиа является компьютерная презентация, которая (достаточно легко) создаётся с помощью программы Power Point (которая является одним из компонентов программы Microsoft Office), и которая представляет собой возможность создания последовательных слайдов, содержащих числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.

Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия. Компьютерная презентация не сможет целиком заменить собой работу преподавателя с классной доской, но она значительно упростит работу по предоставлению наглядности. Мы приносим с собой рисунки, схемы, диаграммы, аудио и видео записи (к которым необходимо еще и оборудование для их воспроизведения). Сколько времени будет потрачено зря на поиски нужного материала...

Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию.

Компьютерная презентация помогает нам упорядочить весь наш материал и выстроить его, следуя логике нашего изложения и хранить его в одном файле. Сохранность наших наглядных материалов и возможность их корректирования тоже является важным моментом для преподавателя. У

каждого преподавателя есть свои наработки, так называемый «портфель преподавателя. Срок хранения современных CD дисков достаточно долог.

Еще одно неоспоримое преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости, студент может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, например: с доски формула или схема стерта, и если студент её не успел записать, то преподавателю придётся прервать рассказ и вернуться опять к формуле, что, естественно, нарушит ход изложения материала и отвлечет остальных студентов от работы. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, преподаватель может подробнее остановиться на определённых моментах.

Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация - очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание студента, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения преподавателя будут услышаны и увидены студентом. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы преподавателя.

Содержание лекции (занятия), подача материала варьируются в зависимости от уровня подготовленности учащихся, однако основа неизменна - это тема Вашего курса.

На любом занятии преподаватель решает множество различных задач. Нужно сообщить необходимые сведения по изучаемой теме, проверить качество усвоения материала, поддержать внимание в течение занятия, задействовать чувственное и эмоциональное восприятие, сообразительность студентов.

Для развития познавательных способностей учащихся большое значение должно уделяться объектам реальной действительности. Поэтому я считаю, что необходимо создать банк изображений, анимаций и видеофрагментов. Этот процесс довольно трудоемкий, но является необходимым для построения занятий по иностранному языку вообще и с электронными презентациями в частности.

Тематический принцип построения банка изображений должен быть продиктован удобством использования. Каждый тема содержит множество подтем, в результате материал по каждой из них логично было бы собрать в отдельных папках. Такой подход намного облегчает поиск нужного материала и сокращает время на поиски нужной информации, предоставляя возможность преподавателю больше времени уделять методической стороне занятия.

Параллельно с накоплением материала может осуществляться второй этап работы - создание электронных презентаций в среде Power Point.

Создавая презентацию нужно не забывать о цели ее создания. Для этого необходимо создать презентацию определенного объема, так как зрительный ряд из большего числа слайдов вызовет утомление, отвлечет студента от сути изучаемого материала. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Нужно продумать и обеспечивать понимание смысла каждого слова, опираться на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения. Желательно реализовывать индивидуальный подход к обучаемому, учитывать индивидуальные возможности восприятия. В учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов. Текст может быть представлен в виде основополагающих моментов сообщения.

Необходимо постоянно переключать внимание учащихся для поддержки остроты восприятия. Включение (без ущерба содержанию) в презентацию смешных сюжетов и забавных фактов оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. В связи с этим немаловажным представляется то, что возможность задавать параметры смены слайдов и анимации заложена в среде Power Point. В конечном итоге выбор средств на занятии остается за преподавателем. Но с каждым днем альтернатив становится все больше.

2. Преимущества средств телекоммуникационных технологий для учителя и ученика

На мой взгляд, уже достаточно подробно рассказано о возможностях использования современных информационных и коммуникационных технологий, и поэтому я сейчас, в качестве подведения итогов, хотела бы определить те преимущества, которые открываются для учителя, использующего телекоммуникационные технологии в своей работе:

1) построение собственной творческой лаборатории;

2) возможность чувствовать каждого ученика, приблизиться к его учебным проблемам, выбрать форму помощи;

3) переориентация с роли информатора на консультативную функцию;

4) возможность перехода стандартной деятельности на творческий уровень;

5) снижение физического напряжения учителя;

6) возможность обмена опытом без учета расстояний и экономических проблем;

7) повышение эффективности работы.

На преподавателя возлагаются большие обязанности, ему отводится ведущая роль в учебном

процессе. Используя компьютер, преподаватель выступает в роли исследователя, составителя программ, знатока в области компьютерного обучения.

В последнее время все чаще наблюдается интенсивность участия педагогов в освоении компьютерных технологий, так как компьютерные технологии позволяют совершенствовать работу при подготовке и применении дидактических материалов, методических разработок, применять интегрированные курсы, использовать гибкую систему оценки знаний учащегося, ставить и совместно с учеником решать поставленные задачи.

Можно привести преимущества использования презентаций по отношению к учащимся:

1) снятие комплекса "страха незнания" потому что деятельность переходит с публичной формы в личный простор;

2) новый механизм взаимодействия с учителем (самостоятельно-консультативный);

3) включение функции самоконтроля и самооценки;

4) опыт учебного диалога (в группе);

5) формирование активного познавательного мотива через включение "механизма успеха";

6) повышение эффективности обучения.

Для уроков с использованием Интернета характерны самостоятельность учеников в выборе материала, их активность и заинтересованность. Компьютер в данном случае - это учитель, который терпеливо исправляет ошибки учащихся. Ученика никто не торопит, он сам себе задает темп урока. Хорошо, что ученик сам будет стремиться выполнить как можно больше упражнений и не отстать от сверстников.

Интернет стал необходимым техническим средством обучения, помогающим качественно улучшить процесс изучения иностранных языков. Если в традиционном учебнике материал статичен, то в компьютере он подается с помощью аудио, видео или анимации. Все тексты в Интернете аутентичны. Мало того, они построены по тем же принципам в рамках "критического мышления". Упражнения в электронных учебниках подходят для самостоятельной работы учащихся, так как в виде помощи им прилагаются грамматические таблицы и лексические структуры. Упражнения дополняются акустическими и анимационными трюками, что делает их более наглядными и привлекательными. Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их допускать, что является очень важным моментом в обучении школьников немецкому языку.

Ученики могут работать в подходящем для них режиме: компьютер их не подгоняет, а терпеливо ждет, пока они сами справятся с упражнениями. Компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок и объективно оценивает сделанные упражнения (и ученики соответственно не могут на него "обижаться", как на учителя или обвинить в необъективном к ним отношении).

Тексты с пропущенными словами могут подбираться индивидуально для каждого ученика. Можно варьировать частоту пропусков или включать пропуски в зависимости от грамматической или лексической темы (пропуск артиклей, неопределенной формы глаголов, вспомогательных глаголов, окончании имен прилагательных или существительных). То есть вся работа, которую учителя делают вручную, может быть облегчена и обработана в большем объеме, с большей скоростью с помощью компьютера.

Учебные проекты, связанные с электронной почтой, позволяют применять полученные языковые знания в реальной ситуации письменного общения. Тексты, полученные по электронной почте, могут представлять для учащихся трудности. Но учащиеся заинтересованы быстрее их преодолеть, чтобы понять содержание текста, и составить ответ на полученное сообщение от сверстников. В таких текстах, как правило, используется обиходный язык, что является одновременно и трудным, и привлекательным для учащихся.

3. Методика создания интерактивного проекта - компьютерного слайд-фильма. Практическое использование слайд-фильмов в обучении иностранному языку

Программная среда Microsoft Power Point, предназначенная для создания презентаций, позволяет реализовать самые смелые замыслы. Поэтому, создавая проект, целесообразно обратиться к возможностям программы Power Point.

При создании презентации учащиеся могут выбирать тему самостоятельно, так это может быть представление себя самого, рассказ о любимом музыкальном исполнителе, киноактёре, любимом животном, понравившейся книге, походе в музей и т.п. Термин «презентация» происходит от английского «presentation», что означает «представление». В информационных технологиях презентация - это набор картинок-слайдов на определенную тему, которые могут содержать разнообразный текст, рисунки и изображения, диаграммы и таблицы. Всё это с эффектами анимации, музыкальным и звуковым сопровождением представляет собой слайд-фильм.

1. Констатирующий эксперимент

Работая преподавателем немецкого языка в Жирновском нефтяном техникуме, я провела наблюдение, применение каких методик может повысить мотивацию к изучению немецкого языка в моей практической деятельности, так как студенты не очень заинтересованы в изучении иностранного языка, уровень успеваемости удовлетворительный. В ходе наблюдения я сделала вывод, что на занятиях, где были показаны слайды- фильмы или презентации студенты проявляли больший интерес в изучении иностранного языка. Целью моего эксперимента было выявление влияния слайд-фильмов и презентаций Power Point на мотивацию студентов в процессе изучения иностранного языка.

2. Формирующий эксперимент

Занятия с применением слайд-фильмов на основе презентации в Power Point я провела не во всех группах, так как поставила перед собой задачу: выявить разницу между группами, в которых я провела занятия при помощи данной методики и групп, в которых применяла другие методики проведения занятий немецкого языка.

В течение моей практической деятельности мною было организовано создание проектов «Sehenswuerdigkeiten von Oestereich», «Sehenswuerdigkeiten der Schweiz» и «Regenbogen». В качестве примера рассмотрим этапы создания компьютерного проекта «Regenbogen», рекомендуемого для проведения в рамках изучения темы «Межличностные отношения» (рабочая программа по дисциплине «немецкий язык» ФГОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум» на базе основного общего образования)

Для удобства внесем характеристики проекта в специальную карту со следующими пунктами:

1. Тема проекта «Regenbogen»

2. Тип проекта Творческий, интегрированный (немецкий язык, психология, музыка)

3. Программная идея Создать познавательный компьютерный слайд-фильм «Regenbogen!» и печатное приложение к нему.

4. Конечный продукт Компьютерный слайд-фильм с CD-ROM версией и печатным приложением

5. Основная языковая деятельность Интеграция говорения, чтения, письма и аудирования

6. Время 12 часов

7. Ресурсы Учебники, справочная литература, статьи из научно-популярных журналов, Интернет, программы Microsoft Power Point и Microsoft Word

Цели проекта:

1) создать яркий, интересный и информативный видеофильм к уроку по теме «Межличностные отношения», где кадрами будут цветные слайды, с музыкальным сопровождением и текстом, а также печатное приложение к фильму;

2) обогатить, расширить и систематизировать знания учащихся по теме «Межличностные отношения», совершенствовать развитие иноязычной языковой компетенции и межкультурной коммуникации в целом;

3) обучать учащихся методам групповой и исследовательской работы;

4) повышать уровень самостоятельности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательской и творческой работы;

5) способствовать сплоченности коллектива, развивать ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе творческой деятельности.

В ходе создания проекта выделяются шесть этапов, а именно:

- целеполагание и планирование проекта;

-практическая деятельность учащихся в рамках проекта;

-анализ полученной информации и промежуточный контроль;

- «монтаж» фильма «Regenbogen» (создание презентации Microsoft Power Point; б) озвучивание презентации);

- презентация проекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оценка проекта.

Рассмотрим каждый этап.

I этап. Целеполагание и планирование.

Этап предполагает планирование проекта в рамках тем, изучаемых по программе. Так, при прохождении со студентами 1 курса группы Б-139 темы «Межличностные отношения» по рабочей программе на базе основного общего образования по дисциплине «немецкий язык» БГОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум» я включила в тематику проект о позитивной роли дружбы в жизни человека. На первом занятии я выдвигаю предложение о создании компьютерного фильма по теме «Межличностные отношения» для студентов, изучающих немецкий язык. Приняв коллективное решение «снимать» фильм по данной теме, студенты делятся идеями о том, каким может быть «наш фильм», из каких частей он будет состоять. Было поставлено одно важное условие - фильм должен быть полностью на немецком языке: и сценарий, и титры фильма, а также печатное приложение к нему.

Группа условно делится на четыре группы по интересам и способностям:

• «компьютерные дизайнеры», отвечающие за компьютерное обеспечение проекта. В эту группу могут входить, в частности, те ребята, которые имеют дома подключение к сети Интернет, а также владеющие навыками работы с компьютером и информационными системами (4-5 человек);

• «звукорежиссеры», работающие над музыкальным сопровождением (2 человека);

• «издатели», изготавливающие и оформляющие печатное приложение к фильму (2-3 человека);

• «журналисты», рассматривающие,

позитивное влияние гармоничных межличностных отношений в жизни человека со стороны психологии. Эта группа делится на несколько микрогрупп по 4-5 человек, работающих над отдельными частями фильма.

Каждая группа и микрогруппа получает конкретное задание. Задача журналистов - найти и представить психологический аспект влияния дружбы в жизни человека. Компьютерным дизайнерам

дается задание отыскать в сети Интернет цветные иллюстрации ко всем темам, полученным журналистами. Издателям необходимо продумать интересное решение в оформлении будущего сценария, который и станет приложением к фильму.

II этап. Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

На втором этапе предполагается самостоятельная работа участников проекта над выбранными заданиями. Получение информации подразумевает собой поисковую деятельность учащихся: работу с материалами кабинета иностранного языка и библиотеке, на Интернет сайтах, беседы с учителями психологии и информатики.

Примечание: при необходимости картинки с изображением нужных объектов можно достать не только в сети Интернет, но и отсканировать из литературных источников: энциклопедий, красочных научно-популярных журналов.

На основе найденного материала журналисты пишут свои статьи на английском языке, которые впоследствии станут частями целого сценария.

III этап. Анализ полученной информации.

На занятии проводится обсуждение добытой информации: журналисты зачитывают свои статьи, компьютерные дизайнеры демонстрируют найденные в сети Интернет картинки. Учащиеся анализируют и сравнивают промежуточные результаты: дополняют друг друга, выбирают лучшие варианты изложения фактов, обобщают и конкретизируют полученную информацию. Отредактированные сообщения обо всех аспектах влияния на человеческую жизнь межличностных отношений, объединяются и становятся разделами единого сценария.

Осуществляя наблюдение и контроль за работой, учитель корректирует языковую сторону материала, помогает отобрать нужные лексические и грамматические единицы, доступные уровню студентов 1 курса. Учитель также помогает составить план сценария, следуя логике подачи материала.

Теперь участникам проекта необходимо убедиться в наличии картинок ко всем разделам сценария.

Группа издателей получает задание напечатать сценарий в форме брошюры. Образец сценария фильма находится в Приложении №5.

IV этап. «Монтаж» фильма «Regenbogen»:

а) создание презентации Microsoft Power Point.

Эту часть работы выполняет группа компьютерных дизайнеров под руководством учителя. Материал, который должен быть подготовлен к этому этапу, включает в себя набор картинок, найденных в Интернет или отсканированных их литературных источников. Эти заготовки станут составными объектами «кадров» фильма - слайдов. «Слайд - фрагмент презентации, в пределах которого производится работа над её объектами. Слайд можно рассмотреть как некую систему, состоящую из более простых типовых компьютерных объектов: рисунка, текста, клипа, звука.» Таким образом, отдельные слайды фильма будут содержать не только картинки, но и текстовую (например, название фильма и его разделов), и звуковую информацию (фоновая музыка)

Перед началом работы группа должна иметь детально разработанный сценарий, в соответствии с планом которого и будет определяться последовательность создания слайдов-названий и слайдов-картинок.

На основе изучения работ Г.Евсеева, С. Симонович, А. Гаевского был составлен алгоритм создания презентации Microsoft Power Point, который приводится ниже.

V этап. Презентация проекта.

Презентация проекта проходила в форме открытого урока, на котором присутствовали гости из г. Волгограда и г. Жирновска.

Далее представлен план открытого урока, проведенного в группе Б-139 для студентов 1 курса.

ТЕМА: Kindern - Eltern - Kontakte

ФОРМА ЗАДАНИЯ: практическое занятие, направленное на развитие умений говорения на немецком языке

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 1 час 20 минут

ЦЕЛЬ УРОКА: учить применять ранее полученные знания для развития умений говорения -диалогической речи и монологической речи

ЗАДАЧИ

Учебно-коммуникативные:

1. Активизировать употребление лексики по теме: «Kindern - Eltern - Kontakte», на основе работы с текстом.

2. Учить работать с текстом с полным и точным извлечением информации.

3. Учить обобщать и систематизировать информацию из текста.

4. Развивать навыки аудирования на основе использования компьютерного слайд-фильма «Regenbogen»

5. Совершенствовать умения монологического высказывания при презентации материала по тексту: «Ein glückliches Familienleben».

Развивающие, воспитательные:

- развивать знания студентов информацией о психологии межличностных отношений;

- развивать умения переносить полученные знания и навыки в новую ситуацию

- Воспитывать интерес к изучению немецкого языка посредством использования новых информационных технологий.

ОБОРУДОВАНИЕ, РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

- мультимедийный проектор;

- доска;

- ноутбук;

- DVD - диск;

- тематические картинки;

- карточки с лексикой по теме;

- диалоги с к/ф.

ХОД УРОКА

I. Начальный этап.

1. Организационный момент.

2. Речевая зарядка.

II. Основной этап.

1. Объявление темы и целей урока.

2. Введение в тему. Работа с карточками на доске.

3. Работа с текстом по теме с полным и точным извлечением информации из прочитанного:

а) перевод текста проверяется в качестве д/з;

б) поиск эквивалента русскому предложению;

в) упражнение на соответствие содержанию;

г) групповая работа по усвоению и обобщению материала текста «Ein glückliches Familienleben»;

д) презентация групповых работ.

4. Работа го слайд-фильмом(фронтальная работа):

а) преддемонстрационный этап работы перед показом слайд-фильма(работа с титрами, чтение и перевод);

б) демонстрация слайд-фильма

в) последемонстрационный этап (.выбрать правильный вариант ответа,дополнить предложения правильным вариантом ответа)-парная (работа,назвать верные и неверные утверждения) -парная работа

III. Заключительный этап.

1. Подведение итогов урока.

2. Выставление и комментарий оценок.

3. Объяснение д/з

АНАЛИЗ УРОКА

Цели урока были достигнуты. Урок был грамотно и четко спланирован, все запланированные действия были успешно выполнены. Были задействованы все виды речевой деятельности и все аспекты языка. Содержание выбранного текста, проблемы, поднятые в нем, были интересны учащимся данного возраста - взаимоотношения в семье, межличностные отношения.

Было использовано много раздаточного и демонстрационного материала, который помогал учащимся справиться с разнообразными заданиями. Интересно был подан слайд-фильм «Regenbogen», созданный студентами группы Б-139, содержание которого являлось основной мыслью урока - гармоничные межличностные отношения между людьми.

Для преодоления трудностей в языковом самовыражении и создания позитивной эмоциональной и лингвистической мотивизации на уроке были использованы элементы театрализации, драматизации и инсценирования. Это позволило соединить компоненты учебно-воспитательного процесса в единое целое, сделав их логичными, динамичными и последовательными.

Были использованы Интернет-ресурсы. Учащиеся активно и творчески работали на уроке, благодаря созданию благоприятной дружеской обстановке, тщательному планированию всех этапов урока, использованию информационных технологий на уроке.

На представление конечного результата приглашаются ребята из параллельных групп 1 курса, изучающих немецкий язык, а также учителя иностранного языка.

Для того чтобы презентация была интереснее и увлекательнее, учитель, руководивший проектом, может предварительно составить тестовые задания к каждому разделу фильма и оформить их в виде слайдов в этой же презентации. Это могут быть разного вида упражнения:

- ответить на вопросы;

- выбрать правильный вариант ответа

- дополнить предложения правильным вариантом ответа;

- назвать верные и неверные утверждения.

Фильм демонстрируется по частям. После просмотра каждой части зрители задают интересующие их вопросы по увиденному и выполняют задания.

Интерес к просмотру и прослушиванию фильма у зрителей стимулируется выполнением несложных, но требующих внимания и сообразительности заданий.

В конце мероприятия важно провести подведение итогов и оценку проекта. Зрителям и участникам проекта предлагается высказать свои впечатления в устной или письменной форме.

3. Контрольный эксперимент

В конце практики я провела анализ успеваемости контрольной группы. Оказалось, что успеваемость повысилась на 11%, Интерес и мотивация в группе Б-139 также значительно повысилась. Результаты можно увидеть на диаграмме:_

Группа До эксперимента После эксперимента

Успеваемость 61 72

Мотивация 50 68

Заключение

В результате проведённого исследования мы убедились, что применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран или персональный компьютер для каждого учащегося.

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Таким образом, компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных презентаций в образовании.

Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повысить мотивацию учащихся;

- использовать большое количество иллюстративного материала;

- интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;

- вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

Библиографический список

1. Ариан М.А. .Методика преподавания иностранных языков: Общий курс.- Н.-Новгород: НГЛУ, 2004.-190с.

2. Герасимов A.M., Логинов И.П. Инновационный подход в построении обучения (Концептуально - технологический аспект). Учебное пособие. - МАПКиПРО, 2001.-64с.

3. Коломиец В.А. Ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного образования учителей иностранного языка. Иностранные языки в школе. -2003.№3.-С.86-90.

4.Кочегарова Л.В. Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация. Интернет -журнал « Эйдос».- 2008

5. Матвеева Н.В. Применение компьютерных технологий при обучении иностранным языкам. Информатика и образование.-2006.- №6. -С.72-76.

6. Никитенко С.Г. Интернет для учителей иностранного языка, Учитель.- 2002.-№5.-С.217-222.

7. Олифер Н.А. Новые технологии в обучении. СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С М., 1999

9. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка», «Иностранные языки в школе». 2004.

10. Соломахина И.А. Мультимедийные средства в обучении иностранным языкам. Школьные технологии.-2004.-№5.-С.198-200

акцентировать внимание учащихся

Маркина Наталья Васильевна

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №136», г. Н. Новгород Schola136nn@list.ru

Составление лингвокультурологического словаря на уроках литературы как одна из инновационных форм работы в современной школе Аннотация. В статье описываются преимущества использования лингвокультурологического словаря к художественным произведениям на основе лингвопоэтического анализа текста, как одной из инновационных форм работы на уроках литературы. Лингвопоэтическое изучение художественных текстов направлено на выявление роли каждого конкретного элемента языковой организации текста в передаче определенного идейно-художественного содержания. Создание собственного словаря позволяет учащимся ощутить себя причастными к исследовательской работе, а также решить ряд других задач: воспитать толерантность, развить интерес к урокам русского языка и литературы, раскрыть творческие способности учащихся.

Ключевые слова: лингвокультурологический словарь, ключевые слова, лингвопоэтика, межпредметные связи, культура, творчество, метод проекта, исследовательская работа.

В начале XXI века все чаще говорят об уменьшении места и роли литературы в жизни современного общества. Все это стало следствием глубокой трансформации, происходящей в обществе, и обусловленных ею процессов в развитии культуры XX века. Современную цивилизацию представляют массмедиа, которые взяли на себя функции литературы и искусства. Как показали исследования литературных интересов учащихся, у учеников ослаблена память на прочитанное, резко снизились качество и скорость чтения. Среди прочитанных книг учащиеся практически не называют лирических сборников, пьес, с трудом самостоятельно работают с различными источниками информации. И как следствие этого - снижение грамотности, косноязычие современной молодежи. В подобной ситуации и школьному учителю, и вузовскому преподавателю приходится искать инновационные формы работы, чтобы привлечь учащихся к постижению загадок художественной литературы. Одной из таких форм является создание лингвокультурологического словаря к художественным произведениям на основе лингвопоэтического анализа текста.

Такой анализ помогает учащимся овладеть многими видами умений и навыков филологического цикла, развивает языковое чутье, что является основой орфографических навыков, позволяет рассмотреть языковое явление со стороны семантики.

Смысл слова в художественном произведении никогда не ограничен его прямым номинативно-предметным значением. Буквальное значение слова здесь обрастает новыми, иными смыслами. Для нас важно восприятие учащимися текста, проникновение в его смысл. Вчитывание в слова, создание их концептуальной характеристики позволяет сделать это. Для того чтобы учащиеся ощутили поэтическое слово, необходимо определенным образом организовать работу с художественным текстом. Методическим приемом, способствующим восприятию слова в его эстетической функции, является лингвистический комментарий слова, словарная работа с последующим рассмотрением этого слова уже в художественном контексте, где оно приобретает дополнительные смысловые или стилистические оттенки.

Лингвопоэтическое изучение художественных текстов направлено на выявление роли каждого конкретного элемента языковой организации текста в передаче определенного идейно-художественного содержания. «Предметом лингвопоэтики является совокупность использованных в художественном произведении языковых средств, при помощи которых писатель обеспечивает эстетическое воздействие, необходимое ему для воплощения его идейно-художественного замысла» [1].

Этот метод анализа подразделяется на два направления: лингвопоэтика текста и лингвопоэтика приема. Первый исследует те элементы текста, «утрата которых влекла за собой изменения на содержательном уровне и свидетельствовала об эстетической их значимости..., а второй - различные формальные элементы, содержательная значимость которых изучалась на обширном материале» [2].

Эффективность лингвопоэтического анализа, прежде всего, объясняется желанием ребенка проникнуть в тайну слова, потребностью разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем, интуитивной способностью проводить семантико-структурные параллели между родственными словами.

Создание собственного словаря позволяет учащимся ощутить себя причастными к исследовательской работе, а также решить ряд других задач: воспитать толерантность, развить интерес к урокам русского языка и литературы, раскрыть творческие способности учащихся.

Использование словаря на уроках создает у учащихся целевую установку на усвоение школьной программы, формирует убежденность не только в учебной значимости, но и в практической пользе навыков по русскому языку и литературе, развивает интеллект, приобщает к истории и культуре своего народа. Занятия с лингвокультурологическим словарем позволяет увидеть слово под новым углом зрения, позволяет интерпретировать художественный текст.

Наше время ставит перед каждым человеком задачу непрерывного образования, решение которой в большей мере определяется умением работать со словарями и справочной литературой. Даже обращаясь к словарям, учащиеся не всегда учитывают в должной мере всех сведений о слове. Формирование умений пользоваться словарем, читать словарную статью, воспитание потребности обращаться к словарю связаны с воспитанием бережного отношения к языку, чуткого внимания к слову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.