Научная статья на тему 'Креативный подход к применению современных педагогических технологий на уроках химии'

Креативный подход к применению современных педагогических технологий на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малиновская Юлия Владиславовна

В работе представлен опыт использования таких образовательных технологий как: технология мастерских; игровые технологии на уроках химии в средней и старшей школе. Предложены сценарии уроков, описаны методические находки и приемы, позволяющие сделать современный урок «креативным».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малиновская Юлия Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативный подход к применению современных педагогических технологий на уроках химии»

Малиновская Юлия Владиславовна,

гандидат педагогических наук, учитель химии, ГБОУ «СОШ № 89», г. Санкт-Петербург [email protected]

Креативный подход к применению современных педагогических технологий

на уроках химии

Аннотация. В работе представлен опыт использования таких образовательных технологий как: технология мастерских, игровые технологии на уроках химии в средней и старшей школе. Предложены сценарии уроков, описаны методические находки и приемы, позволяющие сделать современный урок «креативным».

Ключевые слова: креативность, технология мастерских, игровые технологии.

Современный урок химии. Каким он должен быть, что бы это был урок «которого ждут»? Конечно, невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Каждый из нас ответит на него по-своему.

Наверное, все мы понимаем, что урок должен быть интересным. Ведь если ребенку скучно, он не станет слушать, а если его заставить, то он все равно ничего не поймет и не запомнит.

На уроке должна царить особая атмосфера сотворчества и взаимопонимания. Дети не должны уставать, а должны испытывать радость общения и познания, т.е. современный урок должен быть «креативен», должен позволять детям раскрыть и проявить свои творческие способности.

Сделать урок «креативным» позволяют такие педагогические технологии как: технология мастерских и игровые технологии. Однако, мало использовать саму технологию, необходимо, чтобы при отборе содержания урока учащимся предлагался «креативный» материал в чем и заключается креативный подход.

Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем [2].

В креативном подходе к применению технологий, креативным должен быть, прежде всего, сам учитель. Он должен уметь придумывать, разрабатывать нетрадиционные, оригинальные задания для учащихся.

Рассмотрим креативный подход на примере использования технологии мастерских.

Технология мастерских чаще используется педагогами при преподавании предметов гуманитарного цикла или классными руководителями для проведения классных часов. Однако, опыт показывает, что эта технология успешно может быть использована и на уроках химии.

Ведь мастерская создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, посредством творческой (креативной) деятельности каждого.[1]

Целесообразно использовать технологию мастерских для проведения уроков повторения и систематизации знаний.

Креативный подход в использовании технологии мастерских заключается в применении на мастерской оригинальных и нетрадиционных для урока химии заданий.

Например, для обобщения и систематизации знания по темам: классификация, номенклатура и свойства неорганических веществ в 8 классах проводится мастерская «Материк неорганических веществ».

Перед началом мастерской дети делятся на 3 группы.

Индуктор: задается «ключ общения» - слово-образ «КАРТА». Учитель записывает его на доске и предлагает собрать круг ассоциаций, которые связаны с картой у каждого из участников мастерской.

Вместе с детьми, учитель выясняет, что карты бывают: игральные, местности (географические), пластиковые и т. п. Останавливается на картах географических. Что изображают на географических картах? Какие географические карты вам известны? (карты мира, материков, районов, городов и т. п.)

Создание творческого продукта Учитель предлагает каждой группе выполнить задание:

Группа 1: изображает (рисует) на листе ватмана МАТЕРИК СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВ

Группа 2: заготавливает таблички с названиями объектов, которые будут находиться на территории материка

Группа 3: рисует «фотографии» жителей, называет их.

Социализация

После завершения работы, группы предъявляют «продукт». И результатом работы на этом этапе является КАРТА.

Корректировка творческого продукта

На этом этапе учитель вместе с детьми корректирует «продукт» (исправляет ошибки).

Рефлексия

Учитель предлагает участникам мастерской ответить на вопросы:

Что вам понравилось в мастерской?

Какие интересные, творческие идеи тебе запомнились?

Какие ошибки вы допустили при работе с картой?

Помогла мастерская в изучении темы? и т. п.

Если говорить об игровых технологиях, то в современной школе игровая технология используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• как элементы более обширной технологии;

• в качестве технологии занятия или его фрагмента;

• как технология внеклассной работы. [3]

Опыт работы показывает, что целесообразно с помощью игровых технологий проводить обобщающие уроки.

Например, для обобщения и систематизации знаний учащихся 10 класса по теме «Углеводороды» можно провести интеллектуальную игру «Знатоки химии».

Отличительной особенностью представляемой игры является то, что задания, которые выполняют учащиеся, предлагаются им в нетрадиционной «креативной» форме, что говорит о креативном подходе к использованию технологии.

Для проведения игры класс делится на команды, которые в процессе игры выполняют различные задания и зарабатывают баллы.

Перечень заданий

• Эрудит - лото (10 баллов)

• Лабиринт (5 баллов)

• «Детский» вопрос (6 баллов)

• Криминальное агентство (2 балла)

• Страна превращений (3 балла)

Эрудит - лото: учащиеся отвечают на 10 вопросов в форме теста и выбирают правильный ответ из четырех предложенных (А,Б,В,Г), подняв карточку с выбранной буквой.

Примеры вопросов:

1. «Земляное масло», «черное золото» - так называли эту смесь углеводородов, которая в настоящее время является основным видом топлива. Название этой смеси:

А) уголь Б) асфальт В) нефть Г) торф

2. Часто грибники видят, что в лесу из болота вырываются пузырьки газа.

От спички газ вспыхивает, и слабосветящееся пламя начинает блуждать по болоту. Название этого газа:

А) метан Б) пропан В) этилен Г) ацетилен

3. В 1825 году английский физик Майкл Фарадей производил опыты по сжижению светильного газа, использовавшегося в Лондоне для газового освещения.

Он выделил из этого газа неизвестную жидкость, замерзавшую при температуре + 50 С и кипящую при 80 0 С и назвал ее «карбюрированным водородом».

Через 7 лет химик Мичерлих определил молекулярную формулу этого вещества и переименовал его в бензин. В 1865 году немецкий химик Август Кеккуле предложил структурную формулу этого вещества, которое к тому времени было еще раз переименовано Либихом в:

А) толуол Б) бутан В) пентен Г) бензол

4. Еще будучи воспитанником пансиона в Казани он начал интересоваться химией. Вместе с товарищем он пытался изготовить то порох, то «бенгальские огни». Однажды, один из опытов привел к взрыву, и воспитатель сурово наказал ученика. Три дня подряд он во время обеда стоял в углу с черной доской на шее, на которой было написано «Великий химик».

Мог ли воспитатель предположить, что эти слова скажутся пророческими для...

A) Михаила Васильевича Ломоносова Б) Дмитрия Ивановича Менделеева

B) Александра Михайловича Бутлерова Г) Николая Николаевича Зинина

Далее учащимся предлагается пройти по лабиринту:

Следующее задание: «Детский» вопрос

Маленькому мальчику Пете купили конструктор «Лего».

Петя взял 4 красных и 8 синих деталек и собрал паровозик. Когда паровозик ему надоел, он его разобрал и из этих 12 деталек собрал машинку. Действуя методом мальчика Пети, проделайте на бумаге то же самое, если в вашем распоряжении 4 атома углерода и 8 атомов водорода.

Выполняя это задание, учащиеся должны составить изомеры для вещества состава С4Н8

Следующее задание: «Криминальное агентство». В тюрьму города С-Петербурга привезли двух преступников по фамилиям: «Этанович» и «Эти-ленович». Преступники по внешнему виду были так похожи друг на друга, что их, чтобы не перепутать, поместили в разные камеры. Привезли преступников ночью и надзиратель, спросонья, не запомнил какой преступник в какой камере. Поэтому, утром, пришлось вызывать группу экспертов - криминалистов для установления личности каждого. Выполните работу экспертов. Страна превращений. Учащиеся должны ответить на вопрос: какие чудесные превращения происходили с метаном и написать уравнения происходивших реакций.

Отправился как-то раз метан на рыбалку, прихватив по дороге в магазине шоколадку в красивой блестящей обертке под названием «Катализатор». Название больно понравилось!

На берегу речки разбил палатку, развел костерок, разомлел на солнышке, достал шоколадку, откусил и.....Вдруг кажется метану, что стал он совсем другим человеком: нет прежней легкости в движении, появились два странных П - ореола. Но дело к вечеру, горемыка уснул, и скатился в костер. Не пугайтесь! Костер к тому времени совсем затух, одни раскаленные угли остались. На утро, идущие мимо прохожие заметили лишь небольшую лужицу со странным запахом недалеко от палатки метана.

Ответом на это задание являются два уравнения реакций: 1. Превращение метана в ацетилен (реакция крекинга метана), 2. Превращение ацетилена в бензол (реакция тримеризации).

Мы рассмотрели лишь два примера креативного подхода к применению педагогических технологий. В современной школе такой подход должен использоваться постоянно. Конечно, не возможно, да и не нужно проводить каждый урок с использованием технологии мастерских или игровых технологий, так как на таких уроках, как правило, отсутствует серьезный труд обучающихся, невысока их результативность. В силу этого они не должны преобладать в общей структуре обучения, преподавателю необходимо определить место нетрадиционных уроков в своей работе. Однако, можно попытаться внести в каждый урок «изюминку» - нечто не традиционное, оригинальное, близкое и интересное детям.

Библиографический список

1. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентации для педагогов и школьников, СПБ.: Паритет, 2003.

2. Маслоу А. Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл.1999.

3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. - М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. - 269 с.

Малышкина Лариса Ивановна,

преподаватель иностранного языка, ГБОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум» [email protected]

Использование презентаций Power Point и слайд-фильмов в обучении иностранному языку Аннотация. Статья посвящена эффективности использования презентаций Power Point и слайд - фильмов в обучении иностранному языку в учебных заведениях СПО.

Ключевые слова: Power Point, слайд-фильм, эффективность использования презентаций, интерактивный проект.

Темой моего исследования является использование презентаций POWER POINT и слайд фильмов в обучении иностранному языку. Компьютерные мультимедиа средства обладают колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией входят в ту группу средств коммуникационных технологий, с помощью которых мы не только узнаём о проблемах, происходящих вокруг нас, но и получаем дополнительную информацию, с помощью которой открываем для себя новые горизонты, покоряем неизведанные информационные вершины.

В настоящее время произошли значительные преобразования в области образования. В част-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.